Урок «Моцарт В.А. Симфония № 40»
Тема: “Моцарт В. А. Симфония № 40”
Цель урока: Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей, обогащение представления учащихся о творчестве В. А. Моцарта,
определение особенностей творчества В. А. Моцарта;
ознакомление с симфоническим творчеством композитора;
анализ музыкального произведения;
совершенствование навыков вокально-хорового пения.
развитие творческого мышления;
развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
формирование музыкально-эстетического вкуса;
активизация умения следить за развитием музыкального образа.
формирование культуры слушания музыкального произведения;
привитие интереса к музыкальному наследию В. А. Моцарта;
обогащение духовного мира учащихся.
Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Форма урока: урок-монография.
Оборудование: презентация, раздаточный материал: словари эстетических эмоций, ноутбук.
Эпиграф: … Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь,
Я знаю, я. (“Моцарт и Сальери” А. С. Пушкин)
I. Организационный момент
Метод: «Поздоровайся глазами»
Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем хорошего настроения, хорошего урока и успешности в творческом проявлении. Послушаем, как «звучит тишина», что происходит вокруг нас. А потом также внимательно послушаем, о чём хотел рассказать в своей музыке композитор.
II. Вступительная часть
Прежде чем мы обратимся к теме нашего урока, выполним тесты. У каждой группы на столе лежат листы с вопросами по пройденной теме.
1. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке прозвучит музыка всемирно известного композитора. А фамилию этого композитора мы узнаем, если вы будете мне помогать своими вопросами.
Кто этот композитор? Игра «Данетка»
2. Представление темы и цели урока
-Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Об австрийском композиторе В. Моцарте)
И так мы определили тему нашего урока. А назовем мы его так:
«Моцарт В. А. Симфония № 40 »
Это слова знаменитого русского поэта А.С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» Сегодня на уроке мы поговорим о музыке Моцарта, о его симфонии № 40.
III. Основная часть
— Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской и духовной музыки.
Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее. Мы с вами уже знакомились с биографией Моцарта. Сегодня на уроке речь пойдет о симфоническом творчестве композитора.
Но так как эпиграфом нашего урока являются слова Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери» я хотела бы остановиться на их отношениях.
А поможет мне….наш историк Алена
2. Сообщение учащегося — историка. После смерти Моцарта поползли слухи, что его из зависти отравил Сальери. Говорили, что перед смертью Сальери признался в отравлении. Однако он умирал в психиатрической больнице, и ни врачи, ни санитары не слышали никакого признания, посторонних к нему не пускали. Известное высказывание Пушкина, убежденного в совершении преступления, основано только на слухах. Пушкин писал, что Сальери завидует Моцарту, но ему нечего было завидовать- он считался первым композитором Вены, был обеспеченным материально, в то время как Моцарт бедствовал и жил в нищете. И оперы Сальери шли на сцене Венского театра одна за другой, тогда как у Моцарта все складывалось значительно более сложно .
3. Сообщение учащегося — искусствоведа
— Моцартом написано более 40 симфоний. При жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта изменилась неузнаваемо. Композитор является создателем жанра лирико-драматической симфонии. Язык симфоний Моцарта ближе всего к его оперной музыке. Темы симфоний мелодически выразительны, часто они связаны с мелодиями опер Моцарта, также в них слышны интонации бытовой народной музыки Австрии.
4. Сообщение учащегося- музыковеда
— Три последние симфонии являются самыми знаменитыми. Они считаются шедеврами и их часто исполняют во всех странах мира. Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Это был пик творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил композитора. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них, симфония №40, которую мы сегодня услышим, была с успехом исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.
Симфония № 40 – одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей .
2. Работа над темой урока.
Работа в группах. (Дети слушают фрагменты каждой части симфонии)
Первая группа заполняет план анализа 1 части симфонии
Вторая группа заполняет план анализа 2 части симфонии.
Третья заполняет план анализа 3 части симфонии.
План анализа музыкального произведения
2.Какие чувства передаются в музыке?______________________________
3) Испытал ли ты их или просто зарегистрировал?_____________________
4. Определение средств музыкальной выразительности.
5. Какой инструмент играл?_________________________________________
1 ч. — Музыка затрагивает искренние, глубокие чувства человеческой души. Первая часть симфонии не имеет вступления. Главная тема носит взволнованный характер, но вместе с тем отличается певучестью и задумчивостью. Побочная тема более спокойная, изящная, изысканная.
2 ч.- Как после бури наступает затишье, так после взволнованно прозвучавшей 1 части звучит светлая, умиротворенная, задумчивая, напевно-ласковая музыка. Основные темы дополняют друг друга. Все голоса оркестра поют, и пение это, как бы излучает теплый солнечный свет
3. -третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру,под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки
ФИЗМИНУТК А «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Учитель: С каким шедевром изобразительного ис-ва можно сравнить 40-ю симфонию?
4. Работа с учебником
Моцарт и Леонардо да Винчи… Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да Винчи. «Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе с тем страстное и чувственное в этом удивительном портрете.» Каждое слово как будто о музыке Моцарта!
1. Работа в группах
Задание: выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке.
Задание: Выберите из высказываний великих людей о музыке слова, которые
характеризуют музыку Моцарта.
• Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души. Максим Горький
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. (Платон)
Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)
О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)
Задание: Составить синквейн к слову Моцарт
Сегодня вы прослушали симфонию № 40 В. Моцарта
-Что же мы можем сказать о музыке великого гения?
