Какие чувства вызывает поэма двенадцать

О поэме А. А. Блока Двенадцать — ее истинный смысл

Одно из лучших произведений о революции — поэма Блока «Двенадцать». Творение небезызвестное. Так что осмелимся предположить, что большая часть читателей с ней уже знакома.
Пересказать сюжет здесь просто невозможно из-за его фактического отсутствия (история об убийстве красноармейцем девушки навряд ли можно брать за основу, так как она не играет главную роль в произведении). Поэма хаотична, и этим гениальна, поскольку своей композицией точно передает натуру такого явления, как революция, – неконтролируемую, разрушительную и безжалостную. Блок будто не думает о размере, не думает о стиле. Словно в огромный чан, он вливал в свое произведение всю окружающую жизнь. В общем-то, поэт в своих записях и сам признавал, что создавал «Двенадцать» стихийно. Тем не менее, ему как-то удалось связать все намешанное воедино. Блок сделал это последней потрясающей строфой поэмы. Приведем ее здесь:

…Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И для пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди – Исус Христос.

Именно образ Иисуса вызвал множество споров в литературной среде. Кто-то был уверен, что тем самым – Христом, ведущим за собой двенадцать красноармейцев (что-то в роде новых апостолов, как предполагалось) – Блок показал силу революции, хотя в то же время многие большевики были недовольны участием христианского символа в «красном» движении. Другие, как – к примеру – И.А. Бунин, просто были недовольны тем, что Блок «приплел» к такой ужасной и кровавой теме столь ясный и чистый образ.
И на первый взгляд трудно разобраться, в чем тут дело и откуда тут взялся Христос. Но именно в этом моменте раскрывается весь смысл поэмы. С этим никто не спорит, но и никто не может с точностью сказать, в чем же он заключается.
В литературоведении есть такая точка зрения, что критик – это человек, раскрывающий людям всю суть написанного. Но мы придерживаемся иного взгляда: только автор, осмыслив самостоятельно свое творение, сможет дать точный ответ, ведь он точно знает свою душу лучше, чем кто-либо. И – к счастью – Александр Александрович оставил в дневнике несколько слов об образе Христа в конце своей поэмы. Правда, с этими словами проблема поиска истины только усугубляется.
4 марта 1918 года (поэма написана в январе того же года) Блок пишет: «Если бы в России существовало действительное духовенство, а не только сословие нравственно тупых людей духовного звания, оно давно бы «учло» то обстоятельство, что «Христос с красногвардейцами». Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелие и думавших о нем».
Но вот незадача: 20 февраля поэт писал следующее: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны» Исуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой».
Получается некий конфликт в голове самого автора: то есть Иисус действительно ведет за собой красногвардейцев, и так якобы и должно быть, это истина, как говорит сам Блок; но вместе с этим это и неправильно. Почему неправильно? Такой вывод можно сделать из наброска ответа Александра Александровича другому поэту В.В. Маяковскому, призывавшему к тотальному разрушению старого мира. Итак, что пишет Блок?
«Не так товарищ!
Не меньше, чем вы, ненавижу Зимний дворец и музеи. Но разрушение так же старо, как и строительство, и так же традиционно, как оно. Разрушая постылое, мы так же скучаем и зеваем, как тогда, когда смотрели на его постройку. Зуб истории гораздо ядовитее, чем вы думаете, проклятия времени не избыть. Ваши крики – все еще только крики боли, а не радости. Разрушая, мы все те же еще рабы старого мира; нарушение традиций – та же традиция. Над нами – большее проклятье — мы не можем не спать, мы не можем не есть. Одни будут строить, другие разрушать, ибо «всему свое время под солнцем», но все будут рабами, пока не явится третье, равно непохожее на строительство и разрушение».
Из этого наброска нам нужно взять такие понятия, как «строительство», «разрушение» и «что-то третье». Именно они стали главными героями поэмы «Двенадцать». Именно они пересекаются и взаимодействуют друг с другом.
«Строительство» в данном случае – это нечто положительное – христианство. «Разрушение» — это нечто отрицательное – революция. Положительное и отрицательное мы берем условно, поскольку авторское отношение к этим явлениям менялось: к концу жизни Блок осознал, насколько ужасным событием оказалась революция, и отошел от прежних взглядов.
Итак, обратимся к тексту поэмы, чтобы увидеть, как «минус» переплетается с «плюсом». И первое, что мы увидим это строчки: «Мировой пожар в крови — // Господи, благослови!» Необычно, если учитывать тот факт, что большевики пропагандировали атеизм. Автор порицает попа, раньше выпячивавшего пузо с крестом, но позже, обращаясь к буржую, говорит: «Упокой, Господи, душу рабы твоея…» И не будем забывать про подобные постоянные риторические восклицания: «Эх, эх, без креста!» В поэме христианство переплелось с революцией. Видно, что автор неоднозначен в своем отношении к вере. Он вроде и ругает ее, но в то же время жалеет об ее упадке.
То же самое касается революции. Старый мир предстает как «паршивый пес». Этот пес никчемный, потрепанный, к нему не питаешь никакой жалости, лишь презрение. Он слабый, уже ни на что не годный. Но нельзя сказать, что Блок полностью встал на сторону «красного террора». Об этом как раз свидетельствует история убийства красноармейцем девушки, которую мы упомянули в начале. Герой жалеет о содеянном, вспоминает о своих чувствах. Но его товарищи тут же призывают его вернуться в реальный мир и действовать дальше. Иными словами, революция не признает ни жалости, ни эмоций, ни любви. А разве это по-христиански? «Запирайте етажи, // Нынче будут грабежи!» — это разве тоже по-христиански. Выходит какая-то неувязочка.
Получается, Иисус и красноармейцы не едины. Отрицательное не способно соединиться с положительным. Между ними все равно есть вечные границы. Да и вспомните, красноармейцы стреляли в Христа! Но он – к счастью — «для пули невредим». Получается, это отнюдь не единство. Революция и вера – заметьте, не религия, а именно искренняя вера – не служат общему делу. Объединить их не получается, так как они по стихии своей слишком различны. А значит, третьего не дано, золотой середины здесь быть не может, так как по идее она должна сочетать обе стороны. Народу предстояло выбрать только один путь.
И вот мы подошли к истинному смыслу поэмы Блока. «Двенадцать» — это наиболее точное отражение России того времени и ее дальнейшей судьбы – краха идеи большевиков. Мы не берем здесь СССР, а будем говорить именно о Советской России, стране настоящих варваров, терроризировавших собственный народ.
Помните слова Блока об идущем впереди Иисусе? Давайте еще раз прочитаем точную цитату: «…не в том дело, что красногвардейцы «не достойны» Исуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой». Именно она – эта цитата — ключ к ответу на одну из главных тайн русской литературы.
Иисус и христианство – это вечные ценности России, которые укоренились здесь с IX века. История знает не один пример, когда вера спасала Россию. Вспомнить тот же поход Тимура в XIV веке, когда завоеватель отказался от атаки на Москву, узнав о приближении к столице иконы Владимирской Богоматери. Конечно, это чудо официально называют легендой, но мы все же склонны считать, что во всяком мифе или легенде есть правда.
И об этом говорим сейчас не только мы, но и сам А.А. Блок. Образ Христа – безусловно положительный. Но почему же плохо, что именно он идет впереди? Потому что идеи христианства никак не уживаются с тем террором, что творили большевики, они никак не подходят коммунизму, который должен был очистить головы людей от прошлого. «Другой» — это некое новое божество, новое знание, которому все будут поклоняться. Но вот парадокс: уничтожить веру в России оказалось невозможным. Мы до сих пор говорим просто по привычке: «Слава Богу!» А неспособность искоренить из сознания народа данные традиции – одна из основных причин краха нового строя, что и усмотрел Блок.
Таким образом, проблема заключалась в невозможности убрать из жизни России Христа. Он все равно будет здесь, Он бессмертен, Он вечен. В отличие, от красноармейцев. Иными словами, Блок предсказал крах большевистского режима и его несостоятельность, что доказывает его гениальность как поэта.
Возможно, мы не смогли закрыть вопрос о смысле поэмы «Двенадцать». Все-таки и сам автор, как оказалось, не мог точно изложить свою позицию. Но мы попытались сделать это максимально объективно, исходя из слов самого Блока и его жизненной позиции.
Удалось ли нам выполнить поставленную задачу – пусть судит сам читатель.

