Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?
Задание по литературе для 6 класса 2, Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?
Описание суда и чиновников в повести Пушкина «Дубровский» меня просто удручает. Чиновники показаны явно пристрастными, они пресмыкаются перед силой и богатством Троекурова и не думают о справедливости принимаемого решения, они думают только о своей выгоде, рассчитывая получить от Троекурова благодарность в том или ином виде. Для них все было решено еще до начала слушаний по делу. Единственное что сделали эти крючкотворы, это отыскали видимость законности, нашли некую лазейку в документах, согласно которым выяснилось, что имение Дубровского и так принадлежит Троекурову, а сам Дубровский владеет им незаконно.
Сама атмосфера такого суда угнетала любого нормального человека и неудивительно, что на Дубровского оглашенное решение так сильно подействовало.
Показательны образы судейских чиновников в повести «Дубровский». Это мелкие людишки, которые готовы продаться любому, лишь бы им за это платили. никого в суде не интересовала истина, их интересовала возможная личная выгода, возможная благодарность Троекурова.
Поэтому на самом деле это был даже не суд, это было форменное издевательство, пародия на суд.
Такие люди и подобное судилище может вызывать в человеке только одно чувство — отвращение.
В повести «Дубровский» Пушкин показывает любовь простых крестьян к своему барину, и старому и молодому. Только похоронили старшего Дубровского. Приезжает исправник и судейские, чтобы отобрать имение. Дубровский подходит, когда толпа крестьян уже возмущена действиями судейских. Они обращаются к Дубровскому с просьбой разрешить им разобраться судейскими. Стоит шум и гомон.
Но возмущение толпы нарастает и становится просто взрывоопасным, когда Шабашкин пытается заставить крестьян признать своим барином Троекурова.
Толпа угрожающе двинулась на судейских и быть бы тем растерзанным если бы не заступничество Добровского, который решил обратиться за заступничеством к царю. Эти слова успокаивают толпу.
В повести «Дубровский» мы видим что даже Троекуров мог иногда испытывать нормальные человеческие чувства. Автор пишет, что Троекуров не был корыстолюбив, денег ему и так всегда хватало и когда Шабашкин приехал к нему с тем чтобы узнать, когда Троекуров будет вступать во владения Кистеневкой, то Троекуров откровенно смутился. Его жажда мести увела слишком далеко, он это понимал и сожалел о том, что затеял глупую ссору. Он прогнал Шабашкина и стал насвистывать, что говорило о большом смятении в мыслях.
В конце концов Троекуров даже решил вернуть имение, которое ему было совершенно не нужным, обратно Дубровскому и тем самым примириться с ним, однако на тот момент это решение уже запоздало, как запоздало и раскаяние Троекурова.
Отношение троекуровских крестьян к своему барину нам известно — они его боялись, но и гордились тем, что служат такому знатному господину.
Но как встретила дворня и крестьяне возвращение в отчий дом Владимира Дубровского?
С большой радостью. Крестьяне любили и старого барина, и любили молодого, которого пока еще не знали толком, но готовы были служить ему верой и правдой, как служили всем представителям семьи Дубровских. Эта искренняя любовь дворовых не может не тронуть и показывает какие в действительности отношения были между Дубровскими и их крепостными.
А вот об отношении этих же крестьян к Троекурову лучше всего сказал кучер Антон, который встречал Дубровского:
Многие эпизоды повести «Дубровский» обладают яркой эмоциональной подоплекой и потому легко запоминаются, заставляют сострадать или сочувствовать героям.
Мне например запомнились сцены с поджогом дома, сцена с медведем, сцена последней встречи Дубровского и Маши.
Но больше всего наверное мне запомнилась сцена суда, этого несправедливого и неправедного действа, фарса, который разыграли перед старшим Дубровским продажные судейские.
Это очень тяжелая в моральном плане сцена, которая показывает как легко уничтожить человека вроде бы законным образом, который на самом деле оказывается лишь подлым предательством.
Восьмилетним мальчиком Владимир Дубровский был отдан, как и многие юноши из дворянских семей того времени, в Кадетский корпус (закрытое военное училище) в Петербурге.
