Какие чувства у меня вызывает кусака

Какие чувства вызвал рассказ Кусака?

Темой рассказа «Кусака» является история бездомной собаки, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя — Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла… »

Идея этого рассказа в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом прихошёл домой и избил свою жену.

Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака ещё бездомная собака, её никто не любит: «Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу» . Во второй части собака знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется. От еды шерть Кусаки залоснинилась. Она стала ленивой и ласковой, поняла, что «если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу» .

Леля тоже очень хорошая девочка, она приласкала Кусаку, не обиделась на собаку за то, что та её когда-то укусила. Леля была против того, чтобы оставлять собаку одну на даче, но её мама не разрешила взять Кусаку, ведь это всего лишь дворняжка. Андреев показывает, что взрослые почти никогда не понимают детей.

Источник

Сочинение: Какие чувства вызывает у вас рассказ Леонида Андреева «Кусака»?

Автор: Guru · Опубликовано 19.04.2021 · Обновлено 20.04.2021

(576 слов) Творчество Леонида Андреева оставило свой заметный след в отечественной литературе. Период его жизни и деятельности относится к Серебряному веку русской культуры. Многие его произведения понравились огромной читательской публике, снискали любовь и уважение у интеллигенции того времени. Особенно многие запомнили его произведение «Кусака» — рассказ, который не оставляет равнодушными никого из читателей. И сейчас он трогает людские сердца, будь то маленькие или взрослые читатели.

«Кусака» — это кличка собаки, данная ей дачницей, девочкой Лелей. Этому была причина – одичавшая собака, жившая на пустой даче, когда приехали дачники и дети стали играть, выскочила из кустов и порвала Леле платье. Автор неслучайно назвал так свой рассказ. Его заголовок сразу обращает на себя внимание. Читатель понимает, что речь, скорее всего, пойдет в произведении о животном, о собаке, и настраивается на особый лад. К тому же данный заголовок — «говорящий, он сразу дает дополнительную характеристику главному персонажу рассказа.

Собака была обычной дворняжкой, к тому же еще бездомной, от людей она ничего хорошего не видела и не ожидала. Она сторонилась других собак, ее обижали взрослые и дети. А случайный нетрезвый прохожий, захотевший пожалеть ее, вдруг, внезапно разозлившись на свою жизнь, ударил, когда она нерешительно подставила бок для ласки. Это было последней каплей обиды, отчаяния, переполнившей собачье сердце. Она больше никому не доверялась, стала ненавидеть людей и пыталась их даже укусить больнее за ногу. За это горожане ее стали называть Кусакой. Так Леонид Андреев показывает читателям, что в озлобленности и свирепости животного виноваты сами люди. Своей жестокостью и равнодушием они ее сделали такой.

Но когда на дачу приехали хозяева, в жизни Кусаки все изменилось в лучшую сторону. Девочка Леля не обиделась за порванное платье, а лишь удивилась и даже проявила к одичавшей псине доброту. Дачники оказались доброжелательными людьми, они стали заботиться о Кусаке. А собака, пораженная таким внимательным, ласковым отношением к себе, не могла на их добро отвечать привычной агрессией. Самый важный и трогательный момент в рассказе — это приручение собаки. Кусака теперь понимала, что она уже теперь не сможет с прежней злобой отвечать обидчикам, она лишилась этого чувства.

В жизни собаки наступила счастливая жизненная пора: дачники ласкали ее, кормили, заботились, дети с ней играли. Окруженная нежной заботой Кусака «расцвела всей своей собачьей душой». Она поверила людям, в то, что не все они злые, есть и добрые, а также начала верить и в хорошую собачью жизнь. Но наступившая осень разрушила счастливое состояние Кусаки. Дачники засобирались домой, девочка Леля не смогла уговорить взрослых взять с собой в город собаку. И Кусака осталась вновь одна на опустевшей даче. Она завыла. Так трагично и неутешительно Андреев заканчивает свой рассказ.

