урок музыки «Ночной пейзаж. Ноктюрн»
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Музыка навеянная образами ночи. настроения спокойствия, умиратворения, тишины и размышлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_nochnoy_peyzazh.docx | 19.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке
Учитель Дадоева Эльвира Шевкетовна.
Дата 19.01.21 Класс 6.А.Б.В № Урока 18
Тема: «Ночной пейзаж. НОКТЮРН».
Цели( образоват. воспит. Развивающие) 1.Образовательные:
— показать как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих поизведениях образы — развитите вокально – хоровых навыков пения, выработка слитного хорового звучания, чистоты интонирования, выразительности, фразировки, дикции.
— содействовать духовно – нравственному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры.
— приобщить к русскому народному творчеству.
— формирование самостоятельности мышления;
— развитие навыков анализа, синтеза;
— развитие эмоциональной сферы.
Метапредметные : формулировать и удерживать учебную задачу; узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Предметные : приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
Личностные : укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Тип урока комбинированный.
Оборудование проектор .ноутбук.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний(. разминка ,фронтальный опрос.)
Музыкальное приветствие. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Ф. Шопен). С каким жанром мы познакомилисьЭпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета:
Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна!
Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются произведения, которые исполнялись в вечернее, ночное время?
— Серенада — А что такое серенада?
— Это произведения, которые исполняются в вечернее, ночное время суток под окнами любимой, в знак признания.
Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока. (Слайд 5)
Назовите тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое время суток, т.е. какой пейзаж?) «Ночной пейзаж». Целеполагание .(мотивация)
— Определите цель нашего урока.
— Продолжить знакомство с образами камерной музыки, с жанром ноктюрн.
(Слайд 8) Запишите определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом. Сочинения, которые передают настроение человека, находящего под впечатлением образов ночи.
Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку. Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается
Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
- Вспомните, что такое квартет? Основная часть урока(Новый материал)
— Квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты. (Слайд 10)
Но по составу инструментов квартеты могут быть:
однородные (например, струнный квартет)
смешанные (например, фортепиано, скрипка, альт и виолончель).
Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.
Чаще всего квартеты имеют четыре части:
1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа;
2-я часть – скерцо (шутка);
3-я часть – ноктюрн;
4-я часть – финал.
Квартет относится к камерной музыке. (Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого числа слушателей и исполнителей). Квартет №2 Бородин посвятил своей любимой жене Екатерине Сергеевне (фото на стр. 105).
Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, — прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал…) Чтение .
Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.
Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин Размышления:
В этой музыке сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор? Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?
- Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.
- Первичное усвоение новых знаний
Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки: тишина,
- покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление, трепетность.
- Закрепление изученного материала
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев
Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена.
Ответы детей: Сходство эмоционально-образного строя.
Сопоставить ноктюрны со стихами Тютчева.
Работа над песнями.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Источник
Конспект урока по музыке «Ночной пейзаж»
Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: «Ночной пейзаж. НОКТЮРН».
Тема урока : «Ночной пейзаж. НОКТЮРН».
Цель : знакомство с жанром камерной музыки – ноктюрн;
актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве разных композиторов;
самостоятельное построение логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна;
умение устанавливать связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Планируемые результаты изучения:
Уметь сопоставлять по характеру произведения разных композиторов. Знать понятия: баллада, ноктюрн.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин, Ноктюрн П.Чайковский, Ноктюрн Ф.Шопен.
К. Фридрих «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое – старый мост Баттерси».
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Ф. Шопен). С каким жанром мы познакомились? (Инструментальная баллада) Какое произведение мы слушали? (Баллада №1). Что такое музыкальная баллада? (Музыкальная БАЛЛАДА – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.).
Эпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета: (Слайд 4)
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются произведения, которые исполнялись в вечернее, ночное время?
— А что такое серенада?
— Это произведения, которые исполняются в вечернее, ночное время суток под окнами любимой, в знак признания.
Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока. (Слайд 5)
Назовите тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое время суток, т.е. какой пейзаж?)
— Определите цель нашего урока.
— Продолжить знакомство с образами камерной музыки, с жанром ноктюрн.