-В чем сила музыки Моцарта? (Она объединяет, настраивает людей на одни чувства и эмоции )
2. Учитель: Откуда же композитор черпал такое вдохновение?
(Источником вдохновения является жизнь)
-Я согласна с вами, что сила музыки Моцарта не только в музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правде.
Учитель. Симфония № 40 обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.
Отрывок из трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»
VII. Песня Булата Окуджава «Песенка о Моцарте» — исполнение
Источник
Тема: Влияние музыки на формирование и мышление человека Симфонии №40 В.А.Моцарта
Тема: Влияние музыки на формирование и мышление человека
Симфонии №40 В.А.Моцарта
Предмет: Музыка
Автор: Белогурова Валентина Владимировна
1. Особенности восприятия музыки
2. Музыкотерапия в историческом аспекте
3. «Эффект Моцарта»
4. Графический анализ Симфонии №40 В.А.Моцарта
5. Технология создания терапевтической «музыкальной аптечки»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ
В современном обществе востребована социализированная личность с развитой чувственно-эмоциональной сферой. Решение данной задачи во многом зависит от сферы искусства. Восприятие искусства и музыки, в частности, происходит через восприятие человеком образов. В образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Именно этим художественно-творческое восприятие отличается от обычного и напрямую зависит от степени развития органов чувств каждого человека.
Современной наукой доказано, что образцом классической музыки, приводящей к определенному воздействию на психику и душевное состояние человека, является музыка В.А.Моцарта. Попытка ответить на вопрос: чем притягивает до сих пор эта музыка современников, обусловила выбор темы «Воздействие музыки В.А.Моцарта на человека». Во-вторых, актуальность определяется и личным интересом автора, а также ориентировкой на выбор профессии искусствоведа в будущем.
Кроме того, Симфонию №40, «Колыбельную» мы изучали на уроке музыки в прошлом учебном году, а, готовясь к текущей олимпиаде, познакомились еще с целым рядом произведений великого немецкого классика. Такая яркая музыка не может не запомниться!
Проблема изучения феномена воздействия музыки В.А.Моцарта на человека не нова. К ней обращались ученые-психологи и педагоги, музыковеды и литераторы. Однако, следует признать, что в настоящее время у молодежи снижен уровень потребности в общении с искусством и наблюдается игнорирование образного осмысления мира.
Следовательно, выявляется противоречие между возможностями применения «Эффекта Моцарта» и недостаточным его использованием в современном мире.
Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия и определило проблему нашего исследования: в теоретическом плане — это проблема раскрытия понятия «эффект Моцарта» в науке. В практическом плане — недостаточное использование возможностей положительного влияния «эффекта Моцарта» в повседневной жизни.
Объект исследования: произведения В.А.Моцарта.
Предмет исследования: Влияние музыки на формирование и мышление человека, Симфонии №40 В.А.Моцарта
Цель исследования: создание терапевтической музыкальной аптечки.
Исследование «эффекта Моцарта» позволяет понять феномен и культурный смысл художественного общения с миром искусства, дающего возможности для осознания влияния музыки на интеллектуальный потенциал, поведение и здоровье людей.
Выявить особенности процесса восприятия музыки.
Проследить историю возникновения музыкотерапии.
Обосновать содержание понятия «эффект Моцарта» в науке.
Проанализировать графически музыку Симфонии №40 В.А.Моцарта.
Результаты исследования и их новизна:
— проведен графический анализ Симфонии №40 В.А.Моцарта;
— — создан музыкальный клип;
— систематизирован и инновационно подан музыкальный материал с учетом оказания положительного терапевтического эффекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе вскрыты резервы использования «эффекта Моцарта» в повседневной жизни. Материалы и выводы могут быть использованы не только в процессе обучения, но и в других сферах жизнедеятельности человека.
Методы исследования – анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, метод «создания шедевров», прослушивание и интонационный анализ музыки В.А.Моцарта, образных ассоциаций (подбор изображений к слайд-шоу), систематизация материала.
I этап — анализ научной литературы, обоснование проблемы, объекта, предмета и цели исследования, формулировка гипотезы и задач.
II этап — проверка и уточнение гипотезы исследования в ходе экспериментальной работы; анализ и систематизация материала.
III этап — оформление результатов исследования, подготовка к защите, создание мультимедийной презентации, трансляция результатов опыта исследовательской деятельности.
Форма – исследовательский проект.
Продукт – терапевтическая музыкальная аптечка.
1. Особенности процесса восприятии музыки
Восприятие — «процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы » 1 . С точки зрения Г.М.Коджаспировой восприятие – это «отражение в форме образа в сознании предметов и явлений в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств» 2 . В отличие от ощущений , отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Л.А.Карпенко утверждает о том, что восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. «Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску» 3 .
Различают зрительное , слуховое , осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестетические ощущения , которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом.
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад в развитие научных представлений о восприятии был внесен философами, физиками, физиологами, деятелями искусства.
Восприятие искусства происходит через восприятие человеком образов. Именно этим художественно-творческое восприятие отличается от обычного и напрямую зависит от степени развития органов чувств каждого человека. Поэтому, слушая, к примеру, «Серенаду» В.А.Моцарта, одни испытывают чувство грусти и печали, а другие – спокойствия и умиротворения. А если слушать это же произведение и видеть перед собой красный цвет, мы испытаем чувство тревожности и страха. Музыка и цвет очень сильно связаны друг с другом. Ученые доказали, что более 90% информации мы воспринимаем с помощью зрения, даже растения и простейшие животные могут чувствовать свет, всего 9% при помощи органов слуха и только 1 % при помощи всех остальных органов чувств. Следовательно, глазам мы доверяем больше.
