Какие чувства вызывает радуга

10 блиц-ответов на вопросы о радуге

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию 10 блиц-ответов на следующие вопросы о радуге: 1. Что такое радуга, и что она символизирует? 2. Когда появилась первая радуга? 3. Какие чувства вызывает радуга? 4. Почему радуга расположена «рогами вниз»? 5. Можно ли смотреть на радугу? 6. Можно ли показывать радугу другим людям? 7. Какое благословение произносят при виде радуги? 8. В чем смысл этого благословения? 9. Как часто следует произносить благословение на радугу? 10. Нужно ли произносить благословение при виде радуги над Ниагарским водопадом?

Отвечает рав Яков Шуб

1. Что такое радуга, и что она символизирует?

Когда Ноах и его семья, наконец, сделали несколько первых шагов по суше, вероятнее всего, их переполняли смешанные чувства. С одной стороны, конечно же, радость и благодарность за спасение. С другой стороны, нелегко стать свидетелями полного опустошения, причиненного водами Потопа.

Ряд комментаторов предполагают, что они были напуганы и подавлены. Они задавались вопросом: какой смысл покидать ковчег и зачем снова иметь детей, если в любой момент может случиться еще один потоп и всё живое вновь будет стерто с лица земли (см. комментарий Радака к Берешит 8:18 и Гур Арье к Берешит 7: 7).

Возможно, чтобы отчасти развеять опасения Ноаха, Всевышний заключает вечный союз с ним и с его потомками (Берешит 9: 9-11), обещая: «…не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на погубление земли».

Символом этого союза была выбрана радуга. Таким образом, радуга становится знаком Б-жественного обязательства никогда больше не уничтожать человечество водами потопа.

Многие комментаторы считают, что выбор пал на радугу неслучайно. Визуальное воздействие радуги острое и мощное. В отличие от тьмы и мрака разрушения, обещание более безопасного будущего связано с красотой и светом радуги.

Кроме того, радуга несет в себе и более глубокие духовные послания Ноаху и будущим поколениям.

Даже физическая сущность радуги может научить многому. Как известно, радуга — это рефракция солнечных лучей. В ходе этого процесса изначальный белый свет разделяется на составляющие и весь спектр цветов становится видимым. В какой-то мере этот процесс символизирует существенное разнообразие человечества.

Каждый человек создан с чистой душой, своеобразным «белым светом». В течение жизни он сталкивается с проблемами и препятствиями, которые выявляют его различные свойства, что подобно белому свету, разделяющемуся на цветовые составляющие.

2. Когда появилась первая радуга?

Еще один вопрос, который задают комментаторы Торы: когда радуга появилась впервые? Ибн-Эзра считает, что она впервые появилась после Потопа как знак союза.

Рамбан вначале принимает мнение Ибн-Эзры, но на основании данных древнегреческой науки пересматривает свою позицию. С научной точки зрения, солнечный свет, проходя сквозь влажный воздух, преломляется — и возникает радуга. Если поместить сосуд с водой напротив солнца, получится похожий эффект. Таким образом, все условия для радуги существовали уже с момента Творения. Поэтому, говорит Рамбан, радуга действительно существовала с момента Творения, но теперь, после Потопа, она стала свидетельством союза.

Он находит этому подтверждение в стихе из Берешит (9:13): «Радугу Мою дал Я в облаке…» Глагол употреблен в прошедшем времени, значит, радуга уже существовала. Если бы она появилась после Потопа впервые, было бы сказано: «Радугу Мою даю я в облаке…» — в настоящем времени.

3. Какие чувства вызывает радуга?

Вид радуги должен вызывать у нас смешанные чувства. С одной стороны, это прекрасное явление природы, одно из чудес Творения, демонстрирующее особое отношение Всевышнего к нам.

Талмуд (Хагига 14 б) рассказывает: однажды в разгар засухи в Земле Израиля, когда уже давно не было дождей, несколько мудрецов прилежно изучали некоторые глубокие каббалистические идеи. Внезапно Небеса покрылись облаками и в них появилась радуга, а ангелы-служители собрались — как люди собираются на свадьбе, — чтобы услышать слова Торы, исходящие из уст мудрецов.

