Йозеф Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр»
Йозеф Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр»
Йозеф Гайдн — великий австрийский композитор. Он оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Моцарт, его друг и младший современник, писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».
Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочинённые Гайдном, становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором.
Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.
Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.
Прежде всего, давайте разберёмся, что же это такое?
Симфонии принадлежит одно из самых почётных мест среди самых различных жанров. Всю историю своего существования она чутко отражала своё время: симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича — размышления об эпохе, человеке, истории мира и жизни на земле. Любая симфония — целый мир. Мир художника, мир его времени.
Симфония — один из самых сложных жанров музыки, не связанных с другими искусствами. Она требует от нас вдумчивости, обобщения. Германия той эпохи была центром философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе. Кроме того, в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев и окончательно сложилась в творчестве Гайдна.
Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.
Первая часть симфонии быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме в быстром темпе.
Вторая часть — медленная — обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвящённая мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.
Третья часть — менуэт, а позднее и скерцо. Это игра, веселье, живые картинки народного быта.
Четвертая часть — финал — итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. Часто финал отличается патетикой жизнеутверждения, торжественным, победным или праздничным характером.
В такой форме писались симфонии Гайдна. В творчестве Гайдна утвердилось особое отношение к симфонии. Она была рассчитана на массовую аудиторию, имела больший масштаб и силу звучания. Исполнял симфонии симфонический оркестр, состав которого также утвердился в творчестве Гайдна. Хотя в то время в состав оркестра входили ещё немногие инструменты: скрипки, альты, виолончели и контрабасы — в струнно-смычковую группу; деревянную группу составляли флейты, гобои, фаготы (в некоторых симфониях Гайдн использовал и кларнет).
Из медных инструментов были представлены валторны и трубы.
Из ударных инструментов Гайдн использовал в своих симфониях только литавры. Исключение составляет соль мажорная «Лондонская симфония» («Военная»), в которую композитор ввёл ещё треугольник, тарелки, большой барабан.
Ярким примером симфонического цикла в творчестве Гайдна является одна из «Лондонских симфоний» — Симфония № 103 ми бемоль мажор. Композитор открывает её ярким приёмом – тремоло (от итал. tremolo — дрожащий) литавр, отсюда и название «Симфония с тремоло литавр». Как и положено, в этом произведении четыре части. Причём в творчестве Гайдна сложилась не только характерная последовательность частей, но и их характер и строение.
Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома.
Allegro очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера. Тема главной партии сначала проводится в основной тональности у струнных инструментов.
В симфониях Бетховена мы можем обнаружить резкое различие в характере главной и побочной партий. Для творчества Гайдна это не характерно. Вот и в этой симфонии побочная партия близка по характеру главной. Она тоже танцевальна, написана в ритме изящного, лёгкого вальса и очень похожа на венскую уличную песенку.
Вы, наверное, помните, что первый раздел сонатного аллегро, в котором происходит изложение основного материала, называется экспозицией.
Второй раздел не случайно получил название разработки. В нём развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. В своём симфоническом творчестве Гайдн большое внимание уделял способам развития темы. Одним из главных для него приёмов стала мотивная разработка тем. Он умел выделить из темы короткие мотивы, делая их независимыми от самой темы, проводить их в разных тональностях, в разных голосах, так что они могли соединяться в самых неожиданных сочетаниях. Вот и в этой разработке тему главной партии он делит надвое, причём каждая из частей развивается самостоятельно. Он в корне меняет характер темы вступления. Если в начале симфонии она звучит медленно и таинственно, в разработке Гайдн как бы включает её в общее движение, ускоряя её темп. Важным способом развития является и смена тональностей. Побочная партия здесь проводится в ре бемоль мажоре (вместо си бемоль мажора в экспозиции). Не менее важно в разработке и тембровое, оркестровое развитие, когда темы проводятся у различных инструментов.
Третий раздел сонатного аллегро — реприза. Здесь как бы подводится итог всему развитию, темы проходят в том же порядке в главной тональности, различия между ними сглаживаются.
Вторая часть симфонии, Andante, вносит контраст к весёлой, быстрой первой части. Это медленные и спокойные вариации на две темы.
Первая тема (до минор) — мелодия народной хорватской песни. Неторопливо и спокойно она излагается струнными инструментами.
Вторая тема (до мажор) похожа на волевой, бодрый марш. Её исполняют не только струнные, но и деревянные духовые и валторна.
После изложения тем следуют вариации — поочерёдно на каждую тему, в которых обе мелодии сближаются. Первая тема звучит взволнованно и напряжённо, а маршевая становится более плавной и мягкой.
Третья часть симфонии — традиционный менуэт. Но это скорее не бальный придворный менуэт, изящный и чопорный, а менуэт народный, с характерным чётким ритмом.
Средний раздел менуэта называется трио. Когда-то давно так называли середину оркестровых произведений, которую исполняли только три инструмента. В XVIII веке, хотя трио играли не только три инструмента, звучность в них несколько облегчалась. Вот и в этой симфонии Гайдна полного звучания оркестра в трио струнные инструменты ведут мягкую, плавную мелодию.
