- Петруха в повести Прощание с Матерой Распутина
- Петруха в повести Прощание с Матерой Распутина
- Несколько интересных сочинений
- Сочинение Образ Петрухи в рассказе Прощание с Матерой Распутина
- Также читают:
- Картинка к сочинению Образ Петрухи в рассказе Прощание с Матерой
- Популярные сегодня темы
- Кто главные герои повести Распутина «Прощание с Матёрой»? (ЕГЭ по литературе)
- Какие чувства вызывает у вас петруха зотов
Петруха в повести Прощание с Матерой Распутина
Петруха – сын Екатерины, которого она считает беспутным. Его называют «несчастным пьяницей». Из повествования мы узнаем его реальное имя – Никита Алексеевич Зотов. Но никто не называет его по имени, все употребляют только прозвище, которое стойко за ним закрепилось. Петрухой его прозвали из-за его простоватого характера и никчемность, он не привык трудиться и живет одним днем, который никак не заканчивается.
Ему недавно исполнилось сорок лет. За это время он не успел достичь хороших высот, чтобы оправдать надежды матери. Катерина была уверена, сын станет ей поддержкой и опорой, но из-за недостатка воспитания и внимания, становится беспробудным пьяницей, заливающим собственное горе. Он не привык работать, все порученные дела выполняет через пень-колоду и не понимает, почему его не ценят окружающие люди, в том числе и собственная мама, привыкшая поучать его. При этом она не скрывая говорит, что он «несчастный пьяница».
Петруха не намерен что-то менять в собственной жизни, плывет по течению и старается выжить. При этом у него есть мечта: покинуть место, где он живет и отправиться на материк, где его жизнь точно заиграет новыми красками, а он перестанет пить. Он понимает, что на Матерой не осталось для него ничего дорогого, он не ценит ни оставшийся дом, ни деревня, в которой он вырос, ни родная мать, которая не хочет уезжать из родного села. Поэтому он без капли сожаления намерен спалить старую избу, чтобы получить за это денег и наконец отправиться жить в большой город.
Он понимает за подобное решение его ждет осуждение соседей. Поэтому он списывает данный инцидент на случайность, именно поэтому изба сгорела и ничего не осталось от дома. Как бы он не убеждал окружающих, они не верят словам Петрухи, поэтому он решает отыскать себе другое занятие. Он отправляется на другую землю, которая скоро должна быть затоплена, и там он начинает сжигать другие дома, списывая это на дело случая.
И хотя герой обладает достаточно добрым характером, все его приятные и добрые черты оказываются простым проявлением легкомыслия и неблагоразумия. Читатель наблюдает, как Петруха заботиться о корове, подкладывая сено. Он совершенно не думает о том, что запасов может не хватить на зиму и животному придется голодать, чтобы дожить до первой травы. Он не думает о том, чтобы помогать любимой матери и заботиться о ней, несмотря на ее бедность и желание прожить достойную старость. А его доброта заканчивается случайными добрыми поступками, которые навеяны случайными стечениями обстоятельств.
Петруха в повести Прощание с Матерой Распутина
Несколько интересных сочинений
Первое сентября. Возле школы опять шум и суета, учителя в красивых нарядах, а не стандартных строгих костюмах. Школьники кругом фотографируются и повторяют свои слова, директриса как всегда командует завхозом, видите ли, он не туда поставил микрофон.
Весенняя пора для многих людей – это самое любимое время года, потому что с её наступлением природа пробуждается к жизни после зимней спячки.
Циничный, пресыщенный Онегин, в глубине души презирающий людей, и возвышенный романтичный поэт Ленский так мало имели общего, что, казалось бы, об их дружбе не может быть и речи. Евгений относится к другу снисходительно
Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.
Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания.
