- Новый опыт: что мы на самом деле чувствуем на концертах и в музеях
- Театр учит нас взаимопониманию
- Пойти в кино, чтобы сфокусировать внимание
- Музыканты и слушатели на концертах становятся одним целым
- Повышаем личную эффективность с помощью онлайн-концертов
- Музеи по рецептам вместо лекарств
- Экскурсии и прогулки как способ медитации
- Как музыка передает и вызывает эмоции? Отрывок из книги английского ученого
Новый опыт: что мы на самом деле чувствуем на концертах и в музеях
Поход на концерт, в кино или в музей — не просто приятный способ провести досуг. Новые впечатления помогают нам активизировать мозговую деятельность и почувствовать себя счастливее. Но как именно меняется работа мозга, когда мы качаемся в такт музыке или рассматриваем мазки на полотнах импрессионистов, и почему это полезно? Разберемся в вопросе и расскажем, где осознанно получить новый опыт, вместе с сервисом МТС Live, с помощью которого можно найти и купить билеты на любые мероприятия без комиссий и дополнительных сборов.
Театр учит нас взаимопониманию
Просмотр спектаклей развивает эмоциональный интеллект и помогает лучше понимать чувства других людей, выяснили ученые из Университета Арканзаса. Они отправили группу студентов в театр, после чего попросили испытуемых пройти тест на определение психологического состояния по глазам, который часто используют в работе с расстройствами аутистического спектра. В сравнении с контрольной группой результаты были на 21% лучше у тех, кто недавно посетил спектакли.
Кроме того, театральные постановки помогли участникам эксперимента лучше запомнить происходящее на сцене и расширить словарный запас по сравнению с теми, кто просто прочел пьесу или посмотрел экранизацию. Даже через шесть недель после спектакля большинство участников верно отвечали на вопросы про отношения персонажей и сюжет. Ученые считают, что поход в театр дает мощный образовательный эффект, который нельзя сравнить с другими способами получения информации.
И это лишь малая часть позитивных эффектов от спектаклей. Театральные представления активизируют разные части мозга, в особенности височную долю, которая отвечает за восприятие визуальной и слуховой информации, а также за развитие долговременной памяти. Так мы тренируем наш мозг и улучшаем когнитивные функции. Кроме того, ученые отмечают, что театр помогает справиться с психологическими проблемами и травмирующим опытом за счет символического переживания эмоций во время спектакля.
Пойти в кино, чтобы сфокусировать внимание
Ученые из Университетского колледжа Лондона доказали, что походы в кино могут сделать нас продуктивнее, креативнее и даже улучшить социальные навыки. Для этого исследователи провели эксперимент в кинозале: они регистрировали биометрические данные зрителей с помощью трекеров, работающих по принципу фитнес-браслетов, и просили их заполнить специальные анкеты, чтобы понять, что происходит с телом и мозгом во время просмотра двухчасового фильма. Примечательно, что в самые волнительные моменты кинокартины у всех участников эксперимента одновременно повышалась частота сердечных сокращений.
Исследователи считают, что между людьми возникают более сильные эмоциональные и социальные связи, когда они демонстрируют такие синхронизированные физиологические реакции. Участники исследования отмечали, что почувствовали себя ближе к товарищам по аудитории, просто посмотрев фильм вместе. Кроме того, поход в кино позволяет справиться с рассеянностью внимания. Многозадачность в работе и социальные сети постоянно отвлекают нас и порождают тревожность, а походы кино и другие культурные мероприятия дают мозгу возможность сосредоточиться на чем-то одном.
Музыканты и слушатели на концертах становятся одним целым
Сходить на концерт в клуб или концертный зал — совсем не то же самое, что послушать музыку дома, даже если у вас есть самая совершенная запись и лучшее оборудование. Ученые провели эксперимент и обнаружили, что во время живых выступлений синхронизируется мозговая деятельность слушателей и музыкантов. Синхронизация усиливается на протяжении всего выступления и достигает пика во время исполнения самых популярных композиций.
Прослушивание музыки на концерте — сложный процесс, который одновременно запускает активность в разных долях мозга и включает зеркальные нейроны. Они позволяют отражать и повторять эмоции и действия других людей, способствуя обучению и эмпатии. Удивительным образом одни и те же или схожие механизмы отвечают за движение и восприятие звука, поэтому мы танцуем, чтобы понять музыку и принять участие в концерте.
