Какие чувства вызывает ася тургенев

Анализ повести «Ася»

Предлагаем вам прочесть краткий и полный анализ повести Тургенева «Ася». Писатель отобразил замечательный женский образ, занявший особое место в русской классической литературе – «тургеневскую девушку». В этом произведении описана первая любовь, переполненная счастьем и горечью, радостью и отчаянием.

Год написания и публикации – Повесть написана в 1857 г., а дата публикации — 1858 г.
История создания – По словам автора, замысел повести возник из одного мимолетного впечатления. Находясь в небольшом немецком городке, Тургенев увидел молодую девушку в окне, а из нижнего окна выглядывала пожилая женщина. Писатель обратился к своей фантазии, представив судьбу этих 2-х женщин.
Прототипом главной героини могли стать незаконнорожденные девушки — Ася, Анна и Варя, находящиеся с Тургеневым в близком родстве.
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Основная идея – Радости и горести первой любви, иллюзии юности.
Тема – Первая любовь.
Проблема – Любовь невозможно отложить на завтра – это отговорка, которая заканчивается потерей любимого человека. Результатом нерешительного поведения может стать горькое сожаление, длинною в жизнь.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Первая любовь.

Проблема: Отсутствие опыта. В любви не бывает «завтра».

Для человека важно ответственно относиться к чувствам, которые зародились, вовремя распознавать их. Счастье – это не то, что падает с неба. Его нужно защищать и отстаивать, отбросив всякие условности и чужое мнение, иначе «прекрасное завтра» так никогда и не наступит.

Когда молодой человек или юная девушка влюблены впервые, то не так просто сохранить любовь. Нет еще опыта, может не быть понимания, уверенности, доверия. Это все сформируется в будущем, но пока главные герои то радуются, то грустят, не могут разобраться в себе и в чувствах другого человека. Они не понимают, любят ли сами, и не могут разобраться, любят ли их или нет.

Так произошло с главными героями повести. Ася – честная и искренняя, она стесняется своего происхождения, но девушка выросла в простой среде. Для нее не играют большой роли светские условности, надуманное чувство долга. Тургеневская героиня любит – и этим сказано все. Ася назначает свидание и идет навстречу своему счастью.

И Н.Н., и Гагин – люди другого типа, на их воспитание наложил отпечаток светский этикет. Они благородны и честны, но не так, как Ася. Они хуже знают себя и саму жизнь, следуют чувству долга, искаженного светской моралью. Н.Н. нерешителен, он не понимает важности для себя чувств к Асе. Им движут условности – мнимое чувство долга. Он считает сумбурный вечер неподходящим для предложения руки и сердца и теряет любимую.

Их взаимное чувство обречено. Главные герои еще не окрепли, еще не того жизненного опыта, который не позволит умереть любви.

2. Тема: Тема лишних людей, жизнь без цели.

Проблема: Все главные герои не имеют определенной цели. Гагин был военным, но подал в отставку. Он хочет стать художником, но сомневается в себе. Любое слово, сказанное в адрес его творчества, воспринимает, как абсолютную истину. Складывается впечатление, что он не верит в себя, как в художника, да особо и не стремится к этому. И ему не понятно, что именно он хочет.

Н. Н. – человек без определенных занятий. Не понятно, чего он хочет, к чему стремится.

У Аси есть и стремления, и цели. Она хочет вырастить из себя особенную женщину, примеряет на себя различные образы, но еще не знает, как это сделать. Она ищет себе наставника, хочет, чтобы кто-то направил ее.

Я думаю, что дворяне 19 века – несчастные люди. Их богатство позволяло вести праздную жизнь долгие годы, а это приводило к деградации. В современном мире по-другому — у богатых людей, как правило, есть дело, они работают, реализовывают себя, радуются жизни.

3. Тема: Утраченные возможности.

Проблема: Необходимость сделать сложный выбор, уверенность, что «завтра я буду счастлив».

