Какие чувства воспитывает литература

Итоговое сочинение: Какие качества помогает воспитать в себе литература?

(388 слов) Как известно, чтение дарит человеку возможно развить свои самые лучшие качества. Книги учат нас быть добрее, смелее, отзывчивее. Они воспитывают такие свойства души, как человечность, умение понимать и прощать. Кроме того, они дают нам пищу для размышлений и вдохновение для творческих поисков. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить свои любимые произведения и подумать над их ролью в своей жизни.

Например, мне очень нравится повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Человек, наделенный талантом любить, был пленен красотой и изяществом княгини. Она была недостижима и равнодушна к нему, но Желтков не смог вытеснить чувство из сердца. Он писал Вере письма год за годом, признавался в том, что испытывал, и получал радость хотя бы о того, что на свете жила его прекрасная избранница и иногда, хоть и мимоходом, но думала о нем. Но финал этой истории стал трагическим: муж и брат героини не хотели, чтобы поток писем и тем более подарков дискредитировал замужнюю женщину. Но и Георгий не мог отказаться от своей любви. Он принял решение покончить с собой. Он не винил Веру ни в чем и даже на прощание благословил ее за любовь, которую она подарила. Эта книга о высокой и жертвенной любви помогла мне воспитать в себе культуру этого чувства: истинная духовная близость не должна быть ревнивой, эгоистичной, жестокой. Человек должен отдавать, а не требовать. И если уж он любит, то надо уметь посвящать избраннику всего себя без остатка.

Не менее поучительным стал для меня роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». «Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит» — эта фраза пробуждает в сердце стремление к самоотверженности в любви. Маргарита ради Мастера оставила богатую и комфортную жизнь, рискнула собой, поставила на кон свою бессмертную душу. Она провела бал у Сатаны и испытала боль, страх, смущение. Но любовь вдохновляла ее на подвиги. И в финале она пошла за избранником в царство вечного покоя, не боясь потерять все то, что было у нее в этом мире. Эта книга показывает, что человек должен возвыситься до великого чувства и стать одним целым со своим спутником. Она может развить такие качества, как самоотверженность, духовность, умение понимать, прощать, сочувствовать.

Таким образом, литература всегда помогает нам воспитывать в себе человека, способного на проявление доброты, эмпатии, благородства и настоящей любви. Читатель лучше знает и понимает мир, ведь проживает не одну жизнь, пролистывает не одну эпоху. Накапливая опыт героев, он и сам становится мудрее, нравственно чище и совершеннее.

Источник

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? (Итоговое сочинение (декабрьское))

Какие добрые качества воспитывает в человеке литература?

Книги играют огромную роль в нашей жизни. Неспроста любовь к чтению стараются привить в раннем возрасте. Литература пробуждает в нас, прежде всего чувство сострадания, чуткость к людям, и не только к людям, но и ко всему живому на земле. Эти чувства становятся неотъемлемой частью нашего характера, формируют нашу личность. Благодаря им мы по другому ведем себя с окружающими, стремимся делать добро.

Так, рассказ Б. Евдокимова » Говори, мама, говори» пробуждает в нас чуткость по отношению к близким людям. Две героини рассказа, мать и ее дочь, живут вдалеке друг от друга. Мать уже стара, и ее единственная радость — разговоры с дочерью, единственным близким человеком. Дочь звонит каждый день, но говорит кратко, быстро, напоминая о тарифе.

Не потому, что не любит свою мать, просто забывает за повседневной суетой насколько важно это для одинокой женщины. Катерина же трогательно заботится о своей дочери. Она, например, не срубила мешавшее ей ходить грушевое дерево, потому что дочь любит груши и компот из них. Читая рассказ, мы проникаемся состраданием к Катерине. Вспоминаем о наших собственных мамах и об их неугасимой любви к нам. О том, что им, возможно, не хватает нас и нашего внимания. И героиня рассказа тоже осознает это. Ее охватывает страх. Что, если угаснет голос матери и она сама? Навсегда? Она звонит маме, и больше не прерывает ее. Вместе с героиней мы ощущаем ту же вечную крепкую связь с нашими матерями, самыми родными для нас людьми. Возможно, даже навещаем их, звоним, или просто крепко обнимаем.

