- Натюрморт. Его значение в ИЗО
- К.С.Петров-Водкин, «Утренний натюрморт»: описание картины и ее настроение
- Сочинение-описание картины «Утренний натюрморт»
- Какие чувства вызывает просмотр картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина?
- Цветопередача картины
- Эффект присутствия
- V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
- НАТЮРМОРТ И НАСТРОЕНИЕ
Натюрморт. Его значение в ИЗО
Aвдеева Светлана
Натюрморт. Его значение в ИЗО
Натюрморт — входит в обязательно в программное содержание классических техник изображения предметов на занятиях по ИЗО.
Необходимо у детей вызывать интерес к натюрморту, эмоциональный отклик. Ассоциации с собственным опытом, чувствами и представлениям дети получют в предварительной работе.
Это-рассматривание репродукций и картин с натюрмортами.
Дети составляют описательный рассказ по схеме.
1. Что изобразил художник?
2. Что вы видите на первом плане картины?
3. Что изображено дальше,на втором плане картины?
4. Какие краски и тона использовал художник?
5. Какая по настроению эта картина?
6. Как вы назвали бы эту картину?
Дополнительно можно провести дидактические игры:
«Найди картину по палитре», «Собери натюрморт», «Составь букет из цветов», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Четвёртый лишний».
Разучивание стихотворения М. Яснова «Натюрморт»
Отгадывание загадок о фруктах, овощах, цветах, посуде и т. д.
А также отдельно проводиться словарная работа: натюрморт, тёплые тона, холодные тона, художник, картина, композиция.
Художник, прежде чем написать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.
Сначала необходимо научиться рисовать набросок составленного натюрморта. Все это можно составлять самим.
Материалы: репродукции натюрмортов, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, вазы, тарелки, столовые приборы и ткани.
Далее на листе рисуется фон с верху вниз.
Потом наносятся предметы натюрморта. Изображения как правило имеют форму круга, овала, треугольника, трапеции, прямоугольника и т. д.
Далее наносятся тени от примеров, растушовка самих предметов, детали предметов.
Ну и наконец-то заканчивается фон прорисовываются деталя скатерти, обоев на заднем плане.
Натюрморт формирует умение общаться, высказывать свои суждения, доказательные оценки по поводу картин (отвечать на вопрос, задавать его, поощряет речевую активность, согласовать слова. Закрепляет умение ориентироваться в пространстве и описывать место положения предмета словами.
Обогащать представления о предметном мире на основе содержания картины.
Экспериментируйте! Приятного творчества!
Аппликация «Натюрморт» Аппликация — интересный вид художественной деятельности, который доступен даже для детей раннего возраста и является тем видом деятельности,.
Дидактическая игра «Составь натюрморт» Дидактическая игра «Составь натюрморт» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы! Сегодня я хочу представить вашему вниманию.
Дидактическая игра «Составь натюрморт» Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по ознакомлению детей старшего возраста с натюрмортом. Вы знаете,что слово натюрморт означает.
Дидактическая игра «Составь натюрморт» Методическое пособие Образовательная область: Художественное творчество. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Составь натюрморт» ЧДОУ » Детский сад Колибри».
Коллективная аппликация «Осенний натюрморт». Фотоотчет. Задачи: Продолжать формировать умения составлять изображения с натуры. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги Передавать.
Лэпбук «Натюрморт» Лэпбук -многофункциональное дидактическое пособие, представляющее из себя небольшую книжку со множеством разнообразных кармашков, в которых.
Мастер-класс по аппликации «Натюрморт» Материалы для аппликации: картон голубого цвета для фона, белая бумага, набор цветной бумаги, ножницы, клей для бумаги, простой карандаш.
Мастер-класс. Натюрморт «Фрукты в вазе» Уважаемые коллеги, гости моей страницы, предлагаю вашему вниманию мастер-класс изготовления объёмной аппликации с использованием цветных.
Источник
К.С.Петров-Водкин, «Утренний натюрморт»: описание картины и ее настроение
Одна из важнейших идей творчества великого Кузьмы Петрова-Водкина была в том, чтобы изобразить через нарисованные предметы дух, настроение и душевное состояние окружающего мира. Присматриваясь внимательно к картинам художника, можно увидеть, что все они наполнены внутренней энергией, динамикой.