Талмуд (Брахот 59а) также приводит мнение раби Йеошуа бен-Леви: тот, кто видит радугу в облаке, должен пасть ниц, как сказано: «Как вид радуги, что бывает в облаках в день дождя, таков и вид сияния того вокруг; это — видение подобия славы Б-га. И увидел я, и упал на лицо свое, и услыхал голос говорящий» (Йехезкель 1:28). Тем не менее, Талмуд отклоняет мнение раби Йеошуа бен-Леви: если падать ниц, то может возникнуть впечатление, что человек поклоняется радуге.

Радуга напоминает об обещании Всевышнего никогда больше не посылать потоп, разрушающий жизнь на земле. Однако если мы видим радугу, это означает, что, в принципе, в данный момент человечество заслуживает уничтожения и Всевышний не посылает потоп только потому, что обещал не делать этого. Поэтому в эпоху Талмуда люди гордились, если при жизни их поколения радуга не появлялась на небе (Ктубот 77 б).

4. Почему радуга расположена «рогами вниз»?

Многие комментаторы отмечают, что радуга подобна луку — оружию (точнее, дуге лука, состоящей из двух «плеч» и рукояти посередине). Рамбан отмечает: когда лучник стреляет, «плечи» обращены к лучнику. Но, если лук переворачивают «плечами» от стрелка, это означает мир. Таким образом, Всевышний, «переворачивая лук плечами вверх», показывает, что Он не желает больше посылать потоп.

5. Можно ли смотреть на радугу?

Талмуд говорит, что смотреть на радугу вредно для глаз (Хагига 16а). Поэтому ранние комментаторы (ришоним) спрашивают: как можно произносить благословение на радугу, если на нее вредно смотреть? Ведь для того, чтобы произнести благословение, необходимо посмотреть на нее. Ответ: не следует рассматривать радугу, а посмотреть, чтобы произнести благословение, разрешено. Поэтому Шулхан Арух пишет, что запрещено смотреть на радугу больше, чем необходимо.

6. Можно ли показывать радугу другим людям?

Нужно ли сообщать о радуге другим людям, привлекать к ней внимание? Мишна Брура цитирует книгу «Хаей Адам» (клаль 63:4; автор рав Авраам Данциг, 1748-1820), согласно которой этого нельзя делать.

Причина здесь в следующем: появление радуги следует понимать как свидетельство Всевышнего: Он соблюдает Свое обещание не разрушать мир потопом… Это несет в себе крайне негативную оценку состояния человечества, ведь получается, что мир заслуживает разрушения. Поэтому мы не хотим об этом говорить и огорчать других.

7. Какое благословение произносят при виде радуги?

Целая глава Шулхан Аруха (Орах Хаим 221) посвящена двум коротким благословениям: одно мы произносим, когда видим радугу, а другое — благословение на солнце, которое произносят только раз в 28 лет.

Читайте также:  Радость неожиданных встреч часть речи

Когда мы видим радугу, произносим: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, царь Вселенной, Помнящий союз и Верный Своему союзу, и Выполняющий Свои обещания».

ברוך אתה ה’ אלקינו מלך העולם זוכר הברית ונאמן בבריתו וקים במאמרו

(Барух Ата а-Шем Эло-кейну Мелех а-олам Зохэр а-брит вэ-Нээман би-Врито вэ-Кайам бэ-Маамаро)

8. В чем смысл этого благословения?

На первый взгляд, это достаточно странный текст… Когда еще мы говорим о «надежности» и «памяти» Всевышнего?

Дело в том, что в мире хватает неправедных людей, чьи действия могут привести к разрушению мира. Но мир всё еще существует, потому что Всевышний пообещал Ноаху не посылать больше потопа.

9. Как часто следует произносить благословение на радугу?

Обычно благословения при виде определенных «объектов» или явлений, например, моря, величественных гор или разрушенных городов в Земле Израиля, человек произносит, только если не видел их в течении 30 дней.

