Какие чувства вызывает море чюрленис

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1560)
  • Симфоническая (545)
  • Фортепианная (399)
  • Камерная (294)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (112)
  • Хоровая (92)
  • Народная (54)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1507)
  • Музыкальные жанры и формы (720)
  • Концерт (244)
  • Симфония (171)
  • Соната (107)
  • Вальс (80)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (384)
  • Певцы (355)
  • Музыканты (350)
  • Пианисты (179)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (248)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (198)
  • Музыкальная культура народов мира (165)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыкотерапия (96)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (36)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Море -«. и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое»

Четверг, 24 Сентября 2015 г. 10:33 + в цитатник

liudmila_leto все записи автора 24 сентября -Всемирный день моря.

Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках.

В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.

Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко», насыщены превосходно созданными картинами моря.

Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.

Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн

картины художника Владимира Фёдорова

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Композиторы
Опера
Музыка и литература

Метки: Римский -Корсаков Н Петров А тема моря в музыке симфоническая поэма Дебюсси природа и музыка Чюрлёнис

Процитировано 12 раз
Понравилось: 17 пользователям

Источник

Море, как образ вселенной в произведениях М. Чюрлёниса

В искусстве Чюрлёниса море – как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал – играет особую роль. Именно эта часть планеты отражает настроение природы. Взглянув на море, мы можем получить умиротворение или ощутить гнев высших природных сил. Думаю, Чюрленис понимал, что море – есть сердце Земли, – в мистическом, символическом и человеческом смыслах. Сегодня послушаем его симфоническую поэму «Море» и посмотрим цикл из картин «Соната моря». (Послушать можно в нажем телеграм-канале – https://teleg.run/classmus/350 )

Живописный цикл «Соната моря» состоит из трех частей. Его названия соответствуют музыкальному ритму – «Аллегро», «Анданте» и «Финал». По одному названию можно понять, что художник синтезирует живопись и музыку. Так в картине «Аллегро» волны ритмически накатывают на побережье, указывая на столкновение стихий воды и земли. В музыке тоже в первой части всегда проявляется основная тема конфликта, которая особенно сильно «бьет» в финале, и указывает слушателю на разрешение или фатальность коллизии. Музыкальную драматургию выдерживает и живописный цикл «Соната моря». Это, в каком-то смысле, тоже музыкальное произведение.

Особенно хочется остановиться на второй картине «Анданте». Именно эту работу хорошо «озвучивает» симфоническая поэма «Море» , написанная Чюрленисом в темпе с одноименным названием. Вообще «Море» для Чюрлениса – это пространство в котором возникает и заканчивается жизнь. Музыкальный сюжет можно интерпретировать как морское состояние (спокойствие, шторм), но я бы сказал, что это история зарождения жизни, или вернее – весь цикл бытия, от появления на свет до смерти. Хотя, уверен, для Чюрлениса не было смерти в том виде, в каком мы привыкли ее видеть – это просто очередное пространство, например, – морское дно, где виден потопленный город, живущий своей жизнью. Ведь не зря там в окнах горит свет, что можно интерпретировать как отсутствие смерти. Центром композиции является рука, возносящая корабль со дна на морскую гладь. Душа, словно этот кораблик, которому предстоит проплыть свой путь в морской плоскости, стремясь к свету за горизонтом.

Читайте также:  Люди у которых нет чувства собственного достоинства

Симфоническая поэма, конечно, осмысливает путь человеческой души. Поэтому автор помещает ее в иное пространство – в свой мир красок и символов. Здесь есть печаль о безвозмездно ушедшем, что смыло морскими волнами, и о вечном, – к чему стремится душа. Думаю, что цикл этих картин поможет понять философский замысел художника, и понять тайну финала – это торжество света, достижение высшей цели или все-таки море, как пространство, смывает все корабли, оставляя в недосягаемости тот свет к которому они стремятся?

Источник

Морской пейзаж в музыке

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, – она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

Две симфонические поэмы о море

Страстное увлечение красотами моря французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси отразилось в ряде его произведений: «Остров радости», «Сирены», «Паруса». Симфоническая поэма «Море» написана Дебюсси почти с натуры – под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.