Так же и Татьяна Ларина из романа Пушкина «Евгений Онегин» тоже может быть примером благотворного влияния литературы на человека. Она всегда много читала и размышляла о прочитанном. Потому, в отличие от ветреной сестры Ольги, оказалась способна на сильные и продолжительные чувства. Она была умна, скромна, и эти качества нравились Онегину. И даже когда Евгений покинул ее, она нашла утешение в книгах, которые помогли ей понять возлюбленного. Это позволило ей простить его и отпустить. Стать верной и любимой женой.

Читайте также:  Индия да моя радость

Какие же добрые чувства пробуждает в нас литература? Кроме того, что развивает нас, она пробуждает в человеке любовь к родным, сострадание, чуткость, милосердие. Список может быть бесконечен, ведь это зависит нас и нашей готовности становиться лучше. Каждое произведение открывает путь в наши сердца чему-то светлому. Книги подталкивают человека к тому, чтоб он становился лучше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Автор: Guru · Опубликовано 25.12.2016 · Обновлено 07.09.2017

(310 слов) Я думаю, что литература дает нам панорамный обзор человеческой души, благодаря которому мы лучше понимаем себя и окружающих нас людей. Именно поэтому размышление над прочитанным позволяет нам осознавать то, что мы чувствуем, а, значит, и контролировать свои эмоции. Поскольку большинство из нас стремится к добру, мы обнаруживаем в себе хорошие качества и положительные чувства, навеянные образами любимых героев. Мы стараемся научиться у них дружбе и любви, надежде и вере, доброте и сочувствию. И нередко у нас получается это сделать.

В поисках примера такого влияния рассмотрим роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Один из основных героев Джон воспитывался вдали от цивилизации. Дикари его не принимали, его мать сама мало что знала и не способна была воспитать ребенка. Поэтому в качестве собеседника и друга он воспринимал томик Шекспира. Мальчик выучил его наизусть, даже словарный запас Джона целиком состоял из заученных выражений. Все те возвышенные чувства, которые отделяли его от новых людей, он впитал из книги. Нравственная чистота, способность к любви и самопожертвованию, преданность и дружелюбие — всему этому героя научил Шекспир. Зато общество будущего было лишено литературы, поэтому все чувства свелись к удовольствиям и рефлексам.

Другой пример можно найти в книге Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина с детства много читала и часто размышляла над прочитанным. В отличие от ветреной сестры Ольги, она была способна на сильные и продолжительные чувства. Её трогательная честность и открытость сразу располагают к ней читателя. Она умна и скромна, эти качества, кстати, привлекают Онегина. Наконец, когда Евгений покинул их края, Татьяна нашла его библиотеку, и именно книги помогли ей понять возлюбленного. Она узнала его лучше и простила. Это новое знание позволило ей отпустить его и начать жизнь заново.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что литература развивает в нас нравственные чувства, такие как доброта, любовь и преданность. Это еще не весь перечень, ведь те эмоции, которые может вызвать книга, зависят от нас и от нашей готовности становиться лучше.

Источник

Запомни!

какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Литература играет важную роль в нашей жизни. Она сопровождает людей от младенчества и до глубокой старости. С малых лет родители стараются привить любовь к книге у детей. А для чего же? Всё потому, что литература пробуждает в человеке добрые чувства, прежде всего это милосердие и любовь как к людям, так и к животным.

Так, новелла О. Генри «Последний лист» пробуждает в нас чуткость по отношению к другим. Произведение о юных подругах-художницах Сьюди и Джоанне, о немолодом художнике-неудачнике Бермане, создавшем настоящий шедевр… Джонси, заболевшая пневмонией, решает, что умрет, когда с ветки плюща опадет последний лист. Берман, узнав об этом, рисует ночью листок на кирпичной стене дома напротив. Джонси видела, как сражался с бурей листок ночью. Она решает взять себя в руки. И выздоравливает, благодаря силе любви, что вложил в свое произведение старый художник.

