Какие чувства вызывает бетховен лунная соната

Завораживающая » Лунная Соната » Бетховена. )). Какие— Чувства. Эмоции.. . вызывает у Вас эта Нежная Музыка. ))).

Необыкновенная музыка : местами — чистая и спокойная, местами — стремительная и драматичная! Если помнить о том, что она написана глухим композитором, то помимо прочих чувств, она вызывает ещё и удивление — как такое можно было создать.
Мысль о неразделенной любви.


Недосягаемо-крылата,
Сквозь тени зыбких облаков
Взлетает Лунная Соната
Над перекрестьями веков.. .

За счастья миг грядёт расплата.. .
Но в дымном пламени костров
Всё так же жертвенно и свято
Сияет Лунная Любовь;

И, недоступна власти злата,
Пройдя сквозь сумрачность времён,
Мерцает Лунная Соната,
Даря ночам жемчужный сон;

А жизнь ни в чём не виновата —
Её движенья строгий ход
Диктует судьбы — как Соната
Диктует темам свой черёд.. .

. Над неизбежностью заката
Взойдёт прощеньем звёздный свод.. .
И плачет Лунная Соната,
Роняя в Вечность
к а п л и
н
о
т . .
(Лютель Эдер)

Плэйкаст «Лунная соната»

Лунная соната (стихи о луне).

Я слышу мелодию «Лунной сонаты» ,
от звуков которой мир звёздный застыл.
Сонату волшебную эту когда-то
Бетховен любимой своей посвятил.

Словами любовь объяснить невозможно,
влюблённый и юный Бетховен без слов
мелодией «Лунной сонаты» тревожной
любимой своей рассказал про любовь.

В грустные дни, в дни разлук и ненастья
пусть свято помнит любой –
музыка – это улыбка и счастье,
музыка – это любовь!

В окошке звезда одиноко мерцает,
на клавишей ряд лунный лучик упал.
В ночи на рояле маэстро играет
сонату, которую лунной назвал.

Не спится Бетховену ночью, не спится,
плывёт над землёю мотив неземной,
и плачет рояль… В лунном свете ресницы
дрожат у любимой от музыки той.

В грустные дни неудач и печалей
пусть свято помнит любой –
музыка – это не только звучанье,
музыка – это любовь!
(с)


Источник

Лунная соната Бетховена, о чем она?

Что мы знаем о Лунной сонате. Немного мыслей об этом великом творении человеческого таланта. Для большинства из нас, узнаваемой музыкой Лунная соната исчерпы­вается первой её частью. В действительности это не все произведение, а только первая часть. Как и положено классической сонате, оно имеет ещё и вторую, и третью. Так что, наслаждаясь Лунной сонатой, стоит прослушать не одну, а три части — лишь тогда мы узнаем «конец истории» и сможем оценить все сочинение целиком.

История создания этого гениального произведения до сих пор вызывает много споров в музыкальной среде. Но и несомненно то, что в этом произведении Бетховен предвосхитил позднее творчество композиторов романтиков и называют сонату первым ноктюрном. Сам же композитор дал своему сочинению название «соната в духе фантазии».

Впервые опубликована в Вене, в марте 1802 года, и была 14-я в ряду из 32 фортепианных сонат.

В те годы тридцатилетний композитор переживал не лучшее время в своей жизни. С одной стороны, он был успешен и популярен и производил впечатление жизнерадостного, счастливого человека, но с другой стороны проблемы со здоровьем – он стал терять слух. Для него это было страшной бедой, ведь до болезни слух Бетховена отличался изумительной тонкостью и точностью, он способен был заметить малейший неверный оттенок или ноту, почти зрительно представлял себе все тонкости богатых оркестровых красок. Невыносимый шум в ушах постоянно мучил Бетховена, и медицина того времени ничем не могла ему помочь. Уже к 1800 году композитору приходилось стоять очень близко к эстраде, чтобы слышать высокие звуки оркестра, и даже с трудом различал слова говоривших с ним людей. Он скрывал свою глухоту и старался поменьше бывать в обществе.

В это время в его жизни появилась юная Джульетта Гвиччарди. Ей было шестнадцать, она обожала музыку, прекрасно играла на рояле и стала ученицей великого композитора. И Бетховен влюбился, сразу и безвозвратно. Он всегда видел в людях только лучшее, а Джульетта представлялась ему совершенством, невинным ангелом, сошедшим к нему для утоления его тревог и печалей. Его пленили жизнерадостность, добродушие и общительность юной ученицы. У Бетховена и Джульетты завязались отношения, и он почувствовал вкус к жизни. Он стал чаще выходить в свет, он заново научился радоваться простым вещам – музыке, солнцу, улыбке возлюбленной. Бетховен мечтал, что когда-нибудь назовет Джульетту женой. И вот тогда, наполненный счастьем, он начал работу над сонатой, которую назвал «Соната в духе фантазии».