Просыпается море (1часть – «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» – безмятежные и радостные. Контрастный Финал поэмы – «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

К. Дебюсси Симфоническая поэма “Море” в 3-х частях

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса – литовского композитора и художника, представлен в звуках и красках. В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы. Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.

М. Чюрлёнис Симфоническая поэма “Море”

Жанровые контрасты

Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии – неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова. Его Симфоническая картина «Шехеразада», оперы «Садко» и «Сказка о царе Салтане», насыщены превосходно созданными картинами моря. Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море, и оно представляется то холодным и грозным – у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции. Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.

Н.А. Римский-Корсаков – Песня варяжского гостя

А. Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А. Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

А.Петров «Море и румба» (Музыка из к-ма «Человек-амфибия»

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Источник

Технологическая карта урока «Композитор-художник М.К. Чюрлёнис: симфоническая поэма «Море» и триптих «Соната моря»»

Технологическая карта урока по ФГОС

Музыкальная живопись и живописная музыка

Музыка на мольберте.

Тема урока: Композитор-художник М.К. Чюрлёнис: симфоническая поэма «Море» и триптих «Соната моря».

Данные об учителе: Лозовская Наталия Вячеславовна, учитель музыки Частного общеобразовательного учреждения Заокской Христианской СОШ.

Учебник (УМК): Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Музыка 5 класс, М.: Просвещение, 2014 г. Раздел учебника: Музыка и изобразительное искусство. Музыка на мольберте. С. 134 – 141.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

книги о М.Чюрлёнисе;

ноты М. Чюрлениса;

Музыкальный материал: М.Чюрлёнис «Соната моря», прелюдия ми минор, песня «Дети любят рисовать» (муз. В. Шаинского, сл. Э.Успенского).

Деятельностная : познакомить учащихся с художественным и музыкальным произведением о море композитора-художника М.К. Чюрлёниса, создать условия для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций;

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: живописная музыка, музыкальная живопись, композиция и форма в музыке и живописи, форма сонаты, триптих, символизм, цветовая гамма, звуковая палитра;

Духовно-нравственная: показать учащимся духовный смысл художественного триптиха «Соната моря» и симфонической поэмы «Море» М.Чюрлениса, создать условия для духовного переживания при соприкосновении с музыкой и живописью литовского композитора.

дать учащимся представление о музыкальной форме жанра сонаты и показать, как она представлена в изобразительном искусстве;

развивать культуру слушания музыкальных произведений, определяя на слух новые и пройденные музыкальные произведения;

создать условия для развития компетенций:

общекультурной (учащиеся смогут проявить смекалку, фантазию, креативность);

коммуникативной (учащиеся будут активно работать в группах, выступать публично);

учебно-познавательной (учащиеся смогут определить цель учебной деятельности и спланировать свою работу).

научить учащихся культуре общения, умению слушать друг друга;

развивать ответственность за результаты коллективного труда,

создать условия для проявления эмоциональной открытости, артистичности, самостоятельности;

развивать у учащихся фантазию и образное восприятие музыки.

Обучающиеся будут знать:

творчество М. Чюрлёниса, его музыкальные и живописные произведения;

характерные особенности жанра сонаты.

Обучающиеся будут уметь:

анализировать жанр сонаты;

изображать музыку на мольберте;

выполнять правила взаимодействия в команде (уважение, соблюдение условий, вклад каждого члена группы);

проявлять солидарность, взаимовыручку, толерантность);

оценивать свою деятельность и деятельность команды;

исполнять песню «Дети любят рисовать» на цветных колокольчиках.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

когнитивными (познавательными) УУД:

анализируют триптих «Соната моря» и соотносят его содержание с симфонической поэмой «Море» М. Чюрлёниса;

умеют сравнивать новый музыкальный материал (Симфоническая поэма «Море» М. Чюрлёниса) и художественный материал (живописные произведения М. Чюрлёниса).

самостоятельно определяют цель учебной деятельности (знакомство с творчеством М. Чюрлёниса поможет обучающимся расширить свое представление о музыке и изобразительном искусстве);

умеют планировать и составлять план действий с учетом конечного результата.