Мать он потерял еще в раннем детстве, да и отца почти не знал. Совсем не удивительно, что отец, имея достаточно средств, жалел сына и слал ему денег больше, чем нужно для умеренного образа жизни.
Также неудивительно и то, что Владимир, не задумываясь о расходах, вел себя так, как это было принято в его кругу, а именно — расточительно и весьма беспечно. Он играл в карты, залезал в долги и не заботился ни о чем, рассчитывая и впредь на приличное содержание от отца, а еще — на женитьбу на богатой невесте.
Вполне типичное поведение для обеспеченных молодых людей тех лет.
Тем достойнее перемены в нем, когда отец умер и жизнь его круто повернулась.
Источник
Урок литературы в 8 классе на тему ««Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий. Новые литературные герои. Сатира на судебные порядки.
Литература 8. Урок 7.
Тема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий. Новые литературные герои. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами. ТЛ. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы
Цели: познакомить с сатирической повестью 17 века; развивать критическое мышление, умение анализировать текст, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные выказывания, развивать моральное сознание и нравственные чувства личности.
Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества… В. Г. Белинский
Хочешь на суде добра, подсыпай серебра. Русская пословица
1. Орг.момент. Тема и цели урока. Проверка д/з.
2. Вступительное слово о демократической литературе на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв.
Русская литература на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного периода. Происходило её расслоение, стремительно развивалось демократическое направление.
Появилась литература, которая писала не только о народе – сам народ, демократическая среда начинает создавать свою литературу. Её создателями были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. Рождённая в народной среде, она отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений стали простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.
Писатели пристально всматривались в особенности русского национального характера, искали причины народных бед и приходили к выводу, что система государственного устройства калечит судьбы людей. В это время возникает жанр, называемый повестью (в значении повествование, рассказ). Центральное место занимает образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Ему не от кого ждать помощи, поэтому он сам ищет выход из сложившихся обстоятельств.
Одним из произведений демократической литературы является « Повесть о Шемякином суде », сатирическое произведение XVII века.
3. Проблемы авторства, источники.
У произведения нет одного автора и нет единого текста – есть целый набор вариантов. Оно встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах.
Исследователи отыскивали схожие по содержанию произведения в индийской, персидской, польской литературах, никаких убедительных доказательств о связи русского памятника с конкретным произведением зарубежной литературы нет. Выявленные переклички указывают на наличие так называемых бродячих сюжетов, не более того. Как это часто бывает с памятниками фольклора, шутки, анекдоты не могут принадлежать одному народу. Они успешно кочуют из одной местности в другую, так как бытовые коллизии везде, по сути, одинаковы. Такая особенность делает особенно трудным разграничение переводных и оригинальных памятников литературы XVII века.
4. Лексический комментарий:
Убогий – крайне бедный, нищенский.
Ссужать – давать в долг.
Скудость, скудность – бедность, убожество.
Поносить – порочить, оскорблять бранью.
Бить челом – подавать просьбу.
Полати – нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной.
Зыбка – колыбель, люлька.
Челобитная – письменная просьба.
Ответчик — лицо, которому предъявлен судебный иск.
Истец – тот, кто предъявляет иск (заявление в суд).
Приставы – должностное лицо, приставленное к какому-нибудь делу для надзора.
Мздоимство (устар.) – взяточничество.
Аминь – 1. Заключительное слово молитв, проповедей в значении «верно, истинно».
5. Историко-культурный комментарий.
Дмитрий Шемяка (1420–1453) — князь галицкий, сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского. С 1436 г. возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против политики московского великого князя. Известен тем, что попирал в гражданских делах справедливость и древние уставы и в 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Тёмного, захватил великокняжеский престол.
Умер Дмитрий Юрьевич Шемяка 17 июля 1453 года в Новгороде. По некоторым сведениям – он был отравлен по приказанию Василия II Темного. Похоронен был в Юрьевом монастыре Великого Новгорода. В настоящее время его останки находятся в Софийском соборе Великого Новгорода.
