Какие чувства вызывает органная фуга баха
Основные черты органного стиля.
В баховскую эпоху орган был «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей, отсюда такие качества органного музыки, как ораторский пафос, монументальность, концертность
Органное искусство Баха выросло на богатой почве, ведь в развитии органной музыки наиболее важную роль сыграли именно немецкие мастера. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха, выдвинулась целая плеяда замечательных органистов. В органном творчестве Баха можно выделить 2 жанровые разновидности:
• хоральные прелюдии, как преимущественно небольшие композиции;
• «малые» полифонические циклы, как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.
Бах написал более 150 хоральных прелюдий, При всем разнообразии баховских хоральных прелюдий, их объединяют:
• небольшие масштабы;
• господство мелодического начала, поскольку жанр хоральной обработки связан с вокальными напевами;
• камерный стиль. В хоральных прелюдиях Бах подчеркнул не огромные ресурсы мощного органного звучания, а его красочность, тембровое богатство;
• широкое использование полифонических приемов.
Круг образов хоральных прелюдий связан с содержанием лежащих в их основе хоралов. В целом это образцы философской баховской лирики, размышления о человеке, его радостях и печалях.
2. ДВУХЧАСТНЫЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
Двухчастные композиции, состоящие из какой-нибудь вступительной пьесы (прелюдии, фантазии, токкаты) и фуги, встречались уже у композиторов добаховского поколения, но тогда они были скорее исключением, чем правилом, закономерностью. Преобладали либо самостоятельные, не связанные друг с другом фуги, токкаты, фантазии, либо одночастные композиции смешанного типа.. Бах нарушил эту традицию, разграничив контрастные сферы в двух отдельных, но органично взаимосвязанных частях полифонического цикла.
В первой части концентрировалось свободное, импровизационное начало, во второй – фуге – строго организованное. Музыкальное развитие в фуге всегда подчиняется законам логики и дисциплины, протекает в строго определенном «русле». Продуманная система композиционных приемов фуги сложилась уже до Баха, в творчестве его предшественников – немецких органистов.
ФУГА — одна из вершин полифонической музыки. (с лат. бег, бегство). В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, ТЕМУ — короткую мелодию, проходящую через всю фугу.
Может быть 2,3,4х и более голосной. Иногда бывает 2 или 3 темы, тогда фуга двойная или тройная.
Имитация -( с лат. подражание) повторение мелодии в другом голосе.
Противосоложение — мелодия сопровождающая тему в другом голосе.
Интермедия — фрагмент фуги в котором тема не звучит ни в одном из голосов (связка между разделами).
У фуги так же есть экспозиция, разработка, реприза и кода.
Экспозиция содержит первоначальное изложение темы последовательно во всех голосах.
Разработка начинается с проведения темы в новой тональности.
Реприза обычно начинается с проведения темы в главной тональности
Кода может быть написана в свободном стиле.
Источник
См. внутри)))
Какие чувства вызывает музыка Баха?
Какие образы возникают при прослушавиние Баха?
Эти вопросы относятся к его произведени.: «Токката и фуга ре минор! «
Народ помогите, очень надо. На завтра сочинение по музыке написать задали. =**)))
Лейбниц называл музыку безотчетной радостью души, «которая вычисляет, сама того не зная».
Подобные соответствия миропонимания двух великих современников – Готфрида Лейбница и Себастьяна Баха – поведут иного слушателя музыки еще по одному «обходному пути» к восприятию гармонии прекрасного. И если он после какого-нибудь концерта по аналогии с высказыванием Лейбница внесет на поля своей программки концерта запись: «Математика есть поэзия гармонии, вычислившая себя, но не умеющая высказаться в образах для души», – не будем искать в этой метафоре лишь своеволие фантазии.
Немало есть и других областей знания, откуда в час баховского концерта приходят сопоставления.
У каждого слушателя – свои находки сердца и интеллекта в час звучания органных произведений Баха. Звуки органа вызывают и зримые и умозрительные поэтические картины. Низвергаются лавины, взметается пламя, ведут спор небожители, борется добро со злом, парит возвышенное, страстями полнится земное, поют хоры, ведет исповедь сердце. Вписываются в баховское музыкальное мироздание проявления самой жизни в ее вечном движении.
И властвует над всем совершенство соразмерности. Сколь бы ни были совершенны архитектонические, конструктивные достоинства полифонических сочинений Баха, они не заслоняют величия его как мелодиста. Эта сторона его творчества покоряет сердце. В органных произведениях, как и в других видах творчества Баха, проступает живое, непосредственное чувство, оттенки ощущений, глубинные явления душевной жизни, недоступные переводу на понятия. В полифонии Баха слушатели улавливают возникновение мелодической темы: ее движение, упругость сплетения голосов, красоту этого сплетения. Мы живем мелодией. Восторг, а то и благоговение охватывает нас при прямом и непосредственном соприкосновении с прекрасным.
