- Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер и рифма
- 15. Художественное своеобразие произведения
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Сожженное письмо» (А.С. Пушкин)
- История создания
- Жанр, размер
- Образы и символы
- Композиция
- Темы, проблемы
- Средства выразительности
- Основная мысль
Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану
1. История создания
Стихотворение «Сожжённое письмо» было написано в 1825 году в Михайловском по впечатлениям недавно разыгравшейся в жизни Пушкина личной драмы.
В 1823 году, находясь в южной ссылке, поэт познакомился с одной из самых обаятельных и умных женщин своей эпохи – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, супругой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого находился опальный поэт.
Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.
По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в период перехода Пушкина от романтизма к реализму.
Образы письма, пламени, возлюбленной максимально приближены к реальности. При этом их можно воспринимать как обобщённые философские символы.
3. Род
Стихотворение «Сожжённое письмо» является лирическим произведением.
4. Жанр
По жанру оно представляет собой элегию.
5. Проблематика
В стихотворении затронута проблема несчастной любви и трагической невозможности личного счастья.
6. Тематика
В «Сожжённом письме» звучат мотивы одиночества, разлуки, душевного страдания, выливающиеся в тему верности избранному идеалу.
7. Идея
Получая драгоценное письмо от любимой женщины, лирический герой вынужден расстаться с ним, так как его чувство к ней является запретным.
Сжигая дорогие листы, он предаёт огню саму любовь, понимая, что должен избавиться от своей страсти.
Отказ от всего, что дорого сердцу, во имя доводов рассудка и морали, мучителен, но необходим.
8. Пафос
Стихотворение написано на грани душевного отчаяния. В каждом слове отзывается боль разлуки, тяжесть задачи, которая стоит перед поэтом.
Ему невыносимо сложно изжить воспоминание о счастье, но так велела любимая, а её желание свято.
9. Система образов
Символический образ письма является в стихотворении центральным. В нём сосредоточена мысль о последней ниточке дружбы, соединяющей поэта и его любимую женщину. Каждая строка этого письма – долгожданное сокровище.
Образ огня как очистительной и вместе с тем безжалостной стихии противопоставлен тонкости и беззащитности письма.
Сгорающие листы воспринимаются как живые существа, корчащиеся от боли и безысходности. По их движенью можно догадаться о том, что происходит с душой героя, его мыслями и чувствами.
Письмо превращается в пепел, но и его герой называет «милым». Этот ничего не значащий для посторонних прах он готов хранить на своей груди.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи произведения: он и она.
Героини не увидеть, но свидетельством её присутствия является письмо, которое хранит часть её души. Возлюбленная названа лишь в первой строке («Она велела»), но её тень печально и нежно ложится на всё происходящее.
Главный герой стихотворения – получатель письма, которому предстоит сжечь его сразу же по прочтении. Ему велено поступить так, чтобы не скомпрометировать отправительницу и самого себя, но за этим приказом чувствуется другое повеление: забыть и больше не писать.
Любовь более невозможна. Это и угнетает лирического героя.
11. Лирический герой
Лирический герой «Сожжённого письма» идентичен образу автора.
Сестра поэта Ольга поведала биографам об особом отношении Пушкина к письмам Воронцовой. Когда он получал конверты, запечатанные сургучной печатью, лицо его менялось, он уходил к себе и потом целые дни проводил в задумчивости.
Эта сильная страсть глубоко отпечаталась в душе поэта и породила множество шедевров любовной лирики.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает процесс сожжения письма.
Сначала герой медлит, не решаясь предать его огню, затем исполняет задуманное. Пламя с жадностью поглощает «все радости» его души.
Тёмные листы вспыхивают и сворачиваются, плавится сургуч, лёгкий профиль возлюбленной, запечатлённый на полях послания, теряет очертания. От письма остаётся лишь пепел.
Душа поэта сжимается от горя и одиночества. Он остаётся один со своим воспоминанием.
13. Композиция
Композиция произведения линейная.
Очерёдность событий кратко и стремительно передана в 15-ти строках стихотворения (3 четверостишиях и 1 трёхстишии).
В начале стихотворения поэт обращается к письму, прощаясь с ним.
Затем предаёт его огню и наблюдает за тем, как гибнут его мечты о счастье.
Текст завершается новым обращением, но уже не к письму, а к пеплу: живой любви больше нет, осталось лишь её воспоминание.
14. Размер и рифма
Стихотворение написано одиннадцатистопным ямбом.
Мужские и женские рифмы чередуются.