Следовательно, музыка зависит от цвета, энергия света притесняет восприятие музыки.
Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является то, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Ритм – важнейший компонент нашей жизнедеятельности. День – ночь, прилив – отлив, весна- осень, сон – бодрствование, суточные биоритмы, эмоциональные, физические, интеллектуальные – периоды спада и подъёма характерны для всего, в том числе для деятельности наших внутренних органов, гормональной и нервной системы, тока энергии по меридианам. Ритмичность протекающих в организме биологических процессов экономит большое количество энергии, способствуя здоровью. Поэтому и воспринимаемый бессознательно музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию.
Являясь сильным ритмическим раздражителем, музыка стимулирует не только физиологические процессы организмы в двигательной сфере, но и в вегетативной области. Например, заметно реагирует на музыку наша сердечно–сосудистая система – замедлением или учащение пульса, изменениями числа сердечных сокращений, показателем артериального давления. Учеными доказано, что музыка влияет на холестериновый, гормональный обмен человека.
Наконец, научные эксперименты последних лет подтвердили, что музыкальные звуки оказывают влияние и на деятельность человеческого мозга, синхронизируя ритмическую активность его различных участков.
Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние мы испытываем. Частоту биоритмов мозга можно изменить, потому что в процессе восприятия музыки эти биоритмы непроизвольно (на основании эффекта резонанса) настраиваются на частоту музыкального произведения.
Следовательно, используя музыку как ритмический раздражитель, можно сдвинуть, изменить ритмические процессы организма, повысить общую активность человека, или, наоборот, успокоить и т.д.
Конечно, ритм оказывает самое сильное воздействие на организм человека. Вместе с тем, музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Поэтому такие средства музыкальной выразительности, как лад, темп, даже тональность музыкального произведения играют важную роль моделировании эмоций.
Богатейшая картина звукового мира, преобразованная в периодических механических и рецепторных структурах органа слуха, приводит в действие сложнейшие механизмы мозга, деятельность которых завершается трансформацией слухового «изображения» в акт восприятия. Мы слышим музыку такой, какой мы хотим ее слышать, мы ассоциируем ее по-своему, а цветомузыка лишь помогает быть в восприятии ближе к мнению композитора, накладываясь на звук. Музыка сливается со светом в одну общую картину и человек начинает воспринимать это явление целостно, а не отдельно органами чувств как свет и звук.
Восприятие – это то, что отличает нас от животных и растений, т.к. у человечества органы чувств устроены сложнее.
Например, в коровниках увеличивают количество молока с помощью музыки. Ученые экспериментировали и с классической, и с популярной музыкой. Включали даже песни Верки Сердючки и Олега Газманова, но выяснилось, что «коровы предпочитают кла c сику — Бетховена и Моцарта» 4 .
Результат налицо: в день каждая корова после прослушивания классической музыки давала на 3 литра молока больше, чем обычно.
В Японии коров выращивают в деревнях на экологически чистых пастбищах, кормят их овощами и рисом, отпаивают сакэ и пивом, ежедневно делают массаж, подвешивают в гамаках и включают им классическую музыку. В результате получается продукт под названием «мраморное мясо» 5 . Классическая музыка очень положительно повлияла на японских коров.
Специалисты уверены, что после музыкотерапии коровы наслаждаются процессом дойки, дают больше молока.
Музыка может влиять на восприятие лицевых эмоций человека.
Результатом научно-исследовательской работы во главе с доктором Дж. Бхаттачара Университета Лондона, стало предположение, что вполне возможно влиять на эмоциональную оценку человеческого лица, предварительно послушав отрывки различных музыкальных произведений.
Часто говорят, что музыка — язык эмоций. Проще говоря, мы постоянно находимся под ее воздействием; музыка буквально «управляет» нами. Но могут ли эти вызванные музыкой эмоции влиять на нашу интерпретацию эмоций, отраженных на лицах окружающих нас людей?
Во время экспериментов добровольцы слушали короткие 15-секундные музыкальные отрывки и затем оценивали эмоциональное содержание лица. Исследование показало, что предварительное прослушивание радостной и веселой музыки значительно усиливало восприятие радости на лице собеседника. Противоположный эффект достигался после прослушивания грустной музыки: большинство участников видело на оцениваемом лице печаль и грусть. И этот вызванный музыкой эффект был максимален, когда лицо было эмоционально нейтрально 6 .
Изучив записи мозговых волн, исследователи заметили, что предварительное прослушивание музыки может вызывать изменения в паттернах биоэлектрической активности мозга, которые обычно находятся вне нашего сознательного контроля.
Удивительно, что всего лишь 15 секунд музыки могут вызывать такой эффект. Однако, по словам Бхаттачары, необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять, как долго длится эффект и влияют ли на него какие-либо другие факторы, будь то музыкальное предпочтение или индивидуальность человека.
Российский психолог Георгий Лозанов и болгарский доктор Алеко Новаков совместно изучали различные методики по ускорению процесса обучения.
В это же время на другом конце света американцы Линн Купер и Милтон Эриксон выяснили, что при звуках метронома ритмом 60 ударов в минуту, у человека наступает идеальное состояние для запоминания – так называемое « альфа-состояние» 7 .