высказывают свою точку зрения по инициативе учителя;

умеют слушать и понимать других;

участвуют в коллективном обсуждении;

умеют работать в группе.

Умеют чувствовать красоту музыки и выражают свои чувства;

Умеют оценивать свои возможности.

На уроке использованы воспитательные возможности учебного материала:

Понимание роли каждой личности в истории культуры.

Размышление над словами: музыкант, художник.

Размышление над понятием «духовное содержание».

Выполненный объём работы, полученные результаты

При подготовке к уроку:

были проанализированы художественные и музыкальные произведения М. Чюрёниса (триптих «Соната моря», симфоническая поэма «Море», прелюдии);

проработана книга М. Эткинда «Мир как большая симфония» (книга о художнике Чюрленисе);

просмотрен документальный фильм «Чюрленис. Арка Ноя» Д. Менделеева из цикла «Библейский сюжет» (телеканал Культура);

использован личный опыт, полученный при посещении музея М. Чюрлёниса в Каунасе;

Подобраны песни на тему: «Музыка и рисование»;

Технологическая карта урока

I этап: Организационный (7 минут)

Мотивация к учебной деятельности.

(Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне).

Приветствие учащихся перед началом урока. Создание творческой атмосферы.

Пение: Проведение ра спевки. Исполнение песни «Дети любят рисовать» (Слайд 2).

Интрига. Обращение к ученикам:

— Ребята, почему мы исполнили песню «Дети любят рисовать»?

Что необычного произошло в обстановке нашего класса? Как вы считаете, что нас ожидает сегодня на уроке?

В нашем кабинете стоят по-новому парты, появились мольберты. Все вы сели по командам, но команды формировались по листочкам-картинкам, которые вы получили при входе в класс. Соберите из этих листочков картину и приклейте её на лист А 4. Подумайте, какое название вы дадите вашим картинам? (работаем в команде).

Входят в кабинет, получают листок-картинку, занимают место за столом.

Участвуют в пении.

Высказывают предположение о том, что их сегодня ожидает на уроке (Мы будем вновь говорить о творчестве М. Чюрлёниса).

Возможные ответы ребят:

«Море», «Волны», «Затонувший город» и др.

умение работать в группе.

Учебно-познавательные: Умение строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию.

Умение высказывать свои суждения.

Создание творческой атмосферы и интереса к теме урока.

Внешнее проявление заинтересованности.

Класс поделился на три команды.

Учащиеся распелись. Исполнили песню.

Появление у учащихся интереса к теме урока.

II этап: Актуализация знаний. Постановка цели и задач (3 минуты)

Создание проблемной ситуации , в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез.

Сегодня мы продолжим знакомство с композитором и художником М. Чюрлёнисом.

Давайте прикрепим картины М.Чюрлёниса на мольберт. В какой последовательности вы расположите эти картины? Почему?

Если бы вы были композитором, то какую бы музыку написали к этим картинам? (3 прилагательных).

Слово учителя: Перед нами триптих М. Чюрлёниса «Соната моря!». Как вы думаете, что мы сегодня узнаем при знакомстве с этим художественным произведением?

Сегодня мы познакомимся с жанром и формой сонаты и постараемся раскрыть духовное содержание триптиха М. Чюрлениса. Цель нашего урока (прописана на доске): «Раскрыть духовное содержание триптиха М. Чюрлениса «Соната моря».

Как вы думаете, что такое «духовное содержание», «духовный смысл»?

Возможные ответы ребят:

взволнованную, тихую, печальную, тревожную.

Возможные ответы ребят:

мы будем говорить о живописи и музыке. Нас ожидает встреча с чем-то интересным.

Учащиеся знакомятся с целью урока.

Возможные ответы ребят:

Это скрытое в картине что-то глубокое, жизненно-важное.

умение анализировать ситуацию,

высказывать собственные предположения (навык монологической речи).

Умение определять цели учебной деятельности.

Наблюдение за степенью активности каждого учащегося в процессе рассуждений.

Начало работы в команде.

У учащихся возникли интерес и желание раскрыть загадку художника.

