Чувства добрые. По творчеству А. С. Пушкина
У великого поэта не было изначально цели становиться воспитателем нравственности, однако в творчестве его проявилась такая личность, запросы которой отвечали идеалам просвещённого дворянства. Именно Пушкина считали декабристы идеологом своего движения, хотя сам он борцом за реформы стать не успел. Но всё его творчество становилось своеобразным манифестом для тех, кто мечтал о создании в России цивилизованного общества. И потому счёл нужным А.С.Пушкин побудить своих «братьев по музе» к воспитанию в себе «взыскательных художников», свободных в творчестве, но ответственных перед народом и Родиной.
В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:
. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум, .
Не требуя наград за подвиг благородный.
Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.
Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни. Эта мечта отражена в стихотворении «Деревня». И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом, как в стихотворении «К Чаадаеву»:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой.
«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
Личность поэта всесторонне раскрывается в его стихах о любви. Например, в стихотворении «Я вас любил» автор неожиданно предстаёт как серьёзный, бескорыстный и мудрый человек, готовый к самопожертвованию. У него нет эгоистических чувств («я не хочу печалить вас ничем»), он способен любить «безмолвно, безнадежно». Но самое удивительное в том, что поэт желает своей возлюбленной быть любимой другим так же «искренно» и «нежно», как он любил её. Благодаря этим строчкам, создается особенный, возвышенный образ женщины, достойной такой любви. А в стихотворении «Мадона», посвящённом Н.Н.Гончаровой, Пушкин создает образ любимой, которую обожествляет. Он сообщает, что всегда хотел быть зрителем одного портрета:
. чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.
В зрелом своём творчестве Пушкин нарисовал такой образ любимой женщины, который рискнул сравнить с Пречистой Девой Марией. Его любимая красива не только внешне, но и душой. В одном из писем Пушкина Наталье Николаевне есть такие слова: «Душа твоя так же прекрасна, как и лицо твоё». Поэт благодарит Творца за то, что он ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин преподал урок многим мужчинам, как следует относиться к женщине, к жене.
Сердце Пушкина, как он говорил, «не любить…не может»: он любит жизнь, людей, природу, свою страну. И, воспевая всё прекрасное, пробуждает лучшие чувства в душах читателей:
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
С таким же восхищением пишет поэт о Петербурге:
Люблю тебя, Петра творенье.
Вдохновенные строчки о Москве и Петербурге вызывают у многих поклонников поэзии А.С.Пушкина сентиментальное настроение, чувство восторга, умиления и благодарности за то, что он нашёл такие слова для выражения мыслей, объединяющих всех людей, которые осознают свою сопричастность к прошлому и настоящему своего Отечества.
Многие читатели любят стихи Пушкина, посвященные природе, где природа показана совершенно самостоятельным явлением, украшающим жизнь человека. Не менее важны пейзажные лирические отступления, помогающие понять внутренний мир героев:
. то холмик, то ручей
Остановляют поневоле
Татьяну прелестью своей.
Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Действительно, под воздействием поэзии человек может становиться лучше, духовно богаче. И если стихи находят отклик в душах читателей, значит, заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Источник
Какие чувства добрые пробуждает а с пушкин своими стихами.
Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С.Пушкин своей лирикой?
В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:
Иди, куда влечёт тебя свободный ум, …
Не требуя наград за подвиг благородный.
Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.
Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни (эта мечта отражена в стихотворении «Деревня»). И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом (как в стихотворении «К Чаадаеву»):
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой…
«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»,
Страницы: Страница 1, Страница 2
«Чувства добрые» в поэзии А.С.Пушкина
“Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина”. В.Г.Белинский В.Г.Белинский точно определил назначение поэзии: “…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека”. И сегодня в этом ее святое назначение. А.С.Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия — неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водою” всех, кто прикасается к нему. Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе: …долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу. Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, — поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н.В.Гоголь, в каждом слове Пушкина “бездна пространства”. Какие же “чувства добрые” пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества: Мой жребий пал: я лиру избираю! Он избирает “скромную, благородную лиру”, которая будет служить только свободе, а его “неподкупный голос” станет “эхом русского народа”. В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэту”, “Эхо” А.С.Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. “Глаголом жги сердца людей” — вот его девиз. В “Пророке” — вся философия Пушкина. Десятки стихов А.С.Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде “Вольность” с горячей убежденностью заявил: Хочу воспеть свободу миру, На троне поразить порок. Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М.Н.Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он “заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина”. До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, “что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”. Невозможно без волнения читать удивительные стихи А.С.Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как “роняет бор осенний свой наряд”, как “ложится на поля туман”, как тянется “гусей крикливых караван”, и луну “как желтое пятно”, и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине. Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви. Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Да, А.С.Пушкин умел быть верным и преданным другом. А стихи о любви! “Я помню чудное мгновенье”, “На холмах Грузии…”, “Я вас любил…” Они, действительно, “гений чистой красоты”. Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь. У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение: Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло; Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был годом “унынья”. Да разве можно все перечислить. Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и “школа жизни”, в которой учат “чувствам добрым”. И пока “жив будет хоть один пиит”, не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.
Какие «чувства добрые» пробуждает поэзия А. С. Пушкина?
Какие «чувства добрые» пробуждает поэзия А. С. Пушкина? В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, подытоживая свою жизнь, пишет:
Источник