Какие чувства вызывает кинофильм

Какие эмоции должно вызывать кино?

  • Эмоции зрителя или героя?
  • Значение жанра
  • Не та эмоция
  • Сколько нужно эмоций?

Зритель приходит в кино за эмоциями. Это главное о чем нужно помнить. Если фильм подарит публике ожидаемый им спектр переживаний, все остальное будет прощено. Зритель простит сюжетные дыры, картонные персонажи и даже какие-то технические проблемы картины.

Эмоции это главное.

Как вызвать у зрителя переживания – это отдельный и очень обширный вопрос. В целом все что нам сегодня известно о кинопроизводстве, так или иначе, создано именно для вызова нужных чувств.

Вот о чем действительно мало кто задумывается, так это о том, какие именно должны быть эмоции в фильме? Сколько их должно быть? Как их нужно располагать, для того чтобы добиться нужного результата?

Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Эмоции зрителя или героя?

Тонкий момент, о котором мало кто задумывается.

Когда сценаристы говорят о то, какие именно эмоции вызывает фильм, они постоянно путают эмоции зрителя и эмоции которые переживает главный герой.

Разумеется, бывает, что переживания героя и зрителя совпадают. Например, если антагонист совершил какую-то мерзость, то узнав об этом и герой, и зритель могут испытать примерно одинаковое возмущение.

Но это иногда совершенно разные ощущения.

Простейшие примеры: представим, что персонаж висит над пропастью из последних сил цепляясь пальцами за отвесный утес. Что в этот момент испытает герой? Страх. Ужас. Панику. А что насчет зрителя? Самоуверенный автор скажет, что эмоции персонажа передаются зрителю. Но сложно себе представить, чтобы сидя в мягком кресле уютного кинотеатра зритель всерьез будет бояться упасть со скалы. Максимум чего он боится в этот момент – рассыпать свой попкорн.

Куда честнее будет признаться, что зритель в лучшем случае переживает за судьбу героя. Или ему любопытно, как именно герой выберется из этой ситуации.

Точно также, если в комедии главный герой во время секса с замужней женщиной вдруг обнаружит, что вернулся ее муж – он будет в панике. А зрителю будет весело.

Согласитесь, это очень разведенные по спектру эмоции.

И вот что по этому поводу нужно запомнить всем начинающим сценаристам: для автора главное эмоции зрителя, а не героя. Именно о них нужно думать в первую очередь.

Значение жанра

О том, какую именно эмоцию ожидает испытать человек включивший телевизор или посетитель кинотеатра, лучше всего скажет выбранный им жанр.

Люди, любящие комедии – смотрят кино для того, чтобы посмеяться. Фанаты боевиков – повосхищаться крутым экшеном. Драм – посопереживать. Любители детективов хотят быть заинтригованными.

В основе каждого из основных жанров, есть гарантия каких-то определенных переживаний. Именно поэтому в случае неправильной рекламы ли непонимания авторами в каком именно жанре они работают после премьеры появляются рецензии с фразами типа «имейте в виду, этот фильм не то, чем он изначально кажется». Возможно, часть зрителей примет такое положение, но большинство – нет.

Так, например, случилось с фильмом «О чем еще говорят мужчины». Этот фильм рекламировался такой же комедией, как и первая часть. Но в итоге получилась мелодрама с элементами комедии. Но это слово даже с постера убрали.

Понятно, что мелодрама дает совсем не те эмоции, что комедия. И хотя какое-то веселье в этом фильм все еще присутствовало, зрители все равно почувствовали себя обманутыми. Чтобы в этом удостовериться, достаточно сравнить оценки и отзывы первого и второго фильмов на Кинопоиске.

Так что, выбирая жанр, автору всегда нужно понимать, какую именно эмоцию он обещает зрителю этим выбором, и сделать все от него возможное, чтобы в итоге это обещание сдержать.

Сколько нужно эмоций?

Третий момент, о котором нужно помнить: одной эмоции на фильм, слишком мало. Если речь конечно не идет о короткометражке до десяти минут.

Дело в том, что человек не может испытывать одну и ту же эмоцию на протяжении длительного времени. Это утомляет.

Читайте также:  Человек живет чувствами цитаты

Вспомните самую безбашенную вечеринку в вашей жизни. А если есть видео, то лучше пересмотрите. Вы сразу обратите внимание, что хотя вам кажется что вы веселились в тот день все время нон-стопом, на самом деле это не так. Ваше веселие проходило волнами: то усиливаясь, то затухая.

И так происходит всегда.

