Какие чувства вы испытали прочитав главу маман

Тема: Анализ глав повести «Детство» Главы из повести «Детство» «Маман», «Детство»)

Литература 6Б класс

Тема :Анализ глав повести «Детство» Главы из повести «Детство» «Маман», «Детство»…)

Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… ()

I. Подготовка к восприятию

— Как сам сказал о своем произведении?

(«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»)

_ О чем говорят эти слова? ( Что это произведение крайне дорого писателю)

Знакомство с биографией

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. (Демонстрируем фотографии «Музей-усадьба «Ясная Поляна»). С этой усадьбой связана вся его жизнь

Сегодня мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 г., она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года.

Автобиографическое произведение ( работа с учебником)

Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром литературной работы — автобиографией. Найдите определение этого жанра в учебнике стр.8.

— Как вы думаете, чем отличается литературная биография от
обычной?

(В литературной автобиографии не обязательно должны совпадать имена и действительные события жизни автора. Главное, что передается в художественной автобиографии — этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих.)

— Что же особенного было в этой автобиографической повести?

( Зачитать в учебнике стр. 3 со слов: «Безусловные автобиографические …до слов то младенчества к юношеству»

Учитель: Оказалось, что молодой автор очень хорошо знает внутренний мир человека, его мысли, чувства.

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать? Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники.

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности. Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Именно поэтому он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести, Николенька Иртеньев, чится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

-Давайте из списка литературоведческих терминов выберем те, которые нужны нам для анализа текста сегодня на уроке и дадим определение этим терминам.

Сюжет – ряд событий, описанных в худ. произведении, положенных в основу

Портрет – изображение внешности героя в произведении как одно из средств его характеристики

Тропы — средства художественной выразительности

Композиция — построение литературного произведения;

Тема — это то, о чем идет речь в произведении.

Идея— что хотел сказать автор.

Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.

Риторический вопрос– образно — выразительное средство, в котором в форме вопроса содержится ответ

Жанр – вид художественного произведения (автобиографическая повесть)

Анализ глав из повести

1.Словарная работа ( у учащихся на столе распечатанные листы со словарной работой)

Гостиная – комната для приёма гостей;

Воскресить в воображении – вспомнить забытое;

Этюд – небольшое музыкальное произведение;

Октава – интервал между одноименными звуками различной высоты;

Чепец – женский головной убор, завязывающийся под подбородком;

Кацавейка – верхняя короткая кофта;

Подойти к ручке – поцеловать;

Утонченный – изысканный, хорошо развитый;

Читайте также:  Чувство главнее разума направление

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлебного колоса

—Итак, начнем с сюжета. Скажите почему? ( мы должны знать о чем этот текст?

( Главный герой Николенька Иртеньев, от чьего лица ведется повествование. В данных главах мы узнаем о матушке главного героя, об отце, а в третьей главе – размышления – воспоминания о прекрасной поре детстве, о наиболее запомнившихся моментах далекого детства.)

Тема детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»

Проблема — становление личности. Что влияет на воспитание ребенка?

Идея — нужно любить своих родителей, близких.

Что важнее в рассказе – описание событий или описание переживаний мальчика?

(для автора важнее то, что герой испытывает, чувствует, как влияют на него те или иные события)

2. Составление плана

1.Матушка разливает чай

1.»Матушка сидела в гостиной и разливала чай».

2. Николенька представляет маменьку, какою она была в то время.

2. «Это слёзы воображения».

3.Любочка занимается музыкой

3. «За роялем сидела моя сестрица Любочка»

4.Приход Карда Ивановича

4. «Карл Иванович был глуховат на одно ухо»

5. Улыбка матушки

5. «В одной улыбке состоит то, что называется красотою лица»

6.»Припоминая выдуманный сон»

7. В кабинет отца

7. «Мы пошли к папа»

Назовем части композиции: завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка

3. Беседа по вопросам.

— Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу?

— Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять?

Портрет героя. Из чего он складывается?

(описание внешности, черты характера, отношение к другим персонажам )

Составим портрет матушки (заполняем таблицу)

Отношение к другим персонажам

Любовь и забота к детям

Уважение к слугам (голубчик, душечка)

Веселая и грустная улыбка

Шитый и белый воротночок

Нежная сухая рука

Проверка самостоятельной работы. Проверка проводится зачитыванием.

— А каков портрет главного героя

( Мечтательный, нежный, ласковый, очень любит маму, целует ей руки, заботливый и добрый, он молится за родителей, уважает слуг)

— Почему? Похожи мама и мальчик?

Чтение главы «Что за человек был мой отец?».

Человек большого света — общество;

Водился – знался, дружил;

Светский человек — отвечающий понятиям и требованиям общества;

Его конёк – разговор на излюбленную тему;

Публика – люди, находящиеся в роли зрителей;

Нравственные убеждения – соответствующие требованиям высокой нравственности, прочно сложившееся мнение.

Устное словесное рисование. Нарисуем портрет отца. Чем запоминается его портрет.