Источник
Сочинение Образ Петрухи в рассказе Прощание с Матерой Распутина
Петруха — сын Екатерины, который является «несчастным пьяницей». Его настоящее имя Никита Алексеевич Зотов, но все его называют просто Петрухой, потому, что он ненужный и никчемный и не достоин своего имени. Он ненавидит работать, все делает для своего удовольствия и имеет довольно обычный характер.
Его мать всегда надеялась, что её сын будет прекрасным мальчиком, который всегда и подержит и поможет, но получилось все наоборот. Он был довольно одиноким, Екатерина редко была рядом, и ему нехватало внимания и воспитания. Несмотря на то, что ему уже 40, он ничего не добился и сидит в низах общества. Он любит только пить, не видит смысл трудиться. Петруха считает, что за него все сделают другие, а после не понимает, почему его все так презирают и не ценят. Даже собственная мать, которая и должна давать больше поддержки и внимания, называют его неудачником и пьяницей.
Петруха хочет уехать с родных земель, он не видит смысла здесь жить. Для него в этом месте нет будущего, он только и будет что пить, и мечтать о других землях. Он мечтает уехать на материк и начать полностью новую, счастливую жизнь, где все будут делать для него и потакать его желаниям. Ему наплевать на всех близких людей, которые остались в этой деревне, наплевать на мать, которая хоть и считает сына неудачником, но любит его. Петруха готов даже сжечь собственный дом, только чтобы за потерю имущество, ему дали деньги и с помощью них он сможет уехать. Но, несмотря на всего его мечты, Петруха очень ленив и не хочет менять свою жизнь, продолжая выживать.
После того как он сжигает свою избу, он начинает бояться что все начнут его презирать и гнобить, поэтому Петруха начинает говорить всем соседям что так произошло случайно и по понятным причинам ему не верят. Чтобы восстановить своё и так гнусное имя, он начинает сжигать все дома на острове, который скоро затонет. Он говорит всем, что это несчастный случай, но никто ему уже не верит.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ Петрухи в рассказе Прощание с Матерой
Популярные сегодня темы
Древнерусское произведение представляет собой эпическую поэму, созданную неизвестным автором, предположительно старым монахом, повествование которой посвящено реальным событиям, произошедшим в русской истории
Мать вставала рано утром. Автор вспоминает, что он как-то раз тоже встал рано и пошел ловить перепелок с помощью силка. Перед уходом мать напоила сына чаем с молоком, очень вкусным и ароматным.
Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом
В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых — тридцатых годов девятнадцатого века. Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей
Прекрасная сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» принадлежит к разряду произведений с рождественской тематикой. Была написана автором в период тесного общения с дочерью и сыном Ю. Гитцига.
Источник
Кто главные герои повести Распутина «Прощание с Матёрой»? (ЕГЭ по литературе)
Каково их отношение к родной земле? Кто противопоставлен им в повести? О каких жизненных ценностях пишет автор?
Главными героями произведения Распутина «Прощание с Матёрой» являются жители острова Матёра, которую собираются затопить для возведения ГЭС. Автор больше всего автор выделяет членов семьи Пинигиных: Дарью, её сына Павла и внука Андрея.
Их взаимоотношения являются достаточно сложными, ведь каждый придерживается своего мнения по поводу строительства ГЭС на месте деревни. Каждое поколение по-своему воспринимает событие. Дарья не видит смысла в строительстве ГЭС и болезненно его переносит, ведь именно здесь родина её предков. Она грустит по тому, что же будет с Матёрой. Кроме того она переживает, что затопит не только родную деревню, но и могилы её умерших родственников. Старшему сыну Павлу жалко Матёру, но у него «вытравилась душа» и не осталось сил переживать. Рассказывая о его чувствах, автор пишет: « Ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил».
Младший сын Павла Андрей не жалеет о том, что Матёра будет потоплена, его взгляд устремлён в будущее.
