При анализе произведений живописи стоит уделять внимание как цветовому решению полотна (в большей степени), так и основным аспектам содержания (в меньшей степени). Этот подход к анализу произведений живописи позволяет детям младшего школьного возраста определять настроение просят не просто описать изображенное на полотне, что трудно дается ученикам начальной школы, а выявить только один фактор — громкость происходящего и на его основе сделать вывод о настроении произведения. Это вызывает интерес и осуществляется с удовольствием, воспитывает активное эстетическое отношение к искусству.
Вложение | Размер |
---|---|
s_chuvstva_dolzhno_nachinatsya_vospriyatie_iskusstva.doc | 50.5 КБ |
С чувства должно начинаться восприятие искусства.
В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение анализу произведений искусства, в частности живописи. Этот вид работы предполагает развить у младших школьников глубокое восприятие произведений искусства, адекватное замыслу автора. Дети должны не только увидеть, что изображено на полотне, но и постараться почувствовать переданное художником настроение, понять, что испытывал автор, создавая картину, что хотел рассказать зрителям. Как же научить детей такому восприятию?
Можно предложить два пути. Первый путь более традиционный — начать анализ с содержания (описать то, что изображено, обратиться к сюжету картины и лишь потом охарактеризовать изобразительные средства; второй путь более сложный — начать анализ с колорита картины как одного из основных средств выражения настроения. Я считаю, что нужно пойти по второму пути, и вот почему.
Во-первых, особенностью эстетического восприятия является его эмоциональный характер. Как замечает Б. М. Теплов: «Понять художественное произведение — значит, прежде всего, почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства».
Во-вторых, не все жанры живописи можно охарактеризовать с точки зрения динамики происходящего (портрет, натюрморт и др.), поэтому школьники часто испытывают затруднения при работе с ними.
В-третьих, повзрослев, учащиеся смогут самостоятельно понять, кто изображен на картине, какое историческое событие отражено, но сумеют ли они понять настроение картины, если не обучить их этому в детстве. Традиционное школьное обучение, направленное на развитие логического компонента мышления, развивает такие умения, как выделение главного и второстепенного на картине, описание увиденного, но не способствует эмоциональной отзывчивости, а значит, не направлено на формирование глубокого восприятия. Поэтому, знакомясь с картиной, следует уделять больше внимания не способности ребенка описывать сюжет, изображенные объекты, а дать ему возможность почувствовать настроение произведения, а затем переходить к содержанию. Каждая картина предопределяет соответствующий подход к ее рассмотрению. Так, исторические полотна (например, произведения А. М. Васнецова, С. В. Иванова) предполагают внимательное вглядывание в их сюжет, рассмотрение отдельных деталей и фрагментов, привлечение знаний по истории. Главное в этих полотнах — содержание, о котором нам рассказывает автор.
Но есть картины, на которых изображен пейзаж, натюрморт или портрет. Они созданы для передачи определенного настроения, в них художник передает восхищение красотой окружающего мира. Восприятие этих картин адекватно замыслу автора, поэтому начинать анализ таких произведений следует не с сюжета, а с настроения, которое они передают.
Анализ картин бытового и сказочного жанров можно начинать как с содержания, так и с выяснения выраженного настроения. Обращение внимания детей первоначально на настроение картины поможет им не только понять состояние героев, но на основе этого догадаться, что произошло и почему так реагируют изображенные персонажи.
Таким образом, произведения искусства, которые чаще всего рассматриваются в начальной школе — пейзажи, натюрморты, портреты, полотна бытового и сказочного жанров, предполагают первоначальное обращение не к сюжету, а к выражен’ ному в них настроению.
Но как научить чувствовать настроение? Обратимся к цветовой гамме полотна. Ведь цвет является одним из основных выразительных средств живописи, способный не только передать красоту окружаю’ щего, но несущий в себе психологический и символический смысл. Для того чтобы открыть эти скрытые возможности цвета, мы предлагаем детям некоторые подготовительные упражнения.