Эта статья посвящена описанию картины Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» и тем чувствам, которые вложил в свое произведение автор. А также будет описано такое уникальное явление, как эффект присутствия зрителя и его погружение в изображенный сюжет.
Сочинение-описание картины «Утренний натюрморт»
Петров-Водкин изобразил утро, спокойное, умиротворенное, приятное утро. На улице великолепная погода, нежные лучи солнца проникают сквозь окна и ложатся на стол, окутывая предметы розоватой дымкой. Можно предположить, что стол находится у самого окна. На хорошо выструганном деревянном светло-коричневом столе расположены различные предметы.
Стоит отметить, что на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин изобразил все предметы таким образом, что они все обособлены, но благодаря изумительному мастерству автора каждая деталь дополняет друг друга. И если задуматься, предметы независимы друг от друга, кажется, убери один и ничего не поменяется, но это не так – они дополняют друг друга своей простотой.
На столе стоит ваза, в которой находятся цветы – это колокольчики и одуванчики, поэтому ясно, что на улице прекрасная летняя пора. По всей видимости, они только что сорваны, их свежесть навевает мысли об утренней прогулке по полю или вдоль реки.
В стакане налит чай, которой стоит на отражающем свет блюдечке. Чай был налит из железного чайника, который начищен до блеска. В его отражении виднеется кот с рыжим окрасом, затаившийся на коленях у своего хозяина. Если представить, что кот в этот момент мурчит, то при просмотре картины становится еще теплее и уютнее.
На завтрак, помимо чая, приготовлены вареные яйца. Стоит отметить, что одно из них четко отражено в чайнике, а второе расположено немного дальше и на него попадает солнечный свет, от чего скорлупа имеет розоватый оттенок.
Возле стола сидит верный пес, в его глазах читается привязанность и уважение к хозяину. Наличие на этой картине животных позволяет ощутить домашний уют и тепло.
Подводя итог описанию картины «Утренний натюрморт» Петров-Водкина, хочется отметить, что автор не просто подарил миру эту картину, он подарил человечеству возможность ощутить простоту обычных вещей, которые порой остаются и вовсе незамеченными. Эта незатейливая композиция позволяет опомниться, сбросить с себя ощущение постоянной спешки и просто насладиться размеренной минуткой.
Какие чувства вызывает просмотр картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина?
Из описания произведения видно, что человек, который приготовился к легкому и размеренному завтраку, – это небогатый мужчина. Возможно, он живет в деревне или же просто приехал погостить на дачу.
В изображенной простоте столько серьезности, которая не лишена красоты, присутствует ощущение радости, приятного покоя, утренней свежести и предвкушение обычного завтрака после прогулки.
Изображенная композиционная гармония, сбалансированность и целостность достигнута некой «перекличкой» всех составляющих утреннего стола, простых, но при этом нежных цветов и спокойных животных.
Цветопередача картины
Ранее, в описании картины Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», было сказано, что тепло этой картины обусловлено правильно подобранными оттенками красок. Художник не нарисовал солнца и даже его лучей, но даже и без этого становится понятно, что именно это небесное тело освещает комнату.
Благодаря подобранным цветам, картина приобретает неизмеримое чувство гармонии и спокойствия.
Эффект присутствия
На полотне не изображен человек, но его можно почувствовать по чаю в стакане, по свежему букету цветов, по спичкам и теплоте, которые исходят от животных. Автор позволяет зрителю поставить себя на место главного героя картины, и ощутить на себе все гармонию и блаженство обычного, но такого особенного летнего утра.
Источник
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
НАТЮРМОРТ И НАСТРОЕНИЕ
В натюрморте общее эмоциональное состояние, как правило, вызывают три фактора:
-привлекает сам предмет изображения;
-заразительна авторская симпатия к изображаемому;
-захватывает исполнительское мастерство художника.
Все эти факторы сливаются в восприятии в единое живое целое, и только в теоретическом анализе (самоанализе) их можно отделить друг от друга.
Натюрморта служит своеобразной творческой лабораторией, где художник ставит и решает различные профессиональные задачи, совершенствует мастерство. При обучении начинающих художников, изображение натюрморта играет весьма значимую роль, позволяя тренировать и развивать свои творческие способности. Ведь умение правдиво изобразить с натуры форму и краски предметов — это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в целостном живописном натюрморте, что требует определенного умения и профессионализма.