Главный герой влюблен в боязливую девушку с неопределенным положением в обществе. Н.Н. испытывает к ней чувства, но дружит с ее братом, который ставит жестко вопрос – собирается ли Н. Н. жениться на ней. Он ведет себя нерешительно и жестоко в момент свидания. Чувствуя, что теряет Асю, Н.Н. ярко осознает свою любовь к ней. Думая, что вечером признание будет неуместным, он откладывает этот важный вопрос на завтра. «Завтра я буду счастлив», но «завтра» не наступает и не наступит уже никогда. Он лишь будет свято хранить ее записочки и цветок, издающий до сих пор нежный запах любви.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

В этом произведении все повествование подчинено теме любви. Тургенев мастерски описывает первую любовь – беспредельную и бессмертную. Вся последующая жизнь главного героя подчинена этой давней истории. В этом я вижу пафос тургеневской «Аси».

Ася, искренне и честно, идет навстречу своей любви, навстречу своим желаниям, но только она готова к искреннему и правдивому выражению своих чувств. Девушка, рискует, волнуется, но идет на встречу с Н.Н. В этом ее мужество, сила, красота.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образы главных героев находятся и в слиянии, и в конфронтации друг с другом. Образ Гагина находится в единении с образом его сестры, но и в противоборстве с ней, когда Ася признается, что любит Н.Н.

Читайте также:  Позы для рисования эмоции манекены

Образ главного героя находится в единении с образом Аси, но в момент свидания жестко противопоставлен ей.

Н. Н. и Гагин дружат, находясь в единении, но конфликтуют, когда речь заходит об отношениях с Асей.

п.4. Литературные приёмы

Для раскрытия темы, Тургенев использует различные образы и символы, например, природа и музыка.

Музыка, услышанная на противоположном берегу, побуждает главного героя влиться в толпу празднующих. Его одиночеству приходит конец. Он возвращается домой и снова слышит музыку, которая усиливает его состояние счастья.

Влюбленные кружатся в вальсе, на который Ася пригласила Н.Н. Соединенность в танце говорит о возможности близкого контакта, о взаимном чувстве главных героев.

Природа – важный символ, который использует автор. Прекрасный вид на Рейн, который виден из дома Гагина, подчеркивает красоту зарождающегося взаимного чувства.

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт повести — конфликт между чувством главного героя и долгом. Н. Н. испытывает сильное влечение к девушке, но его останавливает чувство долга — разговор с Гагиным по поводу женитьбы на ней. Н. Н. считает, что не имеет права войти с Асей в близкий контакт, поскольку жениться на ней пока не готов. В таких ситуациях обычно побеждает любовь, но в данном случае мы видим разрушенные отношения 2-х любящих людей.

Источник

Урок литературы в 8-м классе «История одной любви» (по повести И.С. Тургенева «Ася»)

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  1. формирование чувства прекрасного через поэтический текст повести, музыку;
  2. познакомить учащихся с литературным произведением 19 века, изучая с точки зрения понятия историзма в литературе;
  3. учить восьмиклассников текстуальному анализу повести и анализу эпизода произведения, видеть и понимать значение детали в литературном произведении;
  4. учить ребят понимать «психологизм» повести, разбираться в средствах выразительности языка.

Оборудование:

  1. портрет И.С.Тургенева;
  2. на доске записи:
    — тема урока;
    — эпиграф «А счастье было так возможно» (А.С.Пушкин);
    — «У счастья нет завтрашнего дня…У него есть настоящее – и то не день – а мгновение» (И.С.Тургенев);
  3. «театральная декорация»: одна половина доски оформляется как окно с подоконником; на подоконнике – горшок с цветущей геранью, подсвечник, раскрытая книга, на ней засушенная веточка герани, рядом пожелтевшие листочки бумаги, свернутые записками.

Ход урока.

Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново?
Томленье духа или благодать?

