Какие чувства вызывает романс островок

Какие чувства вызывает романс островок

Сергей Васильевич Рахманинов романс «Островок»

Сергей Васильевич Рахманинов. Имя этого гениального русского композитора золотыми буквами вписано в историю не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Его впечатляющая музыка, наполненная искренними чувствами, с первых тактов так властно захватывает слушателей, что помимо воли накрывает их души и сердца. Великий маэстро оставил потомкам бесценное творческое наследие, в котором особое место занимают восхитительные камерно-вокальные лирические композиции. Романсовые миниатюры Рахманинова отражают не только всю гамму человеческих чувств, но и погружают в объятия неописуемо прекрасной природы, как например в нежно — созерцательном романсе «Островок».

Историю создания романса «Островок», интересные факты и содержание композиции читайте на нашей странице.

История создания

К 1896 году, когда из-под пера молодого композитора Сергея Рахманинова вышел романс «Островок», его творчество вызывало повышенный интерес и не только у профессионалов. Одарённому музыканту едва исполнилось двадцать три года, а он уже был автором целого ряда замечательных произведений, а также, своим ярким исполнением, вызывая заинтересованность публики, приобрёл популярность как виртуозный пианист. Ещё обучаясь в Московской консерватории, он стал автором Первого фортепианного концерта, нескольких заслуживающих внимания фортепианных пьес и вокальных миниатюр.

В качестве дипломной работы по окончании учебного заведения Рахманинов представил оперу «Алеко », за которую от самого Петра Ильича Чайковского получил пятёрку с тремя крестами, а от дирижёра Ипполита Карловича Альтани обещание поставить её в Большом театре. Кроме того, директор филармонического общества Карл Александрович Гутхейль предложил талантливому выпускнику напечатать данное произведение в нотном издательстве, владельцем которого он являлся. В девятнадцать лет Сергей окончил консерваторию по классам композиции и фортепиано с высшими оценками, получил большую золотую медаль, а помимо того, его имя отметили на мраморной Доске почёта любимой «альма-матер».

Это была первая задача, которую Рахманинов поставил перед собой и успешно её выполнил. Теперь нужно как-то обустраиваться в жизни, ведь материальной помощи молодому музыканту ждать было не от кого. Чтобы просуществовать Сергей начал много работать: бегал по частным урокам, за которые получал 15 рублей в месяц, но при этом находил время, чтобы заниматься любимым занятием — сочинительством. Музыку он создавал не по заказу, а потому каждое своё творение не просто оттачивал, а полировал. Однако сочинительство больших доходов не давало, да и те гонорары, что он получал, таяли очень быстро, ведь в молодости хочется немного пощеголять, например покататься на лихаче или просто несдержанно проиграть деньги в карты. Концертные выступления тоже были, но стабильного дохода они не приносили. Отрадным в его жизни был только летний отдых, который Сергей частенько проводил в Ивановке Тамбовской губернии у своих родственников Сатиных. Там композитору было хорошо и спокойно. Он много гулял, купался и рыбачил на пруду. Такая безмятежная обстановка навевала Рахманинову прекрасные музыкальные мысли, которые он затем излагал на нотной бумаге. Так в конце мая 1896 года Сергей вновь отправился в поместье к любимым родственникам. Он, как и прежде настраивался на полноценный отдых, но в то же время и на активный творческий процесс. В планах композитора было сочинить ряд романсов на стихи не только общепризнанных поэтов: Кольцова, Фета, Алексея Толстого, Апухтина, но и современных авторов: Марии Давидовой, Николая Минского, Даниила Ратгауза и, прославившегося своими переводами, Константина Бальмонта. Рахманинов задумал из вокальных миниатюр создать маленькую драму, где главные действующие лица: он, она и самое главное их чувственные отношения.

Читайте также:  Как меняется мозг при депрессии

Вторым в списке композиций значилась вокальная миниатюра «Островок» — оригинальный перевод Константина Бальмонта стихотворения великого английского поэта Перси Биши Шелли. Сергей сделал уже наброски, однако безвременная смерть двоюродного брата Саши Сатина от туберкулёза нарушила все намерения композитора. Своеобразную романсовую сюиту, в том числе и романс «Островок», Рахманинов дописывал уже в октябре. Он справился с этим опусом довольно быстро, так как испытывал большие материальные затруднения и торопился отправить свои творения в издательство Гутхейля.

Интересные факты

  • Романс «Островок» на стихи выдающегося английского поэта Перси Биши Шелли в оригинальном переводе Константина Бальмонта вошёл в четырнадцатый опус Сергея Рахманинова под номером два. Однако необходимо отметить, что по соседству с ним, только под номером одиннадцать расположилась композиция, которая признана шедевром вокальной музыки XX века, а именно знаменитые « Весенние воды ».
  • «Островок» Сергей Рахманинов посвятил своей любимой кузине Соне Сатиной, которая с юных лет так боготворила природу, что родственники считали её «не от мира сего». Впоследствии Софья Александровна Сатина — младшая сестра жены композитора Натальи Александровны, стала известным профессором ботаники и Доктором биологических наук.
  • В творческом наследии Сергея Рахманинова числится больше восьми десятков романсов. При этом важно отметить, что все они созданы в России. Видимо жизнь в эмиграции не вдохновляла композитора на создание вокальной лирики.
  • Константин Дмитриевич Бальмонт является одним из выдающихся представителей русской поэзии Серебряного века. Он не только сочинял собственные талантливые поэтические тексты, но и прославился переводами творений таких знаменитых мировых литераторов, как Эдгар Аллан По, Уильям Блейк, Оскар Уайльд, Перси Биши Шелли, Герхарт Гауптман, Альфред Теннисон, Герман Зудерман, Шарль Бодлер.
  • В нашей стране Сергею Васильевичу Рахманинову не простили то, что он после революции эмигрировал за рубеж. Власти в тридцатые годы объявили композитора врагом народа и запретили исполнять его произведения. Однако несмотря на такое негативное отношение, Рахманинов всегда был предан России и помогал своей любимой Родине в трудную минуту. Он передавал во время войны через консульство на помощь фронту крупные денежные суммы.
Читайте также:  Почему когда стресс трясутся руки

