Анализ рассказа «Бирюк»
Краткий и полный анализ рассказа И. Тургенева «Бирюк» позволит лучше понять произведение, осознать его основные смыслы. Такое исследование произведения поможет с большим интересом относиться к литературе, получить от рассказа больше эмоций, глубже изучить предмет.
Год написания и публикации – «Бирюк» рассказ из цикла «Записки охотника», над которым писатель работал в 1848 году. Он был издан во 2-м номере «Современника» в 1848 году.
История создания – Тургенев описывает личные наблюдения за жизнью крестьян Орловской губернии. Бывший крепостной писателя, сельский учитель А. И. Замятин, со слов матери и бабушки, рассказал о том, что практически все персонажи из «Записок охотника» списаны с реальных людей. Многим автор даже вывел под их настоящими именами. Крестьянин Бирюк действительно существовал. В итоге свои же крестьяне убили его.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Основная идея – Протест Тургенева против государственной нормы, принятой в России – крепостного права. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь, хотя и по-разному отражаются на каждом из них.
Проблема – Имея такую тяжелейшую жизнь, крестьянам сложно не сломаться, сохранять собственные принципы и достоинство.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Крепостное право в России.
Проблема: Тяжелейшая жизнь крестьян вынуждает их нарушать законы. Отчаявшийся мужик идет в господский лес, рубит дерево для своих нужд.
2. Тема: Тяжелая жизнь крепостных
Проблема: Убогая, голодная жизнь крестьян по-разному влияет на разных людей. Есть люди, сильные духом, которых невозможно сломить.
Нищий мужик идет воровать, а Бирюк не ворует и не берет взяток. Он игнорирует и просьбу барина, который готов заплатить за кражу мужика. Те люди, которые в состоянии выжить в сложных условиях и не сломаться, похожи на «белых ворон». Подавляющая масса крестьян ненавидит Бирюка, завидует ему. Крестьяне хотят убить его. Лесника называют кровопийцей и зверем, а человек лишь исправно выполняет свой долг и защищает свой интерес. Ведь, если пропадет дерево, то отвечать за эту пропажу придется Бирюку. И жизнь его ничем не отличается от жизни других крестьян. Возможно, даже его жизнь тяжелее. Его бросила жена, и теперь он растит двоих детей, один из которых – младенец.
В рассказе показано, что сила есть в каждом человеке. В конце произведения проявляется и сила нищего мужика. В начале он лепечет что-то «по-заячьи», жалуется на свою тяжелую жизнь, умоляет, просит его помиловать. Потом он начинает незаслуженно обвинять Бирюка, угрожать ему, поносить его последними словами. Мужик неправ, но в нем вдруг просыпается большая сила. И Бирюк отпускает его.
3. Тема: Отношение людей друг к другу.
Проблема: Чувство сострадания сильнее чем чувство долга.
Несмотря на то, что Бирюк нарушает закон, он отпускает мужика. Побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В произведении «Бирюк» проявлен гуманистический пафос, проникнутый состраданием писателя к обездоленному, бесправному, отчаявшемуся народу. Автор рисует картины крестьянской жизни – убогая изба, разбитая супружеская жизнь, голодный младенец, который тяжело дышит, и отчаявшийся мужик в лохмотьях, ворующий лес.
Автор представляет Бирюка настоящим русским богатырем – честным, сильным, бесстрашным. Такой замечательный характер, но Бирюк вынужден направлять свои силы на поимку крестьян, обезумевших от нищеты.
И Бирюк, и крестьянин-вор – крепостные. Судя по описанию жизни Бирюка, ему живется не лучше, чем убогому крестьянину-вору, но этот человек не ломается. Он верен своим принципам. Бирюк не берет денег, которые дает ему барин, чтобы тот отпустил вора. Здесь автор показывает, какие бывают сильные, богатырские характеры, которых нельзя ни запугать, ни сломить даже очень серьезными проблемами. В этом проявлен пафос, показывающий, каким может вырастить себя человек.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ Бирюка находится в противоборстве с образом мужика, рубившего дерево. Если барин, на которого работает лесник, не досчитается дерева, то платить придется Бирюку. И Бирюк всем сердцем ненавидит воров, расхищающих чужое имущество, он исправно несет службу.
