Он верен Гриневу младшему, но старается действовать, соответствуя ожиданиям отца Петруши. На протяжении всего произведения выбор Архипа варьируется между здравым смыслом и прихотями своего воспитанника, поэтому читателю и самим героям романа становится жалко простого крестьянина: «Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом.
Мне было жаль бедного старика», — так о своем слуге говорит Петруша Гринев.
Савельича, также, характеризует его отношение к своему молодому подопечному. Архип обходится с Петр Андреичем, как со своим ребенком:«. дитя причесан, умыт, накормлен», — так Савельич заявляет о том, что его барин нуждается в заботе, а слуга, как отец, может ее предоставить.
Архип, несмотря на свой статус в обществе, показывает нам человека, который требует к себе уважения: он не пьет, старается не во всем потакать Гриневу младшему, потому что некоторые его идеи — абсурд.
Нельзя отметить умение Архипа экономить и знание цены деньгам. Еще бы, ему положено по происхождению: «Он мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя, качая головою: «Сто рублей! легко ли дело!»»
Образ Савельича в романе «Капитанская дочка» вызывает у читателя различные чувства, потому что данный персонаж, несмотря на второстепенность, многогранен и раскрывается автором с разных сторон. Одно можно сказать точно: Савельич — хороший человек.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Его простота и наивность, и в то же время житейская мудрость и преданность.
Савельич — простой человек из народа. Он с детства был дядькой при молодом Петруше Гриневе, а до этого был стремянным у его отца. Это положительный образ.
В повести он уже старик, и поэтому его речь характеризует его не только как простого крестьянина, но и как человека, умудренного жизненным опытом.
Несмотря на существенную разницу в возрасте Савельич никогда не забывал о том, что он слуга. Поэтому он всегда обращается к Гриневу уважительно, именуя его то «барин», то «батюшка».
Он часто ворчит, но ворчание его относится чаще к собственным ошибкам — не доглядел, не позаботился
Перечислим основные черты, которые характеризуют этого персонажа: Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга. Добрый – эту характеристику дает ему сам автор: «добрый дядька». Он не пьет, что для крестьян было большой редкостью. Хозяйственный – он закупает все необходимое для своего барина, следит за его одеждой и содержит комнату в чистоте. Любит поучать молодого хозяина – его нельзя было унять, если он «примется за проповедь». Очень упрям – «не переспорить упрямого старика», «зная упрямство дядьки…». Ворчлив – «опять заворчал». Недоверчив – «посматривал подозрительно». Большой любитель поспорить и поторговаться. У Савельича собственные представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно проигрывается, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение дворянской чести, а с другой – справедливость. Ведь те, с кем Гринев играл, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет поступить так, как велит ему житейская мудрость. Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит от своего молодого господина даже слова благодарности. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Так полагают и все остальные крепостные люди.
Образ Савельича в романе «Капитанская дочка» вызывает у читателя различные чувства, потому что данный персонаж, несмотря на второстепенность, многогранен и раскрывается автором с разных сторон. Одно можно сказать точно: Савельич — хороший человек.
Источник
В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.
В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче. Автор правдиво показывает образ Савельича, дядьки Гринева, крепостного крестьянина в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан
для обучения француз. А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.
Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства.
«Капитанская дочка» — повесть, в которой Савельич показан не как унижающийся перед господами слуга. Так, в ответ на несправедливые и грубые упреки Гринева-отца он
в своем письме называет себя «верный ваш слуга», «раб», как это было принято в то время при обращении к господам крепостных. Однако тон письма этого героя проникнут чувством человеческого достоинства. Душевное богатство, внутреннее благородство его натуры полностью раскрывается в глубоко человеческой и совершенно бескорыстной привязанности одинокого, бедного старика к своему воспитаннику Петруше.
Поначалу Петруша — беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельник-недоросль, мечтающий о легкой, исполненной всяческих удовольствий жизни столичного гвардейского офицера. Все эти черты его характера наглядно выступают в эпизоде встречи в Симбирске с гусарским офицером Зуриным и в обращении, в связи с этим, с преданным ему не за страх, а за совесть Савельичем. Подражая взрослым, он грубо и несправедливо ставит Савельича на «подобающее», как это ему кажется, место крепостного слуги, раба. «Я твой господин, а ты мой слуга… советую не умничать и делать то, что тебе приказывают», — говорит он Савельичу. Опека старика порой тяготит Петра: «. я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок». Он кричит на Савельича и в то же время сознает, что кругом неправ и ему глубоко «жаль бедного старика». Петру становится стыдно, что он так грубо обошелся со стариком, искренне к нему привязанным, неустанно пекущемся о нем. В том, что он сам просит прощения у своего слуги, раскрывается его настоящая сущность: умение признать свою вину, его искренность и доброе отношение к Савельичу.