Внешность: Статный, высокого роста, сильного сложения, маленькие улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, лысина на голове, одевался изящно, носил легкое платье, манжеты, воротнички. (Обратимся к портрету отца )

Характер: предприимчивый, он был самоуверенный, гордый, удачливый в делах, уважаемый в обществе, умел скрывать неприятности, имел блестящие связи в обществе

Есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?

(«Бог знает, были ли у него какие — нибудь нравственные убеждения? )

_ Отвечает ли рассказчик на вопрос, поставленный в заголовке? ( Наверное, нет герой до конца так и не понимает отца, он не так близок к детям, как мать)

— Одинаковым ли чувством проникнуты эти главы? ( О матери нежно, открыто, с любовью, а об отце сдержанно, сухо, с вопросом. Видимо отец таил в себе какую-то загадку для маленького Николеньки)

Беседа по главе «Детство»

Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.

Возвышает мою душу – стремится к лучшему, к высокому значению, положению.

Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия

Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.

Сладкие грёзы – приятные мечты.

Восточный халатец – лёгкий, воздушный, мягкий.

Ангел-утешитель- сверх естественное существо, посланец Бога, покровитель человека.

Добродетель – положительное нравственное качество человека

— Глава «Детство» звучит очень поэтично. Почему? (Здесь много слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами (креслице, пуговка, крошечный, душечка, пальчики, голубчик, папенька, маменька. А еше эпитеты, которые помогают передать атмосферу происходящего, состояние души мальчика – «счастливая, невозвратимая пора детства», отуманенные дремотой глаза. Сладкие грезы, чудесная нежная ручка»светлое счастье, чистая любовь»

— А еще слова категории состояния, которые помогают нам почувствовать что — же происходит с главным героем? ( хорошо, тепло, уютно, тихо, спокойно)

Какие вопросы беспокоят выросшего героя при воспоминании о детстве?

-Как вы понимаете слова героя о том, что его любовь к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство?»

— О чем молится маленький Николенька?

Глаголы каких форм преобладают в главе? Какое значение это имеет?

(Глаголы в формах настоящего времени: 2—ого лица: «сидишь», не трогаешься», «слушаешь»; 1-ого лица: «смотрю», «вижу», «прищуриваю»; 3—его лица: «наполняют», «трогает», «не боится», «сидит» и т. д. )

Читайте также:  Май литл пони кристаллы радости

Таким повествованием герой словно приближает давно ушедшие детские годы, побуждает читателя вспомнить о своем детстве, которое никуда не ушло, а живет в душе, стоит лишь вызвать воспоминания.)

— Какие средства выразительности использованы в первом и трех последних абзацах главы «Детство»? Какое значение это имеет?

(Глава начинается с риторических предложений: восклицательного и вопросительного. Обилие вопросительных предложений в конце главы — риторический прием. На эти вопросы невозможно дать ответа, их смысл в самом воспоминании о детстве, в самой постановке вопросов, в стремлении к чистоте, любви и вере, «которыми обладаешь в детстве».)

Рассмотрим иллюстрации к повести «Детство» в учебнике, на экране

— Какие иллюстрации вам нравятся и почему?

— Совпадают ли ваши представления о героях, быте семьи Иртеньевых с изображенным на рисунках?

Выберите эпизод, который вас заинтересовал больше всего. Попробуйте устно нарисовать иллюстрацию к этому эпизоду. Каких героев вы бы нарисовали? Как они выглядят? Как одеты? Каково выражение их лиц? Куда направлены их взгляды? Какие предметы их окружают? Опишите интерьер. Какими красками вы бы воспользовались для иллюстрации выбранного эпизода?

— Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед
сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, да-
вала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и
беспредельной потребности любви.)

— О чем сожалеет автор? («Неужели остались одни воспомина-
ния». Неужели «навеки отошли» от него «слезы и восторги», ко-
торые в детстве являются потребностью и заполняют душу?!)

Вывод. JI. Н. Толстой бережно хранил духовный облик мате-
ри. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
существом, что часто. я молился ее душе, прося ее помочь мне, и
эта молитва всегда помогала много».

В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-
нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры,
которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше
того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и бес-
предельная потребность любви были единственными побуждения-
ми в жизни. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в мо-
ем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»

VII. Подведение итогов урока

— Какие уроки вы взяли для себя?

Возвращаемся к эпиграфу: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… () и теме урока.

_ Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока.

· Развивать навыки анализа текста, совершенствовали чтение, учились связной речи, учились находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств.

Источник

Анализ главы «Maman» из повести «Детство» (Л. Н. Толстой)

Лев Николаевич Толстой вложил в автобиографическую повесть «Детство» не только личные переживания, мысли и воспоминания, но и очень реалистично, с любовью, перенес образы важных людей из реальности на бумагу. Многомудрый Литрекон уже сделал анализ повести Толстого «Детство», а теперь он сконцентрировался на разборе отдельной главы — «Maman».