Лозанов и Новаков этого не знали, но доказали нечто подобное, используя вместо метронома музыку барокко, популярную в Европе восемнадцатого века и характерную чётким ритмом и гаммой звуков. Такт использовали от 60 до 64 в минуту. Это открытие притянуло за собой разработку нового метода обучения. Первые результаты доказали, что, если изучать иностранные языки в сопровождении специально подобранных музыкальных произведений, то человек способен усвоить от шестидесяти до пятисот слов в день.
Когда же к музыкальному сопровождению процесса обучения добавили воздействие цветом (от банальной окраски стен, до специального освещения), то оказалось, что в первую очередь растут не количественные, а качественные показатели результатов экспериментов. Так, окраска стен аудитории в интенсивный зеленый цвет дала следующие результаты:
Нормализует кровяное и внутриглазное давление.
Увеличивает остроту зрения. Сужает величину слепого пятна сетчатки.
Приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличивает длительность выдыхания (по сравнению с теплыми цветами). Уменьшает величины мускульной реакции.
Создает несильный, но прочный подъем умственной работоспособности. Благоприятствует концентрации внимания.
После привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10% при сокращении числа ошибок на 20%.
Наблюдается небольшое замедление реакции «счет чисел», поскольку возникает определенная недооценка времени.
Преподаватели Университета штата Айова, проверявшие воздействие музыка и света на обучаемость студентов, добились потрясающих результатов: рост запоминания увеличился на двадцать шесть процентов, рост скорости обучения — на двадцать четыре процента.
Так что, перед предстоящим учебным днем, заранее послушайте веселую и радостную мелодию. По крайней мере, учителя будет казаться милыми и наивными, даже если вызовут родителей в школу.
Наукой доказано, что в восприятии музыки ухо, играет роль «входного устройства» одновременно для рецензии высоты, тембра, ритма и других сторон целого, причем речь идёт в данном случае не об одном анализаторе, а о нескольких скоординированных друг с другом анализаторных системах, содержащих в своем составе один и тот же вход, но отличающихся комплексом других элементов. Вместе с тем целый ряд проблем восприятия музыки выходит за рамки науки о слухе, хотя её материал и методика могут быть частично использованы и при их решении.
В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. В прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас. На протяжении всей своей многовековой истории человечество стремилось проникнуть в тайны звуков окружающего мира и использовать их в собственных интересах.
Но музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. На кафедре акустики МГУ провели исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп –музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыки влияет на организм. Эти исследования показали, что, например, частота основного ритма композиции «Дип Пепл» при громкости в 40-50 децибел вызывает сильное возбуждение слушателей, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. У людей с неуравновешенной нервной системе после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции могут дрожать руки, снижается острота зрения и слуха, в крови повышается содержание адреналина и других гормонов, и как результат – происходит нервный срыв.
Семиклассники после 10 – минутного прослушивания рок – композиции немецкой группы «Рамштайм» временно забывали таблицу умножения, слушатели юношеского возраста не могли ответить на вопросы: «Где вы находитесь?», «Как вас зовут?», «Какое сегодня число?»
Даже 10 – минутное «наслаждение» рок – музыкой на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря памяти. А ведь на рок–концертах нередко интенсивность звука достигает 120 децибел, что недалеко и от болевого порога.
Так, в исследовании Л.С Брусиловского, проведенном на материале более 1100 классических музыкальных произведений, доказано, что за определенными тональностями и существует отчетливая связь между эмоциональным содержанием пьесы и ее тональностью: для воплощения противоположных эмоций – радости, ликования, торжества – часто используется D – dur . Мрачный, трагический колорит связан с тональностью es – moll (М. Мусоргский, П. Чайковского, Д. Верди); образы мужества, героизма – с тональностью с – moll . Наиболее часто встречаемой в произведениях классиков «любовной» тональностью является е – moll (Р.Вагнер, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков).
В настоящее время в музыкальной психологии неисследованных проблем гораздо больше, чем изученных. Современная психология восприятия музыки предоставляет широкое поле для исследовательской деятельности.
Закономерности в восприятии музыки распределены следующим образом:
1.По тональности, мажорная она или минорная. Мажор преимущественно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор — для выражения ласки, грусти и нежности.
2.Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Соответственно, ноты кратко отрывистые, состоящие из отдельных скачков, выражают весёлое и грубое. Пунктирные и выдержанные ноты выражают серьёзное и патетическое, а смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми — величественное и возвышенное.
3.Чувства можно понять по диссонансам. Они производят не одинаковые, но всегда отличные друг от друга воздействия.
Данное распределение закономерностей в восприятия музыки представлено в приложении 1 (схема 1).
Таким образом, особенности процесса восприятия музыки, на наш взгляд, заключаются в следующем:
восприятие музыки это комплексный процесс, зависящий от ряда факторов (от окружающей среды до психо-эмоционального состояния слушателя);
музыкальное произведение или музыкальный фрагмент продолжают воздействовать на человека (экспериментально доказано, что на все живое) даже после завершения прослушивания;
процесс восприятия музыки абсолютно уникален.
2 Музыкотерапия в историческом аспекте
Особая роль в реализации формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности принадлежит искусству – изобразительному, хореографическому, и, конечно, музыкальному. Музыка способна оказывать наибольший эффект во влияние на чувства и настроения человека, вовлекая его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, ослабляя негативные эмоции в процессе их катарсической разрядки, наполняя новыми радостными переживаниями.
Музыкой можно выразить то, что нельзя выразить словами. Ведь слова нужно анализировать, правильно интерпретировать. А музыка «понятнее». Так, например, доказано, что маленькие дети ритм и мелодию музыкального произведения воспринимают раньше, чем слова. В опере Штрауса «Каприччо» есть очень точная фраза: « Prima la musika , dopo le parole » — «Музыка первична, слово вторично».