Но с радугой дело обстоит иначе. Даже если человек уже видел радугу и произнес соответствующее благословение, а после этого тучи рассеялись, затем собрался новый дождь, после которого вновь появилась радуга, нужно снова произнести благословение, поскольку это — новая радуга.

10. Нужно ли произносить благословение при виде радуги над Ниагарским водопадом?

Если радуга является результатом преломления солнечного света при его прохождении через влажный воздух, возникает естественный вопрос: нужно ли произносить благословение на радугу над Ниагарским водопадом, например, или любым другим водным источником? Ведь это вполне обычное явление?

Галахисты (специалисты по еврейскому Закону) рассматривают этот вопрос и приходят к выводу, что благословение нужно произносить, только если радуга появляется после туч и дождя. Если радуга появляется без них, благословение не произносят.

Источник

Какие чувства вы испытываете, когда в небе видите радугу?

Я — восторг и радость, как в детстве! Пожалуй, радуга — это одно из тех не многих явлений, которые ещё способны вызывать подобные эмоции. Хотя, умом я знаю почему и как это происходит, но всё равно продолжаю радоваться, когда её вижу!

Когда в городе, просто посмотрю и вспомню, как я её видела в деревне. Особенно, когда мы выезжали за лес, где поле. Она возвышалась, через всё поле, Освещало солнце и шли мелкие капельки дождя. Это было так красиво. Чувства восхищения и лёгкости охватывали.

Мы видим радугу потому, что происходит дисперсия света в атмосфере, где призмой служат капли дождя, иными словами, вода, взвешенная в воздухе.

Как известно, наше зрение способно различать только семь цветов спектра в диапазоне от красного до фиолетового, поэтому мы видим семицветную радугу — расщепленный солнечный свет.

Есть такая чудесная песенка — именно с этими словами в первой строчке. А названий у песенки несколько — «Капельки», «Танец капелек». Получается, чтобы спуститься весело с небес по радуге, нужно стать дождиком, капельками, струями дождя, которые образуют лужи и сами в них танцуют. Это песенка Лизы Муравьевой. Ниже слова к ней:

А если отвлечься от этой детской песенки, то я могу представить состояние человека, который ощутил себя «на радуге»). Мне кажется, это очень восторженное состояние души, когда всё вокруг радует, всех любишь, такая детская эйфория от того, что погода прекрасная, что ты жив и здоров!

И вот теперь задача — как спуститься с радуги, но весело)? То есть вернуться в обычную жизнь с ее реалиями, но чтобы сохранилось в душе это ощущение праздника и радости.

Я думаю, нужно во всем искать свою «радугу», уметь в быту находить радость, к проблемам относиться не до инфарктной серьезности. Ведь всё когда-нибудь пройдет и все проблемы разрешаться. А маленькие радуги пусть всегда живут в душе!

По поводу именно этого слова много споров..т.к.очень древнее.Некоторые считают..что действительно от бога солнца Ра..другие возражают -откуда на Руси египетский бог.Ближе утверждения.в том числе и Даля..что происходит от «радь»-радость или «райдуга»-от слов рай и небесная дуга.Радужник-камень .хрусталь раньше называли так.потому что он переливался на свету.

Радуг обычно две — они идут парой, «первая», внутренняя радуга представляет собой светящийся диск, окруженный радужной каймой с угловым диаметром 84 градуса, причем красный цвет снаружи, а фиолетовый постепенно переходит в белое свечение внутренности диска. За пределами красной области идет темное пространство (полоса Александра), за которым наблюдается более слабая вторая радуга угловым диаметром 101 градус, порядок цветов в которой обратный, и тоже за фиолетовым идет белое свечение. Только оно уже распространяется наружу. Крайне редко наблюдается радуга третьего порядка.

Такая картина, как на фотографии, обычно наблюдается при отражении солнечного света от водной глади. Яркость отраженной радуги значительно меньше, чем у основной, поэтому вероятность наблюдения отраженной радуги второго, а тем более третьего порядка очень мала (на фотографии едва заметны следы отраженной вторичной радуги).

Так что в подобных условиях может наблюдаться три радуги. Впрочем, если вместе с радугой наблюдается и гало, то как минимум его зенитная дуга может оказаться в одном поле зрения с радугой и быть принятой за «четвертую радугу».