История создания

Начато произведение было во время пребывания на Кавказе — в 1951 году. Писалось оно целый год, и за этот период Толстой успел полностью изменить и отредактировать текст четыре раза. Писателю было около 24 лет, когда после публикации «Детства» на страницах популярного журнала «Современник», в 1952 году, его талант был признан современниками. Н. А. Некрасов, к примеру, сказал о восходящей «звезде» литературного мира следующее: «Это талант новый и, кажется, надежный». Так, благодаря удивительной честности и открытости, началась карьера знаменитого русского автора.

Через Николеньку Иртеньева, постепенно взрослеющего на глазах читателя, Толстой откровенно говорил о проблемах и чувствах, с которыми сталкивался каждый ребенок. Показывал он и трудности взаимоотношений с окружающими и членами семьи. Особенно трогательно изображена его связь с матерью.

О чем глава?

Впервые мы встречаемся с Натальей Николаевной во второй главе повести под названием «Maman». Она разливает утренний чай в гостиной, когда персонажи – Николенька и Карл Иванович – входят в комнату. Неподалеку от нее, за роялем, сидит юная сестренка героя – Любочка, за игрой которой наблюдает гувернантка Марья Ивановна.

Пока мама разговаривает со старым учителем, мальчик любуется ее красотой и теплотой, скрытой внутри. Поприветствовав друг друга и обсудив причину слез Николеньки, они расходятся по делам. Краткое содержание всей повести «Детство» по главам Вы найдете здесь.

Читайте также:  Что делать если после школы плохое настроение

Темы и проблемы

Центральная тема, затрагиваемая автором в этой главе – роль матери в жизни ребенка. Женщина предстает перед нами очень заботливой, нежной, понимающей матерью, которая всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Она остается поддержкой и опорой для героя даже тогда, когда становится для него лишь воспоминанием. То светлое, что он видел с раннего детства, хранится в его сердце до самого конца.

«Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе»

Проблема, поставленная в этой главе и развивающаяся по ходу сюжета, состоит в том, что эту безмятежную и милую женщину гнетут какие-то «грустные мысли», которые она тщится отогнать от себя прочь. Потом, уже в других главах, мы узнаем, что отец Николеньки не был идеальным семьянином. Он имел свою личную жизнь вне дома и пользовался благосклонностью женщин. А его супруга была обречена держать в себе обиду и горе, чтобы дети росли в счастливом неведении. В этом заключается подвиг этой женщины — самоотречение ради сохранения мира в доме.

Образ мамы

Сам Толстой затем отмечал, что образ матери является для него примером некоего недостижимого идеала. Вот что он писал о собственной маме:

«Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее «…» в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, — все прекрасно…»

Даже портрет Натальи Николаевны из повести он рисует не полностью. Видны лишь «карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь» и «рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». Герой не способен отыскать в памяти полную картину, да ему это и не нужно. Намного ценнее для него оказываются те светлые эмоции и ощущения, которые она ему дарила.

Наталья Николаевна очень добра, приветлива, сдержана и ласкова. Все свое время она посвящает детям. С самого утра она наблюдает за тем, как занимается музыкой ее дочь. Героиня образована, знает несколько языков, превосходно разбирается в этикете. Дома она играет роль хозяйки и всегда находит силы для поддержки близких.

Главная мысль

Отношения с самыми близкими людьми для каждого ребенка – родителями – непосредственно влияют на то, каким человек он в конце концов вырастет. Если он с детства был окружен лаской и добротой, то, скорее всего, такие ощущения он постарается дарить окружающим. Благодаря мягкости и чуткости матери Николенька учится любви и отзывчивости, а это очень важно для формирования достойной личности. Такова основная идея главы «Maman».

Важный нравственный смысл Л.Н. Толстой вложил в главу «Maman», создав образ идеальной матери. Для автора именно ласковая и добрая Наталья Николаевна — «милый идеал» женщины. Ее роль он видит в семье и воспитании нового поколения.

Художественное своеобразие

Наиболее часто употребляемыми средствами выразительности в главе «Maman» являются эпитеты. Особенно отчетливо это видно в моментах, когда герой описывает внешность матери, выражение ее лица, реакцию на происходящее («посмотрела пристально», «она разговаривала с нами дружески», «нежная рука» и др.). Они помогают читателю не только вообразить, какой была женщина, но и понять, какие чувства испытывал к ней Николенька. Ведь именно его глазами мы видим близких.

Также эпизод отличается глубоким психологизмом. Он проявляется во внутреннем монологе персонажа, его размышлениях.

«Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

Значение главы

Именно в главе «Maman» мы видим, какое место занимает мать в жизни Николая, и как он к ней на самом деле относится. Она является для него одним из самых значимых людей. В воспоминаниях о ней нет никаких темных тонов или негатива. Словно настоящий ангел, она оберегает своего сына, и на это он отвечает ей искренней привязанностью. Оттого ее потеря впоследствии так сильно меняет героя.

В этой главе автор знакомит нас с человеком, который сильно повлиял на формирование характера главного героя. Каждый его день начинался с общения с мамой, каждое свойство его души было воспитано и взлелеяно ею. Поэтому данная глава находится в самом начале повести и является одной из самых значимых в «Детстве».

Источник

Оцените статью