Какие чувства вызывает лужин у вас

Содержание
  1. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
  2. Интерактивные технологии в образовании
  3. Чем автору и главному герою антипатичен Лужин? (По роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»).
  4. Сочинение
  5. Клевета Лужина в романе «Преступление и наказание»
  6. Предыстория
  7. Конфликт с Раскольниковым
  8. Письмо Лужина
  9. Ссора с Дуней
  10. Подлость Лужина
  11. Клевета Лужина
  12. Разоблачение
  13. Защитники Сони
  14. Обвинители Сони
  15. Видео
  16. Петр Петрович Лужин в романе «Преступление и наказание»
  17. Краткое описание
  18. Цитатная характеристика Лужина
  19. Внешность
  20. Характер Лужина
  21. Достоевский о Лужине
  22. Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой
  23. Теория Лужина о целом кафтане
  24. Прототип
  25. Характеристика Лужина, образ, описание, внешность, характер | «Преступление и наказание»
  26. Характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание», образ, описание внешности и характера

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Чем автору и главному герою антипатичен Лужин? (По роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»).

Сочинение

В романе «Преступление и наказание» Раскольников, воплощая в жизнь свою теорию о «праве сильной личности», сумел только «пролить кровь по совести», но не смог воспользоваться деньгами старухи. В произведении есть и другие герои, и каждый из них является носителем определённой идеи. Стремясь подчеркнуть безнравственность и нежизнеспособность теории Раскольникова, Ф. Достоевский изображает так называемых «двойников» и оппонентов главного героя: Лужина, Свидригайлова, следователя Порфирия Петровича, Лебезятникова. Чем же так «антипатичен» автору и главному герою одних из них — Лужин?

Пётр Петрович Лужин, выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, любит деньги. Он неприятен Раскольникову, во-первых, потому, что его сестра собирается замуж за этого самолюбивого и беспринципного человека, чтобы всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Раскольников понимает, что жребий Дуни-бесприданницы ничем не лучше пути Сони Мармеладовой, которая вынуждена была пойти по «жёлтому билету» ради спасения от голода своей семьи.

С другой стороны, личная неприязнь и даже ненависть Раскольникова к этому человеку объясняется тем, что в «экономической» теории Лужина, идею которой он почерпнул из разговоров со своим приятелем Лебезятниковым, Раскольников, как в кривом зеркале, увидел свою теорию. Для Лужина не существует понятий чести, добра, справедливости. С точки зрения Раскольникова, можно проливать «кровь по совести» во имя спасения человечества, из благородных побуждений, а Лужин допускает свободу действий ради личной выгоды, расчёта. «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано…» — проповедует он.

Автор не показывает ни одного благородного поступка Лужина. Его несостоявшаяся женитьба по расчёту, обвинение Сонечки Мармеладовой в краже во время поминок не делают чести этому герою. Кроме того, Достоевский рисует подробнейший портрет героя, его изысканный наряд, но явный сарказм автора чувствуется в описании «свежего» лица Лужина, которое «осеняют» бакенбарды в виде «двух котлет».

Итак, антипатия автора и главного героя к Лужину вызвана тем, что у этого человека отсутствуют глубокие человеческие чувства, он тщеславен и бездушен, чрезмерно эгоистичен, живет по принципу «всё позволено», допускает свободу действий во имя личных интересов. Угрызения совести и сострадание незнакомы ему.

Источник

Клевета Лужина в романе «Преступление и наказание»

Намереваясь поссорить Раскольникова с матерью и сестрой, Лужин подсовывает в карман Сони Мармеладовой сторублевый билет, после чего, на поминках ее отца, прилюдно обвиняет бедную девушку в воровстве. К счастью за Соню вступаются ее мачеха Катерина Ивановна, Лебезятников, который видел как Лужин сам сунул купюру в карман девушки, и Раскольников, пояснивший мотивы поступка Лужина.

Этот эпизод описан в главах I — III, пятой части романа.

Предыстория

Конфликт с Раскольниковым

Впервые Петр Петрович Лужин появляется в письме которое Родион Раскольников получает в начале романа (часть 1, глава 3). Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Но несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина.

Позже (часть 2, глава 5) Лужин сам является к Раскольникову. Он ожидал, что брат невесты встретит его с восторгом и будет осыпать комплиментами, ведь, по его мнению, взять в жены нищую девушку было отважным поступком, и другие непременно должны «любоваться на его подвиг»:

Но Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и встречает его холодно. Он упрекает гостя, что тот собирается жениться на Дуне только для того чтобы девушка до конца жизни была благодарна за избавление ее семьи от нищеты. Лужин пытается это отрицать. Рассерженный Раскольников выгоняет его.

Письмо Лужина

Обидевшись на Раскольникова, Лужин пишет письмо, в котором убедительно просит не приводить сына на их следующую семейную встречу, иначе Пульхерия Александровна и Дуня могут пожалеть об этом («пеняйте уже на себя»).