Источник

РАДУГA- НЕВЕРОЯТНОЙ КРАСОТЫ ЯВЛЕНИЕ. РАССКАЗЫВАЮ.

Вот такое красивейшее явление природы мы увидели за окном.

Посмотрите не это ли красота,которой можно любоваться бесконечно? На фоне сумерек, зелени и пушистых деревьев, такое волшебное чудо природы! Еще с детства помню эти радужные, самые приятные моменты,как с друзьями со двора долго наблюдали за ней.

Радуга одна из самых любопытных природных явлений, которое всегда дарит радость и веру в лучшее! Думаю со мной каждый согласиться!

Радуга — это лучи солнца, которые проходят через капельки воды в воздухе преломляются в них и распадаются на разные цвета, поэтому мы и наблюдаем эти переливы-оранжевого,голубого,фиолетового, желтого,голубого синего и красного цветов.

Многие думают что радуга не бывает без дождя, но на самом деле она может образовываться из росы и тумана или брызг, главное чтобы в атмосфере были капли воды.

Мы замечали ее даже когда поливали огород в вечернее время .И такое не менее интересное явление радуги можно увидеть в собственном саду.

А замечали вы когда -нибудь на небе две радуги? Одну основную, самую яркую и вторую более тусклую, а так получается потому что свет в капле преломляется два раза, во вторичной радуге цвета располагаются наоборот снаружи фиолетовый внутри красный, понаблюдайте если интересно.

Читайте также:  Эмоциональное выгорание педагогов диссертация

Разноцветную дугу в небе обычно можно увидеть утром или вечером и почти никогда в полдень.

Есть даже приметы о радуге с предсказанием погоды,например радуга высокая — предвещает хорошу погоду,а низкая и пологая плохую.

Какая красота. Самая настоящая картинка ! Широкая радуга повисла над зелеными деревьями (фото)! Очень красиво, особенно когда все это видишь наяву, радуга только удивляет и приводит нас в восторг!

Источник

Какие чувства вызывает радуга

Ведущая технология данного урока – интеграция. Изучение явления «радуга» в художественном произведении, в изобразительном искусстве, в науке (физике) позволяет не только в сравнении выявить мастерство писателя и художника в создании словесного и визуального образа, но и формирует целостную картину мира в сознании детей.

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва» Осьмакова Евгения Борисовна.

Ключевые слова: интеграция, художественный текст, научный текст, изобразительные средства языка, рассказы Е. Носова.

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, физика).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока:интегрированный проблемный урок.

Цели урока:

  • популяризировать творчество Е.И. Носова среди юной читательской аудитории;
  • приобщить к вдумчивому прочтению, к пониманию глубины слова мастера;
  • развить навык анализа и сопоставления формы и содержание художественного и научного текста;
  • познакомить обучающихся с открытием И.Ньютона и с научным понятием такого явления, как радуга;
  • научить видеть прекрасное в привычных явлениях жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить изучающему чтению художественного произведения;
  • развить эмоциональное восприятие художественного текста;
  • развить умений в понимании образного языка произведений литературы и искусства;
  • формировать навык восприятия и сопоставительного анализа; художественного и научного текста.

Развивающие:

  • развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать;
  • формирование логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие образного мышления, воображения;
  • развитие устной речи;
  • развитие языковой чуткости.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родному краю через творчество писателя;
  • Воспитание эстетического восприятия слова мастера;
  • воспитание чуткого и бережного отношения к художественному произведению живописи, к слову в языке и литературе;
  • воспитание внимательности к природе, наблюдательности, открытого восприятия окружающего мира.

Методическое обеспечение урока:

  • живописные полотна русских художников, изображавших радугу: И.К. Айвазовского, Н.Н. Дубовского, А.К. Саврасова;
  • заранее подготовленные иллюстрации детей к рассказу Е.И. Носова «Радуга»;
  • таблица для заполнения на уроке «Средства выразительности речи в рассказе Е.И. Носова «Радуга»;
  • текст рассказа Е. И. Носова «Радуга».

