На самом деле она лишь неопытное невинное дитя. Даже сам Печорин это осознает — иногда в нем просыпается чувство сострадания. Но и в такие минуты он не может найти в душе ни одной «искры любви к милой Мери». При этом он прекрасно понимает, что у них двоих вместе нет будущего. Во-первых, он не любит эту девочку. Во-вторых, вовсе не стремится найти себе супругу и остепениться.
Образ Печорина — неоднозначный и сложный для понимания. Герой полон противоречий. Испытывая страстное желание обладать Верой, умирающей от чахотки замужней дамой, он вполне равнодушен к душевным мукам юной красавицы, которая могла бы стать его женой.
Доводит до дуэли отношения с юнкером, которого мог бы понять и пожалеть, ведь сам же и толкает его на безрассудные поступки. Юноша гибнет лишь по своей неопытности, не познав в жизни женской любви, не успев построить карьеру. Да, Грушницкий был не идеален в своем поведении, но это ведь не повод убивать человека. Люди для Печорина — пешки в его игре, смутные тени, которые не трогают его души.
Чтобы написать сочинение о Мери, надо постараться понять настоящие мотивы поступков этой светской девушки. Она, как и главный герой, яркий представитель своего класса, своего времени. Юная княжна Мария Лиговская отдыхает на водах вместе с матерью. Ей около 16 лет, фигурка стройная, изящная, движения проворные и грациозные. Ни один мужчина не может остаться равнодушным к очарованию невинной молодости.
Отдельно Лермонтов описывает красоту глаз девушки, называя их «бархатными», — очень густые и длинные ресницы обрамляют их, делая выражение нежным и мягким. У красавицы подвижное выразительное лицо, она часто гримасничает.
Мать дала своей дочери все самое лучшее — она богатая наследница, которая хорошо одевается, вызывая зависть окружающих дам. Мери имеет знатное происхождение, выросла в Москве, вокруг нее всегда крутятся поклонники, искатели наследства. Девушка образованна, знает два языка, читает романы, изучала алгебру, занимается музыкой и, конечно, прекрасно танцует. Сам Печорин судя по цитатам из романа, считает Лиговскую очень приятной:
Но это не мешает главному герою использовать девушку в своей подлой игре. Автор также бесстрастно подмечает и все те негативные черты, которые светское общество успело наложить на невинную душу юной красотки:
Несмотря на свой юный возраст, девушка уже является лицемеркой и в обществе играет определенную «роль», которую считает подходящей для себя. Она умело скрывает свои подлинные чувства, чтобы не выйти из созданного «образа» томной дамы.
Могла бы такая поверхностная женщина понять и полюбить настоящего Печорина, со всеми его противоречиями и скрытыми страстями? Вряд ли. Поэтому у пары изначально нет будущего, герой это прекрасно понимает.
Вся история рассказана от лица главного героя. Судьба сводит персонажей в Пятигорске, где Печорин на службе изнывает от скуки и тоски, а молодая княжна отдыхает вместе с матерью. Увидев девушку впервые, герой решает поиграть с ее чувствами. Он точно знает, как задеть светскую даму, вызывать ее интерес и поддерживать его — офицер уже весьма искушен в подобных вопросах, поскольку хорошо знаком с женской психологией.
Григорий Печорин долго дразнит княжну, избегая знакомства с ней. Весьма забавляет его новый знакомый — юнкер Грушницкий, который страстно влюбился в красавицу. Печорин затевает и с ним игру, притворяясь поначалу другом и доброжелателем.
Только за маской расположения скрывается скучающий циничный человек — он поддразнивает влюбленного юношу, сравнивая его музу со скаковой лошадью. Он намеренно вызывает интерес девушки, пользуясь ее неопытностью. Например, приобретает дорогой ковер, который ей понравился. Затем стелет его на спину своей лошади и прогуливается на глазах всего города.
Когда в городе проводится бал, Григорий приглашает княжну на танец, хотя официально их еще не представили друг другу. Вскоре появляется новое обстоятельство — в город приезжает давняя знакомая Печорина, Вера. У них раньше был роман, но во время встречи оба понимают, что чувства еще не остыли.
Оказывается, что дама является родственницей княжны Лиговской, у ней в доме и остановилась.
У героя появляется повод поближе сойтись с матерью княжны под видом интереса к ее дочери. При этом Печорина совершенно не мучают угрызения совести оттого, что его возлюбленная Вера замужем, а княжна лишь неопытная доверчивая девушка.
Игра в любовь поначалу может показаться невинным развлечением. Но на самом деле приводит к трагическим последствиям. Мотивы Григория характеризуют его не лучшим образом:
Тем временем состоялось очередное знакомство Григория — с доктором Вернером. Персонажи в чем-то схожи, неплохо понимают друг друга и ладят между собой. По городским слухам, этот человек чуть ли дьявол во плоти. Только доктор понимает, что на самом деле происходит между молодыми людьми. Но не спешит вмешиваться в происходящее.
Когда Печорин тайно встречается с Верой, то предстает перед читателем совершенно с другой стороны. Он оказывается не холодным циником, а страстным влюбленным, который не забывает прошлого увлечения даже после длительного расставания. Наедине с Верой он вновь поддается ожившей страсти. Поклонник готов на все, лишь бы вновь оказаться с любимой наедине. И она приказывает ему явиться к Лиговским, чтобы можно было чаще видеться. Тот покорно исполняет волю Веры.
На вечере у княгини он галантно ухаживает за дамами, совершенно очаровывает хозяйку дома. Вера, наблюдающая за поведением Григория, признается ему, что вскоре умрет от чахотки. Она берет с него обещание не жениться на юной Лиговской, взамен решается на тайную ночную встречу.
Грушницкий вне себя от ярости — скромный юнкер становится неинтересен молодой Марии. Он следит за соперником и видит, как Печорин пытается забраться в дом. Ошибочно решает, что его цель — княжна, тогда как на самом деле это была Вера. Между врагами должна состояться дуэль.
Григорий Александрович о многом размышляет накануне смертельной схватки — даже при его выдержке нельзя не думать о скорой гибели, ведь он еще так молод. Но при этом успел стать для многих убийцей — кого-то губили его слова, кого-то поступки. Вот и Мери он вовсе не любил, да и Грушницкому грозит опасность, все-таки Печорин более опытный воин.
Ночные муки позади, наступает утро дуэли. Попытка примирения кончается провалом, молодые люди выходят к барьеру. Грушницкий погибает. Подробности некрасивой истории удается скрыть, но слухи все-таки просачиваются в общество. Григория Александровича отправляют на новое место службы.
Герой приходит к Лиговским, где состоялось его прощание с девушкой. В ее глазах он настоящий герой, который заступился за ее честь, дрался ради этого на дуэли. Наивная девушка не понимает всей интриги, которая закрутилась вокруг нее. Она ждет предложения руки и сердца, надеясь на взаимное чувство.
Печорин решает одним ударом прекратить все отношения, разрушить то чувство, которое сумел внушить Мери. И это ему тоже прекрасно удается, она говорит, что ненавидит его. Еще одна сломанная судьба на пути героя Лермонтова, еще одно несостоявшееся счастье… Разочарованный в себе и окружающих, потерявший Веру, ставший убийцей Грушницкого, с новым тягостным багажом Печорин движется по жизни дальше.
Источник