Всем своим поведением позднее Петр Андреевич Гринев доказал свою верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью, как бы ни было самое понятие чести и долга определено и ограничено его классовыми, дворянскими предрассудками.
В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, как постепенно преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях, и мы видим, как легкомысленный юноша, почти мальчик, становится мужчиной, зрелым человеком, способным отвечать за свои поступки.
поможет понять его внутренний мир, его переживания, он — крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.
Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.
Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.
В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном — в том, что он не донес о дуэли!
Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.
Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.
Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».
Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.
Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.
В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали — смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.
С первых строк романа и до самого конца рядом c находится его дядька – Архип Савельич, который в качестве стремянного участвовал не в одном боевом походе отставного премьер-майора, отца Петра Андреевича Гринева. Зная исполнительность своего стремянного, его трезвый, разумный характер, Андрей Петрович доверил своему боевому товарищу начальное воспитание сына.
Это был дворовый крепостной старшего Гринева. Он отличался, прежде всего, преданностью своим хозяевам, исполнительностью, некоторой долей здравого честолюбия. Старший Гринев мог смело доверить ему своего отпрыска и не волноваться за него без причины.
Правда, когда Петру исполнилось 12 лет, из Москвы выписали французского гувернера. Это очень не понравилось Савельичу. В нем проснулась какая-то ревность по отношении к французскому учителю. Но ревность эта выражалась в его ворчании. Савельич не мог не видеть загулов француза, однако он не занимался доносительством. И учитель какое-то время мог благоденствовать в имении, делая вид, что обучает дворянского недоросля наукам.
Когда Петру исполнилось 17 лет, отец решил отправить его на службу. В качестве стремянного, денщика и слуги с ним отправили все того же Савельича. В Симбирском трактире Гринев познакомился с Зуриным, который просто воспользовался неопытностью молодого человека, и «раскрутил» его, развел, как сейчас говорят, на деньги. И тут Гринев столкнулся с упрямством Савельича. Этот мужик готов был стоять стеной за «барское добро». Гринев нагрубил старику, заявив, что он хозяин деньгам, чем сильно опечалил его. Молодой Гринев повел себя недостойно, и Савельич по-отечески отчитал его, но ему и в голову не пришло сообщать о чем-либо отцу.
Савельич был обижен и молчал всю дорогу, когда они выехали из Симбирска. Но он не взваливал всю ответственность за случившееся на молодого барина, в душе винил и себя, что оставил Петра без присмотра. Он не был злопамятен, и простил молодого человека, когда тот искренне покаялся перед ним.
Савельич знал цену деньгам и вещам, и долго не мог простить подаренного Гриневым заячьего тулупа, который расползся по швам, как только тот надел его. Он готов был спорить из-за каждой хозяйской ложки, одежды, копейки. Савельич иногда забавен. Например, когда подал Пугачеву свой список господского добра, похищенного разбойниками. Он был упрям. И если дело касалось барского имущества, денег, или жизни молодого Гринева, переупрямить его было очень трудно.
Савельич отказался остаться в городе, когда Гринев собрался в Белогорскую крепость, и поехал вместе со своим молодым барином.
Своей жизнью Гринев обязан этому преданному и верному слуге, который не побоялся смерти и бросился в ноги, чтобы защитить от виселицы молодого барина. Он готов был сам на виселицу ради жизни молодого хозяина. За время службы Гринев в полной мере сумел оценить преданность и надежность своего слуги, и поэтому, не задумываясь, отправил Машу Миронову в имение своих родителей вместе со своим дядькой. Лучшего сопровождающего было просто не сыскать. Конечно, Гринев понимал, что Савельич мог отказаться оставить своего барина, и тогда Гринев решил действовать лаской, не давить на слугу силой, а убедить его в необходимости принятого решения. Ему удалось это. Вместе с Савельичем Маша в целости доехала до имения Гриневых, где была принята как родная.