Внимание учеников стоит обратить на настроение, которое вызывает у нас окружающая природа и ее цветовые сочетание.
Можно предложить посмотреть из окна и попробовать описать чувство, вызванное состоянием природы, например: в дождливый осенний день или когда на землю плавно падает снег, прочерчивая на светло-сером небе белые штрихи; или ранней весной, когда непогода и распутица загоняют домой прохожих. Эти состояния природы отличаются неяркой цветовой гаммой, сближенностью сочетаний. Стоит побудить детей высказать свои ощущения, вызванные увиденным, обобщив сказанное, подчеркнуть, что эти краски природы вызывают у нас такие чувства, как грусть, задумчивость, успокоение. Напротив, краски солнечных дней — контрастные, насыщенные — пробуждают радость, возбуждение. Если рассматривание природы (из окна или во время прогулок и экскурсий) станет частым занятием, то учащиеся научатся улавливать очень тонкие оттенки настроений: задумчивость, светлую грусть и т.д. Кроме того, ученики станут чувствовать соответствие между красками природы и состоянием души.
Стоит обратить внимание детей на то, что свое настроение можно выражать с помощью красок. Для этого на уроке рисования или во внеклассной работе можно предложить изобразить всем хорошо известный уголок природы или группу вещей, сделать иллюстрацию к сказке или зарисовать бытовую сценку в разных цветовых гаммах в зависимости от настроения. Так, рисунок школьного двора в серовато-голубоватых тонах ясно укажет на грустное настроение автора, особенно в сравнении с таким же изображением в сочных желтовато-оранжевых и красных тонах. Важно научить детей не только выражать свои чувства в красках, но и анализировать работы других, учиться понимать настроение своих товарищей. Это необходимо не только с точки зрения анализа произведений живописи в дальнейшем, но и важно для понимания настроений и чувств окружающих людей.
Когда дети легко будут справляться с этой работой, можно несколько абстрагировать задание, предложив одним цветом (закрашивание прямоугольника) выразить настроение. Это в некоторой степени обеднит выражаемые чувства, но, с другой стороны, позволит проводить данную работу каждый день (времени на ее выполнение потребуется мало), а не от случая к случаю как предыдущий трудоемкий вариант. Закрашивание прямоугольника (основано на тесте Люше-ра) можно проводить дважды в день — до начала занятий и после. Это даст возможность учителю, кроме развития описанной нами способности детей выражать свои чувства через цвет, контролировать изменения настроения в течение дня, следить за внутренним состоянием каждого ребенка.
Далее следует обратить внимание учеников на то, что кроме них есть и другие люди, которые выражают свои настроения через цвет, — это художники. При этом надо так рассказать об этом, чтобы у детей появилось желание, рассматривая произведения живописи, понять настроение автора. Основное внимание уделяется не сюжетам картин, а их цветовому решению. Лучше полотна рассматривать в сравнении — одно с мрачной цветовой гаммой, другое — с яркой, насыщенной. Мы предлагаем для этого использовать такие произведения искусства:
В. Васнецов «Аленушка » и А. Архипов «Девушка с кувшином «.
3. Серебрякова «За туалетом » и И. Крамской «Портрет Льва Толстого «.
К. Коровин «Париж. Бульвар Капуцинов» и М. Сарьян «Улица. Полдень. Константинополь «.
Ф. Васильев «После дождя» и И. Грабарь «Снег в марте «.
Впоследствии, когда дети будут хорошо справляться с этой работой, стоит предложить полотна без сопоставления. Для этого можно использовать такие произведения:
И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем». А. Куинджи «Березовая роща». В. Маковский «На бульваре». В. Поленов «Московский дворик «. В. Суриков «Меншиков в Березове «.