Примечательно, что во многом именно синхронизация между исполнителем и публикой вызывает удовольствие от музыки. Это важный коллективный опыт, который объединяет наш интеллект, эмоции и движения. Отбивать ритм вместе с другими слушателями и покачиваться в такт мелодии можно, например, на концерте Fatboy Slim в Adrenalin Stadium — МТС Live предлагает билеты на это и другие выступления музыкантов с дополнительным кешбэком.
Повышаем личную эффективность с помощью онлайн-концертов
К сожалению, не всегда можно посетить концерт любимого исполнителя. Если вы живете далеко от крупных городов или долгожданное выступление вновь отменили из-за карантина, на помощь приходят онлайн-концерты. Музыка в любом случае улучшит ваше настроение и общее самочувствие. Исследования показали, что прослушивание любимых композиций придает человеку сил и повышает продуктивность.
Нейробиолог Киминобу Сугая и всемирно известная скрипачка Аяко Йонетани вместе изучают, как музыка влияет на мозг. Выяснилось, что она снимает стресс, боль и симптомы депрессии, а также улучшает когнитивные и двигательные навыки. Даже люди с болезнью Альцгеймера начинают двигаться и петь, если предложить им наушники с любимыми песнями. Это можно увидеть с помощью МРТ: полученные изображения показывают всплеск активности различных частей мозга.
Ранее ученые считали, что так действует прежде всего классическая музыка — это явление назвали эффектом Моцарта. Но новые исследования показали, что мозг активно реагирует на любые жанры, которые вам нравятся — будь то джаз, техно или рок-н-ролл. Так что добавить позитивных эмоций можно и онлайн — например, посмотрев выступление российского электронщика Mujuice.
Музеи по рецептам вместо лекарств
Концерты и кино, безусловно, радуют почти всегда, а вот поход в музей может показаться скучной затеей. Однако в Брюсселе врачи скоро начнут прописывать такой досуг для борьбы со стрессом, вызванным пандемией COVID-19. Специалисты уверены, что всплеск гормонов в результате восприятия искусства аналогичен тому, который вызывают физические упражнения. Это делает походы в музеи отличным средством для пожилых людей и тех, кто испытывает хроническую боль и не может заниматься физической активностью.
Искусство полезно и для здоровых людей. Оно стимулирует нейронную активность и увеличивает выработку серотонина — нейромедиатора, отвечающего за хорошее настроение. Так что поход на выставку принесет приятные эмоции и поможет вашему мозгу работать активнее. А чтобы точно не было скучно, можно начать с современного искусства — на сайте МТС Live можно купить билет с открытой датой в ММОМА.
Экскурсии и прогулки как способ медитации
Невероятно, но даже простое созерцание интересных зданий способно повышать концентрацию и внимание, действовать расслабляюще и приостанавливать внутренний диалог. Подобного эффекта обычно достигают при помощи медитации. Во время эксперимента исследователи показывали двум группам испытуемых фотографии обычных зданий или знаковых мировых построек. Во втором случае на МРТ добровольцев отмечали повышенную активность разных частей коры головного мозга.
В другом эксперименте ученые просили участников пройти по продуманным маршрутам с трекерами, которые следили за изменениями физических параметров, например пульса или температуры тела. Оказалось, что люди чувствовали себя лучше в парках, а необычные фасады вызывали у них позитивное эмоциональное возбуждение. Так что даже поездки на экскурсии — это не просто способ сменить обстановку и узнать что-то новое, но и возможность развить внимание и почувствовать себя счастливее.
Источник
Как музыка передает и вызывает эмоции? Отрывок из книги английского ученого
Музыка — одно из самых впечатляющих явлений в мире. Она может натолкнуть вас на какие-то мысли, заставить плакать и смеяться, мысленно вернуться в далекие воспоминания, придать сил, даже влюбиться. Но почему и как это работает? Есть ли этому какое-то рациональное объяснение или эта сфера искусства так и останется объята мистическим флером?
Со всем этим английский ученый и журналист Филип Болл пытается разобраться в своей книге «Музыкальный инстинкт. Почему мы любим музыку», которая вышла в издательстве «Бомбора». Он начинает с самых простых вещей, что музыка — это звуковые волны, рассказывает, как они взаимодействуют с человеческим организмом и как влияют на него. Дальше начинает все больше и больше углубляться в то, из чего состоят композиции, разбирается, что такое ноты, как записывают песни, а еще, самое интересное, пытается найти ответ на вопрос — как композиторы выбирают, какую ноту написать. Этот вопрос кажется немного смешным, но, задавшись такой абсурдностью, Болл добирается до более сложных дилемм: почему музыка заставляет нас испытывать определенные эмоции.
