- Какие чувства и мысли вызывают приход весны у русских поэтов?
- Какие чувства и мысли вызывают приход весны у русских поэтов?
- Стихотворение и анализ «Приход весны»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Конспект урока по Литературному чтению «Весна долго задерживаемая холодами» Плещеев 2 класс
Какие чувства и мысли вызывают приход весны у русских поэтов?
Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…
Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.
— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.
— И-и, — отвечает няня. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод. — И, помолчав, прибавляет: — Хоть бы убил сперва, а то так, живьем… Весь день, говорят, визжала, сердечная…
Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.
— Кто бросил? — спрашивает Тёма.
— Да ведь кто? Разве скажет!
Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей. Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею. Тёма совершенно явственно помнит, как он привязал веревку к столбу и, держась за эту веревку, начал осторожно спускаться по срубу вниз; он уже добрался до половины, когда ноги его вдруг соскользнули и он стремглав полетел на дно вонючего колодца. Он проснулся от этого падения и опять вздрогнул, когда вспомнил впечатление падения.
Источник
Какие чувства и мысли вызывают приход весны у русских поэтов?
Главный герой рассказа И. С. Тургенева — дворник Герасим. Этот человек от рождения глухонемой, однако, благодаря своей природной силе, лучше других справляется со всей работой, которую ему поручают. Герасима привезла из города барыня, чтобы он верно служил ей. За короткое время дворника полюбили все, включая барыню, за его доброе сердце и кроткий нрав.
На службе в городе, Герасиму понравилась девушка Татьяна, которая служила у барыни прачкой. Глухонемой мужчина защищал ее и старался во всем угодить девушке. Однако барыня, против воли Татьяны выдала ее замуж за другого слугу и отправила их жить в деревню. Сердце Герасима было разбито, но он нашел в себе силы попрощаться с возлюбленной, подарив ей на память о себе красный бумажный платок.
На обратном пути домой, Герасиму встретилась бездомная собачка, которую он взял к себе, назвав Муму. Дворник полюбил собачку, она была для него настоящим светом в его тяжелой жизни. Собачка отвечала своему хозяину взаимностью, она сопровождала его постоянно, куда бы он ни пошел.
Однажды барыня узнала о существовании Муму и приказала избавиться от животного. Герасим решил продать Муму на базаре. Тем не менее через несколько дней Муму вернулась к своему глухонемому хозяину. Узнав об этом, барыня очень разозлилась и приказала убить собачонку. Герасим очень расстроился, ему было жаль Муму, но другого выхода у него не было. Он пошел в столовую, накормил собачку, а затем отправился на лодке в озеро и утопил несчастную Муму. После этого случая дворник ушёл от барыни обратно в деревню.
Костылин от «костыль» — палка для хромых, бессильных.
Таким образом, даже фамилии указывают на разницу в характерах героев.
В качестве итога сопоставления двух пленников составим таблицу
Качество Жилин /Костылин
Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. »
Отношение к лошади «Матушка, вынеси, не зацепи ногой. » «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. »
Поведение в плену «Думает: «Я уйду» .
А сам все выпытывает, высматривает, как ему бежать.
Ходит по аулу насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает. » «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит. »
Отношение татар к пленникам «Джигит» «Смирный»
Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает. »
Верность, преданность «..не годится товарища бросать. » «Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади. »
Какой вывод можно сделать, сравнив двух героев?
Слабости Костылина автор противопоставляет стойкость и человечность Костылина.
Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все трудности.
Какова идея произведения?
Научить людей не сдаваться даже в трудных ситуациях, добиваться своей цели, надеясь только на себя.
Источник
Стихотворение и анализ «Приход весны»
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Краткое содержание
И. Остроухов. Ранняя весна. 1891
Прежде чем рассуждать о сюжете этого небольшого произведения, следует понимать, что Жуковский не просто сделал дословный перевод немецкого поэта Людвига Уланда, но существенно улучшил оригинал путём внесения в поэтическое «полотно» собственных авторских манер и красок.
В самом начале произведения поэт повествует читателям о медленном наступлении весны. Любая деталь в стихотворении способствует тому, чтобы читатели смогли воссоздать в своём воображении полноценную картину ранней весны. Жуковский говорит о том, что весна – это всегда пора очарования и любви.
Основную часть произведения автор посвящает лаконичному описанию весеннего торжества. Он настолько очарован пробуждающимся от зимней спячки окружающим миром, что способен задаваться единственным вопросом: «Что прибавить?», чтобы ещё полнее описать великолепие ранней весны.
В завершении стихотворения Жуковский сравнивает приход весны с «жизнью души» человека. Автор уверен, вместе с первыми весенними днями преображаются и люди, становясь гораздо более изящными и привлекательными.
История создания
История появления на свет данного произведения имеет тесную связь с активной переводческой деятельностью Жуковского, а также с его заинтересованностью творчеством немецких поэтов. Данное стихотворение представляет собой яркий образец вольного перевода произведения немецкого стихотворца Людвига Уланда, весьма популярного в девятнадцатом веке.
Несмотря на то, что Жуковский осуществил перевод немецкого произведения в 1832 г., плоды его творчества были опубликованы лишь спустя сорок лет, на страницах журнала «Русский архив». Как известно, в конце девятнадцатого века в этом журнальном издании регулярно печатались переводные произведения и различные исторические зарисовки.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец пейзажной лирики с чертами философских раздумий. Подобный жанр идеален для того, чтобы донести до читателей идею о том, что между человеком и явлениями природы, сменами времён года имеется нерушимая связь. А значит, от состояния природы и погоды зависит психологическое состояние человека. Именно поэтому пейзажные зарисовки, в произведении данного жанра играют ключевую роль.