Образы Бирюка и мужика находятся еще и в единстве – они оба из крепостных крестьян, живущих в нищете, обоим нечем кормить детей. Это единство и выручает мужика, которого Бирюк из сострадания отпускает на волю. Лесник понимает его всем сердцем. В данном случае чувства взяли вверх над профессиональным долгом сурового лесника.
Образ барина-рассказчика находится в единстве с образом мужика. Он понимает, что человек идет на воровство из-за крайней нужды. Барин понимает и Бирюка, у которого нет другого выхода. Ловить воров-крестьян – это его работа, но сочувствие к мужику сильнее, поэтому образ барина находится в конфронтации с образом Бирюка, пока тот не отпускает несчастного.
п.4. Литературные приёмы
Тургенев описывает Бирюка, похожего на былинного героя. Этим он показывает силу характера Бирюка, которого не сломили тяготы жизни.
Рассказчик впервые видит его в грозу, при свете молнии. Само описание природы в этот момент динамично – деревья бушуют, тревожно лепечут ракиты. Это описание созвучно с характером лесника и с его нелегкой судьбой. Дождь идет, не переставая. Природа показывает безрадостную жизнь крепостных, создавая особую атмосферу рассказа.
Тургенев детально описывает избу, от которой веет одиночеством, пустотой, бедностью, безрадостной жизнью. Его бросила жена, оставив на него детей. Младенчик в люльке дышит тяжело, возможно, болен. Странно видеть такое унылое жилье на фоне сильного и цельного мужика. Автор показывает, что жизнь Бирюка не лучше жизни других крепостных, но лесник не ворует и взяток не берет.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения — противостояние Бирюка и нищего мужика. Мужик не может прокормить семьи и идет на воровство. Бирюку приходится выбирать между чувством долга и состраданием к мужику. И побеждает сочувствие, ведь Бирюку и самому нечем детей кормить. Он понимает состояние правонарушителя. Он не губит его жизнь мужика окончательно, отпуская его.
Источник
Какие чувства вызывает рассказ Бирюк?
Ответ:
Андрий -младший сын Тараса,возраст 20-21 год. Черноволосый красавец,статный и ловкий.Автор сравнивает его с борзым псом-быстрым и прекрасным.Правильные,мягкие черты лица,ощущение спокойствия и силы в его облике.
2)Отношение к учёбе
Учился он легко,всё ему давалось проще,чем брату.Дюжий молодец обладает смекалкой,быстро понимает и оценивает происходящее.Ему легко даётся учение,он умён и смекалист,выходит «сухим из воды».
Андрий впечатлительный юноша,у него пылкий и пытливый характер.Его пытливый ум ищет развлечений и он всегда избегает наказаний,чувственность и впечатлительность толкают его на приключения.
Андрий теряет голову от любви,он впервые узнаёт,что такое сильное чувство.
5)Поведение во время боя
Поступки Андрия обдуманные,он взвешивает всё,прежде чем делать.Не бросается сломя голову, сначала обдумывает действия.Смелый,решительный,умный воин.
6)Отношение к товарищам
Добрый товарищ,умный и практичный. Старается не выделятся,но не прячется за спины других.Сильный и ловкий воин,стремительный и напористый.Андрий предпочитает остаться в стороне от громких подвигов,в тени славы товарищей.
7)Отношение к личным счастьям
Утончённый Андрий не разделяет взглядов отца,ему чужды сражения,его душа стремилась к любви и спокойствию.Выбрав путь предательства,Андрий погубил только себя,но спас панночку.
8)Близость с родителями
Любит мать,уважает отца,ближе к матери,чем брат.
Источник
Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк».
Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк».
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-поиск (урок-практикум).