В США одно время все ситкомы писались в темпоритме joke-joke. Что переводится как «шутка-шутка». Практически каждая реплика персонажа, по задумке авторов должна была вызывать смех. Но на деле, половина очень даже удачных шуток не выстреливали, потому что организм зрителя не успевал выдать нужную реакцию. Более того, некоторые зрители, которые сегодня смотрят сериалы в таком формате через онлайн-платформы, то есть без рекламных пауз, отмечают, что такой темп их очень утомляет. А ведь эпизод ситкома длится всего двадцать минут.

А что же говорить о полнометражных фильмах?

Именно поэтому, любое кино должно дарить зрителям минимум две эмоции. А самые лучшие фильме – еще больше. Разумеется, основными все еще должны остаться переживания продиктованные жанром. А остальные нужно использовать, в качестве передышки для смотрящего.

Чтобы проверить это утверждение, просто сравните отношение людей к двум фильмам, полностью выстроенным на скетчах: Любую часть «Самого лучшего фильма» и уже упоминаемый выше «О чем говорят мужчины». Имеется в виду первая часть.

Кто-то скажет, что самый лучший фильм не любят из-за плохих шуток и отсутствия сюжета. Но на самом деле публика очень любит юмор ниже пояса, иначе бы такие комедии просто перестали создавать. А что касается сюжета, то в «О чем говорят мужчине» его столько же сколько и в «Самом лучшем фильме».

Вот что действительно их отличает с драматургической точки зрения, это то что «О чем говорят мужчины» дают своим зрителям передохнуть между шутками и скетчами, а «Самые лучшие фильмы» – нет. Именно для этого в «Мужчинах» есть эти трогательные драматические или философские диалоги. Они дают зрителям почувствовать что-то в другом эмоциональном спектре.

И это важный момент: эмоция для отдыха должна быть достаточно непохожей на основную. Нельзя заменить гомерический смех на веселую радость и надеяться, что этого хватит зрителю для передышки.

Так что при написании сценария, автору всегда нужно помнить о том, какими эмоциями он будет разбавлять основную, как и где именно это будет происходить.

Не та эмоция

Никто не застрахован от ошибок. А значит, у любого автора может случиться момент, когда на придуманную им сцену публика будет реагировать как-то иначе. И это безусловно проблема, от которой никуда не денешься.

Разумеется, есть примеры настолько некачественных фильмов, что они вызывая совершенно не те эмоции на которые рассчитывал автор, все равно собирают вокруг себя преданную аудиторию. Взять хотя бы печально известную «Комнату» Томми Вайсо. Задуманный как серьезная драма, этот фильм своей нелепостью вызывает столько смеха, что некоторые зрители уже двадцать лет не могут перестать его смотреть.

Но это скорее исключение из правил. Куда вероятней, что такая ошибка очень больно ударит по репутации и фильма, и всех приложивших к нему руку.

Хрестоматийный в этом плане пример из фильма «Бетмен против Супермена. На заре справедливости». Все, кто смотрел, понимают о каком моменте идет речь.

О моменте, когда Бетмен перестает считать Супермена врагом только из-за того, что их матерей одно имя – Марта. Некоторые считают, что этот момент такой провальный из-за глупости ситуации. Но в этом фильме полно глупостей, как и в любом другом супергеройском кинокомиксе. Так почему, мы прощаем Таносу его глупую идею о спасении мира путем геноцида, но не можем простить «Марту»?

На самом деле не в глупости. А скорее в нелепости самого диалога. Ведь сам факт, что матерей Бетмена и Супермена зовут одинаково – отличная находка. Представьте, что в этом диалоге Супермен пытался сказать что-нибудь типа «Можешь меня убить, но спаси Марту Кент». Ведь фамилия Кент в английском языке созвучна с «can’t» – глаголом «не можешь». И в этот момент мучимый чувством вины за смерть родителей Бетмен услышал бы «Можешь меня убить, но это не спасет Марту». Наверняка можно было бы подобрать подходящую формулировку, чтобы фраза имела двоякий смысл. В крайнем случае, можно было прямо прописать в сценарии что Супермен говорит одно, а Бетмен слышит иное.

Читайте также:  Как перестать сильно эмоционально реагировать

Эта была бы та же самая сцена. И та же самая глупая причина прекращения вражды. Вот только в этом случае, зрители бы вряд ли хохотали в голос. Их эмоции были бы куда ближе к тому, что изначально задумывалось авторами.

