Рождество Христово: как ощутить радость праздника
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым
Накануне Рождества Христова мы беседуем о том, как настроить себя на более внимательное переживание великих христианских праздников, с известным духовником и проповедником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
– Отец Валериан, сегодняшняя мирская суета и бешеный ритм жизни не позволяют даже присмотреться к пролетающим мимо нас событиям и людям, не оставляют шансов заглянуть и в собственную душу. Всё это с горечью приходится признавать в канун великих праздников, когда, несмотря на все наши усилия, мы бессильны что-либо изменить в себе, чтобы, как в детстве, «плыть по течению» Божественной благодати и ощущать ни с чем не передаваемую радость.
– Дело в том, что самым главным в нашей Православной Церкви является богослужение. Именно богослужение, как говорил священномученик Сергий Мечёв, есть «премирное Таинство», Таинство, которое совершается в Церкви Небесной и земной. Зримым свидетельством этой истины является всем известный праздник Покрова: Матерь Божия явилась в храме и возносила со всеми молящимися Свои молитвы о молящихся во всем мире. Пример преподобного Серафима Саровского, который видел во время совершения Входа на Литургии Самого Спасителя. И, конечно, пример преподобного Сергия – его видели с сослужащими ангелами. Есть множество других примеров, когда святым людям было открыто, что вместе с ними служат Небесные Силы. Множество таких примеров свидетельствует о том, что наше земное богослужение совершается совместно с Церковью Небесной. Вот это-то и является самым главным и самым важным в нашей православной вере!
– Значит, самое главное у нас – это богослужение?
– Да, богослужение. При этом все, что совершается в нашей земной жизни, имеет, прежде всего, отношение к духовной ее стороне. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, на все нужно смотреть «взглядом оттуда». Именно так можно понять, более того, только тогда и понимается правильно все, что совершается в этой жизни.
– Но как нам приобрести правильный, духовный взгляд на земные события?
– Мы все, конечно, не больше апостола Петра, которому Сам Господь сказал: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин.13:7). Довольно широко известно изречение, что «браки заключаются на Небесах». Все это свидетельствует о том же: только там, на Небе, и совершается во всей полноте то, что здесь мы наблюдаем только отчасти.
– Отец Валериан, не могли бы вы привести этому какой-то конкретный пример?
– Существует множество свидетельств, подтверждающих эту истину.
Меня, грешного, Господь сподобил общения с покойным ныне Владимиром Петровичем Седовым. Он приходился дальним родственником митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Однажды святитель Филарет явился ему наяву и около часа с ним беседовал. Он сказал ему интересную вещь: «Поскольку ты ведешь воздержанную жизнь (а тот с детства не ел мяса, не пил не только вина, но и никаких крепких напитков, даже кофе с чаем; естественно и не курил), – за это ты много раз был избавлен от смерти». А надо сказать, что тот действительно побывал в очень сложных жизненных ситуациях. Например, его как врача посылали в места эпидемий чумы и холеры на санитарном поезде. И вот, бывало так, что вокруг все разбомбили, и осталось только два вагона целых из всего поезда (он сам об этом рассказывал). И вот, митрополит Филарет ему сказал: «Ты думаешь, что все это просто так? Нет, я с самой твоей колыбели слежу за каждым твоим шагом!»
– Да, удивительный случай. Подобные свидетельства знакомы многим православным людям, но мы часто забываем о них, а порой и лукавим, говоря о «простой случайности».
– Нет, воздействие мира иного на этот мир действительно существует! Например, сколько было таких случаев во время Великой Отечественной войны, когда люди слышали какой-то голос, который предупреждал: «Перейди на другое место!» Они переходили, а в это время в то место, где они находились, падал снаряд, который бы в противном случае их уничтожил. Это подлинное свидетельство живой и постоянной связи двух миров – видимого и невидимого. И то, что мы видим своими глазами, это, как говорят, лишь надводная часть айсберга. А настоящая глубина не приоткрывается большинству людей.