Читайте также:  Почему у меня постоянные перепады настроения

Блок А.А. «Дневник» — М.: Сов. Россия, 1989. – 512 с. – (Русские дневники)

Источник

Сочинение Анализ по поэме Блока Двенадцать 12 рассуждение

В произведении Александра Александровича Блока описаны события октябрьской революции. Двенадцать красноармейцев патрулируют по городу в комендантское время и сохраняют порядок. В революцию, которая началась в 1917 году, многие люди не захотели принимать новую власть, и перемены им пришлось уехать навсегда из России. Остальные кто остались потихоньку начали приспосабливаться к новым устоям и правилам правительства.

Александр Александрович описывает двенадцать человек, вид у них не дружелюбный, почти у всех бубной туз на спине, а это значит что человек каторжанин. Раньше на каторгу ссылали только людей, которые совершили тяжкие преступления убийства, грабежи и насилие. Как правило, такие люди не с самым радужным и хорошим прошлым, но все они рассчитывают на хорошее будущее.

Красноармейцы обсуждают своего товарища, который вместо того что бы им помогать связался с Катькой, у которой не очень хорошая репутация. Ванька припоминает Катьке, сколько же мужчин трогало ее тело и говорит ей о том, чтобы она сейчас с ним вела себя так же как с ними.

