Анализ стихотворения «Снежинка» Константина Бальмонта
К. Д. Бальмонт родился в усадьбе Гумнищи, первые 10 лет жизни прожил в деревне. Отец поэта привил сыну любовь к русской природе, а мать обучила пониманию красоты музыки. Стихотворение «Снежинка» было написано в 1903 году. Именно в этот период написаны произведения, которые признаны самыми лучшими, которые создали ему имя.
Стихотворение «Снежинка» — это попытка автора погрузится в мир переживаний и ностальгии от увиденного зимнего пейзажа. Данные ощущения всегда вызывают восторг и чувство гармонии. Бальмонт эмоционально характеризует частицу зимнего пейзажа, спускающуюся на землю. Он выбирает одну из снежинок, придавая ей признаки, которые присущи живому миру. В этих моментах проявляется его внимательность и любовь к родному краю.
С самой первой строчки заметно особое отношение автора к частице снега. Он с особо нежностью и сочувствием изображает ее падение с неба. Благодаря поэтому, мы наблюдаем легкость и светлые оттенки снежинки. За счет пушистой поверхности объект стихотворения кажется мягким, структура напоминает звезду. Благодаря этим деталям взгляд останавливается на объекте стихотворения. Частица снега проделала большой путь, препятствием для нее была сила зимнего ветра. Зародившись высоко в небесах, она «дорогой бурной» медленно спустилась на землю. Ее хаотичные движения, неорганизованное направление зависит от потока ветра. Но автор наделяет снежинку смелостью, которая помогает ей «крутиться бешено».
При прохождении через неблагоприятные условия, она занимает положение на земле в первозданном виде.
Образу присущ прозрачный символизм. Ее можно прировнять к другим образам, которые преодолевают многие препятствия. В конце наблюдается покой и умиротворенность, что указывает на достижение цели.
В произведении преобладают олицетворения, с их помощью автор придал снежинке человеческие качества. Это выделило ее из массы подобных. Также проводится сравнение со звездами, имя в виду особенности геометрии снежинки. Также подчеркивается и легкость при падении. В стихотворении преобладают светлые тона и лазурные цвета.
К.Бальмонт с помощью образа снежинки передал свое отношение к наблюдаемому пейзажу и родному краю. Он подчеркнул неповторимость природы зимой. Благодаря яркому изображению непогоды в стихах, поэт превратил обычное явление в необычное событие. Вьюга из унылого явления становится предметом восхищения.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ЧИСТОТА И НЕПОРОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В СТИХОТВОРЕНИИ К. БАЛЬМОНТА «СНЕЖИНКА»
Каждый, кто прочтет стихотворение, как будто вместе с поэтом впервые увидит красоту зимы. Узнает, какой путь проделывает красавица снежинка, прежде чем попасть к нам на землю.
Это стихотворение включено в программу «Перспектива», в 3 классе, авторами которой являются Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. В учебнике также даны красочные иллюстрации к стихотворению, которые помогают детям ощутить всю прелесть и красоту нашей русской зимы.[2]
Данное произведение относится к лирическому литературному роду, жанр – пейзажная лирика. При прочтении стихотворения просыпается чувство свободы. Снежинка, порхает по воздуху, летит туда, куда ей хочется, но при этом охотно поддается ветру, как бы доверяя ему всю себя. И мы видим не только красоту нашей любимой природы, но и замечаем, что природа в отличии, он нас, от людей, бескрайняя и свободная.
В творчестве Константина Дмитриевича немало таких прекрасных произведений о зиме, как «Снежинка». Стихотворения Константина Бальмонта неподдельно искренние, что, кажется, поэт беседует с читателем о природе, рассказывает про снежинки, вьюги, зиму, тем самым передавая все свои восхищения.
Главные образы в этом стихотворении – это образы природы. Главной героиней стихотворения явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая. Таким образом, создается не только образ настоящей и свободной снежинки, но и мягкого чуткого ветра.
«Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается».[2]
Сюжет произведения очень прост и понятен. Автор описывает жизненный путь крохотной снежинки, её хоть и недлинный, но увлекательный полет. Снежинка спускается к нам с чистого и бескрайнего неба, попадая совершенно в другой для себя мир. И автор подчеркивает, что она просится именно на землю.
«Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится».[2]
В стихотворении не встречается никаких трагических моментов, которые бы заставляли читателя переживать о крохе-снежинке. Наоборот, при прочтении возникают чувства спокойствия и счастья, Читатель как будто остается с природой наедине. Автор заставляет читателя отвлечься от жизненной суеты и увидеть маленькие удивительные моменты, которые происходят вокруг нас.
Главным символом зимы является снег. А снег получается из миллионов снежинок. Они такие крохотные, что мы их совсем не замечаем. А ведь снежинка является настоящим произведением природы. По словарю Ожегова: «СНЕЖИНКА, -и, ж. Пушинка, кристаллик снега.»[3] В стихотворении Константин Дмитриевич подтверждает это определение в самом начале стихотворения:
«Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!»[2]
Стихотворение разделено на четверостишия, в каждом из которых раскрывается определенный момент истории полета снежинки. Так же стихотворение написано перекрестной рифмовкой. Что помогает лучше передать настроение автора. И для детей такая рифма очень удобна для заучивания стихотворения наизусть. Рифма — дактилическая, с ударением на третий от конца строки слог; точная, все звуки хорошо сочетаются друг с другом, нет резких перепадов. Такой строй стихотворения ярче и четче передает настроение и чувства автора, помогает лучше проникнуть в произведение.