В трогательной повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» автор хотел достучаться до сердец, напомнив о том, что самыми важными в жизни являются такие качества, как доброта и милосердие. Однажды у сеттеров родился нестандартный, но очень умный щенок, которого хотели утопить, но его спас Иван Иваныч – бывший журналист, охотник. Позже Иван Иваныч заболел. Ему пришлось оставить пса у своей соседки, но она не смогла удержать его, и Бим бросился на поиски своего хозяина. Много разных людей встречал на пути Бим: и добрую девушку Дашу, которая сделала для него табличку с просьбой не обижать пса, и Клима, который чуть не убил его. И это далеко не все. Коллекционер и злая соседка дали объявление о том, что Бим – бешеная собака. В конце концов, пса поймала служба по отлову собак. Иван Иваныч так и не успел спасти своего верного друга.

Читайте также:  Поможет ли бег от стресса

А. Декурсель сказал, книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. И правда, любое произведение пробуждает в человеке какие-то чувства: любовь, доброта, милосердие. С каждой прочитанной книгой мы становимся лучше.

Источник

Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 23.07.2015 2015-07-23

Статья просмотрена: 24267 раз

Библиографическое описание:

Балатукова, З. И. Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения / З. И. Балатукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21305/ (дата обращения: 13.10.2021).

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека?

Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым согласится и примет его тот или иной читатель. Картины жизни, образы рисует и живописец. Посвоему жизнь и характеры людей отражаются в музыке, скульптуре и литературе. Оружие писателя — слово. Художественная литература — это искусство слова.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Многие поэтому видят в произведениях писателей, композиторов, художников средство приятного времяпрепровождения. Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору или компьютеру, чтобы отдохнуть, а то и поразвлечься. Да и сами художники, композиторы, программисты, писатели, зная законы искусства, так строят свои произведения, чтобы взбудоражить, поддержать и развить интерес и даже любопытство зрителей, слушателей. Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче.

Ни одно искусство не может так наглядно, «объёмно» изобразить человека, как живопись и скульптура. Но и живописец и скульптор «схватывают» лишь один момент жизни, и, рассматривая картину и скульптуру, мы только догадываемся о том, что предшествовало этому моменту, что последует за ним. Ни живописец, ни скульптор не имеют средств, чтобы показать своих героев в движении, в изменении, в развитии. Это может сделать искусство кино, в котором чудесно сплавлены особенности искусство слова, сценического искусства, живописи, музыки, художественной фотографии и компьютерной графики. Но не забудем, что художественные кинокартины создаются на основе литературных сценариев. Нельзя перевести на «язык» кино лирические произведения. При всём необъятном могуществе киноискусства есть области общественной и внутренней жизни человека, доступные только искусству слова. Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни. И одно событие, и цепь самых сложных событий.

Изменения, связанные с прогрессом науки и техники ведет к изменению у нынешнего поколения прежних идеалов и оценок, и поиску новых критериев. Мы говорим о материальном и духовном, однако отделить одно от другого не так уж просто. Каждый мощный взлёт писательской мысли, повлиявший на воспитание молодого поколения, всегда несет в себе элемент духовности. Более высокие технические и творческие возможности сказываются на образе мышления и жизни молодёжи. Но это совсем не значит, молодёжь должна отвергать высшие духовные и культурные ценности, и не следует ставить их в зависимость от материального богатства.

Существует такое понятие, как культура народа, которая корнями уходит глубоко в национальную почву и историю. Во все времена творцы словесного искусства в своих произведениях правдиво и полно отражают сложность и многообразие жизни человека и общества, ярко и доходчиво выражают свои раздумья о смысле жизни, свои сокровенные чувства.

Морально-нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, который наслаждаясь словом, знакомясь с удивительными персонажами, познаёт мир и формирует в себе высокие гражданские чувства.

Понятие «формирование» в педагогике охватывает своим содержанием диапазон внешних (социальных, экономических, воспитательных и др.) и внутренних (самостоятельная деятельность личности, самовоспитание и др.) факторов, находящихся в неразрывной взаимосвязи и обеспечивающих становление и развитие личности. Опираясь на данное положение, что успешное формирование нравственных ценностей обеспечивается совокупностью внешних и внутренних условий, способствующих их формированию. Отсюда следует, что наряду с воспитательной деятельностью педагога необходима самовоспитательная деятельность учащихся по освоению нравственных ценностей будущих специалистов-филологов.

Опираясь на положения личностно-ориентированного подхода, что деятельность учащихся по самовоспитанию обеспечивает постановку их в позицию субъектов процесса формирования нравственных ценностей и способствует проявлению максимальной активности, самостоятельности в освоении ими нравственных ценностей.