Планирование деятельности. (Слайд 6) Рассмотрите разворот учебника на стр. 104-106 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
ознакомление с жанром ноктюрн;
прослушивание и анализ Ноктюрна из Квартета №2 А. Бородина;
прослушивание и анализирование ноктюрнов П. Чайковского и Ф. Шопена, сравнение их.
Работа над новым материалом.
Задание 1 ознакомление с жанром ноктюрн;
(Слайд 7) На уроках мы с вами знакомились с вокальными и инструментальными серенадами Ф. Шуберта и В. Моцарта («Маленькая ночная серенада»). Эти произведения относятся к жанру ноктюрна.
(Слайд 8) Запишите определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом. Сочинения, которые передают настроение человека, находящего под впечатлением образов ночи.
Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку. Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается
Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
Вспомните, что такое квартет?
— Квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты. (Слайд 10)
Но по составу инструментов квартеты могут быть:
однородные (например, струнный квартет)
смешанные (например, фортепиано, скрипка, альт и виолончель).
Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.
Чаще всего квартеты имеют четыре части:
1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа;
2-я часть – скерцо (шутка);
3-я часть – ноктюрн;
4-я часть – финал.
Квартет относится к камерной музыке. (Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого числа слушателей и исполнителей). Квартет №2 Бородин посвятил своей любимой жене Екатерине Сергеевне (фото на стр. 105).
Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, — прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал…) Чтение .
Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.
Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин
В этой музыке сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор? Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?
Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.
Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда все погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.
Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки: тишина,
покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление, трепетность.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Послушайте Ноктюрны П. Чайковского и Ф. Шопена. Определите кому, какой ноктюрн принадлежит? Сравните их, по каким особенностям вы это определили.
Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена.
Ответы детей: Сходство эмоционально-образного строя.
Сопоставить ноктюрны со стихами Тютчева.
Рассмотреть живописные полотна западноевропейских художников — К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое — старый мост Баттерси».
(Изысканный силуэт моста растворяется в сумеречной мгле. А море сливается с небом в единую синеватую гамму.)
— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
— Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Источник
Разработка урока по музыке в 6 классе «Ночной пейзаж».
Конспект урока по музыке в 6 классе .
Тема урока: «Ночной пейзаж».
Художественное название урока: «Ноктюрн».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Жанр урока: урок — размышление.
Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин, Ноктюрн Ф.Шопена, песня «Человеку мало надо»Г. Азаматова- Бас .
К. Фридрих «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое – старый мост Баттерси».
Цель урока: Познакомить учащихся на примере произведений композиторов
А. Бородина и Ф.Шопена , поэтов и художников с жанром камерной музыки – Ноктюрн.
Образовательные : Углубить знания о творчестве Шопена, познакомить с творчеством композитора А. Бородина;
Развивающие: самостоятельное построение логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна;
умение устанавливать связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
Воспитательные: Воспитывать интерес к творчеству Ф.Шопена, А.Бородина.
Планируемые результаты изучения:
Уметь сопоставлять по характеру произведения разных композиторов. Знать понятия: баллада, ноктюрн.
Ставить и формулировать проблему.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
Умение раскрыть связь музыки, литературы и изобразительного искусства в Ноктюрнах А.Бородина, Чайковского,Ф.Шопена.
Необходимое оборудование и материалы:
Проектор, музыкальный инструмент фортепиано,учебник,словарь эстетических эмоций,аудиозаписи по слушанию музыки;
I .Организационная часть.
Музыкальное приветствие. «Здравствуйте дорогие дети».
Учитель :Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке?
Учитель: С каким жанром мы познакомились?
Ученики: ( Инструментальная баллада)
Учитель: Какое произведение мы слушали?
Учитель :Что такое музыкальная баллада?
Ученики :(Инструментальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.).
Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.
Эпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета :
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Учитель :Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются произведения, которые исполнялись в вечернее, ночное время?
Учитель : А что такое серенада?
Это произведения , которые исполняются в вечернее, ночное время суток под окнами любимой, в знак признания.
Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.
3. Формулирование темы урока.
Учитель :Назовите тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое время суток, т.е. какой пейзаж?)
Ученики: «Ночной пейзаж».