Влияние музыки на человека имеет давнюю и интересную историю.
В колыбелях человеческой цивилизации – Китае, Индии, Египте, Древней Греции врачи и жрецы, философы, музыканты использовали музыку для врачевания. Существовали специальные мелодии против уныния и скорби, против раздражения, гнева. Мелодии имели широкое практическое применение. В античных источниках содержится много свидетельство о психотерапевтических успехах музыки. Например, Пифагор мелодией на флейте, исполненной в определенном ладу, усмирил разъяренного греческого юношу, который хотел сжечь дом изменившей ему возлюбленного.
Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил приступы тяжелой депрессии у царя Саула.
Музыка использовалась древними и в чисто терапевтических целях. Например, Исмений Фиванский снимал звуками музыки подагрические боли. Слушание мелодии, исполняемых на цитре, по мнению древних римлян, способствовала процессу пищеварения, поэтому были мелодии, которые специально играли после трапезы.
Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей. У итальянцев музыка и пение считались эффективным средством при укусе паука-тарантула: больные в бешенстве темпе танцевали до полного изнеможения. Весь яд не «вытанцуется». Этот танец впоследствии получил название тарантелла.
На рубеже 19-20 веков возникала и стала развиваться музыкотерапия как самостоятельная отрасль знаний и область научно-практической деятельности. Во второй половине 20 века музыкотерапия начинает активно применяться в Европе, США, Австралии, Японии и в нашей стране – России.
В конце ХХ в. был открыт «Эффект Моцарта». Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.
Существует понятие вокалотерапии. С незапамятных времен люди знали, что звук обладает особой чудотворной силой. В славянском эпосе ему отведена мистическая роль. Воинский клич, молитва, медитативные упражнения, некоторые чудодейственные приемы психорегуляции – это, прежде всего, звук.
Известно, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервной системы громкой игрой на трубе перед пациентом.
Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные музыкальные композиции или читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своем университете в Кротоне Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром — для того, чтобы очистить ум от сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых. В весеннее равноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хору и аккомпанируя на лире.
Терапевтическая музыка Пифагора описывалась античным философом Ямвлихом: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще мелодии, которые усмиряли желания» 8 .
Благотворное воздействие пения на организм отмечала Г. С. Шаталова. Анализируя истоки долголетия якутов, она относит к ним, помимо закаливания с раннего возраста, привычку петь во время длительных поездок на оленьих упряжках и изображать в песнях все, что видят в пути. В этом проявляется глубинная связь с природой, которой современному человеку так не хватает,
Когда человек поет, не напрягая голоса, практически на одной ноте, с физиологической точки зрения происходит тот же процесс, что и при йоговских дыхательных упражнениях: продолжительный выдох превышает по длительности вдох. При пении происходит переключение сознания на восприятие природы, повседневные тревога и сомнения человека перестают влиять на подсознательную регуляцию его организма.
Врачи и психологи успешно используют музыку в сочетании с цветотерапией для восстановления психического состояния человека. Красивая музыка лечит. Звуки подобраны так, чтобы пациент успокаивался, расслаблялся, забывал пережитый кошмар. Под тёмными очками в это время мигают огни, тоже в определённом темпе. И мир в голове у человека наконец-то начинает возвращаться на место.
Сегодня мы все чаще слышим такой термин как «музыкальная аптечка» (см. приложение 2). Разная музыка помогает нам по-разному себя ощущать и добиваться необходимого эффекта в состоянии 9 .
Конечно, чтобы заниматься музыкотерапией, необходимы специальные знания, специальная подготовка. Вместе с тем, по существу, каждый музыкант, учитель музыки, осознают они это или нет, являются стихийным психотерапевтом, потому что в их руках находится мощное средство, способное изменять психоэмоциональное состояние, настроение, мироощущение человека, его физическое самочувствие. Это средство – музыка.
Таким образом, музыка и медицина тесно связаны между собой с давних времен. В современном мире они являются взаимопроникающими и взаимодополняющими сферами обеспечения здорового образа жизни человека. Музыка является одним из средств медицины, что активно помогает человечеству в развитии.
Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем от мала до велика. С давних пор музыка используется как лечебный фактор 10 . На основе музыкального лечения был создан музыкально-терапевтический сеанс. Он составляется по принципу контраста, с учетом физиологических законов сопоставления звучащей музыки и обуславливает лучшую «заряжаемость» положительными эмоциями. Сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки следует тому же закону контраста. В последовательности двигательных упражнений также важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, что рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается его психическая и двигательная активность, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Вслушиваясь в музыкальное произведение, мы ощущаем равномерную пульсацию, смену моментов напряжения и разрядки. Это напоминает жизненные процессы, протекающие в организме человека.
У Моцарта необыкновенная музыка — не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «Эффект Моцарта».
Особые свойства музыки Моцарта впервые привлекли общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов прошлого века. Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав произведения великого композитора, люди, отвечающие на IQ-тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта.
В центре нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором выпускники университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего 10-15 минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.
На следующий день, после того как были опубликованы сообщения об открытиях в Ирвине, музыкальные магазины одного крупного американского города мгновенно распродали все записи сочинений Моцарта.
«Музыка Моцарта способна «разогревать мозги», — предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. — Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект» 11 .
Популярный французский актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел. французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум. слушать Моцарта! «Волшебная флейта» и в самом деле может творить чудеса — через несколько месяцев Депардье говорил, как пел 12 .
Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Его отец был капельмейстером, дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.
Эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. Для детей она может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка.
Из результатов исследований были сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых считаются определяющими для их будущего интеллекта. Позже несколько скептиков опубликовали свои сомнения насчет феномена. Но при более детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет сильное влияние на человеческий мозг.
Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого «эффекта Моцарта» не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений.
Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее.
«Эффект Моцарта» применим не только в возрастной психологии, обучении, но и в медицине. Интересно отметить, что когда вместо Моцарта больные слушали музыку некоторых других композиторов, популярные ритмы тридцатых годов или полную тишину, у них не наблюдалось никакого улучшения.
И это приводит к интригующему вопросу: почему именно Моцарт? Почему не Сальери, а также не Бах, Шопен или многие другие? В своей статье «Энергетика музыки» М.Светов подчеркивает, что Гордон Шоу первым обратился к музыке этого композитора потому, что Моцарт начал сочинять свою музыку в раннем детском возрасте и поэтому она могла быть по своим ритмическим свойствам ближе к тем процессам, что происходят при возникновении нейронных сетей в детском мозгу. Но не нашли ли учёные другие, более объективные объяснения этого странного явления? Оказывается, такие объяснения существуют 13 .
Тот же Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анджелесского отделения Калифорнийского университета нейробиолог Марк Боднер использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на слушание музыки Моцарта, Бетховена («Элизе») и поп-музыки тридцатых годов. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры мозга (центр слуха), который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали части мозга, связанные с эмоциями.
Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.
В чём причина такого различия? Определенный свет на эту проблему могут пролить исследования уже упомянутого нейролога Джона Хьюса в сотрудничестве с музыковедами. Учёные проанализировали сотни музыкальных произведений Моцарта, Шопена и 55 других композиторов.
Результаты они представили в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 10 секунд и более. Анализ показал, что более примитивная поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт занимает в два-три раза более высокое место.
Оказалось, что из всех проанализированных видов музыки именно в моцартовской пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30 секундам, повторяются чаще, чем во всех остальных. Может быть, возникающий эффект можно сравнить с резонансом? На следующем этапе своей работы доктор Хьюс собирается проверить, действительно ли выбранные в соответствии с этим предсказанием отрывки музыки оказывают самый сильный эффект на мозг.
Таким образом, исследователи «Эффекта Моцарта» сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения.
объясняется уникальной музыкальной средой, в которой родился великий композитор;
подтверждается научными исследованиями, которые доказывают, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки В.А.Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.
4 . Графический анализ Симфонии №40 В.А.Моцарта
Говоря о творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта, нельзя не окунуться в волшебные звуки его сороковой симфонии.
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поет…
Можно много говорить об «изящном почерке» Моцартовских интонаций, но никакие слова не заменят самой музыки. Слушая фрагмент из третьей части симфонии Моцарта № 40, мы попытались ответить на вопрос, к какой из областей музыки принадлежит эта музыка: к песенной, танцевальной или маршевой? С одной стороны, к танцевальной, т.к. чувствуются поклоны, реверансы; с другой — к маршевой, потому что характер этой музыки торжественный, серьезный.
Если открыть интернет, то мы убедимся, что это — старинный танец менуэт. Танцевальность всегда делится на мужское и женское начало. Здесь, в этой 3-й части, как и в симфонии № 4 Чайковского, предпраздничное состояние.
Чтобы проанализировать графическое изображение Гл. т. из 3-й части, ее интонации, необходимо сначала спеть и пластически проинтонировать ее. Графически музыку 3-й части Симфонии №40 В.А.Моцарта можно представить так:
Графический анализ Главной темы III части Симфонии №40 В.А.Моцарта
Как можно изменить музыкальные элементы, чтобы они зазвучали празднично?
— Шаги сделать полегче, т.е. изменить темп и сделать подлиннее саму цепочку восходящих шагов.
Результаты сравнения предполагаемых начальных (мужских) интонаций III и IV частей Симфонии №40 В.А.Моцарта
— Второй элемент тоже закруглить посильнее, прибавить «энергии».
Результаты сравнения предполагаемых начальных (женских) интонаций III и IV частей Симфонии №40 В.А.Моцарта
Графически музыку 4-й части можно представить следующим образом.
Графический анализ Главной темы IV части Симфонии №40 В.А.Моцарта
Проверим, верна ли интонация Гл. т. из 4-й части, которую мы попытались смоделировать. При прослушивании и пластическом интонировании оказалось, что мы смоделировали интонацию, совпадающую с «музыкальными мыслями» В.А.Моцарта!
Аналогичные со 2-м элементом интонации Финала Симфонии № 40 В.А.Моцарт использует и в финале своей Сонаты № 11(«Турецком марше»). Только из него образуются ступеньки, которые поднимаются вверх. Характеры финалов в двух произведениях тоже совпадают.
Трансформируется и заключительная тема из I части Симфонии №40 в. Если в экспозиции было:
Графический анализ Заключительной темы из I части Симфонии №40 В.А.Моцарта в экспозиции
то в разработке уже:
Графический анализ Заключительной темы из I части Симфонии №40 В.А.Моцарта в разработке
Таким образом, что же собой представляет симфония 14 В.А. Моцарта? Не даром ее сравнивают с «коммунальной квартирой, потому что в этой музыке много образов, героев. Действительно, музыка В.А.Моцарта отличается, прежде всего, тем, что она густо населена различными персонажами. Поэтому основной принцип построения мелодии – это диалогичность. Она не всегда видна. Это скрытая, внутренняя диалогичность.