– Значит, подлинный смысл церковных событий не доступен пониманию большинства людей?
– То, что совершается в Церкви, совершается в мире невидимом, здесь это воспринимается только со временем и, увы, только немногими людьми, потому что все остальные заключены в земной суете.
– Давайте рассмотрим в качестве примера событие Рождества Спасителя.
– Рождественский пример замечателен… Иерусалим весь спит, спят все окрестности, бодрствуют в это время только пастухи. И именно тогда совершается величайшее Таинство – Рождение Сына Божия, Рождество Христово. Возвещается оно людям непосредственно ангелами. Кому возвещается? Пастухам…
– Но волхвы, восточные мудрецы, тоже пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу, следуя за звездой.
– А здесь удивительная параллель: незадолго до этого события волхвы, мудрецы, можно сказать, ученые люди своего времени, замечают какое-то особенное небесное явление: необычную появившуюся звезду. И они понимают, что происходит что-то необыкновенное, причём происходит в невидимом мире. Что же это? Это – Благовещение. Ведь они видели-то звезду далеко, а пока шли, ведомые этой звездой, прошло очень много времени. И вот, они приходят в Иерусалим (кстати, это замечательный символ науки) и, согласно науке, делают вывод о том, что где-то недалеко от Иерусалима что-то должно произойти. Но что.
У нас иногда люди ученые, но еще не дошедшие до веры, говорят: «Да, что-то там есть…» При этом слово «Бог» они часто даже боятся произнести. На эту тему есть замечательное высказывание, я не знаю, кому оно принадлежит: «Последнее слово науки есть первое слово Библии». Так вот, когда волхвы пришли в Иерусалим и стали спрашивать: «Где тут должен родиться Царь?», ученые книжники начали им объяснять, что, согласно Священному Писанию, это произойдет в Вифлееме Иудейском. Так последние шаги мудрецов-волхвов, уже приведшие их в Иерусалим, направляются далее согласно пророчествам Священного Писания… И куда приходят волхвы? – Туда, куда прежде них уже пришли пастухи, получив известие непосредственно от ангелов!
– То есть, Господь предпочел открыться сначала простым, неученым людям?
– Так, действительно, совершается и в нашей жизни: простые сердцем люди больше чувствуют власть духовного мира. А за земной суетой, за заботами мы часто забываем о том, что в мире совершается что-то значительное. Поэтому, чем больше суета земная заслоняет духовную жизнь, тем труднее ощущать мир Горний. И слова Спасителя о последних временах звучат так: «ели, пили, покупали, продавали, садили, строили…» (Лк.17:28), то есть люди будут всем этим заниматься, а в это время будет приближаться конец мира.
– Вот именно о конце мира (или о «конце света») совсем недавно было столько шуму в прессе…
– Удивительный Промысл Божий явился в этом явлении, которое, конечно, на самом деле способно вызвать лишь улыбку у человека православного, – в ожидании «конца света». Но, видимо, Господь попустил этому наивному рассуждению (наивному – в смысле точности датировки). Однако весь этот шум явился напоминанием о том, что конец все-таки будет! Но при современной земной суете выглядело это довольно забавно: одни покупают что-то из продуктов про запас (но ведь если конец, то никакие продукты не помогут), другие получают за это деньги (хотя и деньги не будут нужны). Таким образом, и те, и другие действуют бессмысленно! Но удивительно то, что все же некоторые люди серьезно задумались над своей жизнью и решили, что надо покаяться. И это единственное, наверное, доброе семя от всей этой истории о «конце света». Хотя, в общем-то, о нем, конечно, надо людям напоминать! И помнить самое главное, что задолго до этого «конца» многие из нас закончат свою частную жизнь – ведь все равно никто не избежит своего личного конца! Как сказано: «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь!» Видимо, ради этой благодатной памяти смертной Господь и попускает эти, наивные по рассуждению, может быть, знаки, чтобы напомнить нам о том, что всем нам обязательно предстоит.