Художественные творения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М.Шолохова — позволяют молодому поколению не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с их героями, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды. Литература воспитывает чувство прекрасного, обогащает духовный мир человека.

Предметом изображения литературы чаще всего являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненные идеалы, — словом, внутренний и духовный мир человека. Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди молодого поколения просвещения и культуры.

Читайте также:  Как сказать девушке люблю чувствах

О чем бы писатели и поэты ни говорили в своих произведениях, они думают о читателе, о человеке. Поэтому М.Горький очень точно заметил, что литература — это человековедение.

Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии. Это — то искусство, которое активизирует человеческие духовные силы: ум, интуицию, чувства, эстетические понятия. Эстетическое воспитание — это воспитание в людях способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех ее проявлениях и вносить ее в жизнь, способности понимать возвышенное, трагическое, комическое. Сложная и тонкая задача эстетического воспитания молодого поколения решается совместными усилиями семьи, школы, общественности. Молодёжь воспитывается эстетически на огромном историческом опыте писателей. Эстетические эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных идей не только умом, но и сердцем, пробуждают активное отношение к жизненным картинам, нарисованным в произведении.

Литература обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи — образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Гамлет, Дон Кихот, Князь Мышкин, Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы это символы культурно–значимых общечеловеческих ценностей. Читая произведения как «Преступление и наказание», «Война и Мир», «Анна Каренина», «Гранатовый браслет», молодежь меняется, у них меняется отношение к жизни, и становятся лучше. Произведения затрагивают их до глубины сердца и воспитывают.

Художественная литература доступна для всех, но глубина ее понимания зависит от того, умеет ли учащийся ее читать и каков сам учащийся, его вкусы и интересы, морально-мировоззренческие установки.

От личности учащегося зависит, что он выбирает для чтения — так называемое «чтиво» или подлинно художественные произведения. Первого рода книги — чисто развлекательные, они ничего не дают, кроме сиюминутного удовольствия, вторые — глубоко влияют на учащегося, воспитывают его.

Одни учащиеся «глотают» произведения, не «переживая» их, в то время как другие вдумываются в то, что читают. У первых — остается от чтения мало, у вторых — прочитанное глубоко западает в их сознание.

Что же говорят о художественной литературе классики? Замечательный русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что «литература — это…сокращенная вселенная». Н. Г. Чернышевский назвал литературу «учебником жизни», подчеркивая ее познавательную ценность, глубину проникновения в жизнь. М.Горький считал главной заслугой литературы ее общественное значение: «Беспощадно ярко освещая пороки жизни, недостатки людей, она воспитывала жажду лучшего, она учила». По его мнению, «цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».

«Чем же сильна литература?» — спрашивает М. Горький и отвечает: «Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».

По словам А. Н. Островского, литература «оживляет голые. факты и делает их понятными; из исторических имен творит живых людей. Историк-ученый только объясняет историю, указывая причинную связь явлений, а историк-художник пишет, как очевидец, он переносит нас в прошлые века и ставит зрителем событий».

Сила художественной литературы заключается также в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни.

Говоря о преподавании литературы сегодня, нельзя сказать о том новом понимании задач и целей образования, которое последовательно пробивает себе дорогу. Совершенствование преподавания литературы предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на учащегося, воспитание самосознательности, развитие воображения и чувства прекрасного. В юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности, качественно новый подход к прочтению литературных произведений.

По характеру своего воздействия художественные произведения приближаются к воздействию действительности, а иногда и превосходят ее. Талантливый писатель дает сгусток впечатлений о действительности. Краски изображения бывают настолько ярки, что становятся ощутимы, зримы и вызывают такие сильные эмоции, что читатели или громко смеются, или рыдают над книгой, испытывают гнев или презрение, готовность действовать.

Положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению пороков личности.

В заключение следует сказать, что чтение художественной литературы должно стать обязательным для каждого человека с детского возраста и до глубокой старости.

Литература доставляет много радости, она просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или невольно оказывает положительное влияние на характер. Воспитание художественной литературой не тяжкий труд, а увлекательный, доставляющий глубокое удовлетворение.

Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения.

1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.

3. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

Источник

Оцените статью