Сегодня мы продолжить знакомство с образами камерной музыки, с жанром ноктюрн.
Учитель: На уроках мы с вами знакомились с вокальными и инструментальными серенадами Ф. Шуберта и В. Моцарта («Маленькая ночная серенада»). Эти произведения относятся к жанру ноктюрна.
Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда Ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.
Запишите в тетради определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночная песня ,предназначенная для ночного музицирования под открытым небом.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского композитора. А.Бородина Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку.
Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается
«Квартет № 2» Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
Вспомните, что такое квартет?
Квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты.
Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.
Квартет относится к камерной музыке. Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, — прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь.Пойми только : я в Гейдельберге. Ещё по дороге мимо меня, как в панораме , проносились давно знакомые берега,которые мы видели ещё с тобой.
Можешь думать,что я должен был перечувствовать!…)
Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.
Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин
Учитель: В музыке Ноктюрна сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор , беседу . Эта беседа-согласие или беседа-спор?
Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?
1.Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты.
2. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой.
3.Покой замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется.
Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.
Учитель :Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки:
Ученики: тишина,покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление, трепетность.
Учитель: Какие русские поэты известны своими Ноктюрнами?
Ученики: Известны своими Ноктюрнами такие русские поэты, как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев
Учитель: Послушайте Ноктюрны П. Чайковского и Ф. Шопена. Определите кому, какой ноктюрн принадлежит? Сравните их, по каким особенностям вы это определили.
Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена.
Ученики : Сходство эмоционально-образного строя.
Учитель: Рассмотрим живописные полотна западноевропейских художников –
К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер «Ноктюрн: Синее и золотое — старый мост Баттерси». Опишите данные картины.
Ученик: Картина К. Фридриха «Двое созерцающих луну», Дж. Уистлер. Мы видим двоих, чей образ предстает перед нами практически в виде силуэта. Однако при тщательном рассмотрении мы можем кое-что понять об этих двух людях. Сначала можно предположить, что это два путника, остановившиеся полюбоваться ночным небом. Но если отметить, что оба одеты в соответствие с модой того времени, то становится понятно – это местные жители, уставшие от города и вышедшие на дальнюю прогулку.
Ученик: Сначала Дж.Уистлер назвал эту картину «Ноктюрн в синем и серебряном №5». Это первоначальное название многозначительно.
Во-первых, оно подчеркивает ту роль, которую художник отводил цветовой гамме. Во-вторых, цифра говорила о намерении Уистлера писать целую серию «Ноктюрнов». Главным элементом композиции выступает старый деревянный мост в Баттерси, разрушенный в 1881 году. Этот мост считался довольно опасным местом, поскольку много раз был поврежден судами, с трудом протискивавшимися между его тесно поставленными сваями. Желая придать мосту более изящный вид, Уистлер изменил его очертания, увеличив высоту сооружения и расширив его пролеты. Скорее всего, эта картина была создана под влиянием гравюр японского художника Хиросиге с изображением фейерверков. «Задумчивую» атмосферу Уистлер передал с помощью свободных, широких мазков, благодаря которым дальний берег реки кажется окутанным туманной дымкой.
3.Работа над чистотой интонирования в песне « «Человеку мало надо»
Г. Азаматова- Бас ».
ЧЕЛОВЕКУ МАЛО НАДО.
Мы живем в мире чудесном здесь, сегодня, сейчас,
Сложном и интересном и прекрасном для нас,
Сколько разных загадок предстоит нам раскрыть-
Человеку, в общем, мало надо, чтоб вполне счастливым быть
Чтоб всегда хотелось узнать то, чего еще не знаешь,
В общем, чтоб хотелось мечтать, а мечты сбывались
Чтобы в нашем мире большом все понять других старались,
Чтобы было всем хорошо и вокруг все улыбались.
7. Обобщение темы:
Что самое главное необходимо запомнить с урока?
С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?
Какие картины звязаны с музыкой Ноктюрн?
Кому посвятил Квартет №2 А.Бородин?
Что понравилось на уроке?Что не понравилось?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Написать эссэ по картине К.Фридриха «Двое созерцающих луну» и выполнить рисунок.
Источник