Определена цель урока и записана на доске.

III этап: «Открытие нового знания». Выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков на предыдущем уроке по творчеству М.Чюрлёниса и освоение нового материала. (25 минут).

Действия по подготовке к освоению нового знания.

Выявление знаний терминов, используемых на уроке.

Выявление характерных особенностей творческой личности М.Чюрлёниса

Ознакомление с фактами из биографии композитора.

Выявление наиболее характерных особенностей картины Чюрлениса.

Осознание обучающимися цели своей учебной деятельности.

Чтобы раскрыть загадку «Сонаты моря» нам придется пройти несколько испытаний.

Испытание 1. «Багаж исследователя» . Размышляя о творчестве М. Чюрлениса, мы будем использовать следующие термины: триптих, соната, звуковая палитра и др. Посмотрите на экран. (Слайд 3) Вы видите термины урока.

Сейчас мы проверим, знаком ли вам смысл этих терминов? Каждой команде будут даны карточки из терминологического словаря (определения терминов). На доске написаны сами термины. Подберите каждому термину его определение (можно пользоваться словарями).

Проверка задания: Учитель называет термин. Представитель команды даёт определение термина. Условия: желательно не подглядывая в листок определения.

Испытание 2. «Загадка мастера» . Слово учителя:

Посмотрите на выставку книг. М. Чюрлёнис — композитор и художник. Это человек был наделен разными дарами: даром художественного и музыкального творчества. Также Чюрленис обладал и литературным даром. Каждая команда должна разгадать загадку творческой личности Чюрлёниса. Первая команда поразмышляет над темой: М. Чюрлёнис – писатель, поэт. Вторая команда охарактеризует Чюрлениса-композитора. Третья – Чюрлёниса-художника. Каждая команда должна подобрать 3 прилагательных.

Прочитаем некоторые цитаты из литературных произведений Чюрлёниса, они представлены на выставке, (Приложение 1) . Каким, по вашему мнению, был этот человек?

Прослушаем Прелюдию ми минор.

Это визитная карточка композитора. Охарактеризуйте Чюрлёниса – композитора.

Посмотрим презентацию «Музыка живописи». Работая в группе, охарактеризуйте художественное творчество Чюрлёниса.

Слово учителя: М.Чюрленис прожил короткую жизнь, 35 лет. В своем творчестве он стремился воплотить идею синтеза искусств. Живописные полотна Чюрлениса относятся к направлению Символизм. Это направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Также для символистов свойственно пессимистического восприятие мира. Отсюда печаль и минор в его музыкальных произведениях. Что такое символ?

Это знак, который содержит скрытый смысл. Примеры символов: весы – символ правосудия, крест – символ христианства, змея и чаша – медицина. Приведите примеры символов.

Испытание 3 «Окунёмся в море».

Слово учителя: Триптих М.Чюрлёниса «Соната моря». Нам нужно раскрыть духовное содержание картины. Обращайте внимание на символы.

Идет презентация «Соната моря» и рассказ учителя Слайды 4-9) .

Слайд 11 . Вывод. Композиция – стройная, хорошо продуманная. Форма – трехчастная: быстро – умеренно – быстро. Цветовая гамма – теплые оттенки желтого, голубого, синего и темно зеленого. Колорит — мягкий, нет резкого перехода от цвета к цвету. Звуковая палитра – в картине видно деление на пласты, как в музыке на голоса. Можно говорить о гармонии картины, о её многоголосии, партитуре.

Что же хотел сказать художник в своем триптихе «Соната моря»? Каково её духовное содержание?

Время музыкально-ритмической паузы.

Испытание 4. Может быть, к ответу на наш вопрос приблизит музыка Чюрлениса, его симфоническая поэма «Море». Композитор описывает море очень поэтично. Прочитаем цитату. Слайд 11.

Сейчас мы послушаем отрывок из музыкального произведения Чюрлениса. Мы будем слушать и рисовать. От каждой команды выберем художника. Во время прослушивания наши художники должны представить и нарисовать море, которое композитор изобразил в музыке. Можно использовать элементы художественной техники Чюрлениса и символы. Остальные члены команд заполняют листы по прослушиванию. У нас 3 минуты (наши песочные часы).