5. Технология создания терапевтической музыкальной аптечки
Музыка без души не была бы музыкой. Но из всех многих свойств музыки труднее всего описать словами ее душу.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты — единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать.
Создание музыкального клипа.
Составление перечня произведений «музыкальной аптечки».
Систематизация материала по теме исследования в разделы.
Оформление диска и презентация на уроке музыки, спецкурсе по психологии и школьной конференции.
1.Самым сложным для меня явилось создание музыкального клипа.
Для этого мне пришлось посещать факультативные занятия по информатике и осваивать программу Pinnacle , чтобы соединить слайд-шоу с музыкой. Клип создавался следующим образом:
— иллюстрации подбирались к выбранным произведениям В.А.Моцарта: «Симфония №40», «Колыбельная», «Дивертисмент»;
— решено было использовать в качестве рефрена «Маленькую ночную серенаду», которая является главной изобразительной и интонационной темой клипа, поэтому количество картин и фото с пейзажами определилось большей необходимостью;
— определена продолжительность клипа – не более 2 минут (рекламный ход);
— прослушаны неоднократно, проанализированы выделенные музыкальные произведения, составляющие один ассоциативный ряд с репродукциями картин и фотографиями;
— работа с накопленным материалом в программе Pinnacle : наложение музыкальных тем для ровного композиционного звучания, добавление эффектов к разделам, создание заголовка и вставка его в клип.
2. Составление перечня произведений музыкальной аптечки – очень трудоемкий, но необычайно интересный процесс. Мне пришлось разделить их на несколько разделов, а потом давать к каждому разделу комментарии. Мною двигала уверенность в том, что не каждый захочет вникать в научную терминологию, и поэтому составленный комментарий прост и краток для понимания. Чтобы не опуститься до примитивизма и сохранить суть понятий, я получила консультации от учителей музыки и литературы.
Моя «музыкальная аптечка» состоит из пяти разделов , относящихся к классической музыке, основу же составляет музыка В.А.Моцарта:
— I раздел – «Жизнь, склеенная из кусочков» содержит фрагменты произведений Ж.Бизе, А.П.Бородина, И.Дунаевского, Дж.Верди, П.И.Чайковского, Г.Свиридова, В.А.Моцарта.
Продолжительность данного раздела – 11.13 минуты. Он содержит следующий комментарий: «В этой небольшой композиции собраны кусочки замечательной музыки, которая Вам хорошо известна. Не торопитесь открывать эту музыку, потому что есть один секрет ее использования. Ее нужно не просто слушать – ее нужно создавать. Как? Очень просто – прямо сейчас встаньте, закройте глаза, представьте, что перед Вами находится оркестр, поднимите руки и… просто позвольте всему произойти. Дирижируйте. Творите эту музыку сами. Звучите ! Если же что-то или кто-то прямо сейчас мешает вам это сделать, не торопитесь — дождитесь момента, когда вы останьтесь наедине с самим собой. Потому что эта музыка работает — именно так.
II раздел – « Самое настоящее лунное серебро» составлен исключительно из музыки П.И.Чайковского. Продолжительность этого раздела – 18.16 минут. К нему дан следующий комментарий: « На первый взгляд это очень светлая музыка, самое настоящее лунное серебро. Но это серебро плавилось в темных топках души композитора — всю жизнь его преследовала тяжелая депрессия, сильные страхи, он был глубоко одинок. Все это можно услышать в его музыке, которая была для него единственным способом выразить свои чувства. Послушайте, как его одиночество, тоска, страх превращается в чистую радость, как он через творчество становится самим собой. Не забывайте, что эта композиция, как и предыдущая предназначена именно для дирижирования ».
III раздел – «Глубже всех цветов». Вся композиция этого раздела составлена из целостных частей симфоний, концертов, сонат и других произведений В.А.Моцарта. Продолжительность данного раздела самая большая – 46.50 минут. Представлен следующий комментарий: «Здесь в основном использованы целые композиции — это понравится тем, кто любит полностью погружаться в музыку. Каждое из произведений само по себе — целостное: со своим началом, развитием, кульминацией, финалом. Конечно же, эта музыка в первую очередь сделана для танца, поэтому закройте глаза, прислушайтесь к своим ощущениям и просто двигайтесь».
IV раздел – «Эффект Моцарта». Данный раздел содержит созданный музыкальный клип. Его продолжительность самая короткая – 2 минуты.
V раздел – «Легкость бытия». Работая над исследовательским проектом, мы накопили много интересного материала, который не хотелось оставлять без внимания. Решено было систематизировать его и включить в отдельный раздел. Он содержит биографию В.А.Моцарта, обзор творчества, интонационный анализ всех частей Симфонии №40, набор иллюстраций и музыку композитора для самостоятельного создания видеоклипа.
Таким образом, все разделы музыкальной аптечки систематизированы по уровням (по принципу компьютерной игры, в которой каждый последующий уровень усложняется): первые два раздела – слушание музыки в деятельностном подходе, третий раздел – погружение и размышления над музыкой В.А.Моцарта, заряжающей человека энергетически; четвертый раздел – просмотр видеоклипа как стимул для собственного творчества, и, наконец, пятый раздел – создание своего нового творческого продукта.
4. Процесс оформления диска сравним с мечтой, которая осуществилась. Возникло ощущение законченности труда и огромное желание поделиться своими идеями с окружающими. Кроме того, была сделана к диску обложка.
Количество таких дисков увеличивалось с 3 до 11 штук. И вот почему.