Когда же Ванька и Катька едут с извозчиком они встречают красноармейцев, которые захотели расправиться со своим товарищем, они начали стрелять и прострелили Катьке голову. Ваньке удалось все же убежать, а крики вслед разъярённых товарищей только усилил его страх.

Среди красноармейцев находился Петька, который очень сильно любил ту самую Катьку и прострелил ей голову. Вначале его мучает совесть, но вскоре это проходит и он говорит о том, что он готов убивать и грабить. Александр Александрович олицетворяет их как двенадцать апостолов, они хотят полностью уничтожить старый мир.

Читайте также:  Развитие эмоционально поведенческое у ребенка

Блок пишет о том, что в конце своего пути красноармейцы увидели кого-то впереди и начали стрелять, но как оказалось, это был Христос. Ведь именно Христос отвечал за все человеческие грехи. Красноармейцы пытались отпугнуть старый мир, который Александром Александровичем был представлен в виде паршивого пса. Солдаты и прогоняют и пытаются заколоть штыками, но он все равно увязывается за ними и получается, так что старый мир сзади, а Исус Христос ведет народ в новый мир. Все хотят жить хорошо, и представляет себе каждый по-своему эту жизнь. Блок описал метания людей и переход в новую жизнь. Меняться власть и правительство будет постоянно, но очень жаль, что не всегда учитывается желание народа.

Вариант 2

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев. Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами. Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа. Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Вариант 3

В 1917 году в России произошла революция и началась гражданская война. Многие русские поэты посвятили своё творчество этим событиям. Одним из них был талантливый поэт – символист А.А.Блок. Его стихи отличались искренностью, любовью к Родине и честной гражданской позицией. Вместе с народом он поддерживал необходимость грядущих перемен и его волновали все вопросы, поставленные революцией. Под впечатлением всего происходящего, зимой 1918 года он пишет поэму «Двенадцать», посвящённую Октябрьской революции.

Воспринимая революционные перемены как неизбежность, он, в тоже время, задаётся вопросом — готов ли народ построить новое общество, разрушив до основания старое? Тема конфликта между старым и новым миром является главной в поэме. Вихрь революции сметает всё на своём пути. Поэт сравнивает революцию с метелью «Ветер, ветер на всём белом свете». Олицетворением старого мира в поэме являются «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп», а главный символ прогнившего режима – это паршивый пёс «поджавший хвост».

Образы нового мира — это двенадцать красногвардейцев. Число 12 знаменательно в истории многих культур и религий, а в христианстве двенадцать апостолов – сподвижники Иисуса. В событиях, описанных Блоком, патруль красногвардейцев также состоял из двенадцати человек. Они главные герои поэмы и непримиримые борцы против буржуазного строя. Эти люди готовы на жертвы, на кровавый террор, на разрушения, их ничто не может остановить. На фоне «мирового пожара» обесценивается жизнь человека. Один из патрульных из-за ревности убивает свою подругу и сомневается в своём поступке. Но остальные убеждают его «не время расслабляться» и все потери ещё впереди. Блок даёт им меткую характеристику — идут «все двенадцать вдаль ко всему готовых, ничего не жаль». Противоречивое отношение автора к революционному хаосу, выражено в образе старушки. Увидев огромный плакат из ткани, она плачет, ведь сейчас «всякий раздет, разут», лучше бы сделать из плаката портянки ребятам. «Ох, большевики загонят в гроб» — причитает она.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям. Буржую, «безмолвному, как вопрос» и попу, который раньше «брюхом шёл вперёд», автор противопоставляет двенадцать красногвардейцев, которые «держат революционный шаг» и уверенно идут к своей цели.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … « И в белом венчике из роз, впереди Исус Христос». Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Читайте также:  Смешные короткие статусы для настроения

Анализ стихотворения Блока Двенадцать

Поэма «Двенадцать» — это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам. Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции. По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов. В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Сочинение по поэме Двенадцать Блока

Александр Блок-величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции. Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен. Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью. Автор пытается это показать символически, называя старый народ «псом безродным», который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма «Двенадцать» показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме «Двенадцать» Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Блока Двенадцать

Популярные сегодня темы

Каждый человек хоть раз в жизни имел мечту. А желания возникают у каждого ежедневно. Эти понятия очень схожи, но всё же это не синонимы.

Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями

Каждый народ самобытен, интересен и заслуживает уважения и понимания. Именно в гармонии народов и заключается счастье жизни в мире и согласии. А для того, чтобы сохранить своеобразие народа, несомненно, важно искренне чтить традиции

Общество – это система, то есть в ней есть разные роли для разных людей. Мне общество, вообще, напоминает такой организм, где разные клетки выполняют разные функции.

Картина очень светлая. На ней изображено окно. Интересно, так как картина сама, в некотором смысле, окно в другой мир.

Источник

Оцените статью