- Образ и характеристика Бориса Годунова — героя исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
- Кто такой Борис Годунов
- Приход к власти
- Отношение Бориса Годунова к своей власти и к народу
- Характер
- Вывод
- Анализ драмы «Борис Годунов» (А. С. Пушкин)
- История создания
- Жанр и направление
- Суть: о чём пьеса?
- Главные герои и их характеристика
- Проблемы
- Основная идея
- Чему учит?
- Критика
Образ и характеристика Бориса Годунова — героя исторической трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
Находясь в ссылке в Михайловском (1824–1826 годы) Александр Сергеевич Пушкин изучал труд Н. М. Карамзина «История государства Российского», что и подвигло поэта на создание исторической трагедии «Борис Годунов». Она была написана в 1825 году. В трагедии Пушкин описал царствование этого царя и приход к власти Лжедмитрия. Александр Сергеевич создал яркие образы исторических личностей, особое место отведя царю Борису. Характеристика образа Бориса Годунова поможет читателю понять идею этого пушкинского произведения.
Кто такой Борис Годунов
Борис Годунов был потомственным боярином, шурином (братом жены) царя Фёдора I Иоановича, сына Ивана Грозного. После смерти царя Фёдора народ на Земском Соборе в 1598 году выбрал царём Бориса Годунова. Царствовал он до 1605 года.
По версии Александра Сергеевича Пушкина, Годунов устроил убийство малолетнего сына Ивана Грозного, царевича Димитрия, чтобы взойти на трон вместо него. Но историки считают причастность Годунова к этому убийству недоказанной.
Приход к власти
В своей трагедии Пушкин показывает, что Годунов не сразу согласился стать царём. После смерти царя Фёдора Иоановича Годунов с сестрой (вдовой царя) «покинул всё мирское» и затворился в Новодевичьем монастыре.
Борис не соглашался вступить на царский престол, несмотря на уговоры патриарха и думных бояр, на то, что Великий Собор (Земской Собор) избрал его царём, на то, что народ московский умолял принять его царский венец.
Думный дьяк Щелкалов объявил народу, что Собор решил последний раз просить Годунова принять венец. Он сообщил, что завтра святейший патриарх с боярами, дворянами, выборными людьми и всем московским православным народом пойдут в монастырь молить царицу (вдову царя Фёдора), чтобы она благословила Бориса на венец.
На следующий день Годунов согласился вступить на царский трон, и московский народ возликовал: «Борис наш царь! да здравствует Борис!»
Годунов сказал патриарху и боярам, что приемлет «власть великую со страхом и смиреньем».
Отношение Бориса Годунова к своей власти и к народу
Пушкин показывает героя трагедии в то время, когда он согласился принять царский венец, а также после нескольких лет его царствования. Монолог царя Бориса начинается словами: «Достиг я высшей власти; //Шестой уж год я царствую спокойно. //Но счастья нет моей душе». Далее он пытается объяснить отсутствие счастья пресыщением властью, затем неблагодарностью и клеветой со стороны народа. Царь пытался успокоить народ «в довольствии, во славе», но понял, что «живая власть для черни ненавистна», что «они любить умеют только мёртвых» (то есть Борис ревниво говорит о любви народа к мёртвому Димитрию).
Он перечисляет свои попытки снискать любовь русских людей щедротами, но с горечью вспоминает, что любое его доброе дело вызывало клевету. Царь перечисляет свои благодеяния народу. Когда был неурожай и голод, царь отворил людям житницы, дал золото, работу, но люди его проклинали. После большого пожара по царскому приказу были выстроены дома, но его же обвиняли в пожаре.
Далее царь сетует, что, по мнению народа, он «тайный убийца» всех «кто ни умрёт»: жениха дочери, царя Фёдора, своей сестры.
Наконец, у него возникает мысль, что счастья нет оттого, что его совесть нечиста. Он жалеет себя: ведь в совести лишь одно пятно «случайно завелося», а она мучает его: «…И всё тошнит, и голова кружится, //И мальчики кровавые в глазах… //И рад бежать, да некуда… ужасно! //Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
В размышлениях Годунова о своей доле и страданиях нет самообвинения и раскаяния, для него убийство царевича Димитрия — всего лишь «единое пятно», которое случайно завелось в его совести. Монолог Бориса Годунова — это самооправдание. Царь не понимает, что народная нелюбовь к нему имеет духовную, совестную природу.
