Ответить письменно на вопросы по стихотворению «Июль»
Тема стихотворения – озорная душа летнего месяца.
Композиция – целостный монолог лирического героя, в котором
создается неординарный образ июля.
Он состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает
предыдущий по смыслу.
Жанр – элегия.
Взволнованно и пылко, рисует июльский день Борис Пастернак.
Пастернаковский «Июль»- наиярчайший пример того, как поэт
может»оживить»,наделить человеческими чертами любое
природное явление.
Главным изобразительным и поэтическим средством в создании
образа июля выступают развернутые олицетворения – именно
они позволяют одухотворить летний месяц, создать его живой
очеловеченный образ.
Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой,
и дачником-отпускником.
«Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных
слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики (таскающий,
растрепа).
У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается
некстати», громко разговаривает, «мешается во все дела «
(олицетворения).
Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передаёт всю гамму
впечатлений, которые вызывает проказник у поэта.
Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных
и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца:
«болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается». и
СРАВНЕНИЕ («и с занавеской, как с танцоршей»).
Хозяин с удовольствием отодвигается, «сдаёт внаём»комнаты гостю,
создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же
этот загадочный персонаж?
Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя-июль.
Стихотворение пробуждает не только слуховые
(Июль, домой сквозь окна вхожий, всё громко говорящий вслух),
но и зрительные образы ( растрепанный юный июль, танцующий с
занавеской, как с партнершей).
Кроме звуков и «живых»картинок ощущаются и запахи травы, липы,
укропа, степные и луговые ароматы…
Последние два четверостишия и «разбирать по косточкам» жалко.
«Июль, таскающий в одежде пух одуванчиков», «июль, домой сквозь
окна вхожий» — это МЕТАФОРЫ.
«Июль. все громко говорящий вслух», «степной нечесаный растрепа»-
тоже метафора.
«Степной нечесаный растрепа» и сравнение (как растрепа), и
метафора одновременно.
Автор не обманет нас нелестными ЭПИТЕТАМИ, которыми щедро
сдобрил свое творение: нечесаный растрепа, баловник – невежа,
болтающийся без дела…
Ещё эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых).
Сразу ясно, что это таинственное существо, не соблюдающее
приличий и живущее так вольно, как только ему хочется, глубоко
симпатично Пастернаку. Да, он просто в восторге от своего «жильца» —
подвижного и своенравного, для которого нет никаких границ,
преград, правил!
«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом,
придающим мелодичность стихотворению.
Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку АВАВ
Неточные рифмы (одёже — вхожий, невежа — приезжий, привиденье –
тени) соседствуют с необычными (растрепа — укропа, роздых – воздух,
некстати – кровати),
создавая удивительно легкое и озорное настроение.
Источник
Какие чувства вызывает у героя стихотворения его необычный жилец что помогает вам это понять
1.1.1. Что в облике и поведении Дуни привлекло внимание рассказчика?
1.2.1. Какие чувства вызывает майская гроза у лирического героя приведённого стихотворения?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию — первая забота была поскорее переодеться, вторая — спросить себе чаю. «Эй, Дуня! — закричал смотритель. — Поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сер-тук с тремя медалями на полинялых лентах.
Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроём начали беседовать, как будто век были знакомы.
Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться со смотрителем и его дочкой. Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы 1 дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба 2 ,
Кормя Зевесова орла 3 ,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
Ф. И. Тютчев, 1828
1 Перлы — жемчужины (устар.).
2 Геба — богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры; в обязанности Гебы входило подносить богам на их пирах нектар и амброзию (греч. мифол.).
3 Зевесов орёл — царь животных, источник света, плодородия и бессмертия; Зевс избрал орла своим военным знаком (греч. мифол.).
1.1.2. Почему столь большое внимание в данном фрагменте уделено картинкам, изображающим историю блудного сына?
1.2.2. Каким предстаёт мир звуков в стихотворении Ф. И. Тютчева?
1.1.2. Пушкин — мастер художественной детали. Описание комнаты смотрителя — тому подтверждение. Картинки, изображающие историю блудного сына, не случайно «украшают» стены комнаты. В судьбе Дуни, дочери станционного смотрителя, фактически повторится библейский сюжет о блудном сыне.
1.2.2. Все в природе наполнено звуками. Под стать раскатам грома
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.
У читателя создается впечатление, что он слышит то, что происходит в лесу, видит и ощущает реальную картину происходящего. Добиться этого эффекта автору помогает аллитерация (повторение согласных сонорных звуков: «р», «л», «м») и ассонанс (повторение гласных звуков: «а», «о»).
1.1.1. Дуня, дочь станционного смотрителя, не могла не обратить на себя внимание рассказчика: «Красота её меня поразила». «Маленькая кокетка» явно не соответствовала той обстановке, в которой ее встретил автор.
Подтверждение первого впечатления находим уже через несколько строк: «несмотря на довольно юный возраст, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет». Рассказчик дает понять, что красота девочки, ее несоответствие окружающему наверняка отразятся на дальнейшей судьбе девочки.
1.2.1. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Подтверждением этому может служить и стихотворение «Люблю грозу в начале мая…» Майская гроза — символ весеннего возрождения природы. Стихотворение пронизано эмоционально-приподнятым настроением, радостным предчувствием светлого обновления
Источник