Строфа состоит из 15 строк и представляет собой рондо, схема рифм в котором выглядит так: ААББ ВВГГ ДДЕЕ ЖЖЗ.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения напоминает потрескивание огня.
Аллитерации с шипящими и свистящими звуками «ш», «щ», «с», в сочетании с повторяющимися твёрдыми и звонкими согласными «р», «д», «г» передают настроение неотвратимости приговора.
Ассонансы с «и», «у», «о» рождают ассоциацию с мучительной тоской, болью, тяжестью, которыми сопровождаются действия героя.
В тексте стихотворения преобладают глаголы и существительные.
Существительные описывают ряд эфемерных предметов, которые соединяют поэта с возлюбленной (письмо, сургуч, перстень, заветные черты, пепел).
Глаголы описывают этапы сожжения и разные стадии внутренней боли, которой отзывается на всё происходящее душа героя.
16. Средства художественной выразительности
Стихотворение изобилует эпитетами, с помощью которых мы узнаём о чувствах поэта к возлюбленной: «заветные черты», «пепел мил», «на горестной груди», «пламя жадное», «отрада бедная».
Особый драматизм придают произведению олицетворения: «пламя приемлет», «прощай, письмо любви». Обращаясь к письму, а после к пеплу, поэт очеловечивает их. Они хранят память о написавшей их душе и о руке, запечатавшей конверт.
Метонимия «все радости мои» и гипербола «ничему душа моя не внемлет» усиливают мотив внутреннего страдания.
17. Значение произведения
В стихотворении «Сожжённое письмо» Пушкин создал ёмкий и целостный образ, раскрывающий тему любовной разлуки.
Неотвратимость рока и невозможность личного счастья осмысливались поэтом во многих произведениях, но в «Сожжённом письме» эти мотивы доведены до своего предела и явлены с небывалой лирической силой.
18. Актуальность
Актуальность стихотворения велика, ведь и в наши дни любовь не перестаёт волновать человеческие души.
Обстоятельства жизни не всегда позволяют любящим быть вместе. Во время разлуки приходится идти на жертвы, чтобы сохранить силы жить дальше.
Каким бы тяжёлым ни было прощание с прошлым, оно необходимо, если у любви нет будущего.
19. Моё отношение
Меня глубоко потрясло стихотворение Пушкина «Сожжённое письмо». Его трогательный сюжет описал всю глубину душевной боли лирического героя. Мне удалось почти физически ощутить страдания поэта.
Я восхищаюсь мастерством психологической детали, которое продемонстрировал в этом произведении Пушкин.
Несмотря на то, что поэт делится глубоко личным опытом, его сокровенные переживания близки каждому, кто когда-либо был влюблён.
20. Чему учит
Стихотворение «Сожжённое письмо» учит нас стойко переносить испытания, посланные судьбой. Даже в минуты разлуки нельзя терять самообладание.
Герой сжигает письмо, хотя в нём заключены все его радости. Он забывает о себе, исполняя волю возлюбленной. Любовь – это не эгоизм, а подвиг во имя счастья и спокойствия другого человека.
Источник
Анализ стихотворения «Сожженное письмо» (А.С. Пушкин)
Анализ стихотворения «Сожженное письмо», которое написал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, дает возможность лучше познакомиться с произведения и узнать все тонкости. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, при помощи которого будет легче понять произведение.
История создания
Поэт отбывал южную ссылку, поэтому проживал и работал в Одессе. Александр Сергеевич трудился в канцелярии, где его руководителем был граф Михаил Воронцов. Мужчины очень ладили, их можно было даже назвать в какой-то степени приятелями. Но их хорошие отношения резко закончились, когда Александр Сергеевич познакомился с женой графа, которую звали Елизавета Воронцова.
При первой же их встрече поэт отметил, что Елизавета прекрасна как внешне, так и внутренне – она имеет прекрасное образование, может поддержать любую тему разговора. Первая симпатия очень скоро переросла в более серьезное и взаимное чувство. Более того, девушка не держала от супруга в тайне свои отношения с поэтом. Михаил Воронцов относился к этому спокойно до поры до времени, пока по всему городу не поползли сплетни. Тогда он приложил усилия, чтобы Александр Сергеевич покинул город в ближайшее время.
Именно эта девушка сделала подарок поэту в виде перстня, который стал для него талисманом на всю жизнь.
Александр Сергеевич осознавал, что вряд ли когда-либо еще раз увидится со своей возлюбленной. Влюбленный достаточно долго переписывались, но Елизавета просила поэта сразу же уничтожать её послания. Поэт был не согласен с этой просьбой, но не посмел ослушаться любимую. Однажды, во время нахлынувших чувств, Александр Сергеевич пишет произведение «Сожженное письмо». Датируется данное стихотворение 1825 годом.