В историю вошло выражение о «Шемякином суде» как о несправедливом и продажном. Данное мнение о политике Дмитрия сложилось у потомков благодаря оценке Н. М. Карамзина. Ряд историков не согласны с подобным мнением и склонны считать Шемяку последователем идей деда и борцом за законный престол.
6. Выразительное чтение (с. 35 – 39).
7. Анализ идейно-художественного содержания. Работа в группах.
Задание для первой группы:
1. Охарактеризуйте убогого мужика.
2. Какие чувства он вызвал у вас?
3. Это комический или трагический образ?
4. Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?
Задание для второй группы:
1. Охарактеризуйте богатого брата и других персонажей, невольно «пострадавших» от убогого мужика.
2. Какие чувства они вызвали у вас?
3. Почему герои повести не названы по имени?
Задание для третьей группы:
1. Дайте характеристику судьи. Какие чувства он вызвал у вас?
2. Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему он так радуется?
3. Почему только судья назван по имени?
4. Когда в речи употребляют меткое образное выражение «Шемякин суд»?
5. В каких известных вам литературных произведениях встречается тема суда и осуждения?
Задание для четвёртой группы:
1. Почему повесть относится к сатирическому жанру?
2.Чем эта повесть похожа на бытовую сказку и притчу и чем отличается от них?
3. Какова идея произведения?
4. Можно ли утверждать, что социально-нравственные вопросы, поставленные в повести, актуальны и в наше время?
Сатирическую «Повесть о Шемякином суде» можно определить, как пародию на древнерусское судопроизводство. Она высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.
История завершилась для убого крестьянина счастливо, он побеждает над миром несправедливости и произвола.
Произведение отличается быстротой действия, комизмом ситуаций, в которые попадают персонажи, а также подчеркнуто бесстрастной манерой повествования, что только усиливает сатирическое звучание древнерусского памятника. Эти особенности указывают на близость повести к волшебным и социально-бытовым народным сказкам.
Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.
Сатирическое произведение было весьма популярно, оно сразу же ушло в фольклор – стали рассказывать сказки о Шемякином суде. Это интересный случай, когда не устное предание получает письменную обработку, а, наоборот, – из книги получается устный, бытующий в народе без автора рассказ. Существовали и многочисленные лубочные издания «Шемякина суда». Лубочные картинки – незамысловатые, но очень красочные, сочные рисунки с текстом. Эти картинки выпускались специально для народа, в некоторых крестьянских семьях существовала традиция украшать ими свои избы.
К сожалению, мздоимство судейских чиновников — повсеместное явление, с которым общество в течение нескольких веков так и не может справиться. Прослушайте басню Василия Ивановича Майкова, написанную в 18 веке, и убедитесь в этом.
Чтение басни В. И. Майкова «Вор и подьячий».
Пойман Вор в разбое,
Имел поличное, колечко золотое,
Которое пред тем с Подьячего склевал
В ту ночь, как Вор сего воришка разбивал;
Хотя Подьячего так звать неосторожно,
Однако ж взятки их почесть разбоем можно,
Затем я назвал так.
Подьячий не дурак,
Да только что бездельник;
Он Вора обличал,
Что точно у него кольцо свое узнал,
И с тем еще других пожитков он искал.
На то в ответ сказал Подьячему мошенник:
«Когда меня за то достоит бить кнутом,
Так должно и тебя пытать, Подьячий, в том:
Когда родитель твой жил очень небогато,
Откуда ж у тебя сие взялося злато?
Разбойник я ночной,
Скажу я и без пытки,
Который всех людей безвинных обирал.
С тобою мы равны, хоть на весах нас взвесить;
И если должно нас, так обо и х повесить».
(Между 1763 и 1767)
8 . Работа с иллюстрациями (с. 36-37).
Задание: озаглавьте изображённые фрагменты повести (работа в парах).
9. Итог урока. Домашнее задание.
— Часто ли вам приходится слышать о несправедливых решениях современного судопроизводства?
— Какие пословицы и поговорки о несправедливости судейских решений вы знаете?
Источник