– К сожалению, радость грядущего Рождества Христова в этой суете жизни иногда забывается, растворяется как-то, люди просто забывают о ней. А вот кто, пожалуй, особенно чувствует Рождество Христово, так это дети. Это – детский праздник, потому дети его особенно и чувствуют. Может быть, конечно, они во многом по-детски чувствуют, ну и что? Например, родители приучали их поститься, а тут можно будет разговеться, все будут праздновать, все можно есть – ведь это такая радость после поста! И хотя это радость детская, но ведь даже у монахов это есть: «братии утешение велие…» Тут ничего плохого нет, ведь Господь и Сам вкушал пищу, был на брачном пире в Кане Галилейской и заботился о том, чтобы накормить слушающих Его проповедь. Поэтому забота об угощении, забота о пище не является чем-то непонятным или ненужным. Недаром говорят, что если «немощствует тело, немощствует и душа», а если радуется тело, то радуется и душа. А еще иногда говорят: «Веселись, душа и тело!» Все-таки эти сущности – духовная и телесная – связаны между собой. И это естественно, это – цельность человеческой природы.
Одна только печаль: и то, и другое помрачено грехом, поэтому полной радости у нас не бывает. Кто-то расстраивается, кто-то начинает обижаться на что-то… Да и враг часто старается смутить душу. Ведь это очень известное явление, что во время праздников, а иногда и накануне, бывают искушения, например, чтобы поссорить кого-нибудь: близких, родных, разделить их. Это ведь бесовская система: «разделяй и властвуй». В то время как Господь говорил: «Да будут все едино, якоже и Мы» (Ин.17:11). А радость праздника увеличивается именно совместной радостью. Есть замечательное изречение: «горе, которым делятся с кем-то, уменьшается вдвое, а разделенная с кем-то радость становится вдвое большей радостью».
Подобные замечательные высказывания простых русских людей очень поучительны, часто они основаны на текстах из Священного Писания.
– А что это вообще такое – духовная радость праздника?
– Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22). Этой радости желал всем святой апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите…» (1Фес.5:16-18). И вот именно это устроение дает человеку возможность радоваться уже здесь, в этой жизни, в ожидании будущей радости. Кстати, об этом даже Гете говорил: «Кто не верит в будущую жизнь, тот мертв и для этой». А если человек живет для будущей жизни, он и здесь живет по-другому: и тут радуется, и там для него будет радость! А если человек и здесь, бедненький, мучается (например, завистью, злобой и т.д.), то и тут-то он не живет, и там для него жизни не будет. Жалко таких людей…
– Наверное, особенно ощутить радость праздника можно, посещая богослужения в эти предваряющие его недели?
– Радость приближающегося праздника знаменуется нашим православным богослужением. Как прекрасно и глубоко устроен богослужебный Устав! Каждым праздником Церковь спешит порадовать христианина пораньше – это называется предпразднством. Когда радость праздника наступает, Церковь не спешит расставаться с этой радостью – для этого существует попразднство. И чем более велик праздник, тем больше и тот, и другой периоды – подготовки и последующий.
Например, как замечателен Успенский пост: всего-навсего две недельки. А когда он бывает, этот пост? Матерь Божия ведь милостивая, Она же Матерь наша. Уже в первый день Своего поста Она нас радует освящением меда. Потом – Яблочный Спас… А пост перед Праздником Рождества Христова не успел еще начаться – Церковь уже поет: «Христос раждается, славите!» А потом, на каждой воскресной службе, мы слышим в течение всего поста: «Христос раждается!» Это как бы перекликается с возгласом «Христос воскресе!» Когда у нас Праздник Пасхи, Воскресения Христова, то попразднство длится сорок дней, и в течение всего этого времени мы постоянно слышим: «Христос Воскресе!», «Христос Воскресе!» А перед приближающимся праздником Рождества звучит в Церкви: «Христос раждается!», «Христос раждается!»