Форма урока : групповая, фронтальная.
Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; «собирание» «рассредоточенного» пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.
Цели урока :
— развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа,
интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении,
— развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей
постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;
— совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-
литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний
— совершенствование навыков характеристики героя;
— развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;
— совершенствования навыков выразительного чтения;
Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право». (И. С. Тургенев).
Ключевые слова: пейзаж, портрет-впечатление, интерьер, внутренний конфликт, идея произведения
I. Вступительное слово учителя
На прошлом уроке мы с вами начали разговор об Иване Сергеевиче Тургеневе и его сборнике рассказов «Записки охотника». Вспомните, что вы знаете об этом писателе?
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасское- Лутовиново.
Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения.
В 1847 году был написан первый рассказ («Хорь и Калиныч») из будущих «Записок охотника», принесших ему славу, а последний («Стучит») в 1874 году, то есть прошло почти 30 лет.
-Какова основная тема «Записок охотника»?
Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.
— Как читатели встретили появление «Записок охотника»?
Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым.
Но в правительственных кругах они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское – Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный писателем в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки – «Записки охотника».
Скажите, ребята, а что рассказы содержат прямой протест против царя или крепостного права?
Рассказы не содержит прямого протеста против крепостного права, однако они интересны тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика.
Известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с «Записками охотника», что И.С. Тургенев «зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил». Цель нашего урока исследовать образ русского мужика, рассмотреть ту его сторону, на которую, по словам Белинского до Тургенева никто не обращал особого внимания.
Образ русского мужика мы будем исследовать на примере героя рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «БИРЮК». Этот рассказ был написан в 1847, а напечатан в 1848 году в журнале «Современник». Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии.
Вспомните, ребята, какие средства используют авторы произведений, чтобы раскрыть перед читателем образ персонажа.
Авторы используют описание внешности персонажа, описывают место, где он живет, может присутствовать авторская характеристика, а может характеристика других персонажей, герой может раскрываться в поступках, в художественных деталях.
При анализе рассказа « Бирюк » мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения. Как вы считаете, какие из перечисленных средств являются основными в данном рассказе?
Способы выражения авторской позиции показаны через пейзаж, интерьер, портрет. Все остальные средства создания образа будут тоже так или иначе названы.
Попробуем вместе с вами увидеть и понять душу русского человека.
Первая группа. Роль пейзажа в рассказе Тургенева.
Задания группе «Пейзаж».
1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
2. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы («Гроза надвигалась. Дождь полил ручьями»).
3. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?).
4. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.
5. Какова роль образа — символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?
6. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?
-Итак, что такое пейзаж?
Это изображение природы.
— С чего начинается рассказ? ( Охотника в лесу застала гроза).
А теперь прочитаем строки первой пейзажной зарисовки «Гроза надвигалась…Дождь полил ручьями».
Сравните, что особенного в описании природы перед грозой и во время грозы?
В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие. Употребляется много эпитетов (огромная лиловая туча, длинные серые облака, душный жар, влажный холод)
С началом грозы краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления (ветер загудел, деревья забушевали, капли застучали, зашлепали, гроза разразилась). Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.
— Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?
«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака». Это происходит после грозы.
То есть образ грозы можно считать ключевым . При вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
Гроза является образом-символом. Гроза не только в природе, она происходит в жизни
Бирюка, мы узнаем, что от него сбежала жена, оставив его с двумя детьми . Его терзает страх за детей. Бирюк – сам гроза для воров. «Лесник, не поймавший вора, предавался суду, либо сам возмещал стоимость порубленных деревьев, подвергался физическим наказаниям, ссылался в Сибирь», а дождь – это не только осадки, но и слезы детей, и ненастье не только в природе, но и в в жизни крестьян.
Вывод: Человек един с природой. Он ее охраняет, она его понимает. Пейзаж – средство создания образа. Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.
Вторая группа. Какую роль играет описание интерьер а.
Задания группе «Интерьер».