Ф. Одоевский писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое…». Некоторые литературоведы пишут, о том, что у Савельича сознание раба. Нет. Этот человек знает себе цену и имеет чувство собственного достоинства. Если кто и обладал в этом произведении сознанием раба, так это – офицер и дворянин
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» создан А.С. Пушкиным неслучайно, он олицетворяет собой национальный русский характер наравне с капитаном Мироновым, окружением Пугачева. Попробуем вспомнить, каков был этот верный и преданный слуга семьи Гриневых.
Савельич. Актер А. Шишков. Х/ф «Капитанская дочка». 1958
Архип Савельич – герой второго плана, его образ несет в себе наиболее значимые для Пушкина черты простого человека из народа. Это, прежде всего, преданность, умение любить, смирение, способность сохранять достоинство, несмотря на унижение. У него доброе сердце, и своего воспитанника Петрушу он воспринимает не как барчука, а как собственного ребенка. Несмотря на собирательность образа, прототипом Савельича можно считать некоего крестьянина, который, рискуя жизнью, во время пугачевского бунта спас детей воеводы от гибели.
У героя ничем не примечательная внешность. Это седовласый пожилой человек в крестьянской одежде. Когда-то он был стремянным Андрея Петровича Гринёва, но потом его назначили воспитателем к пятилетнему Пете. Он всем сердцем привязался к ребенку, взросление которого происходило на его глазах. Несмотря на отсутствие образования, у Савельича был врожденный талант педагога, и относился он к воспитательному процессу со всей добросовестностью и ответственностью. К своему воспитаннику он проникся отеческой любовью и называл его «дитя» и «свет ты мой». Петруша, со своей стороны, также был привязан к наставнику, хотя нередко проявлял некоторые вольности.
Пушкин насыщает речь своего героя множеством народных выражений и просторечий. Таким образом, на выходе создается портрет неграмотного простого крестьянина, наделенного житейской мудростью и природным умом. Несмотря на приближенность к господам, Савельич придерживается субординации. Он обращается к мальчику на «вы», называя его «барином» и «батюшкой». Иногда он начинает ворчать, но недовольство его направлено на самого себя, а не на юного Петрушу. Все его проделки Савельич в первую очередь списывает на огрехи в воспитательном процессе. Это еще раз доказывает его безусловную любовь к своему подопечному.
Отдавая Савельичу самое дорогое – своего сына, Андрей Петрович не сомневался, что поступает правильно. Он уже смог удостовериться в надежности этого человека, который был рядом во всех военных походах Гринёва. За это время он убедился в его преданности и исполнительности. Была в характере Савельича и такая черта, как честолюбие. Так, когда Петруше исполнилось двенадцать лет, старший Гринёв решил выписать для него гувернера-француза. Это очень укололо самолюбие Савельича, и он впервые испытал чувство, похожее на ревность. Его недовольство, которое выражалось в частом ворчании, имело под собой все основания. Месье Бопре оказался не тем, за кого себя выдавал. Естественно, он ничему не мог научить своего воспитанника, и часто попросту уходил в загулы. Савельич все это замечал, но хранил молчание, так как не хотел оказаться доносчиком. Пользуясь этим, французу удавалось еще некоторое время морочить голову Андрею Петровичу.
Но вот юному Гринёву исполнилось семнадцать, и отец решил, что ему пора вкусить все прелести военной службы. Неизменный Савельич был назначен при молодом барине сразу на три должности: слуги, денщика и стремянного. По дороге в Оренбург, произошла остановка в Симбирске, где Петруша в трактире познакомился с удалым гусаром и картежником Зуриным. Тот, с легкой руки обыграл неопытного юношу в карты. В этом эпизоде проявился по-настоящему упрямый характер Савельича, который готов был горой стоять за «барское добро» в виде проигранных ста рублей. Он отказывался выдавать деньги Петруше, пока тот не нагрубил ему и не заявил, что он сам хозяин этих денег. Савельич обиделся и за всю дорогу не проронил ни слова. Как обычно, в этом происшествии он обвинял только себя, ведь это по его вине Петруша остался без присмотра и стал жертвой коварного Зурина.
Савельич всегда бережно относился к вещам и хорошо знал цену деньгам. Поэтому он был вне себя, когда увидел, что Петруша отдал незнакомцу (Пугачеву) новенький заячий тулуп. Он едва не лишился рассудка, когда этот тулуп моментально лопнул на мощной фигуре Пугачева. Надо сказать, что Савельич был готов до конца биться за хозяйское добро, что порой делало его комичным. Например, в сцене, когда он подготовил и вручил Пугачеву целый список вещей, которые похитили его разбойники. В таких ситуациях как никогда ярко проявлялось его непреодолимое упрямство.