Вам знакомо такое?
«Вдруг (я) испытал невероятно сильное ощущение сразу и в теле, и в голове. Меня как будто захватило колоссальное напряжение, похожее на сильную интоксикацию. Я чувствовал восторг, нескрываемое воодушевление и был полностью поглощен моментом. Музыка будто возникала из ниоткуда. Я почувствовал, что меня пронизывает дух Баха: неожиданно музыка стала такой очевидной».
«Я начала понимать, что музыка получает контроль над мои телом. Я ощутила какой-то заряд… Меня наполнила огромная волна тепла и жара. Я жадно хватала каждый звук… Меня захватывал каждый инструмент, я брала все, что он мог мне предложить… Все остальное прекратило свое существование. Я танцевала, кружилась, отдавалась музыке и ритму, я была на седьмом небе и радостно смеялась. На глазах появились слезы — как бы странно это ни казалось — и с ними пришло освобождение».
Если музыка никогда не вызывала у вас таких реакций, то теперь вы, скорее всего, чувствуете, что вечеринка прошла мимо, пока вы скучали в углу. Ну за исключением алкогольной эйфории, которая все же вас коснулась. Но я уверен, что вы все же испытывали подобное или хотя бы могли испытывать. Интенсивный эмоциональный отклик на музыку не сокрыт за семью печатями — первое признание принадлежит молодому музыканту, который написал его во время разучивания произведения Баха.
А второе описание написала женщина, слушавшая финское танго в пабе.
Поразительно, что описания музыкальных переживаний часто очень похожи. Иногда настолько, что выражения эмоций не обходятся без клише вроде «меня захватила музыка» и так далее. Но клише потому и сложились, что все испытывают одинаковые чувства. Хотя трансцендентный экстаз как реакция на музыку наблюдается во многих культурах, интенсивный музыкальный опыт не всегда наполняет блаженством. Вот воспоминания слушателя о Десятой симфонии Малера:
«(Там был) один аккорд настолько щемящий и зловещий, что вызвал небывалые до сей поры ощущения… Мой брат чувствовал то же самое: первобытный, почти доисторический ужас охватил нас, мы не могли вымолвить ни слова. Мы оба смотрели на черное окно и как будто различали снаружи лицо Смерти, которая не сводила с нас глаз».
С культурной и психологической точки зрения кажется невероятным, что кому-то пришло в голову написать музыку, вызывающую такие состояния (кто-то может поспорить, что Малер такой цели на самом деле перед собой не ставил, но существует множество примеров, когда музыканты намеренно стремились расстроить своих слушателей и лишить их присутствия духа). Еще страннее то, что кому-то приходит в голову испытывать воздействие такой музыки (да, некоторые попадают под ее влияние случайно, но многие ищут такого эффекта). Ну и самое странное — то, что составленные в определенном порядке ноты могут вызвать настолько сильную реакцию.
Вопрос, каким образом музыка выполняет эту задачу, заключен в культурный и исторический контекст, но универсальная способность музыки влиять на человека лежит вне контекста. Когда Толстой писал, что «музыка — это стенография чувств», он выражал одобрение и восхищение этой особенностью, но в пятом веке Святому Августину неотвратимая эмоциональность музыки казалась очень беспокоящим фактором. Он любил музыку, но его тяготила мысль, что «прихожане больше восторгаются пением, а не тем, что поют». Средневековые священнослужители огорченно признавали, что музыка могла склонить к похоти и вожделению, а не только призвать к благочестию; именно из этих соображений контрреформаторы стремились очистить духовную музыку от разлагающего светского влияния. Для духовенства замечание Джона Драйдена имело и оборотную сторону: «Какие чувства Музыка не может разбудить или унять?»