1. Что такое интерьер?
2. Художественный пересказ (описание жилища Бирюка).
3. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?
4. Какие слова в описании являются ключевыми?
Что такое интерьер?
Это внутреннее пространство помещения, определённым образом организованное и благоустроенное.
Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору? Перескажем близко к тексту описание избы Бирюка .
Какое впечатление это описание производит на вас?
Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность и неуют [Cлайд № 8.Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем]
Какие слова подчеркивают убогость жилища?
-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.
Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». От лучины исходит скудный свет.
— Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.
«Субъективно»: рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к увиденному: «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.
Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего». «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».
— Вывод. Какую роль играет интерьер в рассказе ? (запись в тетрадь).
Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов. Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе. Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер. В описании избы зашифрована социальная характеристика героя.
Третья группа. Портрет.
Задание группе «Портрет Бирюка»
1. Художественный пересказ (описание внешности главного героя).
2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?
3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища — Бирюк?
4. Что означает слово «бирюк» (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. На вопрос об имени лесник не только называет себя, но и добавляет своё прозвище – Бирюк .
Что означает слово «бирюк» (по словарю В.И.Даля)?
По Далю «бирюк» имеет несколько значений:
2) нелюдимый, угрюмый человек. «Русский народ на прозвища мастер».
Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
Наш герой — действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество.
Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому Бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим.
— Как в действительности звали героя?
Фомой называет себя сам герой, «Фома Кузьмич»- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне.
— Чьими глазами мы видим Бирюка ? В чём особенность портрета лесника?
Глазами охотника-рассказчика мы видим человека. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза»).
[Слайд № 9. Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874]
— Какой вид портрета перед нами в рассказе ?
Словесный. «Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким-то богатырским видом, Бирюк представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».
Портрет помогает выразить индивидуальные черты.
Перед нами не только словесный вид портрета, но и «рассредоточенный» портрет.
— Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят?
«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность.
Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину.
Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от Бирюка? Бирюк же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик
— Прочитайте описание внешности порубщика. Какое чувство он вызывает у вас?
Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика. «Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья… При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…».
— Сравните с портретом Бирюка. Как автор относится к порубщику? ( здесь нет любования этим героем, только жалость).
Каков Фома Кузьмич на самом деле? Что делает его бирюком?
-Вывод. Какую роль играет портрет в данном произведении?
Он помогает раскрыть характер героя, Первое впечатление создается по внешнему виду. Нелюдимый, скрытный, но мы понимаем, что это очень хороший человек, никому не показывающий своего лица. Сам живет в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе, сама жизнь заставила этого человека быть грозным и нелюдимым.
^ III. Беседа со всем классом.
-Итак, назовите центральный (кульминационный) эпизод рассказа . Столкновение между мужиком и Бирюком (внешний конфликт)
Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».
Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком ?
Здесь особое внимание нужно обратить на внутренний конфликт, который переживает Бирюк .
-За что клянут Бирюка , угрожают? За то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».
— Может, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным? Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».
— Как и любой крестьянин, Бирюк как лесник стоит перед выбором?
Во-первых, воровать – грех, к тому воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.
Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету.
— Находит ли внутренний конфликт разрешение?
Нет…Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина. Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой.
Какой же выход из этой ситуации?
Нужно создавать условия, в которых человеку не придется стоять перед выбором: исполнить свой долг профессионала или поступить по совести.
-Итак, все рассмотренные средства помогли нам создать образ крестьянина Бирюка. Давайте вернемся к словам Белинского, которые были прочитаны нами в начале урока. Какую же сторону русского мужика раскрыл перед нами Тургенев ?
Тургенев показал крепостного крестьянина сильной личностью, Бирюк смог в сложной ситуации, ценою собственного благополучия остаться человеком. Он показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика, умеющего сострадать, понимать и прощать.
«Мужик должен быть освобожден от крепостного права» — таков лейтмотив рассказа . Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком .
V. Домашнее задание на выбор:
Источник