Кроме того, рассчитывая поссорить Раскольникова с близкими, в своем письме Лужин вставляет колкое замечание по поводу Сони Мармеладовой. Лужин называет ее девицей «отъявленного поведения», намекая на ее непристойную профессию и упоминает о том что Раскольников, под предлогом похорон, отдал Соне 25 рублей, которые получил от матери (Родион действительно отдал те деньги, но не Соне, а ее матери Катерине Ивановне, оставшейся с тремя детьми без средств к существованию).

Читайте также:  Таблетки чтоб не чувствовать голод

Ссора с Дуней

Не смотря на угрозу жениха, Дуня просит брата и его друга, Разумихина, явиться на их следующую встречу с Лужиным (Часть 4, глава 2). В ходе этой встречи Расскольников сообщает Дуне о 3 000 рублей (очень крупная сумма; около 300 зарплат) которые ей завещала покойная Марфа Петровна, и, следовательно, у девушки больше нет необходимости выходить замуж только из-за денег. Возмущенный тем, что Дуня и ее мать ослушались его указания по поводу брата, Лужин выходит из себя и предстает перед всеми в своем истинном облике. По мимо прочего, он упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж, хотя на самом деле взял его, чтобы сэкономить на их дороге до Петербурга:

В итоге Дуня с достоинством просит его уйти, дав понять, что на этом их отношения заканчиваются, но Лужин не теряет надежду. Поняв, что теперь нельзя удержать женщин только при помощи денег, он решает действовать хитростью. К тому же, Лужин желает отомстить Раскольникову.

Подлость Лужина

Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову.

Лужин просит своего соседа Лебезятникова, который давно и хорошо знает Соню, пригласить ее зайти (часть 5, глава 1). Соне он говорит, что, к сожалению, не сможет присутствовать на похоронах Мармеладова, но желает помочь их семье, и дает ей 10 рублей:

Лебезятников, не смотря на свои убеждения о вреде всяческой благотворительности, искренне выражает восхищение поступком Лужина (позже окажется, что он видел как Лужин тайком сунул в карман Сони сторублевую купюру).

Клевета Лужина

Позже Лужин является на поминки, как раз во время ссоры Катерины Ивановны с квартирной хозяйкой. Женщина просит рассудить их, но Лужин отказывается участвовать в их скандале, и говорит, что явился по личному делу. Он заявляет, что после того как Соня вышла из его комнаты, с его стола пропал сторублевый билет.

Катерина Ивановна заступается за падчерицу со словами: «Соня, Соня возьмет у него деньги! Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!». Также она ругает Соню за то, что она вообще взяла деньги у Лужина:

Но у Соне в кармане действительно находят сторублевый билет. Раскольников в это время стоял в стороне «не спуская глаз с Сони, изредка, но быстро переводя их на Лужина». Соня испугалась и зарыдала.

У Лужина не было цели навредить самой Соне, и, добившись своей цели очернить ее репутацию, он постарался выставить себя в лучшем свете. Лужин заявил, что «готов сожалеть, если, так сказать, нищета подвигла и Софью Семеновну», и не будет заявлять в полицию.

Разоблачение

К счастью план Лужина потерпел провал — со словами «Как это низко» в комнату вошел его друг Лебезятников. Он рассказывает присутствующим что видел как Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи, но думал, что Лужин желает тайно помочь девушке. Но Лебезятников не может понять смысла этого поступка:

Свет на происходящее проливает Раскольников. Все это время он подозревал «какой-то мерзкий подвох», и наконец понял, что таким образом Лужин хотел очернить Соню, чтобы посорить его с матерью и сестрой:

Защитники Сони

Обвинители Сони

  • Петр Петрович Лужин — жених Дуни Раскольниковой. Подсовывает деньги Соне Мармеладовой, а после обвиняет ее в воровстве.
  • Амалия Ивановна Липпевехзель — немка плохо говорящая по русски; хозяйка квартиры, где семья Мармеладовых снимает комнату. Сразу встает на сторону Лужина, и увидев купюру выпавшую из кармана Сони кричит: «Воровка! Вон с квартир! Полис, полис. их надо Сибирь прогналь! Вон!».

Видео

Источник

Петр Петрович Лужин в романе «Преступление и наказание»

Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой.

Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:

Тем не менее, несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина. Позже и Пульхерия Александровна понимает, что положительно только внешнее впечатление о Лужине, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип.

Краткое описание

Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.

Прибытие в Петербург и знакомство с Родионом Раскольниковым перерастает в ссору. Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и становится его врагом. Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову, и обвиняет ее в воровстве. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Однако, план Лужина потерпел провал — его друг Лебезятников рассказывает, что Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи.

Читайте также:  Сколько длится подростковая депрессия

На этом отношения Дуни с Лужиным закачиваются. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни с Разумихиным.