План урока:

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Постановка проблемного вопроса.
  5. Открытие учащимися нового знания.
  6. Проверка понимания.
  7. Включение новых знаний в систему знаний.
  8. Итог урока. Рефлексия деятельности. Выставление отметок.
  9. Домашнее задание.

Особенности внутреннего мира и творческой индивидуальности писателя в рассказе Е.И. Носова «Радуга»

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Методические рекомендации: учитель приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку,используя метод беседы, побуждает интерес уч-ся к уроку и формирует положительную мотивацию к обучению.

Примерные вопросы:

  • Чем близки произведения Е. Носова курскому читателю?

(Е. Носов – наш земляк, родился в с. Толмачёво на высоком берегу Сейма и большую часть жизни прожил в г. Курске, поэтому, читая рассказы Е. Носова, часто встречаешь название нашего города ,известных нам рек, деревень, видишь описание природы Курского края).

  • О чём пишет Е. Носов?
  • Кто они – герои его произведений?

(Герои его произведений – самые обыкновенные люди, из которых складывается текущая жизнь с её бытовыми радостями и горестями, но, несмотря на свою обыденность, это люди, глубоко чувствующие, способные видеть красоту и тайну природы).

2. Актуализация знаний.

Слово учителя : К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ «Радуга». Хочется отметить, что одной из особенностей этого рассказа является тот факт, что это первое опубликованное произведение писателя, которое появилось в областном альманахе для детей в 1957году. Именно с него читатель начал своё знакомство с творчеством Е.И. Носова.

Примерные вопросы:

  • А чем ещё он отличается от других рассказов?
  • Какие мысли, чувства, воспоминания пробудил в вас этот рассказ? Что вас поразило?

(Вспомнилась радуга: её величие, таинственность, поразила красота и точность изображения этого природного явления в тексте).

  • Какие вопросы невольно возникали в процессе прочтения?

(Что заставило главного героя пуститься в погоню за радугой? Что такое радуга?)

3. Постановка учебной задачи.

Предложите, о чём мы могли бы вести разговор на сегодняшнем уроке, зная содержание рассказа?!

(О главных героях, о их взаимоотношениях, о радуге как необычайном явлении природы, о том, как раскрываются характеры героев через восприятие этого природного явления, о красоте, точности, естественности слова Е.Носова и т. д.).

Вы уже определили роль радуги в рассказе, а что для нас радуга…

Создайте ассоциативный ряд к слову «радуга».

(Дуга, небо, цвет, чудо, счастье, цветная, радость)

Формулируем тему урока и записываем в тетрадь: «Обыкновенное чудо» (особенности внутреннего мира и творческой индивидуальности писателя в рассказе Е. Носова «Радуга).

Как понимаете смысл словосочетания «обыкновенное чудо»?

(Чудо – поразительное, необычное, удивляющее, а обыкновенное – заурядное, ничем не выдающееся. Приходим к выводу, что речь сегодня пойдёт о чудесном в обыкновенном и о том, как автор умеет подобное заметить и передать читателю).

4. Постановка проблемного вопроса.

Как научиться видеть чудо в самом обыкновенном? (записываем в тетрадь)

Определение необходимости нового знания:

Можем ли мы ответить сейчас на этот вопрос? Ответим на него в конце урока.

5. Открытие учащимися нового знания.

Поисковая работа ведётся на основе частичного анализа текста.

Работа над содержанием текста: обстоятельства, характеры, идейное содержание рассказа.

Примерные вопросы:

  • Где происходит действие рассказа?(«…в пятидесяти километрах от Курска, в верховьях речки Тускари, где некогда вдохновенно творил Фет…», в конкретно названном месте. Обращаем внимание на фетовское имение, т.е. можем даже назвать село – Воробьёвка, в котором жил и писал последние 15 лет А.А. Фет. Сегодня там музей-усадьба писателя).
  • Назовите героев рассказа? (рассказчик и Евсейка).
  • Что мы узнаём о них из рассказа? (Евсейка-мальчик лет 10, учится в 4 классе, который помещается на 2 этаже фетовского особняка, возил к поезду брата, который подарил ему гармошку. О рассказчике нам мало что известно, кроме того, что мы понимаем:это взрослый человек и направляется он в Свободинскую машинно-тракторную станцию).
  • Как мы можем охарактеризовать взаимоотношение героев? (Несмотря на разницу в возрасте, мы видим общение на равных. С одной стороны рассказчик, который легко находит общий язык с мальчиком, обращаясь к нему, как к равному себе «брат», а с другой стороны мальчонка, который изо всех сил старается вести себя, как взрослый человек «…размотал вожжи, зачем-то, раз-другой пнул сапогом переднее колесо…», способный самостоятельно принимать решения. Именно поэтому автор серьёзно называет его Евсей).

