Какие чувства вызывает вальс цветов чайковского
Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов»
Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор, чьи гениальные сочинения восхищают меломанов всего мира. Его музыкальное наследие насчитывает множество произведений в различных жанрах, которые, завоевав непомерную любовь публики, приобрели статус международных хитов. К таким совершеннейшим творениям Чайковского относится сказочный балет « Щелкунчик », ставший чудесным символом самого любимого праздника — Нового Года. Завораживающе прекрасная музыка волшебного спектакля насыщена яркими номерами. Особое восхищение вызывают удивительные танцы из Дивертисмента II акта: «Кофе», «Чай», «Шоколад», «танец Феи Драже», «Трепак» и, несомненно, обворожительный «Вальс цветов» — произведение, которое ценители классической музыки называют не иначе как инструментальным «пиршеством».
Историю создания «Вальса цветов» П.И. Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
История возникновения «Вальса цветов» неразрывно связана с созданием Петром Ильичом Чайковским музыки к балету « Щелкунчик », время сочинения которого пришлось на 1890-92 год.
То, что мы имеем возможность восхищаться одним из самых любимых балетов, необходимо выразить благодарность не только Петру Ильичу, но и Ивану Александровичу Всеволжскому — директору императорских театров. Этот талантливый руководитель постоянно просматривал немало литературы, выискивая материал, который мог бы быть использован в качестве основы для музыкальных спектаклей. Так, в 1890 году ему пришла идея на сцене Мариинского театра поставить не обычный спектакль, а пышную феерию, включающую в себя как оперу, так и балет.
Для одноактной оперы было выбрано произведение датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене», а для двухактного балета повесть-сказка немецкого писателя-романтика Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» .
Долго не раздумывая, Всеволжский, поскольку в Мариинском театре в то время готовились к премьерной постановке « Пиковой дамы », предложил Петру Ильичу осуществить замысел и написать музыку к выбранным произведениям. Отказаться композитор не мог, но за музыку к « Иоланте », как впоследствии была названа опера, композитор не беспокоился, а вот балет у него вызывал не просто много сомнений, а ужас.
Изначально Чайковский записал сюжет с устного изложения Ивана Александровича, и лишь затем начал тесно сотрудничать с балетмейстером Мариусом Петипа , который к тому времени уже создал к «Щелкунчику» подробную хореографическую экспозицию. Однако работа над балетом всё же шла с большим трудом. Чайковский в отчаянии жаловался и брату Модесту, и Всеволжскому, что у него кроме скверной мерзости ничего не выходит, и от этого он чувствует себя очень несчастным. Тем не менее работа над «Щелкунчиком» продолжалась непрерывно. Весной 1891 года, выезжая за границу, все мысли Петра Ильича были заняты музыкой балета, первое действие которого ему удалось закончить в марте в Париже. Второй акт композитор начал в Руане, а затем из-за концертов во французской столице, намеченных на начало апреля, сочинение музыки к «Щелкунчику» приостановил. Далее предстоящая поездка в США на открытие концертного зала Карнеги-холл внесла свои коррективы в работу над балетом. Сильно переживая, что не сможет выполнить взятые обязательства, Чайковский отправил Всеволжскому послание с просьбой перенести премьерный показ спектаклей на следующий театральный сезон.
Вернувшись в конце мая из путешествий, композитор, долго размышлявший над музыкальным видением сказочной повести Гофмана, в июне в эскизах произведения, среди которых был вышеупомянутый «Вальс цветов», наконец-то смог поставить последнюю точку. А когда в декабре 1891 года Пётр Ильич приступил к оркестровке нового сочинения, то у него сразу возникла идея — из наиболее ярких номеров произведения создать сюиту. Инструментовка «Щелкунчика» была закончена в феврале 1892 года, а в следующем месяце шесть номеров из балета, в том числе и «Вальс цветов», под управлением автора с большим успехом прозвучали на одном из симфонических концертов РМО.