В четвёртой части симфонии вновь возвращается праздничное настроение. Здесь нет контрастов и напряжённости. Написан финал в форме рондо, где главная тема — народного происхождения. Фоном ей служит характерный ход валторн, похожий на звуки лесного рога.
Все части Симфонии № 103, при всём различии, объединены единым танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением.
Вопросы:
- Расскажите, как строилась классическая симфония?
- В какой форме пишется первая часть симфонии Гайдна?
- Сколько симфоний написал Гайдн?
- Каково строение Симфонии ми бемоль мажор Гайдна?
- Почему её называют «С тремоло литавр»?
- Послушайте 1-ю часть Симфонии. Как соотносятся между собой темы вступления, главной и побочной партий? Какие чувства вызывает у вас контрастное сопоставление вступления и двух тем сонатного аллегро?
- В каких частях сонатной формы вы услышали отдельные интонации темы вступления или всю тему целиком — в экспозиции, разработке, репризе, коде? Какую роль играет контраст в драматургическом развитии 1-й части?
- Послушайте финал Симфонии. Каким предстаёт перед нами композитор? Можно ли предположить, что музыку, полную такой жизненной энергии и радости, Гайдн сочинил в 62 года?
Презентация
В комплекте:
1. Презентация — 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр»:
I. Adagio — Allegro con spirito, mp3;
II. Andante, mp3;
III. Menuetto Allegro, mp3;
IV. Allegro con spirito, mp3;
Фрагменты первой части Симфонии «С тремоло литавр»:
Вступление, mp3;
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Источник
Какие чувства вызывает симфония 103 гайдна
Йозеф Гайдн Симфония 103 «С тремоло литавр»
Симфоническое творчество Гайдна безгранично. Считается, что за весь творческий путь композитор написал около 150 симфоний, но лишь 104 из них дошли до нашего времени. Предпоследняя 103-я симфония является не только образцом музыкального стиля, но и одной из вершин творчества композитора.
Историю создания Симфонии №103 «С тремоло литавр» Йозефа Гайдна, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Музыка австрийского композитора была известна в Великобритании еще задолго до того, как он отправился в страну с гастрольным туром в первый раз. Более того, произведения Гайдна пользовались популярностью и часто исполнялись на сценах Лондона. Сам Йозеф считал, что это были самые счастливые годы его жизни.
В 1794 году Гайдн отправится на гастроли в Лондон во второй раз. Там зимой он приступит к сочинению «6 Лондонских симфоний», в числе которых была и 103-я симфония «С тремоло литавр».
Впервые произведения прозвучали со сцены Королевского Лондонского театра «Covent Garden». Дирижером был назначен Джованни Баттиста Виотти. Выступление стало по-настоящему грандиозным событием.
На следующий день после премьеры ежедневная газета «Утренние хроники» напишет более чем положительный отзыв на произведение:
«Господин, Йозеф Гайдн продемонстрировал нам еще одну новую симфонию. Плодотворный Гайдн как всегда сумел создать гениальные и невероятно легкие, как воздух, гармонии. Вступление заставило нас слушать музыку, затаив дыхание. Очаровательное Allegro и Andante были исполнены на бис. Менуэты, особенно трио, оно было необычайно сладкое и игривое, исполнилось, как будто одним движением».
Знаменитый английский журнал «The Sun» также напишет рецензию на премьеру:
«Новая симфония Гайдна имела огромный успех у публики. Она представляет собой яркую смесь великолепия и фантазии. Гул аплодисментов долго не скончался, а вторая часть была исполнена на бис!»
Позже премьера прошла в Вене. Специально для австрийской публики Гайдн сделал небольшой антракт перед последней частью для отдыха публики. С того момента, как прозвучали первые такты 103-й симфонии, композиция не сходит с мировых сцен и по сей день пользуется популярностью в обществе.
Интересные факты
- Симфония имеет название «С тремоло литавр», так как передает особенности оркестровки.
- 103-ю симфонию Гайдна «С тремоло литавр» частично можно услышать в современном фильме «На грани», вышедшем на экраны в 2012 году.
- Премьера симфонии состоялась в знаменитом театре Англии «Covent Garden».
- Симфоническое произведение «С тремоло литавр» входит в число шести знаменитых Лондонских симфоний.
- Главная тема Третьей части заимствована из другого популярного в те времена произведения, а именно из оперы « Похищение из Сераля » Моцарта.
- На английском языке композиция носит название «Drumroll», что переводится, как барабанная дробь.
- Рихард Вагнер особенно чтил творчество гения Йозефа Гайдна, поэтому в 1831 году переложил некоторые симфонические композиции для фортепиано, в число данных произведений вошла и 103-я симфония.
- Во второй части композитор использует подлинные народные хорватские песни. Одной из которых является песня «Маленькая девочка топчет ручей».