Главным образом всем жителям Матёры противопоставлен Петруха. Его настоящее имя — Никита Зотов, а прозвище он получил из-за своего разгильдяйства. Петруха легкомыслен и бездумен, его жизнь не отличается целенаправленностью. Кроме того он много болтает, но не отличается трудолюбием, о чём автор пишет: «Вот эту легкость, разговорную тароватость Петруха с избытком перенял у незаконного своего отца». По какому признаку Петруха противопоставляется другим жителям Матёры? Он не грустит о затоплении и радуется переменам, у него нет чувства тоски по родной земле. Кроме того Петруха всячески способствует ускорению переезда. Всеми способами он пытается заработать на событии строительства ГЭС. Сначала он хотел отдать дом в музей в качестве исторического памятника культуры, а затем и вовсе сжёг его после объявления о раздаче средств тем, кто уничтожит свои дома. Более того Петруха идёт дальше и даже помогает своим односельчанам расправиться со своими жилищами. Именно из-за циничности и отсутствия сострадания Петруха противопоставлен другим героям произведения.
В своём произведении «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутин пишет в первую очередь о нравственных проблемах: о важности чувства сострадания к родной земле в жизни человека, о необходимости ценить историческое прошлое своей малой родины, о значении уважения к старшему поколению. Эти проблемы, как считает автор, раскрывают душу человека и показывают его истинное лицо.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Какие чувства вызывает у вас петруха зотов
Прощание с Матерой
И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по речке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня. Вот и теперь посадили огороды – да не все: три семьи снялись еще с осени, разъехались по разным городам, а еще три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. Как всегда, посеяли хлеба – да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острову, где поближе. И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось, кто когда смог: многие жили теперь на два дома, между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам. Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы – их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски – поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в новое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. А постоянно оставались теперь в Матёре только старики и старухи, они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали – и все об одном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок. Слухи оттуда доходили разные.
Тот первый мужик, который триста с лишним лeт назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать. Остров растянулся на пять с лишним верст и не узенькой лентой, а утюгом, – было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу с лягушкой, а с нижней стороны за мелкой кривой протокой к Матёрe близко подчаливал другой остров, который называли то Подмогой, то Подногой. Подмога – понятно: чего нe хватало на своей земле, брали здесь, а почему Поднога – ни одна душа бы не объяснила, а теперь не объяснит и подавно. Вывалил споткнувшийся чей-то язык, и пошло, а языку, известно, чем чудней, тем милей. В этой истории есть еще одно неизвестно откуда взявшееся имечко – Богодул, так прозвали приблудшего из чужих краев старика, выговаривая слово это на хохлацкий манер как Бохгодул. Но тут хоть можно догадываться, с чего началось прозвище. Старик, который выдавал себя за поляка, любил русский мат, и, видно, кто-то из приезжих грамотных людей, послушав его, сказал в сердцах: богохул, а деревенские то ли не разобрали, то ли нарочно подвернули язык и переделали в богодула. Так или не так было, в точности сказать нельзя, но подсказка такая напрашивается.
Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо по носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов. От колчаковцев остался в Матёре срубленный ими на верхнем краю у голомыски барак, в котором в последние годы по красным летам, когда тепло, жил, как таракан, Богодул. Знала деревня наводнения, когда пол-острова уходило под воду, а над Подмогой – она была положе и ровней – и вовсе крутило жуткие воронки, знала пожары, голод, разбой.
Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и другой протоки; церквушку эту в колхозную пору приспособили под склад. Правда, службу за неимением батюшки она потеряла еще раньше, но крест на возглавии оставался, и старухи по утрам слали ему поклоны. Потом и кроет сбили. Была мельница на верхней носовой проточке, специально будто для нее и прорытой, с помолом хоть и некорыстным, да нeзаемным, на свой хлебушко хватало. В последние годы дважды на неделе садился на старой поскотине самолет, и в город ли, в район народ приучился летать по воздуху.