Именно поэтому решить, какие эмоции вам нужны можно еще на этапе подготовки. А вот о том, как правильно их вызвать, нужно думать все время пока идет работа над сценарием.

Источник

Могут ли фильмы повлиять на человека и его психику

В жизни каждого современного человека фильмы занимают не последнее место. Никто уже не может себе представить вечерний досуг без просмотра сериала или кинокартины, по выходным люди семьями собираются у голубого экрана или отправляются в кинотеатр на премьерный показ. И не все задумываются о том, что увиденное на экране может оставлять свой след на настроении или психике. В данной статье мы рассмотрим влияние фильмов на человека, к чему может привести просмотр разных жанров, как кинокартины воздействуют на детей.

Фильмы и психологическое здоровье

  1. Возможно, Вы не раз замечали, что определенные картины затягивают до такой степени, что перестаешь видеть, что происходит вокруг, не можешь ни на что отвлечься, с головой погружаешься в сюжет, начинаешь сопереживать персонажам, расстраиваешься, если что-то происходит с главными героями.
  2. Просмотр такой картины сопровождается возникновением различных эмоций, и если фильм завершается на трагичной ноте, то в душе остается неприятный осадок, горечь, начинаешь неоднократно анализировать увиденное, прокручиваешь события в голове, думаешь, как все могло бы закончиться по-другому.
  3. А кто-то настолько погружается в мир понравившегося экранного действия, что буквально начинает копировать поведение увиденного героя.

Все это указывает на то, что увиденное на голубом экране, однозначно оказывает воздействие на эмоциональное и психологическое состояние людей. Данное влияние прослеживается на каждом из трех уровней психической деятельности человека:

  • бессознательное (сюда относятся осознаваемые слуховые и зрительные ощущения, вызывающие непроизвольные реакции слухового и зрительного центров нервной системы);
  • подсознательное (сюда относится импульсивно-эмоциональная сфера, располагающаяся в лимбической системе головного мозга; именно тут формируются увлечения индивида, неосознаваемые им стремления, установки, набор поведенческих блоков);
  • сознательное (отмечаются произвольные, сознательные логико-семантические программы).

Например, просмотр боевика или ужастика сказывается на психике человека таким образом:

  • на сознательном уровне индивид может проводить грань между вымышленным миром и своей жизнью;
  • подпитка агрессией, проникшей на подсознательный уровень, со временем может привести к агрессивным действиям по отношение к животным, другим людям;
  • частый просмотр подобных картин способен привести к накладыванию агрессивности на бессознательном уровне, и это будет влиять на жизнь индивида в будущем (если такой человек будет агрессивен к окружающим, то к нему будут относиться также). Регулярный просмотр фильмов ужасов способен вызвать адаптацию к увиденному, лишить чувствительности к человеческому горе, или дать зачаток развития фобии.

Жанры и их влияние

Задумываясь о том, как фильмы влияют на человека, важно понимать, что в этом вопросе немаловажное значение имеет то, какому жанру было отдано предпочтение.