– И предваряют Рождество Христово недели Святых Праотец и Святых Отец…
– Ну, это ведь естественно: кому мы должны быть благодарны? – Тем, кто эту радость до нас донес, кто эту истину для нас сохранил и нам передал. Откуда это? – По преемству от Праотец, от Отец. Это – Предание Церкви, которое передавалось из поколения в поколение до наших дней, это преемство живое. Поэтому как были Праотцы и Отцы до Рождества Христова, так и теперь есть Праотцы и Отцы – уже наших поколений. Это символизирует наше преемство и учит нас с благоговением относиться к тем, кто эту истину для нас сохранил.
«Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение!»
Поздравляю всех с наступающим великим и светлым Праздником Рождества Христова!
Источник
Православные, какие чувства вы испытываете в светлый священный праздник Рождества Христова?
Радость!
Самую настоящую, беззаботную радость!
С неба ангел к нам спустился и сказал — ХРИСТОС родился!
Я спешу ХРИСТА прославить и вас с праздником поздравить!
Вновь закинут в море невод,
Рвет дождями неба плеву
Нет мужей, уснули девы
И звезда стоит над хлевом,
И луна висит над морем
Полновата и прекрасна,
И волхвы о чем-то спорят,
И куда идти неясно.
Им доступны самолеты,
Им открыты переправы,
Но идут они, и ждет их
Мать, держа ребенка правой.
Справа горы, горы правы,
Камни скачут в море слева,
Тропы держатся за травы.
Ночью зерен нет и плевел.
Их спасает путь безсонный,
За руку, схватив, спасает.
Сын мешает спать мадонне.
Он один дорогу знает.
Он проснулся, и смеется,
В грудь стучит своей ножонкой.
И волхвам легко идется,
И поется ночью звонкой.
Им идется тропкой тонкой.
Ночь прекрасна, будь что будет,
На руке уснет девчонка
Пусть твой крик ее разбудит,
Пусть опять взойдут посевы
Во владеньях Митридата,
Чтобы яблоко от Евы
Перепутало мне даты.
Чтобы ветер кипарисный
По спине бежал рукою,
Чтобы ты склонялась низко,
Чтобы ты была такою,
Чтоб на дереве татарском –
Три узла, и все бы сбылись.
Чтобы брызгаться шампанским,
Чтобы брызги не забыли
Феодосия – налево.
Змей заснул, обнявши древо.
Спит у моря королева.
И звезда стоит над хлевом.
Источник
Попробуйте не осуждать — и продлится радость Рождества
«Вот и канун Рождества — Сочельник. В палево-дымном небе, зеленовато-бледно, проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских: они поют. Сердцем можно услышать, только: поют — и славят. Синий бархат затягивает небо, на нем — звездный, хрустальный свет. Где же, Вифлеемская. Вот она…»
Так проникновенно о Рождестве, которое помнил с малых лет, и которое только и может быть в России, писал Иван Шмелев. Проходят годы, они летят стремительно, но каждый год одно и то же чувство — близости Рождества, возвращения в детство и ожидания чуда. Эти праздничные дни наполнены радостью. Это те дни, когда не потребно, не благословляется никому печалиться, потому что в мир пришел Спаситель, чтобы спасти каждого из нас.
Что такое радость в жизни и готовы ли мы оставить все и следовать за Вифлеемской звездой спустя более 2000 лет от Рождества Христова? Мы разговариваем с епископом Воскресенским Саввой, викарием Святейшего Патриарха, наместником Новоспасского ставропигиального монастыря:
— Владыка, мы часто говорим о радости. А в Вашем понимании, что такое радость, когда она наступает?
— На самом деле чувствуешь радость, когда Господь тебя слышит и отвечает тебе. Ощущение, что ты все время ходишь перед очами Божьими Когда ты это чувствуешь, то это радость. Ты нужен, ты Богу для чего-то нужен. Ты не одинок.