Детям сообщается о том, что им предстоит внимательно рассмотреть два полотна и определить, какое настроение у каждого из них. Добавляет, что дети, не зная, кто изображен на картине, смогут догадаться об этом без чужой помощи. Как только ученики видят полотна, они безошибочно определяют настроение каждого. По просьбе учителя мотивировать свой ответ они говорят (о картине «Аленушка», название не сообщается): «Краски темные — грустное настроение», «Все мрачное — и девушка грустит», «Девушка печалится — это видно и по краскам, и по ее выражению лица». Настроение второго полотно было объяснено так: «Все ярко — значит, весело», «Много красного цвета — это совсем не грустно, да и женщина улыбается», «Здесь как будто очень жарко, душно — это, наверное, потому, что много красного цвета». Настроение определено, теперь учителю предстоит, опираясь на него, подвести детей к мысли о том, кто же изображенные герои.
Первой рассматривается картина «Аленушка» (название еще не сообщено). Учитель обобщает сказанное детьми: «Вы совершенно точно определили настроение картины — природа изображена в мрачных тонах, темными красками, поэтому мы чувствуем грусть, печаль. Но отчего, же грустит эта девушка? Давайте попробуем вглядеться повнимательнее и определить, где она находится, почему она оказалась здесь, что могло произойти?» Дети начинают рассматривать изображение леса, болота, приходя к выводу, что художник не случайно передал нам их мрачное состояние (лес не веселит, не радует, срываются желтые листья, навевающие грустные мысли, болото поражает своей чернотой), видимо, они повинны в горе девушки. Обращается внимание, что героиня не случайно пришла к болоту, учитель побуждает детей вспомнить сказку, в которой болотная вода принесла столько бед брату и сестре. Так через анализ изображенного, дети подводятся к имени героини. Только теперь сообщается название произведения.
Таким образом, дети могут быть побуждены к анализу многих полотен вопросом «Какое настроение полотна?» или «Определите, весело или грустно становится нам при рассмотрении картины». А что если задаваемые вопросы несколько усложнить, спросив, например, о пейзаже: «Громко или тихо «звучит» изображенная природа?»
Дети не сразу ответят на него. Преподаватель должен напомнить, что в речи мы тихо или громко произносим слова в зависимости от смысла сказанного. Но в живописи нет слов. На картине другое средство выразительности — краски. Может быть, они нам помогут «услышать» то, что происходит? Далее учитель предлагает сравнить две картины (приводим различные варианты демонстрации):
А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» и К. А. Коровин «Гурзуф».
И. И. Шишкин «Лесная глушь» и А. А. Рылов «Зеленый шум «.
Можно предложить и другие варианты картин любых жанров. Их существенное отличие должно заключаться в том, что сочетания красок на одной из них должны быть яркими, а на другой, напротив, темными. Не сообщая детям (это дается после анализа) названия картин, преподаватель просит определить, где шумит ветер, колышутся деревья, звенят ручьи или бьется о скалы море, а где полное безмолвие и тишина. Если дети начинают ориентироваться только на внешние атрибуты: наклон деревьев, волны моря, преподаватель может заметить, что некоторые звуки, например, стрекотание кузнечиков, жужжание насекомых, гул толпы, увидеть невозможно, но можно почувствовать. Можно почувствовать по тому настроению, которое передано на картине. «А как же уловить настроение?» — спрашивает учитель. В классе обязательно найдется ребенок, который догадается, что настроение передают краски. Если даже такого ответа не прозвучит, учитель предлагает посмотреть на полотна и показать сначала то, где передано веселое настроение и потому I все кругом звучит и ликует; потом то, где настроение более спокойное, может быть, грустное и оттого все намного тише.
Ученики обязательно покажут правильно. Иногда они даже не могут объяснить это — чувствуют, а выразить словами затрудняются. Тогда учитель просит сравнить цвета двух картин, подводя этим к выводу о яркости красок одной и более мрачной гамме другой. Учитель подводит детей к выводу о том, что цвета, краски помогают определить настроение и угадать «громкость» изображенного. Делается обобщение: более яркие краски могут выразить более подвижное состояние природы или человека, краски более темные передают состояние покоя и тишины.