К репетициям балета «Щелкунчик» приступили осенью, а премьерное исполнение спектакля состоялось в декабре 1892 года.
Содержание
По содержанию балета «Щелкунчик» , когда злые колдовские чары были разрушены и неуклюжая кукла превратился в прекрасного юношу, принц и Мари отправились в сказочное королевство. Там в волшебном городе Конфитюренбурге для прибывших гостей устраивают роскошный праздник с танцами. Счастливые Мари и принц присели на луг, который вдруг покрылся красивыми цветами. Вот тогда-то, приблизительно в середине второго акта и звучит чарующая музыка «Вальса цветов».
Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение. А далее остаётся только одна восхитительная арфа . Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.
Первая часть вальса (Dolce cantando), включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов . Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом. Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы. Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои . При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков. Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей . Вслед за тем, после повторения первой темы среднего раздела, проведение которой теперь поручено скрипичной группе, вновь возвращается тематический материал первой части, однако теперь характер музыки из возвышенно — мечтательного и созерцательного превращается в парадный и жизнеутверждающий. Завершается вальс кодой с пышным и фееричным звучанием всего оркестра.
«Вальс цветов» — эта романтичная, чувственная и нежная композиция причисляется к самым узнаваемым произведениям великого Петра Ильича Чайковского. Бессмертное творение, выделяющееся сказочной красотой, звучит подтверждением, что зло будет повержено, а добро обязательно одержит победу. Завораживающая музыка Вальса, глубоко проникающая в душу, ассоциируется с теплым лучом солнца, который отогревая душу, воскрешает надежду, что любовь, радость и счастье будут сопровождать нас всю жизнь.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов»
Источник
Какую тайну хранит «Вальс цветов» Чайковского?
Конечно же, не только любителям балета знакома теплая, весенняя мелодия «Вальса цветов» Петра Ильича Чайковского. Достаточно сказать, что на ютюбе это самое популярное его произведение, и не только балетное, собравшее на данный момент 51 млн. просмотров.
Вальс Цветов в постановке Василия Вайнонена, Мариинский театр
Однако вряд ли многим из вас известно, что изначально у этого вальса был совсем не радужный подтекст, и отражал он не весну, солнце, счастье (остальное допишите сами), а наоборот — был пропитан аурой заката человеческой жизни.
Кстати, а как правильно? Можно встретить много разных названий сего опуса: «Вальс цветов», «Розовый вальс», «Золотой вальс», и даже «Серебрянный». Можно встретить объяснение, что на премьере его танцевали одетые в розовое танцовщики, поэтому его называют «розовым». Однако это не так.
Известно, что изначально балет «Щелкунчик» должен был ставить Мариус Петипа. Так вот, он в своем план-заказе Чайковскому написал буквально следущее:
Вальс цветов и больших гирлянд. 8 тактов вступления, затем то же количество тактов, что и в сельском вальсе в «Спящей красавице» (2-я картина).
Маленький человечек ударяет в ладоши, появляются 36 танцовщиков, одетых цветами, которые несут большой букет ангелик и подносят жениху с невестой. Как только они его отдают, танцовщицы и танцовщики, как это принято в операх, становятся в позицию и начинают танцевать.
Как вы видите, изначальное название почти такое, к которому мы привыкли — «Вальс цветов и больших гирлянд» . Не розовый, не золотой, не серо-буро-малиновый и т.д. Но план-заказ — это одно. Может быть, фактически, на сцене, все обстояло по-другому? Может быть танцовщики изображали какие-нибудь розовые цветы, не ангелики, поэтому вальс все-таки розовый? Например, розовые розы Светке Соколовой.
Однако ж, не розы, и не розовые. Это были бархатцы.
Известный факт — осенью 1892 года Мариус Петипа занемог и не завершил балет. Вместо него постановку заканчивал Лев Иванов. Гипотезы о том, почему Петипа самоустранился, выдвигаются разные, но скорее всего, это был комплекс причин — общая усталость, болезнь и душевная травма .