Но его мечтам не суждено было сбыться. Ветреная и легкомысленная кокетка завела роман с богатым графом Робертом Галленбергом. Ей стал неинтересен глухой, необеспеченный композитор из простой семьи. Очень скоро Джульетта стала графиней Галленберг. Соната, которую Бетховен начал писать в состоянии настоящего счастья, восторга и трепетной надежды, была закончена в гневе и ярости. Её первая часть медленная и нежная, а финал звучит, как ураган, сметающий все на своём пути.

Читайте также:  Что отличает человека от любого другого живого существа наличие эмоций

После смерти Бетховена в ящике его письменного стола нашлось письмо, которое Людвиг адресовал беспечной Джульетте. В нем он писал о том, как много она для него значила, и какая тоска нахлынула на него после её измены. Мир композитора рухнул, а жизнь потеряла смысл.

Само название «Лунная» было придумано позже, в 1832 году поэтом Людвигом Рельштабом, когда Бетховена уже не было в живых. Как ему представлялось, Бетховен в первой части хотел рассказать об образе люцернского озера в тихую лунную ночь. Но, к сожалению, нет ни единого исторического доказательства, что Бетховен подразумевал именно это.

Композитор Гектор Берлиоз, имевший полное право говорить о музыке, считал, что 1-я часть сонаты описывает скорее атмосферу «солнечного дня», нежели «лунной ночи». Несмотря на это высказывание, название «Лунная» так и закрепилась за произведением Бетховена.

Без сомнений, Лунная соната Бетховена относится к числу наиболее популярнейших произведений композитора. Более того, она является одним из ярчайших сочинений всей мировой музыки. Все три части этого произведение – это неразрывное чувство, которое нарастает до самой настоящей грозной бури. Герои этой драмы, а также их чувства живы по сей день, благодаря этой замечательной музыке и бессмертному произведению искусства, созданного одним из величайших композиторов.

Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала.

Источник

нужен анализ лунной сонаты Бетховена, помогите!

Произведение начинается тихо, едва слышно. Потом немного громче. Отдельные ноты выделяются под смену настроения. Как будто пунктирной линий прочерчена общая траектория музыкального настроения.
Музыка плавная, медленная, задумчивая. Под нее хочется размышлять о вечном. Все время пока идет повторение отдельных музыкальных фраз ты ждешь и ждешь красивых впечатлений. И ждешь и слушает и впитывает в себя и пьешь будто читую родниковую воду от которой ломт зубы, она пахнет лесом, счастьем.
Хотя музыка явно грустная, плакать не хочется, она оставляет приятую тихую радость и счастье. Хочется еще и еще раз повторить то, что только что слышал.
Все заканчивается несколькими точными аккордами, как бы ставится точка. Но музыка еще некоторое время слышится в голове, еще некоторое время остается неизгладимое впечатление от ее красоты и величия. Величие которое не подавляет, не величие храма, а величие гениальности автора, который не навязывается, не подавляет, а просто ведет за собой, рисуя картинку своего настроения.
Почему то каждый раз когда слушает не представляешь себе лунной ночи. Это вовсе не обязательно, что бы наслоиться шедевром. Ты просто понимаешь, что слушать такую музыку так же приятно как дышать ароматом розы или стоять у открытого окна и чувствовать что легкий ветерок обдувает лицо. Композитор сумел передать и порывы ветра и легкий шелест травы и бесконечное движение волн.. . Музыка живет, как живет огонь, как живет вода, ветер — сама природа! Тут просто легко и изящно описан небольшой период жизни — самой Матери Природы и тебя приглашают посмотреть на нее: тут взяты особые краски, особая палитра — фортепьяно выдает максимум из того на что способно в руках великого Мастера!

Анализ клинический, биохимический или на сахар?

1 действие
Картина первая
Князь Галицкий шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Здесь же Скула и Ерошка.

В терем приходят девицы, с просьбой вернуть подругу, которую похитили слуги Галицкого. Князь высокомерно прогоняет просительниц, а веселье продолжается своим чередом.

Картина вторая
Княгиня полна тяжелых дум, ведь до сих пор нет вестей от мужа. От горестных мыслей Ярославну отвлекают девицы пришедшие жаловаться на беззакония князя Галицкого. Появляется Галицкий. Держа ответ перед сестрой, брат ведет себя вызывающе и уверенно, заявляя, что скоро захватит власть в Путивле.