Урок, посвящённый повести И.С.Тургенева «Ася», я начала с этих стихотворных строк неслучайно. Как вы думаете, почему? Да, главное в повести – любовь. Всё о ней, о любви, о серьёзном и строгом, о сокровенном и важном…

Любовь… это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – что это? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорблённого чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит. Краски становятся ярче, звуки отчётливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра…

Вопросы, вопросы… прямых ответов мы не найдём у Тургенева, но все тургеневские герои проходят «испытание любовью», своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, духовно окрылён. Один из исследователей творчества И.С. Тургенева , П. Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психологическая загадка». Вот нам и предстоит сегодня попытаться разгадать эту психологическую загадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайну душевных переживаний; проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, которые потом, с годами, хоть и утратили свою остроту, обрекли героя на судьбу бобыля.

Итак, обратимся к тексту повести.

— Какую форму повествования выбирает автор?

Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

— Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.

— Чем поразили Гагины Н.Н. при первом знакомстве?

Н.Н. воспринимает брата и сестру как людей разных психологических уровней, а портретные характеристики поражают читателя точностью и краткостью. Рассказчик отметил явное несходство и внутренний контраст Гагиных. Это ещё больше обострило его любопытство и восприимчивость. Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.

Читайте также:  Лекарства от стресса при онкологии

— Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его. (Чтение текста повести сопровождается вальсом Штрауса «Над голубым Дунаем»).

— Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.?

Пейзажная миниатюра становится средством выражения романтических возвышений героя. Встреча с Гагиными обострила его внимание к прекрасному. Поэтому он весь отдаётся созерцанию и возвышенному настроению.

— Каково состояние души Н.Н. после первого дня знакомства?

Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

— Где встретили Н.Н. с Гагиным Асю на второй день знакомства?

На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

— Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, досада.)

По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полу загадочным существом, «хамелеоном».

— Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?

Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём, и этим шокировала чопорных англичан; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной… Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

— Как заканчивается второй день знакомства?

Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.

— Как нравственно-психологическое состояние героя передаётся через пейзаж?

Какие то неясные тёмные силы врывались в сознание героя, оставаясь смутными, тревожными и даже раздражающими. Непонятная герою «мертвенная» тяжесть как первые всплески неосознанного чувства разрешилась в сознании героя в горькое жгучее волнение, в тоску по родине.

— Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства. Какое настроение было доминирующим в этот период?

Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное поведение девушки, стремление понять её внутренний мир. (Зачитать начало 6 гл.)

— Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася – не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке)

— Какие чувства овладевают героем после этого?( конец 6 – начало 7 гл.)

Сам герой не находит определения своим чувствам. Но мы, читатели, понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от неё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой день же отправляется к ним.

— Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси).

— Как меняется душевное состояние героя?

Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет своё состояние: « Я почувствовал какую-то сладость, — именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили. Мне стало легко после гагинского рассказа.»

— После разговора об Асе последовала новая фаза любовных отношение тургеневских героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение. Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

Успокоенный, Н.Н. понял, что странная девочка привлекла его не одной толь полудикой прелестью, но её душа ему нравилась.

— Всё вокруг влюблённых освещается волшебным светом: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.) Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова?

Любовь окрыляет человека, поднимает его гад обыденностью. Литературовед М.Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей».

— Что почувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, весёлого вальсирования с Асей и её призыва вообразить, что у них выросли крылья?

Н.Н. почувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство на сердце, с другой, — упоение радостью сближения; в нём загорелась жажда счастья.

— Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент?

Через пейзажную зарисовку. (Художественное чтение отрывка из 10 гл. на фоне звуков вальса Штрауса) Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души.

Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всём находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя», в « тёмной, холодной глубине» реки с тихим журчанием воды за кормою, в шёпоте ветра – повсюду чудилось тревожное оживление. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой ещё не смел назвать по имени.

Время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья, и лишь после горького признания Аси, что «крылья у неё выросли, да лететь некуда» (а что скрыла под этими словами Ася, как их понять?), наш герой решается подумать над вопросом: «Неужели она меня любит?»

Читайте также:  После горя приходит радость

— А сам-то герой , что чувствует, что происходит в его душе?

Собственное чувство его развивалось « в полусне сознания», по его собственным воспоминаниям. Сладость на сердце, радость доверия и жажда счастья ещё оставляют героя в полусознательном созерцании. Герой предпочитает безумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Психология созерцателя, постигающего красоту, переживающего романтическую любовь, предполагает замедленный темп и внутреннюю остановку, углубление в себя, рефлексию.(размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психологического состояния).