Слово учителя: Перед нами обычные герои, которые встретились в совершенно житейских условиях.

  • Что чудесного есть в этом рассказе?(Появление радуги – самый яркий и красочный момент).
Читайте также:  Открытки с добрым утром субботы прикольные для поднятия настроения мерцающие

Выразительное чтение фрагмента текста с описанием радуги.

«Пока я дремал … чтобы тотчас залиться багрянцем».

Проверка эмоционального восприятия художественного текста.

Примерные вопросы:

  • Какие эмоции в вас пробудило описание радуги?
  • Какая картина представилась вам?
  • Дома вы попробовали изобразить представленное красками, давайте посмотрим, что у вас получилось? (Ребята комментируют свои работы)

Лексическая работа (работа со словарём).

Учитель обращает внимание учеников на малознакомые слова:

лесополоса-полоса лесных насаждений, простёрлись-раскинулись, косогор – склон горы, холма; особняк – благоустроенный дом городского типа.

Работа с изобразительными средствами писателя.

Примерные вопросы:

  • Как отразилось мастерство писателя в том, что вы так живо и красочно представили эту пейзажную зарисовку? (Средства выразительности речи)
  • Что мы относим к средствам выразительности речи?

Игра «Кто больше! Кто быстрее!»

Методические рекомендации: необходимо найти средства художественной выразительности и распределить по колонкам таблицы, можно дать задание по рядам: 1ряд – эпитеты; 2 ряд – олицетворение;3 ряд – метафору и сравнение.

Средства выразительности речи в рассказе Е. Носова «Радуга».

  • Какое чувство вызвала радуга у главных героев? Докажите текстом.

(Евсейка переживает неописуемый восторг, о чём говорят восклицательные предложения в тексте. Чувство восхищения красотой, которая вдруг раскинулась по небу да ещё и поздней осенью, заставляет пуститься главного героя в погоню за ускользающей радугой. Рассказчик (взрослый человек) тоже поддаётся этому азарту и начинает верить, что они вот-вот догонят радугу.) Учащиеся находят в тексте слова, подтверждающие эту мысль.

  • Как характеризует рассказчика эпизод погони за радугой?(Как человека увлекающегося, способного давать волю чувствам, верить в невозможное, верить в чудеса.)
  • Кто первый понимает, что радугу не догнать? (Рассказчик)
  • Рассказчик пытается объяснить Евсейке, почему они не догнали радугу.
  • А вы можете мне и друг другу это объяснить? (Ребята пытаются объяснить, что этоза явление природы и в чём его особенность)

Работа со значение слова радуга как научным понятием.

Слово учителя: Этому восхитительному явлению природы есть научное объяснение, которое впервые сформулировал и обосновал английский учёный Исаак Ньютон. Ваш учитель физики помог нам разобраться в этом вопросе и, на минутку представив себя великим учёным, передала нам страничку из научного дневника И. Ньютона (читает один из учеников, чтение сопровождается презентацией)

… Я Исаак Ньютон, учёный, живу в Англии и работаю в Кембриджском университете.

Я люблю ставить научные опыты, и мне всегда было интересно, что такое цвет и свет.

И вот однажды, в 1666 году, во время Великой чумы, мой университет был закрыт, я остался дома и решил провести необычный опыт, на который у меня не было времени из-за текущей работы со студентами.