К княгине входят с плохими новостями думные бояре. Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев, а на Русь идут вражеские орды.

2 действие
В степи, в половецком стане, девушки нежными песнями и танцами услаждают взор Кончаковны, дочери хана Кончака. Сын Игоря, Владимир, с наступлением ночи спешит на свидание с прекрасной Кончаковной. Но князю Игорю плен доставляет лишь страдание, ведь он мечтает поскорее освободить свой народ.

К князю Игорю тайно обращается половец Овлур желая помочь в побеге. Половецкий хан Кончак, приглашает к себе князя Игоря, предлагая ему свою верность и дружбу, по достоинству оценив в бою смелость и честность князя. Но Игорь твердо отказывается от предложения. Хан хорошо понимает князя и чтобы поднять настроение пленника, сзывает юношей и девушек для веселой безудержной пляски.

3 действие
Половцы встречают хана Гзака с добычей. Вид полоненных сородичей и разграбленного добра, становятся последней каплей терпения князя Игоря. Князь решается бежать с помощью Овлура. Появляется взволнованная Кончаковна. Узнав о побеге, красавица молит Владимира остаться с ней. Князь Игорь вскочив на коня, бежит из плена, оставив влюбленного сына с дочерью хана.

Читайте также:  Диагностика темперамента младших школьников методом наблюдения

4 действие
Городская стена Путивля. Княгиня, оплакивает мужа и разоренную половцами землю. Тут Ярославна видит скачущих всадников, с радостью узнавая в одном из них любимого супруга. Гудошники, еще не зная о прибытии князя, смеются над Игорем. Но приезд князя Игоря потрясает их. Чтобы избежать наказания, плутоватые Скула и Ерошка, решают бить в колокол, возвещая о появлении князя.

На звон колокола сбегаются жители Путивля, шумно приветствуя любимого князя.

Опера учит мужеству, преданности и отваге. Верности своему слову и любви к родной земле.

Источник

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Содержание:

  1. Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена.
  2. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души».

Музыкальный материал:

  1. Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть (слушание); II и III части (по желанию педагога);
  2. А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
  2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
  4. Осознавать интонационно-образные основы музыки.
  5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)

«Музыка в себе – это страсть и тайна.
Слова говорят о человеческом;
в музыке выражается то, что никто не знает, никто не может разъяснить,
но что в большей или меньшей степени есть в каждом…»

Ф. Гарсиа Лорка (испанский поэт, драматург, известный также как музыкант и художник-график)

Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.

Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой?

Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была,
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было — или будет.

(П. Б. Шелли. Любовь бессмертная)

«Лунная» соната принадлежит к числу наиболее популярных произведений великого композитора и является одним из замечательнейших произведений мировой фортепианной музыки. Своей вполне заслуженной славой «Лунная» обязана не только глубине чувств и редкой красоте музыки, но и её поразительной цельности, благодаря которой все три части сонаты воспринимаются как нечто единое, неразрывное. Вся соната — нарастание страстного чувства, доходящего до настоящей душевной бури.

Соната № 14 до-диез минор (cis-moll ор. 27 № 2, 1801 г.) стала знаменитой ещё при жизни Бетховена. Название «Лунная» она получила с лёгкой руки поэта Людвига Рельштаба. В новелле «Теодор» (1823) Рельштаб описывал ночь на Фирвальдштетском озере в Швейцарии: «Гладь озера освещена мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о тёмный берег; покрытые лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и неразделённой любви».

Читатели легко связали этот романтический пейзаж с давно уже завоевавшей популярность I частью бетховенской сонаты, тем более что на слух музыкантов и публики 1820–30-х годов все эти ассоциации выглядели совершенно естественными.

Призрачные арпеджио на туманно обволакивающей правой педали (эффект, возможный на тогдашних роялях) могли восприниматься как мистическое и меланхолическое звучание эоловой арфы — инструмента, чрезвычайно распространённого в то время в быту и в устройстве садов и парков. Мягкие колыхания триольных фигур даже зрительно уподоблялись лёгкой ряби на глади озера, а плывущая поверх фигураций величаво-скорбная мелодия — луне, озаряющей пейзаж, или почти бесплотному в своей чистой красоте лебедю.

Трудно сказать, как отнёсся бы к подобным интерпретациям Бетховен (Рельштаб посетил его в 1825 году, но, судя по воспоминаниям поэта, они обсуждали совсем другие темы). Не исключено, что композитор не нашёл бы в нарисованной Рельштабом картине ничего неприемлемого: он не возражал, когда его музыку истолковывали с помощью поэтических или живописных ассоциаций.