- Оркестр, исполнявший симфонию, состоял почти из шестидесяти человек. В те времена это был самый масштабный по числу музыкантов оркестровый коллектив во всем мире.
- Кроме симфонии в день премьеры исполнялись и другие произведения композитора. Фортепианные композиции были сыграны самим маэстро Гайдном.
- Продолжительность всех частей симфонии занимает по времени полчаса.
- В теме первой части зашифрован древний хорал «Dies irae».
Интерпретации произведения дирижерами
Не секрет, что от дирижера зависит не только качество звука и слаженность игры оркестрантов, но и отражение стиля эпохи и смысловое наполнение музыки. В настоящее время симфонию достаточно часто исполняют на ведущих музыкальных сценах мира. Рассмотрим три наиболее удачных исполнения симфонии:
- Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна. Отдаленные раскаты литавр настраивают слушателя. Дирижер мягко выстраивает динамику, смягчая контрасты между темами вступления и экспозицией первой части. Невозможно не отметить чистоту и прозрачность звучания инструментов. Стоит отметить, что в отличие от других исполнений, Караян выдерживает более спокойный и уравновешенный темп, который гармонично вписывается для II и III части, но немного замедляет финал.
- Венский филармонический оркестр под управлением Николауса Арнонкура. По красочности исполнение можно назвать более сдержанным и мрачноватым. Так как у композитора не было выставлено отдельных указаний по поводу исполнения тремоло литавр во вступлении, то дирижеры трактуют его по-разному, добиваясь определенного звукового эффекта. Арнонкур постарался сделать вступление более ярким, подчеркнув характерный тембр литавр. Во II части дирижер выделил характерную изящность композиции. Финал прозвучал в светлых, чистых красках.
- Нью-Йоркский филармонический оркестр под управлением Леонарда Бернстайна. Раскат литавр постепенно приглушается во вступлении, позволяя выделить главную тему I части. Хочется отметить, что дирижеру отлично удается передать жанровую окраску деревенского менуэта в III части. Блестящий финал абсолютно выдержан в темпе Allegro con spirito, золотой ход валторн звучит четко и ясно.
Содержание Симфонии «С тремоло литавр»
Главным отличием стиля Йозефа Гайдна являются кажущаяся беззаботность и легкость. Часто подобные черты воспринимаются как поверхностность. Но только настоящий композитор знает, что сложнее всего добиться эффекта легкости и прозрачности звука. Стоит отметить, что глубина произведения скрыта от глаз неосведомленных слушателей, и необходимо серьезно постараться, чтобы понять заложенный смысл.
Простота и лаконичность являются характерной особенностью зрелого симфонического творчества музыканта. Данные качества отражаются в композиционной структуре. Автор использует сонатно-симфонический цикл из четырех частей со вступлением и кодой, где каждая часть имеет законченную форму, выдержанную в определенном стиле и жанре.
- Вступление играет немаловажную роль, впервые оно тесно связано с I частью, тема вступления активно участвует в формообразовании симфонии. Проводится тема, напоминающая хорал «Dies irae».
- I часть сочинена в форме сонатного allegro. Главная и побочная партии не имеют ярко выраженного конфликта или контраста. Композитор тематически объединил темы в данной части.
- II часть имеет форму двойных вариаций: первая тема – народная хорватская песня, вторая тема – марш. В процессе темы будут взаимодействовать.
- III часть является менуэтом, но не в дворцовом стиле, а в «крестьянских башмаках». Некоторые музыковеды присваивают части черты барочной музыки.
- Финал написан в форме рондо-соната, представляет собой яркую картину массового праздника. У истоков охотничья музыка, что доказывает применение «Золотого хода валторн».
Произведение является жанрово-бытовой симфонией, что выявляет следующие черты:
- Темы имеют жанрово-бытовой склад тематизма и опираются преимущественно на такие жанры, как песня, марш и танец.
- Главная и побочная партия в первой части не контрастны, а наоборот являются дополнением друг к другу.
- Развитие тематизма производится путем мотивного вычленения (разработочный тип развития).
- Цикл имеет ярко выраженное единство.
- Концепция имеет оптимистический характер.
- В произведении нередко используются народные мотивы и цитирование.
Философия Гайдна проста: жить нужно сегодня и сейчас, наслаждаясь моментом. Простота – это и есть счастье, главное только услышать и почувствовать его. Но подобные рассуждения понятны не всем, в этом и заключается сложность музыки.
Симфония 103 «С тремоло литавр» помогает нам понять мироощущение автора. Музыка открывает для слушателя другой мир, в котором царит гармония и простота жизни. Свет и радость, оптимистичный финал – все это так характерно для творчества Йозефа Гайдна . Возможно именно по этой причине его музыка никогда не устареет. Ведь каждый из нас, несмотря на все невзгоды, хочет верить в лучшее, и это лучшее собрано в симфоническом творчестве Великого и непревзойденного мастера, имя которому Йозеф Гайдн.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Йозеф Гайдн Симфония 103 «С тремоло литавр»
Источник