Учителю важно помнить, что это далеко не универсальный закон. Существуют картины, написанные темными красками и выражающие необыкновенную динамичность. Поэтому мы рекомендуем тщательно подбирать произведения живописи и предлагать их для рассмотрения в паре для наилучшего выявления связи между цветовыми сочетаниями и ощущением громкости.
Остановимся очень кратко на выявленной зависимости — дети, опираясь на яркость красок, делают вывод о громкости происходящего. Почему это происходит? Дело в том, что в нашем сознании есть глубокие ассоциативные связи. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый) мы связываем с подвижностью, динамичностью, а значит, с громкостью. Цвета холодные (голубой, синий, фиолетовый) ассоциируются с меньшей подвижностью и, как следствие, с тишиной. Кроме того, день с его яркими красками для нас всегда будет громче ночи с ее мрачными сочетаниями. Эти связи и дают возможность детям неосознанно почувствовать «громкость» изображенного.
Почему необходимо развитие этого чувства? Если ребенок будет ощущать на уровне цвета передаваемое настроение, он без труда сможет уловить те его оттенки и грани, которые хотел передать художник. А не это ли главное в восприятии живописи — чувствовать настроение?
Определив необходимость анализа на уровне цвета, рассмотрим еще один возможный вариант работы — определения «громкости» на уровне содержания изображенного. Для этого предложим детям рассмотреть картину А. Виллартса «Бурное море». Несмотря на то что это произведение написано красками в серовато-желтоватой гамме, мы четко ощущаем всплески разбушевавшегося моря. Почему же так происходит? Это происходит потому, что изображенное оказывает на нас более сильное впечатление и определяет наше восприятие громкости. Но если мы сравним это произведение с шедевром И. К. Айвазовского «Девятый вал» (цветовые сочетания более яркие, чем в рассматриваемой картине), мы почувствуем, что изображенное на этой картине «звучит сильнее».
Источник
Екатерина Репрынцева
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Красота и доброта у ребенка появляется с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянется ручонками к красивой игрушке и душа его замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, он рассматривает книжки, а за тем сам на листе бумаге пытается что-то создать, изобразить только ему понятную картину. В старшем возрасте, он уже изобретателен в выборе — имеет свое собственное суждение, может удивить, восхитить и поразить умением видеть окружающий мир. Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он вспоминает красивую поляну, любимое дерево, игрушку, то место, где проводил больше времени, молодую маму, добрую бабушку и т. д. Такие воспоминания одухотворяют чувства, в этот момент у человека преображается голос и лицо.
Как важно, что бы восприятие красоты ребенок сохранил на всю жизнь. Ребенок должен видеть прекрасное в окружающем мире: в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, в их поступках. Поэтому многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком в этом сложном и многообразном мире.
Каждый ребенок с рождения обладает творческими способностями, которые находятся в скрытом состоянии и часто не всегда полностью реализуются. Поэтому мы должны создать условия, побуждающие ребенка к занятиям художественным творчеством, дать возможность для пробуждения творческих способностей. Не важно, кем будут наши дети, главное, что рисование с использованием нетрадиционных техник способствую развитию воображения, мышления. Поэтому изобразительное искусство должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки различных чувств и эмоций и выражать их в практической работе. Для детей становится важнейшим открытием то, что он сам может показать характер животных и состояния человека, изобразить природу так, как видит ее он доступными ему художественными средствами.
У детей дошкольного возраста не большой опыт в освоении образного языка изобразительного искусства,его нужно многому научить: наблюдать, пользоваться художественными материалами, выражать свои мысли через изобразительную деятельность. В течение года дети осваивают всевозможные виды художественно–творческой деятельности (конструктивные, изобразительные, декоративные и т. д.) и постепенно приобретают первичные навыки в работе с тушью, гуашью, восковыми и акварельными мелками, ножницами, клеем, цветной бумагой и другими материалами для творческой деятельности. Многообразие форм работы помогает детям искать себя в материале, ведь по природной расположенности кто-то из них — график, кто–то — живописец. Известно стремление маленьких художников повторять действия воспитателя. Обычно воспитатель рисует на доске, дает образцы. Многие исследователи отмечают, что подражание является естественной формой познания, особенно в дошкольном возрасте. Но для развития личности нужны не готовые алгоритмы, а условия для самостоятельного поиска.