Рельштаб уловил лишь внешнюю сторону этого гениального творения Бетховена. На самом деле за картинами природы раскрывается личный мир человека — от сосредоточенного, спокойного созерцания до крайнего отчаяния.

Как раз в это время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал (или, во всяком случае, ему так показалось), что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной графине Джульетте Гвиччарди он стал думать, как о своей будущей жене. «. Она меня любит, и я её люблю. Это — первые светлые минуты за последние два года», — писал Бетховен своему врачу, надеясь, что счастье любви поможет ему одолеть свой страшный недуг.
А она? Она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя — пусть знаменитого, но незнатного происхождения, да к тому же ещё и глохнущего.
«К несчастью, она принадлежит к другому сословию», — признавался Бетховен, понимая, какая пропасть лежит между ним и его возлюбленной. Но Джульетта и не могла понять своего гениального учителя, она была для этого слишком легкомысленна и поверхностна. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга — бездарного сочинителя музыки, зато графа.
Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком титанической воли, могучего духа, человеком высоких помыслов и глубочайших чувств. Как велики должны были быть и его любовь, и его страдания, и его стремление одолеть эти страдания!
«Лунная соната» и была создана в эту трудную пору его жизни. Под настоящим её названием «Sonata quasi una Fantasia», то есть «Соната вроде фантазии», Бетховен написал: «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди» .
«Вслушайтесь теперь в эту музыку! Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, теперь вы услышите в первой части такую безмерную скорбь, какой никогда раньше и не слышали; во второй части — такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале — такое бурное кипение страстей, такое неимоверное стремление вырваться из оков печали и страданий, какое под силу только подлинному титану. Бетховен, поражённый несчастьем, но не согнувшийся под его тяжестью, и был таким титаном». Д. Кабалевский.

Читайте также:  Боль у сердца от печали до радости

Звуки музыки

Первая часть «Лунной» Adagio sostenuto резко отличается от первых частей других сонат Бетховена: в ней нет контрастов, резких переходов. Неторопливое, спокойное течение музыки говорит о чистом лирическом чувстве. Композитор отметил, что эта часть требует «деликатнейшего» исполнения. Слушатель точно вступает в зачарованный мир мечты и воспоминаний одинокого человека. На медлительном волнообразном сопровождении возникает полное глубокой выразительности пение. Чувство, вначале спокойное, очень сосредоточенное, разрастается до страстного призыва. Постепенно наступает успокоение, и вновь раздаётся грустная, полная тоски мелодия, замирающая затем в глубоких басах на фоне беспрерывно звучащих волн аккомпанемента.

Вторая, очень небольшая, часть «Лунной» сонаты полна мягких контрастов, лёгких интонаций, игры света и тени. Эту музыку сравнивают с танцами эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Вторая часть служит чудесным переходом от мечтательности первой части к могучему, гордому финалу.

Финал «Лунной» сонаты, написанный в полнокровной, богатой сонатной форме, составляет центр тяжести произведения. В стремительном вихре страстных порывов проносятся темы — грозные, жалобные и печальные, — целый мир взволнованной и потрясённой человеческой души. Разыгрывается подлинная драма. «Лунная» соната, впервые в мировой истории музыки, даёт столь редкий по цельности образ душевного мира художника.

Все три части «Лунной» производят впечатление единства благодаря тончайшей мотивной работе. Кроме того, многие выразительные элементы, заключённые в сдержанной первой части, развиваются и достигают кульминационной точки в бурном драматическом финале. Стремительное восходящее движение арпеджий в заключительном Presto начинается с тех же звуков, что и спокойное волнообразное начало первой части (тоническое трезвучие до-диез минор). Самое движение вверх через две-три октавы перешло из центрального эпизода первой части.

Любовь бессмертная: пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате. Не в этом ли заключено высокое этическое (этический – нравственный, благородный) значение искусства, способного воспитывать человеческие чувства, призывать людей к добру и милосердию друг с другом?

Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы всё больше осознаем необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по-прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить.

Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей. Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить. Что в ней звучат не какие-то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.

Вопросы и задания:

  1. Какая «бессмертная песнь» звучит в «Лунной» сонате Л. Бетховена? Поясните ответ.
  2. Согласны ли вы с утверждением, что проблема «экологии» человеческой души является одной из важнейших, актуальных проблем человечества? Какой должна быть роль искусства в её решении? Поразмышляйте об этом.
  3. Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Лунная соната:
I. Adagio sostenuto, mp3;
II. Allegretto , mp3;
III. Presto agitato , mp3;
Бетховен. Лунная соната, I часть (в исполнении симфонического оркестра) , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Оцените статью