Мне представилась возможность выступить перед одноклассниками и рассказать об «Эффекте Моцарта». К моему удивлению 6 человек (4 девочки и 2 мальчика) захотели использовать весь материал «музыкальной аптечки». Затем материалы мы использовали на спецкурсе по психологии в нашей гимназии. Когда я выступала на школьной конференции, моей работой заинтересовались другие учащиеся и учителя, которые захотели иметь образец такой терапевтической музыкальной аптечки. Думаю, что следующим моим шагом будет опубликование отдельных материалов диска, тезисов работы в сборнике конференций и создание сайта, на котором будут располагаться и составленные композиции классической музыки, и музыкальный клип, и ссылки на литературные и интернет-источники.
Восприятие музыки соединяет в себе действие всех органов чувств. В процессе исторического развития общества восприятие музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Закономерности восприятия музыки распределены в зависимости от тональности, интервальном соотношении, ритме, длительностях нот, диссонансе и др. Ученые всего мира пытаются изучить особенности процесса восприятия музыки и его влияние на различные аспекты жизнедеятельности человека: на мускулатуру лицевых мышц (Д.Бхаттачара); на эмоциональное состояние (Д.Вилфред); на повышение качества знаний в процессе обучения (Г.Лозанов, А.Новаков).
Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. В современной медицине существуют понятия «музыкотерапия», «вокалотерапия», «музыкальная аптечка». Возможности музыкотерапии в современном мире огромны. Зная о них, люди не должны пренебрегать этими знаниями и максимально использовать их в повседневной жизни.
Исследования «Эффекта Моцарта» в области педагогики, психологии доказывают положительное влияние музыки композитора на человека в самых разных аспектах его жизнедеятельности.
Музыка Моцарта способна активизировать все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.
Графический анализ Симфонии №40 В.А.Моцарта подтверждает, что основным принципом построения мелодии является диалогичность, однако она не всегда видна. Это скрытая, внутренняя диалогичность.
Терапевтическая музыкальная аптечка способна оказать «Эффект Моцарта», потому что она основана на музыке В.А.Моцарта, в разделах предложена креативность мышления и действия.
С мифом о В.А.Моцарте — беспечном, наивном художнике, гении, творящем без усилия и раздумья, жреце «чистого» искусства — связан особый, эстетский тип творчества, которому без оснований присвоено наименование «моцартианство». Творчество В.А.Моцарта изображали в музыковедческой литературе и интерпретировали в исполнительском искусстве как безоблачно ясное, безмятежное, «аполлоническое», или жеманно-изящное («рококо»), или, наоборот, романтическое и «демоническое». Современное музыковедение утверждает Моцарта как одного из величайших творцов, выразившего в своём гениальном творчестве прогрессивные общественные и эстетические идеи своей эпохи и раздвинувшего горизонты всего мирового музыкального искусства.
В работе выявлены особенности процесса восприятия музыки. Особенности процесса восприятия музыки, на наш взгляд, заключаются в следующем:
восприятие музыки — это комплексный процесс, зависящий от ряда факторов (от окружающей среды до психо-эмоционального состояния слушателя);
музыкальное произведение или музыкальный фрагмент продолжают воздействовать на человека (экспериментально доказано, что на все живое) даже после завершения прослушивания;
процесс восприятия музыки абсолютно уникален – это всегда «только сейчас и только для Вас, слушатель».
Прослежена история возникновения музыкотерапии. Доказано, что влияние музыки на человека имеет давнюю историю. Музыка является одним из средств медицины, что активно помогает человечеству в развитии. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.
Обосновано содержание понятия «эффект Моцарта» в науке. Содержание понятия «эффект Моцарта» с точки зрения психологов включает способность музыки В.А.Моцарта активизировать все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении. В педагогике «эффект Моцарта» заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка.
Проанализирована графически музыка Симфонии №40 В.А.Моцарта. Симфония№40 В.А.Моцарта отличается тем, что она густо населена различными персонажами, поэтому ее сравнивают с «коммунальной квартирой». Основной принцип построения мелодии – это диалогичность, скрытая, внутренняя, которая не всегда видна.
В работе установлено, что исследование «эффекта Моцарта» позволяет понять феномен и культурный смысл художественного общения с миром искусства, дающего возможности для осознания влияния музыки на интеллектуальный потенциал, поведение и здоровье людей.
Выполненное нами исследование проблемы недостаточного использования возможностей положительного влияния «эффекта Моцарта» в повседневной жизни вносит определенный вклад в дело формирования сенсорных способностей личности, направленных на снятия напряжения и стрессов. Вместе с тем, проект выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это проблема создания индивидуальной «музыкальной аптечки» с учетом личностных особенностей и музыкальных предпочтений подростков.
Список литературы и источники
Блаво Р. Исцеление музыкой. М., С-Петербург, Питер, 2003. — С.48.
Выпуск новостей // Первый канал// Архив 18.01.2010.
Газета «Завтра» Архив: сентябрь 2008 г.
Карпенко, Л.А. Энциклопедический словарь в шести томах // А.В.Петровский. — М.: ПЕР СЭ, 2005.- С.53.
Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2005.-448с.- С.46.
Ловягина, С.А. ПРОСНИСЬ И ПОЙ! Липецк, МУ ИМЦ, 2006.- С.80.
Мельников, Л.Н. Цвет плюс музыка. «Труд», 1987.- С.55.
Петровский, А.В. Словарь / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990-494с.- С.101.
Распределение закономерностей в восприятии музыки
Источник