Жанр, размер
Стихотворение «Сожженное письмо» — это любовная лирика. Хотя анализируемое стихотворение можно так же отнести и к посланию, и к элегии. Для написания Александр Сергеевич выбирает шестистопный ямб. Рифмовку автор выбирает парную, что не совсем для него характерно. Рифма чередуется мужская с женской. Но в самом конце стихотворения рифма отсутствует вовсе. Данный прием помогает лучше передать чувства лирического героя, который полностью разбит и раздавлен своим разочарованием.
Образы и символы
В образе лирического героя представлен сам автор, который таким образом передает свои чувства и состояние. Он сжигает послание, которое ему очень дорого. Но он не имеет права противиться любимой женщине. Хоть письмо и является для него живительной влагой, источником вдохновения и сил, но автору нужно проститься со всем этим. Он хочет забыть о прошлом, которое когда-то приносило ему так много счастливых дней и моментов. Но оно невозвратно, поэтому разумнее будет покончить с этим.
Так же присутствует образ самого письма. С его помощью автор пытается изобразить ту невидимую нить, которая его ещё соединяет с его любимой женщиной. Хотя молодые люди были уже больше друзьями, чем любовниками, для поэта очень многое значит эта призрачная связь. Он относится к письму как к некому сокровищу, которого он ждал очень долго. Именно поэтому ему достаточно тяжело сжечь столь дорогое послание.
Можно так же выделить образ огня, который в данном стихотворении символизирует некое очищение, хотя и беспощадно сжигает столь драгоценные листы послания.
Еще один образ присутствует в стихотворении «Сожженное письмо» — это образ сгорающих листков. Автор показывает их живыми существами, которые ощущают боль. Они символизируют то, что происходит в этот момент в душе поэта. Даже пепел дорог поэту.
Композиция
В данном стихотворении поэт использует линейную композицию. Состоит стихотворение из трех четверостиший и одного трехстишия.
По смыслу произведение можно разделить на три части. В первой части мы видим обращение поэта непосредственно к письму. Поэт хочет попрощаться с ним.
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Во второй части стихотворения автор сжигает послание, наблюдая, как вместе с ним горят и его надежды и мечты.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту. вспыхнули… пылают… легкий дым,
В завершающей части произведения поэт обращается к пеплу.
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
Темы, проблемы
Основной темой произведения является, конечно же, любовь. Автор показывает несчастную любовь, которая приносит лишь разочарование. Да, он был счастлив, именно эти воспоминания он и старается хранить. Эти чувства не принесли поэту ничего, кроме боли. За столь короткое время счастья поэту пришлось расплачиваться продолжительной печалью.
Он пишет эти строки, находясь на грани отчаяния. Можно услышать и прочувствовать ту боль, которая разрывает поэта. Ими наполнены практически все строки стихотворения. Он мучается от разлуки, понимая, что не в силах что-либо изменить.
Он живет лишь воспоминаниями о былой любви, поэтому ему очень тяжело перевернуть страницу своей жизни. Он любит эту женщину, поэтому старается выполнить все её пожелания, даже вопреки своему счастью.
Средства выразительности
С помощью различного рода троп автор более четко передает свое состояние души и настроение.
Использование эпитетов хорошо раскрывают чувства поэта, придавая им краски и оттенки.
Олицетворения передают эмоциональное состояние поэта, передавая его чувства и состояние души.
Благодаря метафорам поэту удается создать неповторимую образность произведения, делая его невероятно красивым.
Так же автор использует инверсию. С её помощью ему удается придать стихотворению мелодичности.
Основная мысль
Основной мыслью, которую автор вложил в стихотворение, можно назвать прощание поэта с былой любовью. Он придается воспоминаниям, понимая, что ему необходимо перевернуть страницу своей жизни и продолжить свое существование с чистого листа. Но даже стихия не властна над чувствами поэта. Огонь сжигает бумагу, но не память о женщине, которую он продолжает любить.
Да, письмо можно сжечь, но все равно останется пепел, который будет постоянно напоминать о былом счастье.
Очень тяжело забыть и вычеркнуть из жизни моменты, когда ты действительно был счастлив. Ты готов хранить даже пепел. Это те воспоминания, которые причиняют боль, но это очень сладкая боль. Пушкин понимает, что с этим пора заканчивать и начинать жить заново. Он вроде бы даже решается на это, сжигая письма любимой. Но в последний момент он согласен хранить даже пепел, лишь бы воспоминания не покидали его!
Источник