Слово учителя: Попросим художников рассказать, что изображено на их картинах. Команды определяют, какая картина по колориту цветовой гамме ближе стилю Чюрлениса. Есть ли элементы символизма.

Кульминация урока . Учитель предлагает учащимся высказать свои версии о духовном смысле триптиха «Соната моря».

Слово учителя: Ответ на наш вопрос содержится в фильме Д. Менделеева о Чюрленисе из цикла «Библейский сюжет». Смотрим отрывок.

Вывод учителя после просмотра:

Художник поднимает важный вопрос: как спастись в этой жизни, которую символизирует море? Художник задает вопрос: а не поглотит ли меня пучина жизни? Это наглядно видно в финале картины: Инициалы Чюрлениса среди морских волн (слайд 9 ).

Ребята подбирают карточки с терминами и их значениями. Термины урока: мольберт, композиция, форма, соната, цветовая гамма, звуковая палитра, символизм, триптих, тема, колорит.

Ребята участвуют в работе.

Учащиеся читают цитаты.

Возможные ответы ребят:

мечтательный, задумчивый, креативный.

Возможные ответы ребят:

загадочный, странный, таинственный.

Учащиеся смотрят презентацию (2,5 мин).

Возможные ответы ребят:

печальный, грустный, трагичный.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Возможные ответы учащихся: Это какой-то знак.

Возможные ответы учащихся: Овечка – смирение, рыба – символ христиан.

Учащиеся знакомятся с триптихом «Соната моря», слушая рассказ учителя, высказывают свои переживания от увиденного.

Учащиеся на карте, вложенной в музыкальный словарь, находят Литву.

Возможные ответы учащихся: О жизни человека, о трудностях, с которыми сталкивается человек.

Ребята участвуют в ритмической игре:

Два притопа, два прихлопа, два щелчка – получилась музыкальная игра.

Учащиеся слушают музыку, «Художники» от каждой команды рисуют.

«Художники» представляют свои картины и поясняют содержание. Команды оценивают творчество «художников».

Учащиеся смотрят отрывок из документального фильма.

Учащиеся духовно осмысливают триптих «Соната моря».

Умение соотносить название термина и его значение.

Общекультурная Умение понимать значение терминов, используемых в живописи и музыке.

Умение взаимодействовать в группе.

Умение взаимодействовать в группе.

Умение чувствовать красоту музыки, выражать свои чувства.

Общекультурная: Умение понимать значение личности в истории культуры.

умение запомнить и выявить важные моменты из материала презентации.

Личностные: самостоятельно мыслить, быть эмоционально открытым .

Умение переключится с одной деятельности на другую.

Систематизировать информацию, формулировать правильно ответы.

решать нестандартные ситуации на основе имеющихся знаний.

Умение проявить творческую фантазию.

Взаимодействие в команде.

Оценивание творческого продукта.

Умение выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.

Наблюдение за выполнением выдвинутых условий.

Наблюдение за работой команд.

Наблюдение за активностью в работе всех учащихся.

Наблюдение за активностью всех учащихся

Наблюдение за внимательностью учащихся

Наблюдение за внимательностью и заинтересован-

ностью всех учащихся.

Наблюдение за проявлением интереса учащихся к предлагаемому материалу.

Наблюдение за работой команд.

Расширение знаний учащихся в области знания музыкальных терминов.

Проверены знания терминологического словаря урока.

Сохраняется интерес вокруг личности М. Чюрлёниса

Учащиеся познакомились с М.Чюрлёнисом -человеком, музыкантом, художником.

На доске зафиксированы слова, характеризующие Чюрлениса художника и композитора.

Дано представление о понятиях «символизм» и «символ».

Произошло детальное знакомство с триптихом «Соната моря».

Разрядка физического напряжения у учащихся.

Произошло знакомство с симфонической поэмой «Море».

Произошло соединение музыки и живописи.

Сформирован вывод цели урока.

IV этап: Рефлексия (10 минут)

Источник

Читайте также:  Что такое портрет настроение
Оцените статью