Содержание и текст романса «Островок»

В своём камерно – вокальном творчестве пейзажной лирике Сергей Рахманинов уделял особое место. Вот и романс «Островок», в основу которого композитор положил стихи английского поэта – романтика Шелли в переводе Константина Бальмонта, неоспоримо является «музыкальным пейзажем». Музыка данной композиции весьма изобразительна, так как слушая её явно представляешь покрытые зеленью уклоны небольшого участка суши, со всех сторон окружённого водой. Ощущаешь дуновение лёгкого ветерка, хочется вдохнуть и почувствовать запах густых трав, вдоволь налюбоваться хрупкими, романтичными анемонами, а также нежным разноцветьем фиалок. Само собой разумеется, что здесь властвует полное умиротворение. Всё это царствие покоя и тишины, композитор, весьма экономно используя выразительные средства, словно прозрачными акварельными красками, тонко и поэтично изобразил музыкальными звуками.

Поскольку положенный в основу романса поэтический текст включает всего три четверостишия, то и вокальная композиция получилась довольно лаконичной: всего 24 такта. Она заключена автором в двухчастную форму, тональность Соль мажор и четырёхдольный размер.

Романс начинается без инструментального вступления: вокалист вступает уже в первом такте, пропуская лишь восьмую паузу. Плавная, спокойная мелодическая линия изобилует звуковыми повторами и лишь изредка появляются скачки на квартовый интервал. Размеренный ритм музыкального материала помогает создать образ безмятежного покоя и светлой тишины. Мечтательный характер композиции выразительно подчёркивает незамысловатый аккомпанемент. В первой части, которая длиться всего двенадцать тактов, его средний и басовый голос в терцию через октаву гаммообразно безостановочно движется вниз. Во второй части, начинающейся со слов «Здесь еле дышит ветерок» мелодия и аккомпанемент заметно меняются. Вокальная партия становится немного витиеватой, а в инструментальном сопровождении появляются триоли. Однако это продолжается всего три такта, а далее возвращается слегка видоизменённый музыкальный материал начальной части. Романс завершается четырёхтактовой постлюдией, которая в данной композиции играет завершающую роль и доводит музыкальное развитие произведения до конца.

«Островок». Эту миниатюрную музыкальную пейзажную зарисовку, в которой Рахманинов показал себя превосходным мастером музыкальных красок, можно назвать драгоценным самоцветом в сокровищнице камерной вокальной музыки. Профессиональные исполнители с удовольствием включают данную созерцательную миниатюру в свой концертный репертуар, потому как необычайно нежная и пластичная мелодия, вызывающая восхищение красотами природы и погружающая в мир безмятежности и спокойствия, производит на слушателей сильное впечатление.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также:  Что делать если у парня пропадают ко мне чувства

Сергей Васильевич Рахманинов «Островок»

Источник

Жемчужины вокальной лирики Рахманинова

Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Им создано около 80 романсов, большинство из которых написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века.

Романсы Рахманинова давно и прочно вошли в золотой фонд русской классики, соперничая по популярности с сочинениями для фортепиано. Именно в романсах – жемчужинах вокальной лирики – ярче всего проявился мелодический гений композитора: широкая распевность и выразительная «бесконечность» мелодии, чувственная экспрессия и яркость национального колорита. Примечательно, что за 25 лет творчества в России (до 1917-го года) Сергей Рахманинов написал более восьмидесяти романсов, за последующие четверть века за границей – не создал ни одного.

Романс «Сирень» на слова Е.А. Бекетовой – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки этого романса. Кружевное плетение фортепиано рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивая попевка вырастает в в распевную кантилену. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.

Романс «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. Поэтичен в этом романсе образ русской природы — широкая мелодия вырастает, парит и истаивает. В сочетании с полнозвучной партией фортепиано она рождает в душе картины безбрежных русских далей, чувство тишины, умиротворения, покоя. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается текучесть музыкального развития. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.

Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает знаменитый «Вокализ» , написанный 21 сентября 1915 года и посвященный великой певице Антонине Неждановой — его первой исполнительнице. Певица вспоминала: «Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы». Вокализ замечателен своей свободно льющейся, широкой мелодией, выдержанной словно бы на одном дыхании и подчиняющей себе всё музыкальное развитие. Неторопливый и «бесконечный» характер развития мелодии говорит о связи «Вокализа» с русской протяжной песней или знаменных распевов — со свойственной им свободой метроритма, переменностью размера, отсутствием тактовых акцентов. Заметно и влияние бесконечной мелодии Баха и пластичности итальянского bel canto. Классическая ясность и стройность формы сочетаются с философской возвышенностью и глубиной. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста. «Вокализ» можно назвать русской «песней без слов». На фоне размеренных и спокойных аккордов рояля у сопрано льется задумчивая, немного грустная мелодия-песня.

Источник

Оцените статью