Я затемнил окно тёмной шторой, оставил в нём лишь небольшое отверстие, напротив отверстия поместил экран и стал ждать, когда в комнату будет падать солнечный свет. Когда солнце стало светить ярко, я поднёс к отверстию в шторе стеклянную призму (пирамидку). Каково же было моё удивление, когда я увидел, что белый луч, пройдя сквозь стеклянную призму, превратился…

Когда за первой призмой я расположил вторую, то разноцветный пучок как по мановению волшебной палочки опять превратился в пучок белого свет, а у меня на экране появился «солнечный зайчик».

И тогда я понял, почему на небе появляется радуга: солнечный свет проходит сквозь многочисленные капли воды, которые, как моя стеклянная призма, дробят свет на 7 цветных лучей…

6. Первичная проверка понимания.

Сопоставление художественного и научного объяснения явления «радуга».

  • Рассказ Ньютона о радуге такой же яркий и образный как рассказ Е. Носова?
  • Понял Евсейка объяснение рассказчика?(Не понял, потому что воспринимает это явление не разумом, а чувствами, душой, сердцем.)
  • Что для Евсейки радуга?(Чудо, которое герою посчастливилось увидеть и всем сердцем прочувствовать).

Работа с произведениями живописи. Семантика радуги на полотнах художников.

А вы обыкновенные люди? Вы умеете видеть сердцем? Давайте проверим.

Методические рекомендации: учитель обращает внимание детей на картины, которые сопровождали их на протяжении всего урока (Дубовской Н.Н. «Радуга»,1950г., И.А. Айвазовский «Радуга»,1873г., А.К. Саврасов «Радуга»,1875г.) Подчёркивает, что картины написаны в разное время, имеют разный сюжет, но есть что-то, что их объединяет.

  • Что объединяет эти картины? (Изображение радуги. На каждой картине присутствие человека, что говорит о неразрывной связи природы и человека.)
  • Если присмотреться повнимательнее, можем ли мы сказать, что символизирует радуга на этих картинах?(На картине Айвазовского среди спасающихся в лодке людей мы видим человека, который протянул руки к радуге в знак благодарности за спасение, за свершившееся чудо; на картине Дубовского – рыбак, как заворожённый, смотрит на радугу, которая огромным колесом спустилась на землю, словно божье благословление. Радуга на этих полотнах –символ радости и чуда. На картине Саврасова изображён обыденный деревенский пейзаж того времени: покосившиеся избы, размытые дороги, неровный берег реки, и вдруг мы видим прозрачную, чуть заметную радугу, которая дарит веру в лучшее, прекрасное, чудесное. Радуга на этих полотнах символизирует веру человека в чудо).

7. Включение новых знаний в систему знаний.

Методические рекомендации: в качестве систематизации и обобщения всего сказанного и прочувствованного учитель предлагает ученикам написать синквейн на темы «Чудо» или « Радуга» по вариантам. (Пишут под музыкальное сопровождение мелодии «Когда в душе расцветает весна»)

8. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

Как научиться видеть чудо в самом обыкновенном?

Какими качествами должен обладать человек»? (Наблюдательностью, душевной открытостью, близостью к природе, беспокойством души, любознательностью, как герои Е.И. Носова.)

Слово учителя: В рассказе «Радуга», как и во многих других произведениях Е. Носова, звучит призыв: будь чуток душой, наблюдателен, открыт ко всему новому, будь частью природы – и ты увидишь, как чудесен мир!

Самооценка учащимися собственной деятельности.

Методические рекомендации: Учитель предлагает оценить работу, проделанную на уроке – выбрать цвет, на котором написан критерий, характеризующий урок:

красный – тревожность,

оранжевый – открытие,

жёлтый – активность,

зелёный – творчество,

голубой – креативность,

синий – размышление,

фиолетовый – равнодушие.

9. Домашнее задание (по выбору):

  • сочинение-фантазия «Вдруг мир стал чёрно-белым»;
  • сочинение-миниатюра «Чудеса природы родной земли»;
  • творческий пересказ эпизода от лица Евсейка.

Литература

  1. Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока //Методист.– 2003.
  2. Носов Евгений. Избранные произведения в 2-х томах, Том 2-ой. – М.: Советская Россия, 1983.

Источник

Оцените статью