Преданность Савельича Пете проявлялась в его готовности совершать ради своего подопечного героические поступки. Примером может служить ситуация противостояния Гринёва и Швабрина. Верный слуга, думая лишь о благополучии Пети, готов грудью закрыть своего воспитанника и даже погибнуть от руки неблагородного барина. Так проявлялись его бесстрашие, любовь и преданность. Однако наградой ему стал нагоняй от старшего Гринёва, который был разгневан тем, что Савельич не предупредил его о предстоящей дуэли. Самому Петруше даже не пришло в голову заступиться за своего верного слугу, который рисковал ради него жизнью.
Показателен еще один эпизод, когда Пугачев приказал казнить всех дворян, находившихся в крепости. В их число попадал и Петруша, но о помиловании он даже не помышлял, так как был слишком горд, чтобы подавать прошение. И снова на помощь пришел Савельич. Он, благодаря своей народной хитрости и смекалке уговорил Пугачева сохранить жизнь молодому барину. Он буквально на коленях просил разбойника забрать его старую жизнь взамен жизни «неразумного ребенка». При этом он сумел убедить Пугачева в том, что никакой пользы от мертвого Гринева он не получит, а за живого можно будет и выкуп потребовать.
За время, проведенное с Савельичем в Белогорской крепости, Гринев понял, каким преданным и надежным может быть его старый слуга. Ни минуты не сомневаясь, он доверил ему свою возлюбленную Машу Миронову, чтобы Савельич доставил ее в имение Гринёвых. Зная его упрямый характер, Пётр мог предполагать, что тот не захочет оставить его в опасности, но уговорами, мягкими убеждениями ему удалось сломить сопротивление своего учителя, и Маша в целости и сохранности была доставлена в имение его родителей.
В этом второстепенном герое А.С. Пушкин сосредоточил самые лучшие моральные качества, присущие простому крепостному люду: преданность и верность, чистоту души, благородство и внутреннее достоинство. Необразованность Савельича теряется на фоне его житейской мудрости, врожденного благородства и справедливости. Его героизм и любовь к близкому человеку наиболее остро проявляются в критической ситуации, когда он, не страшась собственной смерти, посмел вступить в пререкания со злодеем ради любимого Петруши, жизнь которого для него ценнее его собственной.
Как вы, наверное, помните, Савельич — это дворовый, слуга Петруши Гринева, которого отец приставил к нему. Нельзя не отметить, что он как минимум неглуп, при этом бесконечно предан своему хозяину. Савельич воспитан, чтобы служить барину, он не умеет жить по-другому.
На этом немолодом человеке лежит серьезная ответственность, ведь он как верный и преданный слуга отвечает за Петра Гринева перед его родителями. Савельич испытывает к своему воспитаннику почти отцовские чувства. Он бесконечно заботится о нем, переживает за молодого барина.
Рассмотрим подробнее образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Сочинение на эту тему не может обойтись без слов о преданности и верности старого слуги господам.
Вернуться на предыдущую страницу
Более подробный рассказ о Савельиче начинается с того момента, как Петруша Гринев покидает отчий дом.
Многое о характере этого человека рассказывает случай, когда Гринев напивается и проигрывает деньги. Савельич не считает нужным платить долг, но молодой барин заставляет его сделать это и, не стесняясь, выговаривает преданному пожилому слуге, что его обязанность — повиноваться и исполнять барскую волю.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» по плану и замыслу Пушкина — типичный для того времени портрет крепостного, преданного господам. Удивительно, но за все повествование этот верный слуга не слышит от молодого барина и слова благодарности, и, что характерно, у него не возникает ни малейшей обиды. Савельич и представить себе не может, что к человеку его происхождения возможно какое-то иное отношение.
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка», сочинение об этом персонаже не может обойти вниманием такой яркий эпизод, со всей своей полнотой раскрывается тогда, когда старый слуга кидается в ноги Емельяну Пугачеву. Он молит самозванца избавить своего молодого барина от виселицы и готов сам занять его место. Собственная жизнь, кажется, совсем не дорога ему. Увы, Петруша Гринев воспринимает как должное даже такой поступок Савельича. Слуга, в свою очередь, также не удивляется подобной холодности и равнодушию со стороны барина.
Источник