Цитатная характеристика Лужина

Петру Петровичу 45 лет, но он имеет приятную наружность и «еще может нравиться женщинам»:

Он служит адвокатом и занимает пост надворного советника:

Лужин планирует открыть в Петербурге собственную адвокатскую контору:

Он выбился в люди из низов, «из ничтожества»:

Лужин не получил хорошего образования, но при этом является умным человеком, по мнению Пульхерии Раскольниковой:

Больше всего на свете господин Лужин любит свои деньги:

Внешность

Внешность Петра Петровича Лужина подробно описывается в сцене его первого визита к Родиону Раскольникова:

Характер Лужина

Петр Петрович Лужин производит впечатление солидного, угрюмого и высокомерного человека, о чем писала Пульхерия Александровна своему сыну:

Он старается казаться любезным в обществе, но, когда что-то идет не так, как он хочет, он теряет все самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:

Он очень тщеславный человек и любит чтобы его слушали:

Он привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:

Достоевский о Лужине

В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано:

Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой

Петр Петрович Лужин давно мечтал о девушке ниже его статусом, рассчитывая, что она будет благодарна, и, как следствие, покорна ему:

Дуня Раскольникова, с которой его познакомила Марфа Петровна, даже превосходила его мечты:

Дуня соглашается на брак с ним, но не из любви, а надеясь таким образом помочь семье выбраться из нищеты:

Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:

После он еще и упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж:

При этом, услышав от Расскольникова правду о себе, Лужин обижается (или изображает обиду):

Но на самом деле его обижало то, «что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»:

Да и от Раскольникова он готовился выслушивать комплементы, а не оскорбления в свой адрес. По его мнению, взять в жены нищую Дуню с подпорченной репутацией было подвигом, и он не мог понять, «как другие могли не любоваться на его подвиг»:

После того как Лужин попытался подставить Соню, чтобы доказать свою правоту и, пощадив ее показать свое «благородство», его низкая душа становится очевидна всем. От Лужина открещивается даже Лебезятников, которого он называл другом:

Теория Лужина о целом кафтане

Расчетливый господин Лужин придерживается теории целого кафтана. Согласно этой теории, люди должны преследовать только личные интересы и «возлюбить одного себя»:

Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.

Прототип

Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.

Источник

Характеристика Лужина, образ, описание, внешность, характер | «Преступление и наказание»

Лужин.
Иллюстрация
П. Боклевского

Петр Петрович Лужин является одним из ярких второстепенных героев выдающегося романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера персонажа.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Лужине

Характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание», образ, описание внешности и характера

Петр Петрович Лужин является женихом Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова.

Читайте также:  Рвота стресс у собак

Возраст господина Лужина — 45 лет:

«Правда, ему уже сорок пять лет. » (часть 1 глава III)

«Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин. « (часть 1 глава III)

«. Петр Петрович, пробившись из ничтожества. « (часть 4 глава III)

«. Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу. В Петербург же ему и потому необходимо, что там у него одно значительное дело в сенате.» (часть 1 глава III)

«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. « (часть 2 глава V)

«. преувеличенно-строгою осанкой здесь, в этой «морской каюте», ровно ничего не возьмешь. « (часть 2 глава V)

«Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название «жениха». « (часть 2 глава V)

«. Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду.

В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу.

Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка.

Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.» (часть 2 глава V)

«. он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам. « (часть 1 глава III)

«. Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами. « (часть 1 глава II)

«. золотой лорнет Петра Петровича, который он придерживал в левой руке. «(часть 5 глава I)

«. большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с желтым камнем, который был на среднем пальце этой руки. « (часть 5 глава I)

«Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой. « (часть 1 глава III)

«Человек с деньгами…» (Зосимов о нем, часть 3 глава II)

«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.» (Пульхерия Раскольникова о нем, часть 1 глава III)

«. он человек хотя и небольшого образования, но умный. » (часть 1 глава III)

«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.» (часть 4 глава III)

«Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. « (часть 4 глава III)

«. вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.» (часть 1 глава III)

«Многое и еще он говорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали. » (Пульхерии Раскольникова о нем, часть 1 глава III)

«Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие. « (часть 2 глава V)

«. и очень любит, чтоб его слушали. » (часть 1 глава III)

«К тому же он человек очень расчетливый. « (Пульхерия Раскольникова о нем, часть 1 глава III)

«. за делового и рационального человека изволите выходить. « (Раскольников о нем, часть 1 глава IV)

«Он, например, и мне показался сначала как бы резким. « (часть 1 глава III)

«Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.» (часть 1 глава IV)

«Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдет.» (Раскольников про поклажу (багаж) и проезд, часть 1 глава IV)

«Завтра же, завтра же всё это надо восстановить, залечить, исправить, а главное — уничтожить этого заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной.» (часть 4 глава III)

Источник

Оцените статью