Причиной того, что народ не любит Годунова является жажда чистой совести, правды. Люди не благодарны ему за благодеяния: совесть не позволяет им с благодарностью принимать злато, работу и новые жилища из рук детоубийцы.
Перед своей кончиной царь, беседуя с Басмановым, сетует: «Нет, милости не чувствует народ: //Твори добро — не скажет он спасибо…»
Характер
Борис Годунов — мудрый правитель и опытный политик — был человеком с сильным характером, целеустремлённым, волевым, не остановившимся, по версии Пушкина, перед тем, чтобы устроить убийство малолетнего царевича Димитрия.
Из текста пушкинской трагедии не видно, что он раскаивается в детоубийстве. Этому «царю Ироду», как назвал его юродивый Николка, 13 лет «всё снилося убитое дитя», но он не раскаивается в содеянном, не понимает, что нелюбовь к нему народа объясняется попранием им совести ради получения власти.
Ум и мудрость Бориса Годунова проявились в том, что, придя к власти и видя сложную политическую обстановку в стране, он постарался смягчить гнев народа, преподнеся ему «милости», улучшившие благосостояние его подданных.
Царь понимал, что обычай выдвигать на важные посты родовитых бояр, не учитывая их ум, энергию и способности, гибелен для государства. Он собирался этот «гибельный обычай уничтожить», но не успел.
Решительность и ум Годунова видны в том, что, узнав от Шуйского, что «неведомый бродяга», объявивший себя царевичем Димитрием, может перейти литовскую границу и привлечь к себе народ, царь велел немедленно оградить Россию от Литвы заставами.
Борис Годунов — прекрасный семьянин. Он сопереживает своей дочери Ксении, горюющей о смерти жениха, «прекрасного королевича» (датского принца Иоанна) и говорит: «Я, может быть, прогневал небеса, //Я счастие твоё не смог устроить».
Сына своего Феодора царь любил, наставлял его учиться: «Учись, мой сын, и легче и яснее //Державный труд ты будешь постигать». Умирая, он спешит не очистить душу покаяньем, а наставить сына, который должен будет царствовать после него. Борис чувствует, что сын ему «дороже душевного спасенья». Он подробно рассказывает ему, как нужно вести себя, чтобы «тушить мятеж, опутывать измену» и достойно править страной. Советует царь сыну и как вести себя с женщинами и с семьёй. Затем царь велит боярам поклясться, что они будут служить Феодору «усердием и правдой», попросил у них простить ему «вольные и тайные обиды» и только затем сказал патриарху, что готов к обряду святого пострижения.
Вывод
Главный герой в исторической трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» представлен автором как неоднозначная личность. Характеристика образа Бориса Годунова показывает положительные и отрицательные качества этого человека. Если исходить из версии Пушкина о вине Годунова в смерти царевича Димитрия, именно то, что Борис не раскаялся в этом перед народом, послужило воцарению Лжедмитрия. Не снимает писатель вину в катастрофе государства и с бояр, ведь многие из них знали или подозревали Годунова в убийстве царевича, но молчали об этом.
Пушкин показывает, что попрание совести, равносильное забвению Бога, вело героев трагедии и государство к катастрофе.
Характеристика образа Бориса Годунова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник
Анализ драмы «Борис Годунов» (А. С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.03.2020 · Обновлено 30.03.2020
Девятнадцатый век в истории России примечателен огромным количеством произведений на историческую тему. Многие великие русские писатели обращались к теме прошедших времён, чтобы попытаться переосмыслить и понять все превратности русской истории. Одной из самых интересных тем для отечественных писателей стал период, предшествующий Смутному времени. Не остался в стороне и великий русский поэт Александр Пушкин. Именно тому, как и почему Россия в начале семнадцатого века оказалась на пороге гибели, и посвящена его знаменитая пьеса «Борис Годунов», рассказывающая о последних днях правления одного из самых ярких антигероев русской истории.