А Ася? Близкая к «земле», страстно и цельно чувствующая, она не могла удовлетвориться беспредметными мечтаниями. И вот, без мысли о последствиях, без расчёта и осторожности, она назначает любимому свидание. «Другая бы умела всё скрыть и выждать, но не она,» — по верному пониманию брата (14 гл.)

— В каком состоянии шёл Н.Н. на свидание с Асей? (Сомнение, колебания)

— И вот она, самая волнующая сцена повести – сцена свидания. (Выборочное чтение сцены учителем).

Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?

— Чем не понравился?

— В чём он обвиняет Асю?

В чём хочет оправдать себя?

Поведение героя в сцене свидания представлялось многим критикам – современникам Тургенева возмутительным. Однако, не оправдывая героя и не осуждая его, попробуем понять. Сцена свидания – образец тургеневского психологизма. Автор сосредоточивает внимание на развитии, изменении психологического состояния героя.

— Зачем Н.Н. пришёл на свидание?

Рассудив благоразумно, Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её.» Однако что-то трогательное, беспомощное в робкой неподвижности Аси так трогает героя, что он отдаётся порыву естественного чувства и этим самым вступает в противоречие с принятым решением и с тем словом, которое он дал Гагину. Подспудно он понимает, что решение расстаться с Асей не соответствует правде его чувств (помните, «я ещё сам не знал, чем свидание могло разрешиться»?). герою искренне казалось, что его чувство находится в стадии созревания, а ситуация требовала немедленного решения. Отсюда его досада на откровенность и поспешность Аси и Гагина. Он осуждает в душе то, что говорит Асе при свидании, так как слова не соответствуют его чувствам. Одновременно герой вместе с автором пытается понять состояние другого человека, однако улавливает лишь внешние проявления чужого «я».

— Как ведёт себя Ася во время отповеди Н.Н.?

Н.Н. хотел терзать девушку выяснением своего отношения к ней. Ему, созерцателю, требовалось время, остановка и раздумья о своих переживаниях. И он был удивлён реакцией Аси на отповедь.

Итак, герой сам пришёл к своему несчастью: там, где требовался порыв самозабвенной любви, он отдаётся рефлексии ( 17 гл.).

— А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?

Позже, после свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя.(19 гл.).

— Почему Н.Н., услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре тут же? Как автор относится к такому поведению героя?

Тургенев осуждает своего героя. Да и сам Н.Н. с сарказмом говорит о своём решении быть счастливым – завтра ( 20 гл.).

— Но это слова человека на двадцать лет старше того, юного Н.Н., о котором мы говорим сейчас. А тогда, в каком состоянии возвращается Н.Н. домой? (конец 20 гл.)

— Что же произошло на следующий день? Понял ли Н.Н. свою ошибку, осудил ли себя? (конец 21 гл.).

— Почему же не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?

Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он тогда не чувствовал в себе того , что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви пришло к нему позднее.

Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. Н.Н. – романтик с созерцательным отношением к миру; это в некоторых ситуациях не позволяет герою вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе; это же не позволяет ему и совершить верное действие. Ася живёт непосредственным движение сердца: в ней ни одно чувство не бывает наполовину.

Итак, мы проследили развитие чувств героя, пережили вместе с ним психологические изменения его души.

— Какими способами автор помогает нам открыть душу героя? (Выбор формы повествования от первого лица, портретные характеристики, «психологический» пейзаж.)

— Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство у Асе лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви. (Обращаемся к театральной декорации урока: засушенная веточка герани, записочки…)

Первой любви не сотрётся печать.
Будем друг друга всю жизнь вспоминать;
Общие сны будут сниться обоим;
Разум обманем и сердце закроем —
Но о прошедшем тоска не умрёт,
А уж любовь не придёт, не придёт –
Нет, уж любовь не придёт!
В.С.Курочкин

Источник

Оцените статью