Поэтический размер – четырёхстопный хорей. Такой размер придаёт стихотворному «полотну» особую ритмичность и напевность. Рифма мужская/женская в чередовании. Типы рифмовок меняются. Настроенческий пафос произведения пронизан эмоциями воодушевления лирического героя, тихой радости от прихода весны и пробуждения окружающего мира.
Композиция
В этом небольшом стихотворении имеются лишь шесть строчек. С композиционной точки зрения произведение делится на две части:
- Первая часть погружает читателей в атмосферу весны. По прочтении трёх первых строк возникает реальное ощущение, что вокруг шумит зелень нив и рощ, поют жаворонки. Несмотря на то, что поэт всего лишь перечисляет происходящие в природе естественные процессы, повествование отличается невероятной натуралистичностью, органичностью и живостью.
- Вторая часть – в ней мастерски передаётся богатая эмоциональная палитра лирического героя, наблюдающего за зарождением новой жизни с чувством невероятного трепета. Герой сравнивает время ранней весны с особым периодом «жизни души», проводя наглядную параллель между временем года и эмоционально-чувственным состоянием человека.
Образы и символы
В произведении автор представил несколько ярких образов, способствующих раскрытию основной темы стиха. Читательского внимания заслуживают следующие образы:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он испытывает настроение светлой грусти от мысли, что весна наступила, а значит, в природе всё пришло в движение, стало оживать. Романтический герой является творцом, человеком эмоциональным, чувствительным, способным по достоинству оценить красоту окружающего мира;
- образ весны – центральный. Название данного времени года вынесено в заголовок произведения. Наступление весенних дней связано с лепетом рощ, говором первых жаворонков, тёплыми дождями. Лирический герой рисует перед читателями картину прихода весны, простую и прекрасную. Вместе с весенним теплом «оттаивает» от зимних холодов и душа поэта. Всюду царит волшебная аура безмятежности;
- образ расцвета человеческой жизни – лирический герой проводит прямую аналогию между своей душой и природой, утверждая мысль о том, что природа бессмертна, а значит, бессмертна и человеческая душа. Именно весна является календарным временем расцвета человеческой души;
- образ зелени – зелёный цвет является основным цветом произведения. Зелёные нивы ассоциируются с простором и красотой русских полей. Зелёная гамма сопровождает любую картинку весны. Для лирического героя образ весенней зелени символизирует перерождение, здоровье, свободу и красоту.
Темы и настроение
Основная тема произведения – наступление весеннего тепла, которое «расколдовывает» окружающий мир и человеческую душу от длительной зимней спячки. Также в своём произведении Жуковский затрагивает ещё одну важную тему – тему любви к Родине. Невзирая на тот факт, что перед нами переводное стихотворение, автор демонстрирует читателям те признаки пробуждения природы, что характерны непосредственно для российской весны. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями радости, оптимизма, жизнелюбия и веры в прекрасное завтра.
Основная идея
Жуковский доносит до читателей основную мысль о том, что всё происходящее в природе тут же находит отражение в человеческой душе. Чтобы жить в гармонии с собой, людям необходимо быть внимательными к окружающему миру. Важно замечать и ценить привычные дары природы: растения, животных, птиц. Только лишь в гармонии с природой человек способен стать самодостаточным, здоровым и счастливым.
Средства выразительности
Жуковскому удалось создать яркие образы, даже невзирая на то, что в тексте не представлено много привычных средств выразительности. Автору удалось в полной мере выразить чувства романтического героя. В стихотворении имеются:
- эпитет – «тёплый дождь»;
- метафоры – «жизнь души», «лепет рощи»;
- олицетворения – «жаворонка трепет», «сверканье вод», «рощи лепет»;
- риторические вопросы – «Чем иным тебя прославить?»
Источник
Конспект урока по Литературному чтению «Весна долго задерживаемая холодами» Плещеев 2 класс
Тип урока: «Открытие нового знания»
Применяемая технология: Обучение в сотрудничестве
Используемый учебно – методический комплект: «Гармония»
Учебный предмет (дисциплина) Литературное чтение
Тема урока: Н.В. Гоголь. «Весна, задерживаемая холодами…», А.Н. Плещеев. «Весна».
Цель урока : учиться читать произведения выразительно, выделять главное и делать выводы.
Знания: понятие слов: взор, пахарь.
Умения: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения: просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; рефлексия; самооценка; соотнесение результата деятельности с целью урока.
Личностные УУД: р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ресурсы: учебник, презентация.
I .Самоопределение к деятельности
самоопределение к деятельности.
Улыбнулись друг другу.
– Молодцы! Сегодня на урок предлагаю взять: ум, смекалку, доброту, хорошее настроение.
II. Актуализация знаний.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и слышать других.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений на выбор: И. Северянин, «Отчего?». Г.М. Новицкая, «Подснежник».
III. Постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
«У природы нет плохой погоды…»
— Предположите, почему так говорят?
— Каждое время года неповторимо прекрасно по-своему. Говорить мы с вами будем о природе.
— А о каком времени года пойдёт у нас разговор?
— Докажите свое мнение.
— Давайте проверим правильность своих суждений.
— Работать вы сейчас будете в паре. Возьмите на столе листочки, прочитайте загадку и найдите доказательства, что речь идёт о весне.
(1 ученик читает загадку, а второй доказывает, что речь идёт о весне.)
— Предположите, какая тема нашего урока?
— Сегодня мы с вами познакомимся с Н.В. Гоголь. «Весна, долго задерживаемая холодами», А.Н. Плещеев. «Весна».
Источник