История создания
Замысел трагедии «Борис Годунов» возник у Пушкина после прочтения одного из фундаментальных произведений отечественной историографии «Истории государства Российского», созданного знаменитым русским писателем, публицистом и историком Николаем Карамзиным, в котором во всех подробностях разбиралась и личность Бориса Годунова, его путь к власти и итоги правления. Дополнительным источником вдохновения для писателя служили пьесы Шекспира, наполненные духом тираноборчества и злого рока.
К работе над трагедией Пушкин приступил в 1825 году, будучи в ссылке в усадьбе Михайловское после неудачного восстания декабристов. В том же году работа была завершена. Именно после того, как писатель зачитал отрывки трагедии императору Николаю I, его ссылка было отменена. Однако произведение предстало перед широкой публикой только в 1830 году, а первая постановка на сцене состоялась четверть века спустя, в 1866 году.
Несмотря на то что в трагедии Пушкина нет прямого осуждения монархии, напечатание трагедии встретило очень серьезные препятствия. Николай I запретил печатание «Бориса Годунова»…» (коллектив авторов, заметка в книге «Пушкинский календарь» под ред. Б. М. Волина, 1937 г.)
Жанр и направление
Пьеса «Борис Годунов» была написана в рамках реалистического направления в русской литературе. В ней писатель стремится максимально достоверно отобразить реальную эпоху. Созданные им литературные образы, их мотивации и поступки кажутся живыми и достоверными. Героями произведения выступают реальные исторические личности, используются названия реальных мест и событий.
С точки зрения жанра, «Борис Годунов» — это трагедия. Это произведение предназначено для постановки на театральной сцене. Динамика настроения в пьесе меняется от оптимистичной атмосферы в начале, до ощущения полной безнадёжности в конце. В центре повествования герой пытается бороться со злой судьбой, что в итоге приводит его к полному краху, принося горе ему и окружающим.
Суть: о чём пьеса?
Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.
Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.
Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.
В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.
Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.
Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.
В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.
После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон описал образы героев в пьесе «Борис Годунов» в формате таблицы:
Борис Фёдорович Годунов | русский царь. Опытный государственный деятель и искушённый царедворец. Движим идеей всеобщего блага, которого можно достичь сомнительными средствами. Чтобы получить власть в свои руки, а потом привести страну и народ к процветанию, Борис совершает множество чудовищных поступков, среди которых убийство ребёнка. Вопреки ожиданиям героя, его достойные деяния и справедливое правление не принесли ему облегчения и любви народа. Борис взвалил на свои плечи моральную ношу, которую человек не может вынести. Страх и раскаяние иссушает героя изнутри, что приводит к его смерти. |
Григорий Отрепьев | молодой человек. Инок. Ровесник убитого царевича Димитрия. Крайне амбициозен и целеустремлён. Умён и образован. Стремится получить от жизни как можно больше. Неуёмная жажда какой-либо деятельности приводит его на путь борьбы за власть против собственного же народа. Триумф Лжедмитрия омрачается жестокой расправой над семьёй покойного Годунова, что ставит героя на один ряд с неблагочестивым Борисом. |
Пимен | старый монах. Летописец. Наставник Отрепьева. В его книге содержится правдивая история всех событий, произошедших в Российском государстве. Богобоязнен и равнодушен к мирским страстям, в таком же духе пытается воспитывать и Григория, но не преуспевает в этом. Осуждает Бориса Годунова за его преступления, считая, что по-настоящему достойным правителем может стать только благочестивый человек. |
Тематика пьесы «Борис Годунов» представлена в нижеследующем списке:
- Быт и нравы – Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным.
- Нравственный выбор – два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего.
- Народ – именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили.
- Судьба – судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.
Проблемы
Проблематика пьесы «Борис Годунов» тоже изложена Многомудрым Литреконом в перечне:
- Борьба за власть – писатель показывает, как неимоверные амбиции людей, стремящихся достичь вершин могущества любой ценой, не приносят ни им, ни окружающим ничего, кроме гибели. Борис терпит крах, утаскивая за собой и свою семью, и всю страну, а Отрепьев становится катализатором страшной войны и Смутного времени, который поставят на кон само существование России как независимого государства.
- Трагедия Бориса Годунова – трагедия Годунова заключается в том, что он, желая достичь блага для всех, считает, что для этого можно пользоваться неблагородными средствами. За это провидение карает не только его, но и его семью и весь народ, который позволил такой ситуации произойти.