В дни Рождества во всех храмах звучит «С нами Бог» — и это, наверное, самая большая радость. Он пришел в этот мир, чтобы быть с нами, с каждым из нас. И когда это чувствуешь, что именно для тебя родился Христос — это большая радость, которая обращает тебя посмотреть на свою жизнь. И если Бог в сердце — то жизнь наполнена светом и радостью, несмотря ни на какие перипетии, неустройства, болезни, страдания. И сколько бы не прошло времени на этой земле, Его рождение — основа всей истории человечества. Даже летоисчисление ведется от Рождества Христова.
Еще испытываешь ощущение радости на службе. Очень часто Церковь ассоциируются у людей с печалью. Там учат страдать, смиряться, терпеть, потупить глаза в пол; но Церковь — это прежде всего радость бытия, радость вечной жизни. У нас религия оптимистов, наполненная радостью. Надо только это понять. А еще радость не может быть в полном одиночестве, а Церковь — это соборность.
Что такое Литургия — это совместное служение, совместная молитва, которую все мы разделяем. А молитва может и горами двигать. Разве это не радостно? У апостола Павла в послании есть такие слова: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).
Я люблю ощущение храма, мерцания лампад, его тишину и пение хора. В памяти остался хор бабушек. И их пение на всю жизнь вкралось в сердце. Они, несмотря на их трудную, полную испытаний жизнь, сохранили радость и любовь к людям, которую мы ныне в полной мере не имеем, потому что погружены в свой мир проблем и суеты. Мы перестали быть щедрыми в заботе друг к другу, в душевной теплоте, в любви. Все наше внимание направлено на себя, и мы замыкаемся в своем мире. И в «своем аквариуме» (а чаще это террариум) очень трудно мыслить масштабами вечности, любви.
Еще мне радостно, когда к тебе люди приходят. Эта такая любовь Божия к тебе, что Он через тебя позволил сотворить доброе дело одному, второму или третьему человеку…
Сейчас еще для меня радость в тишине, в неком покое, в спокойствии, в умиротворении. Эти минуты редки, но когда они приходят, я это ценю. Надо ценить каждое мгновение жизни, дарованное Богом, и тогда будет больше радости. Мы не умеем видеть радость в солнечном дне, во встрече с людьми, в возможности ходить в храм… В жизни много радости, только надо уметь ее ощущать и творить.
— Вопрос Вам покажется немного традиционным. Но до сих пор, даже по прошествии стольких веков, люди ищут на него ответ: для чего родился Спаситель в этой убогой пещере? Неужели только для того, чтобы быть распятым?
— Спаситель принес людям заповедь любви. Он показал, что все покрывается любовью. И нас Он учил любить ближних. А то, что Он распят — это уже завершение пути, пути любви Богочеловека. Он распят по любви к нам, из любви к своему творению. И рожден в убогой пещере, потому что пришел в мир не как царь, покоритель, властелин; пришел не унижать, а возвышать человека…
— А Вы раньше как праздновали Рождество?
— Конечно, Рождество — это снег, зима, это дорога в храм. Меня водила бабушка. Ходили в валенках. Это ощущение всегда какой-то тайны. Главное, что дошли в храм, а там уже тепло, радостно, ощущение происходящего великого события. В Церкви всегда это присутствует, Церковь всегда из года в год возвращает нас к переживанию светлых чувств, каждый год дает нам возможность размышлять, возвращаться.
Рождество всегда возвращает в детство. Это детское восприятие великого праздника остается на всю жизнь. Сидишь, взгрустнется, и вдруг — этот путь в зимний храм, и в душе — колокольчики Рождества из того самого детства. И воспоминания уводят к тем людям, которых уже нет в этом земном мире, но они всегда с тобой. Они живы и в твоем сердце, у Бога. Именно они вели тебя к Рождеству, по этому пути, который, кстати сказать, никому не обещает легкой жизни, но это путь любви. Это огромный труд человеческой души. И в этом труде, работе над собой — тоже радость. Это я к слову сказал, памятуя Ваш предыдущий вопрос.