Рассматривая произведения старых и современных мастеров натюрморта, можно определить важную закономерность. Все атрибуты, входящие в состав постановки, так или иначе объединены содержанием, темой. Художник тщательно ведет отбор предметов, ведь они призваны помогать раскрытию смысловой направленности картины, согласовываться по размеру, тону, цвету, фактуре. А это не всегда просто. Например, тематический натюрморт Сергея Андрияки, сегодня известного как мастера современной акварельной живописи, «Все к чаю» рассказывает о пышном, возможно предстоящем, чаепитии. И не только тщательно подобранные предметы постановки, такие как самовар, еще пустая кружка, ягоды, множество сдобных изделий говорят нам об этом, но и сам колорит воплощает чувства тепла, предвкушения праздника, за счет сочетания ярких теплых тонов. Все объекты строго характеризуют выбранную художником тему. Не смотря на их множество и разнообразие, все они прекрасно скомпонованы в общую композицию, гармонично сочетаясь друг с другом по размерам, цвету и фактуре. Прежде чем изображать натюрморт такого рода, важно решить, что ты хочешь с его помощью сказать, какую сторону многообразной жизни отразить.
Составление натюрморта – акт творческий. В нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура, натюрморт не может быть составлен из случайно набранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению. Например, русский живописец Владимир Федорович Стожаров (1926 – 1973) еще в студенческие годы определился с тематикой произведений – простой быт обитателей северных деревень. Все его натюрморты, например «Квас. Натюрморт», «Хлеб, соль, братина», «Натюрморт с хлебом» и многие другие, привержены единственной теме, они рассказывают о простой жизни исконно русских жителей деревень. Все предметы постановок несут в себе общую смысловую нагрузку, все они принадлежат одному времени, быту, являются неотъемлемой частью жизни определенного общества, их хозяев. Все предметы натюрмортов неразделимы в общей постановке, они несут в себе чувства спокойствия, непринужденности, обыденности.
Цвета в натюрморте не могут существовать сами по себе в отдельности. Они должны быть подчинены единому тону и цвету. Цвет каждого предмета и на свету, и в тени хотя и имеет свой оттенок, но в то же время родствен целому. В работе необходимо добиваться именно этого родства всех красок. Синий, зеленый, желтый цвета предметов – все должно иметь между собой что-то общее. Только в этом случае натюрморт показывает красоту окружающих предметов, их цветовую драгоценность. Рассматривая натюрморты Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878 – 1939), видно, что именно общее тоновое и цветовое сочетание красок несет в себе определенное эмоциональное состояние, которые вложил художник в свои картины, например чувства тепла, свежести и радости нежного утра в произведениях «Утренний натюрморт», «Розовый натюрморт», «Виноград и яблоки». Именно за счет определенного тонального содержания художник передал нам свое настроение, особое состояние души, даря отрадное чувство созерцателю своих картин.
Воздействие цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играет в живописи натюрморта важную роль. Все это помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. С помощью цвета и колорита художник передает свои идеи, свои переживания, состояние и настроение. Удивительным образом действуют на зрителя натюрморты Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960). «Хризантемы», «Сирень», «Неприбранный стол», «Цветы и фрукты» и др. – яркое и в то же время нежное, солнечное и теплое состояние радости, уюта передают они зрителю по средствам своего колорита, солнечного и нежного тонового сочетания, особой техники живописи.
Известно, что искусство, во всем своем многообразии жанров, должно служить источником выражения чувств, от яркой радости до глубокой печали, а так же бесспорным источником вдохновения. Идеологическая, да в значительной мере и познавательная ценность художественного произведения практически сводится на нет, если оно не волнует зрителя, не возбуждает в нем эмоционального отклика.
В лучших своих проявлениях натюрморт становится действенным средством эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления и неся в себе определенную эмоциональную нагрузку, тем самым формируя общее настроение и впечатление от просмотра произведения зрителем.
Аксенов Ю. Цвет и линия «Советский художник» — М, 1986
Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция «Просвещение» — М. 1981
Громов Е. С. Начала эстетических знаний. Эстетика и искусство «Советский художник» — М, 1984
Дорфман Л. Творчество ив искусстве – искусство творчества «Наука. Смысл» — М, 2000
Жильсон Э. Живопись и ральность «РОССПЭН» — М, 2004
Источник