А травма эта была связана с утратой 15-летней дочери — Евгении Петипа, подававшей надежды на балетном поприще.
Евгения Петипа была второй дочерью от второго брака балетмейстера — с Любовью Савицкой (всего — четвертой по старшинству из восьми, включая 2-х детей от предыдущего брака с Марией Суровщиковой; не учитывая еще 2-х внебрачных детей).
Петипа не очень-то хотел для его сыновей балетной карьеры. Другое дело — дочери. Отец семейства сам обучал их азам балета в студии, находящейся у них в квартире. Евгения считалась самой талантливой из всех его детей, и сам Петипа возлагал на нее надежды, как на будущую приму, которой удастся сделать долгую и успешную карьеру. Однако ее жизнь рано оборвалась — в 15 лет ей был поставлен диагноз саркома. Потребовалась ампутация ноги, но даже это не помогло. Петипа сам присутствовал на операции, и так настрадался, что его хватила нервная болезнь, на почве которой он затем разгромил домашнюю балетную студию, а остальных дочерей — Любовь и Веру — отдал в театральное училище.
Душевный кризис и болезнь, вызванный смертью дочери, были несовместим с работой, поэтому буквально за 2 месяца до премьеры постановку доверили Льву Иванову.
До сих пор не совсем понятно, сам ли все ставил Иванов, или его консультировал Петипа, и если консультировал — по каким конкретно номерам, и до какого предела. Но факт в том, что в день премьеры, 6 декабря 1892 года, в «Вальсе цветов» ансамбль танцовщиков представлял из себя золотую вазу, в которой были бархатцы (отсюда, вероятно, и появилось название «золотой вальс»). Эффект вазы с торчащими из нее цветами достигался поднятием в воздух восьми солисток (среди которых была и Ольга Преображенская) мужчинами из кордебалета.
Почему именно эти цветы?
В день смерти Евгении Петипа, 26 августа 1892 года, в саду у Петипа неожиданно расцвели как раз они. И именно по этой причине танцовщики на премьерных спектаклях изображали бархатцы — то была дань уважения любимой дочери маэстро.
Впоследствии вальс переделывался много раз. В том числе и по причине того, что критика встретила номер далеко не с тем энтузиазмом, что и вальс снежинок из 1 акта, например. Бархатцы оттуда исчезли, танцовщики перестали изображать золотую вазу. Вместе с ними исчез и скрытый в номере подтекст. Появились розовые одеяния. Вальс стали называть «розовым», «серебрянным» (постановка Юрия Григоровича). В некоторых редакциях под эту музыку вообще не цветы танцуют.
Кстати говоря, в отличие от того количества танцовщиков, что изначально заявлял Петипа (36), на премьере танцевало 32 человека — 24 артиста кордебалета и 8 солисток. В дальнейшем и это количество стало уменьшаться. В наиболее приближенных к оригинальной постановке Иванова версиях — Джорджа Баланчина и Питера Райта, — задействована 1 солистка и кордебалет (у Баланчина — 14 танцовщиц, у Райта — 12 танцовщиц и 4 танцовщика).
Конечно, во всей этой истории смущает одно — какой-то волшебной легендой веет от истории о том, что в день кончины дочери Петипа у него в саду внезапно расцвели цветы. Американский ученый Роланд Джон Уайли, который, собственно, и раскопал эту историю, не приводит каких-либо ссылок на источник, из которого он это взял (хотя обычно нашпиговывает свои работы ссылками только так).
Вполне возможно, что бархатцы выросли не в этот конкретно день, а раньше или позже. А может, и в этот. Кто его знает?
На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь , комментируйте, делитесь с друзьями.