Вот так худо-бедно и жила деревня, держась своего мeста на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нeт и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие, заваливались старые постройки, рубились новые. Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов, за кои на верхнем мысу намыло, поди, с полверсты земли, пока не грянул однажды слух, что дальше деревне не живать, не бывать. Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру. Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой, и места потом не показать, где там силились люди. Придется переезжать. Непросто было поверить, что так оно и будет на самом деле, что край света, которым пугали темный народ, теперь для деревни действительно близок. Через год после первых слухов приехала на катере оценочная комиссия, стала определять износ построек и назначать за них деньги. Сомневаться больше в судьбе Матёры не приходилось, она дотягивала последние годы. Где-то на правом берегу строился уже новый поселок для совхоза, в который сводили все ближние и даже не ближние колхозы, а старые деревни решено было, чтобы не возиться с хламьем, пустить под огонь.
Но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.
Старухи втроем сидели за самоваром и то умолкали, наливая и прихлебывая из блюдца, то опять как бы нехотя и устало принимались тянуть слабый, редкий разговор. Сидели у Дарьи, самой старой из старух; лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли – концов не сыскать. О возрасте старухи говорили так:
– Я, девка, уж Ваську, брата, на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. – Это Дарья Настасье. – Я уж в памяти находилась, помню.
– Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре.
– Но, на три! Я замуж-то выходила, ты кто была – оглянись-ка! Ты ишо без рубашонки бегала. Как я выходила, ты должна, поди-ка, помнить.
– Ну дак от. Куды тебе равняться! Ты супротив меня совсем молоденькая.
Третья старуха, Сима, не могла участвовать в столь давних воспоминаниях, она была пришлой, занесенной в Матёру случайным ветром меньше десяти лет назад, – в Матёру из Подволочной, из ангарской же деревни, а туда – откуда-то из-под Тулы, и говорила, что два раза, до войны и в войну, видела Москву, к чему в деревне по извечной привычке не очень-то доверять тому, что нельзя проверить, относились со смешком. Как это Сима, какая-то непутевая старуха, могла видеть Москву, если никто из них не видел? Ну и что, если рядом жила? – в Москву, поди, всех подряд не пускают. Сима, не злясь, не настаивая, умолкала, а после опять говорила то же самое, за что схлопотала прозвище «Московишна». Оно ей, кстати, шло: Сима была вся чистенькая, аккуратная, знала немного грамоте и имела песенник, из которого порой под настроение тянула тоскливые и протяжные песни о горькой судьбе. Судьба ей, похоже, и верно досталась не сладкая, если столько пришлось мытариться, оставить в войну родину, где выросла, родить единственную и ту немую девчонку и теперь на старости лет остаться с малолетним внучонком на руках, которого неизвестно когда и как поднимать. Но Сима и сейчас не потеряла надежды сыскать старика, возле которого она могла бы греться и за которым могла бы ходить – стирать, варить, подавать. Именно по этой причине она и попала в свое время в Матёру: услышав, что дед Максим остался бобылем и выждав для приличия срок, она снялась из Подволочной, где тогда жила, и отправилась за счастьем на остров. Но счастье не вылепилось: дед Максим заупрямился, а бабы, не знавшие Симу как следует, не помогли: дед хоть никому и не надобен, да свой дед, под чужой бок подкладывать обидно. Скорей всего деда Максима напугала Валька, немая Симина девка, в ту пору уже большенькая, как-то особенно неприятно и крикливо мычавшая, чего-то постоянно требующая, нервная. По поводу неудавшегося сватовства в деревне зубоскалили: «Хоть и Сима, да мимо», но Сима не обижалась. Обратно в Нодволочную она не поплыла, так и осталась в Матёре, поселившись в маленькой заброшенной избенке на нижнем краю. Развела огородишко, поставила кросна и ткала из тряпочных дранок дорожки для пола – тем и пробавлялась. А Валька, пока она жила с матерью, ходила в колхоз.
Источник