Ребенок, наблюдая за природой, выражает свое видение происходящих в ней явлений посредством творчества. Педагог помогает ему, используя основной методический принцип – одухотворение природных явлений, он должен уметь импровизировать (очеловечивать природу). Педагог во время образовательной деятельности создает ситуацию образных сравнений, при которых раскрываются творческие возможности ребенка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Деревья, птицы, звери,насекомые наделяются образами: маленькими, тонкими и толстыми; они разговаривают на своем языке, учатся сопереживать, радоваться и грустить, узнают добро и зло, прекрасное и безобразное, поэтому педагог преподносит каждую тему в сказочно-игровой форме. Так же ребенок учится различать любовь и ненависть, коварство и справедливость.
Способы вовлечения детей в процессы продуктивного творчества и воспитания разнообразны: игровые ситуации, сказочное повествование, погружение ребенка в ситуацию зрителя, собеседника, слушателя. Природа может выступать в качестве прекрасной волшебницы, которая создает видимый человеком мир по законам гармонии и красоты. Добрые сказочные феи Флора и Фауна во всем ей помогают.
Важной составляющей каждой образовательной деятельности является созерцание картин природы. Педагог организует процесс восприятия, сопоставляя и сравнивая образы, которые были запечатлены художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами (фотографии, иллюстрации, слайды). Зрительный ряд будоражит детские умы, вызывает воспоминания. С этой целью проводятся прогулки, экскурсии, походы в лес. Педагог с детьми посещают экологическую зону на территории детского сада, организуются наблюдения за различными природными явлениями; дети делают наброски, зарисовки, любуются картинами, созданными волшебницей-природой.
Опыт показывает, что красота природы вызывает восторженный отклик в детской душе. Вот наступила золотая осень. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, смотрят, как они кружатся в воздухе и плавно опускаются на землю. Педагог может предложить поиграть в игру «Найди такой же по цвету или по форме», составить из собранных листьев изображение, при этом дети фантазируют и каждый придумывает что-то свое. Так же можно предложить детям нарисовать красивые осенние листья с натуры или лес с использованием техники монотипии. Ознакомление детей с изобразительной деятельностью обогащает детское творчество, углубляет их нравственно-эстетические чувства.
Целью изобразительного искусства является формирование эмоционального отклика на красоту природы, обогащение чувственных впечатлений ребенка. Ребенок с помощью взрослых должен научиться видеть, понимать, различать формы природных объектов, явлений, чувствовать цвета, краски, оттенки окружающего мира. Необходимо знакомить детей с уникальными уголками родного края, просматривать видеофильмы, документальные сюжеты, фотографии, если есть возможность, совершать поездки и экскурсии. Необходимо обращать внимание детей на то, что красота окружает нас повсюду, только нужно научиться замечать ее и ценить.
•развивать умение созерцать природу, наслаждаться ее красотой, вглядываться, вслушиваться;
•развивать умение передавать свое состояние души через изобразительную деятельность;
•развивать эмоционально-эстетическое отношение к действительности, чувственные ассоциативные познания на красоту природы;
Чтобы добиться желаемых результатов, педагог пробует экспериментировать, искать что-то инновационное.
Правильно развивать эстетический вкус – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого ребенка с искусством интересной, увлекательной, ненавязчивой. Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать высокие результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание содержания искусства в душе ребенка формируется нравственно-эстетическая позиция, которая необходима нашему обществу. И именно детский сад должен пробудить в детях интерес к искусству, который сохранится на всю жизнь.
Консультация для педагогов по приобщению детей дошкольного возраста к музейной культуре «Живопись учит видеть» Живопись учит видеть Потребность к красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет.
Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.
Источник