Едва ли не самое популярное органное произведение юности Баха – Токката и фуга ре минор (565). Относительно короткие в сравнении с другими циклами, эти токката и фуга длятся меньше десяти минут. Но по насыщенности звучаний, по емкости содержания, по драматическим признакам, по архитектонике сложных форм обе части этого произведения составляют идеальное целое и относимы к высочайшим достижениям мирового органного искусства. Это и пример совершенного слияния фуги с предваряющим вступлением – токкатой; захватывающе развивается единое действо. Близость музыки ораторскому искусству проступает в ре-минорной прелюдии.
Начинается токката со взволнованного возгласа. Пауза. Снова возглас. Еще один. Зал захвачен шквалом звуков, насыщенным густыми, низкими голосами. Это не эпиграф. Это развернутое программное высказывание. Оно поражает своим волевым порывом, чтобы оставить нас на миг в глубокой тишине; затем уже возникает мелодическая речь. По-молодому мятежная, в темпе токкатного движения, эта речь артистически сдерживается голосами басов.
После паузы – фуга. Изящные и лиричные голоса воспринимаются как доверительные признания. Фуга не противопоставляет себя токкате. В развитии темы и разработке ее также ощущается целеустремленность молодых сил. Мятеж бунтаря или напор сил созидания? Одну из этих или какую другую интерпретацию внушит залу исполнитель? Или он захватит нас блеском артистической виртуозности, и это немало! Мы вспомним юного Себастьяна. Он – на скамье органа Компениуса на третьем этаже герцогской церкви. Он исполняет свою токкату с фугой, и дух захватывает от его игры у прихожан, друзей органиста или гостей города, пришедших сегодня в кирку не столько помолиться, сколько послушать придворного органиста, ставшего самым известным Бахом, несмотря на свою молодость.
Источник
Великий Бах- музыка вселенной
Великий Бах, ты – музыка Вселенной!
Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества И.С.Баха.
формировать понятия полифония, фуга;
научить определять многоголосие в фуге;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;
развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.
^ Тип урока – изучение нового материала.
Жанр урока – тематический.
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация,
Музыкальный материал: И.С.Бах. Токката и фуга соль минор
Учитель :На наших уроках звучала разная музыка. Разная не только потому, что ее сочинили композиторы разных стран, а потому, что выражала она различные человеческие чувства, потому что в ней были воплощены разнообразные стороны человеческой жизни. Музыка способна воздействовать на человека, вызывать множество оттенков чувств, настроений
-ОМузыка… Ты — дивный свет,
Несущий душам просветленье!
И пусть покоя в жизни нет
Но есть святое вдохновенье!
Когда-нибудь рассеют Тьму
В душе божественные звуки!
О, неподвластные уму,
Любовь и Музыканта руки…
2. Проблемная ситуация
Учитель: Руки этого музыканта, о котором мы сегодня будем говорить, сочинял божественную музыку. О ком пойдет речь, вы поймете когда увидите все своими глазами. ( просмотр мультфильма)
— О каком композиторе шла речь?
-Что узнали нового о жизни этого композитора?
— Для какого инструмента сочинял произведения?
Учитель : Так, о чем же мы сегодня будем говорить?
Я предлагаю назвать наш урок? Великий Бах, ты – музыка Вселенной! ( записать название темы в тетрадь)
— А хотелось ли узнать еще что –то нового об этом композиторе и что именно?
Учитель : Вот еще что. Вы, наверное, поняли, каким выдающимся и гениальным был этот человек. Но я еще хочу дополнить.Прошло уже более 250 лет со дня егосмерти, а его музыка до сих пор звучит. Я хочу привести ещё такие факты из жизни композитора: в 10 лет он остался круглым сиротой, а в 15 лет уже самостоятельно зарабатывал себе на жизнь. И ещё один любопытный факт, он написал огромное количество произведений. Так вот, если бы дать задание самому лучшему переписчику нот, переписать все его произведения, то у него на это бы ушёл не один десяток лет. А ведь Бах не переписывал, а сочинял! Поймите, сколько труда, души, времени вложил композитор в свой огромный багаж сочинений!
Учитель. Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. И только через 79 лет, когда известны композитор Ф.Мендельсон-Бартольди подготовил и исполнил с Берлинской певчей академией одно из самых великих произведений Баха «Страсти по Матфею», музыка приобрела новую жизнь и начала победное шествие по странам мира.
Самым любимым инструментом Баха был орган . ( фото)
Ученик :Сообщение учащего об органе.( Слайд органа).
Учитель: Органное творчество – основа всего искусства композитора .А. Серов писал «Для такого гения, как Бах, самым приличным, самым родным инструментом был орган, этот океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бессмертном спокойствии своем». Орган стал для него рода оркестром, который мог выдержать грандиозный размах его импровизаций. Для этого инструмента написано огромное количество произведений. Вершиной органного творчества стали его знаменитые Токката и фуга ре минор. Они выделяются среди органных произведений пронзительной мощью звучания, разнообразием. К сожалению, точно установить дату их создания невозможно, потому , что как и множество других произведений Баха при его жизни не была издана, а сохранилась лишь рукопись, на которой нет даты.