Источник
Беседа о музыкальном произведении. П. И. Чайковский. «Вальс цветов»
Любовь Чернова
Беседа о музыкальном произведении. П. И. Чайковский. «Вальс цветов»
БЕСЕДА О МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ВАЛЬС ЦВЕТОВ»
Задачи музыкального развития:
• учить вслушиваться в музыку, понимать ее характер, содержание.
• развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
• формировать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении.
• воспитывать любовь и интерес к музыке отечественных и зарубежных композиторов, классической, народной и современной музыке.
• учить детей отзываться, высказываться о музыке, формировать словарь терминов.
• педагог обязан формировать музыкальный – эстетический вкус.
Перед проведением беседы воспитатель готовит наглядный материал с изображением цветов (гербарии, различные аппликации, картины, искусственные, бумажные цветы, затем рассаживает детей по местам, и начинает беседу.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие детки, сегодня к нам в гости пришли цветочки, посмотрите какие они красивые, тут и розочки и тюльпаны и ромашки, эти цветочки не простые, а волшебные, и если вы будете внимательно за ними наблюдать, то сможете увидеть, как распускаются их лепестки. А для того чтобы это увидеть мы с вами послушаем замечательное музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов». Детки скажите, а вы любите слушать музыку?
В. Давайте с вами подумаем, какой может быть музыка?
Д: Радостной, грустной, нежной, печальной, трогательной, ласковой, торжественной и т. д.
В. А как вы думаете, что можно делать под веселую музыку?
Д. Танцевать, играть и т. д.
В: Давайте попробуем поиграть с нашими волшебными цветочками в игру, которая называется «Три цветка».
Руководитель раздает детям по три цветочка на которых нарисовано «лицо» спящее, плачущее или веселое, изображающих три характера музыки: ласковая (убаюкивающая, грустная, веселая. Затем проигрывает различные произведения, и просит детей поднять цветок соответствующий характеру музыки.
В. Молодцы детки, а хотите увидеть, как наши цветочки превращаются в волшебные?
В. Тогда давайте внимательно послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов», и увидим, как наши прекрасные розочки и тюльпанчики оживут. Дети прослушивают произведение. Ребята как вы думаете, сколько частей в этом произведении?
В. А что вы представляли, слушая музыку?
Д. Красивые цветы, как они распускаются, как пахнут.
В. Какие цветы, вы представляли?
Д. Ромашки, васильки, розы, и т. д.
В. Заметили ли вы волшебство?
В. Детки, наши волшебные цветочки уже устали, и хотели отправиться домой, но прежде чем с ними попрощаться, давайте ответим на несколько вопросов. Ребята скажите, понравилось ли вам музыкальное произведение?
Д. Да, понравилось.
В. Какой была эта музыка?
Д. Радостной, нежной.
В. А чем бы вам хотелось заниматься во время прослушивания?
Д. Танцевать, играть.
В. Запомнили ли вы автора и название этого музыкального произведения?
Д. Да, запомнили. Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов».
В. Спасибо детки, наши цветочки очень довольны, давайте с ними попрощаемся. Дети прощаются, воспитатель дарит каждому ребенку по бумажному цветочку.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»
Цель: Развивает восприятие, воображение, мышление, учит правильно воспринимать и чувствовать музыку, улавливать характер произведения.
Игровой материал: Карточки (по числу играющих) на которых изображен медведь, зайчик, птичка и т. д.
Ход игры: Детям раздают по одной карточке.На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадамского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.Например: после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Фильм «Цветочное лето» — вспомним лето. Уважаемые МАААМовцы — добрый вечер или день! Еще одно мое увлечение или хобби — цветоводство. Я очень люблю выращивать цветы,садовые.
«Путешествие в страну Вальса». Тематическое музыкально-ритмическое занятие в старшей группе Тематическое музыкально – ритмическое занятие в старшей группе. Ещенко Л. В. ПДО Поволоцкая Л. А. Муз. руководитель Программные задачи: 1. Учить.
Источник