— В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда» и «погасла звезда». Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни. Но в этом символе можно прочесть и обращение к нам, живущим через 2000 лет, — а мы кто такие? Идем ли мы за Вифлеемской звездой?
— Господь не обещает нам радостей земных, Он нам обещал, и тогда, и сейчас Царство Небесное. Но не просто так. Надо к этому приходить, надо от чего-то отказываться, от привязанностей к этому земному своему жительству, от своих страстей, грехов…
Определенная часть идет, но, конечно, далеко не большинство. Это малая часть, но Господь и сказал, что «малое стадо спасется». А остальная часть, большинство, будет занята той суетой, которая окружает: кому-то нужно зарабатывать деньги, кому-то надо пойти в больницу, кому-то на рынок, кому-то в магазин, кому-то нужно отдыхать. Та суета, которая сейчас существует, она захватила людей. Тем более сейчас есть телевизор, радио, интернет, различные развлечения.
Узкими вратами человек должен всегда себя теснить, а человек этого делать не хочет. Он хочет по максимуму себя расширить. А эти узкие двери являются великим препятствием. Помню высказывание одного олигарха, который сказал: «Для меня человек начинается с миллиарда». Господь его посрамил, потому что начался кризис, и у него миллиарда не стало.
Слава Богу, что есть величайшие подвижники, которые идут на свет Вифлеемской звезды. Они есть в любое время и в любом веке. Есть и сегодня. Мы просто мало о них знаем. Но те бабушки, которые рядом с нами, которые вставали ни свет ни заря, которые, преодолевая все трудности и запреты, шли за несколько километров в храм по настоящему морозу. Разве они не шли за Вифлеемской звездой ?
— Рождество всегда считалось самым главным праздником детства. Что значит быть как дети?
— Радоваться. Радоваться всему. Эта радость должна быть естественной, детской. Она идет из глубины души, она не объясняет это событие, она просто знает, что оно есть. Искренне все воспринимать, бесхитростно.
— А как сохранить эту радость после праздника? Ведь Рождество заканчивается, наступают будни…
— Это самое сложное. Радость не должна превратиться в обыденность. Радость не должна стать тем, к чему мы начинаем привыкать. Радость — это состояние души, мы радуемся чему-то светлому, великому. И тут опять же нужен подвиг, подвиг не осуждения. Как только не судишь никого — радостно.
Мне как-то один человек говорит, что у него такое горькое состояние, постоянно состояние огорчения. Я ему задаю вопрос, как там у него дома, на работе, есть ли проблемы. Он признался, что приходится иметь конфликтные ситуации. «А ты постарайся никого не осуждать». Человек был разочарован, он думал, что надо какое-то грандиозное дело сделать, может съездить куда-то по святым местам, таблетки дорогие попить…
Мы всегда думаем о значительном, масштабном и не замечаем простого. Я ему отвечаю: «Не надо этого ничего — постарайся никого не осуждать». «Это так просто», — был его ответ. «Просто? А ты попробуй. Я тебя ничего не прошу, постарайся хотя бы неделю прожить, не осуждая никого». Через три дня приходит: «Невозможно! Я даже поражен, не могу никого не осудить. Я специально с утра встал, все мысли гоню, телефон отключил. Но проходит час — два, и я про кого-то начинаю думать плохо. Только я эту мысль прогоню, такое благостное состояние». В состоянии «вне осуждения» он продержался полдня. Так было на душе хорошо. Но потом вышел из дома, зазвонил телефон… И он почувствовал, как потерял эту радость.
Попробуйте пожить в мире со всеми. Вы скажете, что это невозможно, этого никак нельзя осуществить в реальном мире. Но ведь все подвижники жили в реальности мира, и даже тогда, когда старались уйти от него, мир сам приходил к ним, чтобы учиться радости и любви. Попробуйте не осуждать — и ваша рождественская радость продлится.
Источник