  1. Фильмы ужасов, триллеры. У многих людей сложилось мнение, что такие жанры негативно влияют на психику, вызывая фобии или приступы агрессии. Однако, некоторые ученые убеждены, что мозг человека осознает, что происходящее на экране — это лишь игра актеров. Любители фильмов ужасов испытывают недостаток адреналина в своей жизни. При просмотре ужастика учащается сердцебиение, повышается давление, интенсивнее вырабатывается пот, а подобные проявления улучшают поступление кислорода к мозгу, ускоряют метаболизм, усиливают иммунитет. Но в данном случае речь должна идти исключительно о дозированных просмотрах, а не о постоянных пересмотрах страшных картин. Важно знать и о том, что подобные фильмы способны пробудить страхи, пережитые в прошлом, обострить болезненные точки. Исследователи данного вопроса также предполагают, что у некоторых личностей могут возникать нежелательные последствия от просмотра подобных картин, обусловленные генетической предрасположенностью, особенностями менталитета или индивидуально-типологическими возможностями.
  2. Фантастические фильмы. Многие считают, что фантастические картины никоим образом не могут навредить, ведь они просто расширяют сознание человека, раздвигают границы действительности. Однако, они способствуют ожиданию чего-то нереального в повседневной жизни. Просмотр подобного фильма может привести к непониманию, почему в реальном мире нельзя любые проблемы решать каким-то чудодейственным способом. Погрузившись в мир фантастики, у индивида может притупиться чувствительность, он перестанет адекватно реагировать на происходящее вокруг, то есть человека может так поглотить выдуманный мир, что у него пропадет связь с действительностью.
  3. Боевики. Оказывают особое влияние на подростков и инфантильных личностей. В таких картинах, как правило, демонстрируется, что сила решает все проблемы. Создается устойчивая взаимосвязь: кто сильнее, тот и победитель. При этом упускается ценность таких качеств, как дружеские отношения, чуткость, ум, сопереживание, вежливость. Глядя на таких киногероев, у детей, подростков и психологически незрелых взрослых может возникнуть желание подражать любимым персонажам. А в реальной жизни это не приведет ни к чему хорошему. Кроме того, такие картины снижают силу воли, способствуют выходу необоснованной агрессии. Индивид, который регулярно смотрит боевики, в какой-то момент может решить, что его окружают враги, не исключено развитие социофобии.
  4. Комедии. Просмотр комедийных картин приводит к выработке эндорфинов (гормонов счастья), что благоприятно влияет на человека, улучшает его эмоциональное состояние, помогает справляться со стрессом, повышенной тревожностью, стимулирует укрепления иммунитета. В психотерапии даже существует такое явление, как кинотерапия (на пациента воздействуют просмотром картины с положительным сюжетом), способствующая развитию позитивного мышления, правильного отношения к себе и окружающим.
  5. Просмотр мелодрам погружает людей в грустные эмоции. Человек ассоциирует себя с похожим персонажем, появляются негативные мысли, попытки оправдать свои поступки, возможно, появление самокопания.
  6. Просмотр романтической картины в большинстве случаев благоприятно сказывается на самочувствии человека, снижая уровень стресса, обостряя любовные чувства. Однако, если подобную картину смотрит одинокий индивид, который зациклен на своем одиночестве, то подобная картина еще сильнее усугубит его психологическое состояние, вызвав серьезную депрессию. А кто-то, подсев на романтические картины, решит, что необходимо ждать такую любовь, которую он увидел на экране, а в реальной жизни такого может и не быть.

Я ограждаю себя от фильмов, которые пробуждают во мне негативные эмоции. Отдаю предпочтение комедийным картинам и приключенческим фильмам, идеально подходящим для просмотра всей семьей.

Воздействие на детей и подростков

  1. Важно осознавать и то, как фильмы влияют на детей. У малышей еще нет устойчивой психики, они особо впечатлительны, имеют легкую возбудимость. Просмотр детьми психологически тяжелых фильмов не рекомендуется, а фильмы ужасов и боевики со сценами насилия вообще запрещены.
  2. Важно понимать, что подростки, имеющие еще не сильно устойчивую психику, могут поддаваться настроению, переданному в остросюжетных фильмах. Просмотр сцен с насилием, убийствами, применением оружия способен вызывать привыкание и желание подражать увиденному. В такой момент у подростка может происходить идентификация личности с увиденной сценой. Просмотр подобных картин может выливаться в появление беспричинной агрессии, повышенной возбудимости. При этом в немилости могут оказаться ближние родственники, младшие братья, сестры, соседские дети, которые послабее. И далеко не всегда на скользкую дорожку встает ребенок из неблагополучной семьи, на этом месте может оказаться и очень впечатлительный подросток, не умеющий проводить грань между игрой и реальной жизнью.
  3. Родителям не стоит спешить организовывать знакомство ребенка с таким явлением кинематографа, как фильмы. Рекомендуется до пятилетнего возраста предлагать просмотр исключительно мультфильмов, и именно тех, которые предназначены для данной возрастной категории. Важно помнить, что психика малышей неустойчива, достаточно просмотра одной насильственной сцены или внезапного кадра из фильма ужасов, чтоб развилась фобия.
  4. Когда в жизни ребенка появятся первые фильмы, они должны быть исключительно положительными, предназначенными для просмотра детьми или всей семьей. Сцены в таких картинах, как правило, понятны и спокойны.
  5. Постарайтесь на максимальный срок отодвинуть знакомство своего чада с фильмами ужасов и теми, в которых демонстрируется агрессия и сцены насилия.
Читайте также:  Набор пекарня радость сладкоежки

Не забывайте о том, что есть фильмы, влияющие на психику человека особым образом и их просмотр должен быть дозированным. Помните, что детям вообще не рекомендован ранний просмотр кинокартин, особенно боевиков и фильмов ужасов. Детская психика очень чувствительна, просмотренный хоррор может развить реальную фобию. Ограждайте себя от картин, оказывающих негативное воздействие на Ваше настроение и эмоциональное состояние в целом.

Источник

Оцените статью