Сегодня познакомимся с органным произведение Баха токката и фуга ре минор.
Старые итальянские мастера называли в 16 веке токкатой фантазией для клавишныхинстуменов.
а)Токката — Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении, это грандиозное вступление к фуге.( показ темы)
б) Фуга (от лат.) означает «бег»,«движение». Что же бегает в фуге? В фуге «бегает»один голос, мы называем его темой .
Тема в начале звучит в одном регистре, затем в другом, затем в следующем… но это не значит, что первый голос прервался.
Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, все время развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Все они одинаково важны. Фуги бывают 2 ,3 ,4 голосные. Здесь нет разделения на главный голос и аккомпанемент. Такой тип музыки называется полифонией . Основной прием- имитация ( подражание, повторение голосом только что прозвучавшей мелодии в другом голосе. Таким образом, полифония – вид многоголосия,где все голоса ведут свои самостоятельные,одинаково выразительные мелодии. Вершиной полифонического искусства является фуга
Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать и посмотреть музыкальное произведение И. С. Баха «Органную токкату и фугу соль минор. Это произведение начинается тревожным, но мужественным волевым кличем. Он раздаётся трижды, опускаясь из одной октавы в другую, и приводит к громовому аккордовому раскату в нижнем регистре. Так в начале токкаты очерчивается сумрачно затенённое, грандиозное звуковое пространство. Далее слышатся мощные «завихряющиеся» виртуозные пассажи. Противопоставление стремительного и медленного движения напоминает настороженные передышки между схватками с буйной стихией. А вслед за свободно, импровизационно построенной токкатой звучит фуга, в которой волевое начало как бы обуздывает стихийные силы. И последние такты всего произведения воспринимаются как суровая и величавая победа непреклонной человеческой воли. . Во время просмотра определите характер музыки; какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения?
Просмотр видео.
Учитель: на доске название- чувства, характер ( учащиеся в паре отвечают на вопросы – Какие чувства вызывает эта музыка? Какой характер)
Учитель: Какая же эта музыка?( по ответам учащихся)
У. – Как вы считаете, музыка Баха востребована в наши дни?
Д. – Да.
У. – А приходилось ли слышать такую музыку в наши дни и где?
Д. – По радио, по телевидению, в кинофильмах, её используют в фигурном катании, в спортивной гимнастике, в мобильных телефонах. Человек и закон, в филармонии (показ фото)
У. – Что люди разных эпох и национальностей находят в ней?
Д. – Простые чувства, живые мысли, в ней мудрость и вера, сердечность и человечность
Д. – Музыка Баха возвышала, заставляла человека думать, размышлять о своей судьбе, о том, какую роль играет он в этом мире, на что способен.
Музыка Баха поражает своим величием, грандиозностью и одновременно удивительной простотой и доступностью.
Бах сочинял музыку не только для ограна, но вокально –хоровую музыку. И сегодня мы с вами разучим его песню « За рекою старый дом»
Для начала распоемся, разогреем голосовые связки.
— Мы поем хорошо поем
-Шла Саша по шоссе
Исполнение песни учителем, разучивание по фразам мелодию.
Вывод: Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Баха, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны. Не случайно, вновь и вновь, слушая Баха, я вспоминаю стихи Бориса Дубровина:
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену.
Давайте ответим на вопросы:
1. Виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, четко ритмованном движении, это…
А) токката, б) соната, в) опера, г) сюита
2. Что такое имитация?
А) подражание, б) изображение,в) показ тем, г)солирующий инструмент
-3.Скольки голосными бывают фуги?
А) 7,8,9 голосными, б)5,6 голосными,в)2-3,4 г)10 голосными
4. Для какого инструмента написано большее количество произведений у Баха?
А) скрипка, б) орган, в) саксофон, г) баян
( самопровека, выставление оценок)
Рефлексия : Послушайте, что пишет одна девочка об Органной фуге Баха в своём сочинении: «Когда я слушаю органную музыку Баха, меня поражают величие, сила, красота этой музыки. Кажется, что ты находишься в каком-то сказочном саду и отовсюду льются таинственные звуки. Какая-то сила несёт тебя всё дальше и дальше. Музыка Баха настолько близка мне, что не верится, чтобы она была так давно создана. Это поистине грандиозное творение человеческого ума. Сколько чувств, сколько тайн, сколько мечты и жизни в этой музыке! Слушая её, ты видишь, как прекрасна жизнь. И какая-то большая сила вливается в тебя. Да, перед музыкой Баха будут преклоняться все поколения!
А ваше отношение и настроение после урока опишите письменно, найдите и послушайте музыку Баха
Источник