Стихотворение основывается на олицетворении. Среди огромных сугробов, снегопадов, автор замечает одну лишь её, светлую красивую снежинку. Образ крохотной незаметной снежинки раскрывается, как образ чистой, беззаботной, свободной души. В самом начале автор называет её «чистой» и «смелой», потому что, героиня-снежинка не боится, а наоборот летит в незнакомый для себя мир с удовольствием.
«Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится».[2]
Слова автора следом подтверждают её смелость и решительность. Её дорога резка и стремительна, но снежинка легко пролетает свой намеченный путь.
«Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула».[2]
Она покинула свой привычный, красивый и спокойный мир, бескрайнее голубое небо и бросилась в неизвестную и опасную для нее страну. Ведь в процессе её полёта с ней могло многое случится, но природа, как будто защищает её от всех бед.
«В лучах блистающих, Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая».[2]
В этом четверостишие автор выделяет красавицу-снежинку среди всех «хлопьев». Автор называет их просто хлопьями, чтобы лучше обратить наше внимание именно на неё одну, смелую и сильную снежинку, которая проходит так легко все испытания.
«Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается».[2]
Сейчас перед нами появляется необычный образ ветра. Ведь мы привыкли представлять ветер, как сильное и непреодолимое явление. Но здесь ветер становится ласковым и нежным. Он как будто бережно несет снежинку на своих руках. И она нисколько не боится его, а напротив, подчиняется, доверяя ему себя.
«Его качелямиОна утешена,С его метелямиКрутится бешено».[2]
При чтении именно этих строк чувствуется особая трепетная любовь между маленькой снежинкой и массивным, могучим ветром, который с ней ведет себя совершенно иначе, чем всегда. Но при всей нежности и спокойствии, используется слово «бешено». Автор обращает наше внимание на силу и мощь ветра. Но при всем при этом ветер бережёт кроху-снежинку.
«Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается, Звезда кристальная».[2]
И вот закончился свободный полет снежинки, и она наконец-то касается земли. Она попала туда, куда она очень хотела. Автор называет снежинку кристальной звездой, что еще больше подчеркивает её необычайную красоту и хрупкость.
«Лежит пушистая,Снежинка смелая.Какая чистая,Какая белая!»[2]
В конце чувствуется, как снежинка счастлива и спокойна. Она добилась своей изначальной цели. И вот теперь она лежит такая пушистая и белая, наслаждаясь своим спокойствием. Такие слова, как «белая», «чистая», помогают нам представить снежинку хрупкой, по-настоящему прекрасной и светлой.
Стихотворение очень актуально во все времена. Многие люди не любят такое время года, когда всегда морозно и пасмурно. Мы бегаем в суете и не замечаем, что происходит вокруг. И именно это стихотворение дает возможность, хоть не секундочку, обратить внимание на такое прекрасное время года, как зима. Ведь это самая красивая пора. Весь мир преображается, становится таким светлым и ярким. Особенно красиво, когда падают эти крохотные кристальные звездочки, которые укладываются в ровные, мягкие сугробы снега.
Я считаю, что такие стихотворения нужно изучать в школе. Они помогают детям видеть во всех мелочах, что-то прекрасное и удивительное. Как видят авторы таких замечательных произведений о природе. А главное, такие стихотворения учат детей любить и беречь природу. Ведь это наш родной дом.
Стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка»
Светло-пушистая,Снежинка белая,Какая чистая,Какая смелая!Дорогой бурноюЛегко проносится,Не в высь лазурную,На землю просится.Лазурь чудеснуюОна покинула,Себя в безвестнуюСтрану низринула.В лучах блистающихСкользит, умелая,Средь хлопьев тающихСохранно-белая.Под ветром веющимДрожит, взметается,На нем, лелеющем,Светло качается.Его качелямиОна утешена,С его метелямиКрутится бешено.Но вот кончаетсяДорога дальняя,Земли касается,Звезда кристальная.Лежит пушистая,Снежинка смелая.Какая чистая,Какая белая!
Свободная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 27.12.2016).
Климанова Л.Ф. Литературное чтение / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская – М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
Источник
«Снежинка» К.Д. Бальмонта: из опыта анализа текста
К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика.
Первые 10 лет жизни провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.
Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:
Бурною – резкий, стремительный.
Лазурную – цвет лазури, светло синий.
Веющим – дуть, обдувать дуновением.
Взметается – подниматься высоко кверху.
Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае «звезда кристальная» – построенная в форме кристалла).
Данное произведение относится к роду – лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении – это образы природы. Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм, сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным. При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить – они чисты.
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение.
Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную окраску: проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».
Цвета, используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ.
Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное чувство, которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви.
Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:
Какие синонимы взяты…
Просты и красивы слова,
Ведь вроде снежинка – обычна,
Но здесь и смела, и чиста.
Прочитав у Бальмонта «Снежинку»,
Захотелось стихи написать,
Как чудесная белая льдинка
Пожелала на землю попасть….
С душою сравнима, кристальна звезда,
И ведь у Бальмонта бела и чиста…
Такая душа есть не у каждого в мире,
Ведь годы прошли – мы ее загрязнили.
В младенчестве чистой считаем ее,
Поэтому снежинкой ее назовем.
Для данного анализа пользовалась определениями из книг:
1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000,
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.60 000слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательс тво «Мир и Образование»», 2008. – 976с.
Источник