Почему музыка трогает нас? Из всех вопросов о том, как наш ум улавливает и обрабатывает музыку, этот окажется самым сложным. Есть нечто уникальное и нематериальное в магическом воздействии музыки. Многие великие картины буквально изображают чувства на лицах, в жестах или через обстоятельства, даже абстрактное искусство может пробудить ассоциации через форму и цвет: небесная, бесконечная лазурь Ива Кляйна, темнеющие горизонты Марка Ротко, разбросанные следы безумной интенсивности Джексона Поллока. Литература вызывает эмоции через повествование, характеристики и аллюзии, даже если «значение» произведения может быть гибким, смысл так или иначе удерживается в четких рамках: например, никто не скажет, что «Большие надежды» повествуют об угольной промышленности. Но музыка невидима и эфемерна: она вздыхает и ревет, а в следующий миг ее уже нет. За исключением редких моментов намеренной мимикрии, она не похожа ни на что в этом мире. Определенные фразы и тропы обладали традиционным «значением» в эпоху классицизма; некоторые полагают, что западная инструментальная музыка обладает набором смыслов, которые можно объективно расшифровать, но эти предположения в основном строятся на шатких основаниях — слишком простых, слишком поверхностных. На самом же деле невероятно трудно объяснить, почему мы вообще можем находить оттенки смысла в звуковых раздражителях, тем более начинать плакать или смеяться, танцевать или впадать в неистовство из-за них.
Вопрос эмоциональности начал занимать когнитивных психологов и музыковедов не так давно. Эдуард Ганслик в 1854 году написал книгу Vom Musikalisch-Schönen (в 1891 году ее перевели под названием «Красота в музыке»). Эта работа, первое серьезное современное исследование музыкальной эстетики, подчеркивала, что ранее музыку обсуждали либо «в сухих и прозаических терминах» технической теории, либо эстетическим языком, «окруженным туманом чрезвычайной сентиментальности». В центре внимания автора была не эмоциональность как таковая, но эстетический эффект музыки, в особенности чувство красоты, которое возникало при встрече разума и чувств. В восемнадцатом и девятнадцатом веке, говорит Ганслик, разумеющимся фактом считалось, что музыка есть творчество звука, направленное на передачу и возбуждение страстей. И тем не менее он сомневался в существовании реальной аналогии между музыкальной композицией и чувствами, которые она навевает. Когда-то Бетховена считали необузданным композитором в сравнении с холодной ясностью Моцарта, а Моцарт в свое время считался пылким по сравнению с Гайдном. «Определенные чувства и эмоции, — убеждает Ганслик, — невозможно отыскать внутри самой музыки».
Вопрос, может ли музыка передавать конкретные эмоции, достаточно сложен; я вернусь к его обсуждению позже. Но не стоит сомневаться в способности музыки вызывать некоторые эмоции в некоторых людях в некоторых ситуациях. И в самом деле, многие могут согласиться, что raison d’être (смысл — прим. пер.) музыки заключается в пробуждении эмоций. Вопрос в том, как ей это удается.
Ганслик настаивает, что эта тайна навсегда останется неразгаданной. «Физиологический процесс, благодаря которому восприятие звука трансформируется в чувства и в состояние ума, необъясним, и таким ему суждено оставаться, — писал он. — Давайте не станем обращаться к науке за объяснениями, которые она не может дать». Его мнение было излишне пессимистичным (а кому-то покажется полным надежд). Обращение к психологии музыки с намерением отыскать «инструмент», которым музыка воспламеняет сердца, завершается полным разочарованием. В настоящее время исследования на тему эмоций кажутся крайне нецелесообразными, даже простодушными. Когда нейроученые выясняют, как и когда испытуемые называют музыкальные отрывки «веселыми» или «грустными», поклонник музыки может воспринять этот эксперимент как идевательство над эмотивными качествами музыки — как будто в течение фортепианного концерта мы только и делаем, что хохочем или хандрим.
Так или иначе, вопрос эмоциональности музыки лег в основу проблематики музыкальной когниции. К счастью, в этой связи атомистическое расчленение музыки — а этот подход долгое время пользовался популярностью — уступило место наблюдению за тем, как люди реагируют на прослушивание музыки: ведь едва ли кто-то испытывает бурю эмоций от монотонной синусоидальной волны, производимой тоновым генератором; в результате «тестовый материал» исследователей сделался более разнообразным. В период становления науки существовало всего две основные категории музыки: западная классическая и «примитивная» музыка дописьменных культур, которая выполняла главным образом социализирующую функцию, но в наши дни уместнее задаваться вопросом, как люди реагируют на Eagles и Grandmaster Flash, а канонический корпус изучения музыкальных реакций переместился с Моцарта на Тhe Beatles.
Источник