- Смута – это произведение переносит нас к самым истокам Смуты, говорит о причинах не только внешнеполитических, но духовных, скрытых глубоко в народном сознании, который привели к самым плачевным для России историческим результатам.
- Судьба России – повествование обрывается, не дойдя до самых драматичных и важных событий Смуты, однако заданное Пушкиным настроение ясно даёт понять, что русскому народу предстоят великие испытания.
Основная идея
Трагедия «Борис Годунов» представляет собой взгляд Пушкина на природу власти и роль правителя. Произведение наполнено мотивами тираноборчества и народовластия, отрицанием идеи о том, что цель оправдывает средства. Такова главная мысль пьесы «Борис Годунов»: невозможно справедливо править народом, принося кровавые жертвы во имя этой власти. Тиран может породить лишь смуту, но не процветание.
История без жалости карает тех, кто равнодушно внимает преступлению. Народ России был осужден вслед за своим правителем, потому что не восстал против несправедливости и убийства ребенка. Он позволил Годунову взойти на трон, поэтому разделил его участь и прошел через тяжелейшие испытания. Писатель говорит о том, что простые люди неотделимы от судьбы своей страны, ведь именно они должны определять ее. Ответственность за будущее лежит на всех нас. Это и есть смысл пьесы «Борис Годунов».
Эта трагедия представляет из себя и интереснейшую историческую зарисовку России рубежа шестнадцатого и семнадцатого веков. Пушкин попытался как можно точнее показать жизнь и мировоззрение людей того времени, и это неплохо ему удалось.
Чему учит?
Эта трагедия учит нас тому, что нельзя совершать зло, оправдывая его высокими целями. Автор говорит о том, что к побеждённому врагу нужно проявлять милосердие, ведь, сражаясь со злом, можно в итоге стать ещё большим злом. Такова мораль пьесы «Борис Годунов». Вывод прост: необходимо быть благородным и честным даже на тропе войны с несправедливостью. Клин клином в данном случае не вышибают…
Также Пушкин осуждает властолюбие, подлость, жестокость и безнравственность, которые показывают бояре под предводительством Шуйского. Пьеса «Борис Годунов» заставляет задуматься о том, что беспринципность и равнодушие к судьбе страны порождают масштабные проблемы.
Критика
Трагедия «Борис Годунов» была довольно тепло встречена современниками легла в основу значительного русского культурного пласта, посвящённого Смутному времени и его предпосылкам.
А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков… мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах. То молчание, то взрыв восклицаний… Кончилось чтение. Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления. (М. П. Погодин, «Из «Воспоминаний о Степане Петровиче Шевыреве»», сборник «Пушкин в воспоминаниях современников», 1998 г.)
На сцене драма была встречена не столь радушно:
Публика действительно отнеслась слишком холодно к новой драме, не поняв настоящих ее достоинств и не найдя в ней того, чего ожидала от каждой трагедии. Только следующее поколение, развившее в себе эстетическое чувство на поэзии того же Пушкина, сумело оценить по достоинству его произведение…»
(В. Стоюнин, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, под ред. В. Я. Стоюнина, СПб, изд-во Я. А. Исакова, 1871 г.)
Были и те критики, которые упрекали А.С. Пушкина за копирование иностранных образцов и отсутствие самобытности в творчестве:
«Пушкин не был нововводителем. Он не создал никакой новой литературной формы и даже не пробовал создавать. Он писал точно такие же элегии, послания, поэмы, сонеты, романсы, какие обыкновенно писались тогда у нас и в иностранных литературах. «Евгений Онегин» имеет форму произведений Байрона, форма «Капитанской дочки» взята с романов Вальтера Скотта, а «Борис Годунов» есть по-видимому прямой сколок с трагедий Шекспира. Чтобы убедиться, как мало было у Пушкина реформаторских стремлений в этом отношении, стоит припомнить, что на «Бориса Годунова» он смотрел как на огромное нововведение только потому, что до тех пор трагедии у нас писались в французской классической форме и что ему пришлось первому вводить шекспировскую форму.
Именно Пушкин во многом поспособствовал укоренению традиционного восприятия Бориса Годунова и его роли в истории России. На основе этой трагедии была создана не менее великая одноимённая опера Мусорского.
Источник