Произведение вызывает чувство острой жалости. Мне горько думать, что собака снова будет одна зимовать на пустой даче. У Лели не получилось помочь ей, и нельзя девушку осуждать за это. Но хочется верить в лучшее, что Кусака после всех мытарств все же нашла себе заботливого хозяина. Прочитав рассказ Андреева, я задумалась, чем можно помочь брошенным животным, собакам, например, которые, сбиваясь в стаи, представляют опасность для прохожих, особенно для детей, являются одной из многочисленных проблем общества, и жизнь которых так тяжела. Ведь надо добывать еду, защищаться от злых людей и других собак.

Для себя я решила, что никогда не брошу прирученное мной или знакомыми животное и не позволю другим это сделать. У меня уже несколько лет живут приблудившиеся брошенные кошки и собаки. Потому что мои родители, добрые, отзывчивые люди, всегда стараются найти приют таким животным, добрых хозяев. Когда я стану взрослой, то буду работать волонтером в приюте для животных или в питомнике, буду ухаживать за ними и стараться находить им новых заботливых хозяев.

Источник

Какие чувства и переживания вызывает рассказ «Кусака»?

Рассказ конечно очень сильный и автор специально, как мне кажется нагнетает напряжение особенно в концовке. Почему-то не захотелось Андрееву чтобы все кончилось хорошо. Бедная собака, Кусака, и так натерпелась, ведь оказаться бездомной страшно и для собаки и для человека. А тут такое счастье — приехали дачники и взяли Кусаку к себе. Конечно, вновь став нужной, вновь обретя хозяина Кусака, как это сказано в рассказе «Расцвела всей собачьей душой«. Надо сперва пройти через ад отсутствия хозяина, чтобы понять счастье которое испытывает собака, когда вновь его находит. Ведь собаки такие существа, что хозяин для них — это все, и царь и бог, они преданные и любящие. А тут такой финал, когда Кусаку вновь бросают, и она воет, «безнадежно спокойно» — это крах всех надежд окончательный и бесповоротный. Впечатлительным людям просто нельзя такое читать.

Я очень люблю животных, поэтому не представляю как можно бросить животное, которое к тебе привыкло, любит тебя, но видно не все люди жалеют животных.

Читайте также:  Ты убиваешь во мне чувства своими руками

Когда читаешь рассказ «Кусака» то сразу охватывает чувство жалости, очень жалко собачку, которая никому не нужна.

Потом когда приезжают дачники становиться радостно за Кусаку, видно что она счастлива, что наконец-то обрела хозяев, кажется, что этой радости не будет конца и собака будет жить так всегда.

Но в конце рассказа бедную собаку бросают, она остается снова одна. Очень жалко эту несчастную собачку, не могу понять почему нельзя было животное взять с собой.

Этот рассказ Л. Андреева очень трогательный. Лично я как собаковод очень переживала за Кусаку. У нее трудная судьба оказалась из-за равнодушия и порой злости людей. В начале ее шпыняли, потом приютили, но оказалось, что не навсегда, а только на лето, потом Кусака осталась снова одна и никому не нужная. Очень тяжело было мне читать последние строчки когда Кусака сидя у закрытой двери дачи выла. Рассказ этот у меня вызвал чувство жалости к животному, и негативное отношение к людям, которых увы, как в произведении много и в жизни встречается. Кто считает, что животное — это вещь, тот и с людьми так может себя вести.

Рассказ очень душещипательный, очень жалостливый и вызывает резко отрицательное чувство к людям. За их безмятежную жестокость, о которой они даже не подозревают. Очень хорошо. что такой рассказ есть. Людям негоже забывать, что страдать могут не только они, но и те. кто их окружает.

Я собачница, и я не понимаю, как можно вначале дать надежду собаке, что она нужна, а потом заново бросать.

Кусака — собака, которая всей своей душой хочет быть нужной людям. И вот у нее появилась надежда. Но набаловавшись с ней, дачники бросают ее опять одну.

Нельзя так поступать! Нельзя увеличивать количество страдания в мире! Это просто бесчеловечно.

Рассказ Андреева «Кусака» очень волнительный, трогательный. Не возможно читать историю одинокой собаки и быть отстранённым и безразличным.

Автор рассказывает нам историю Кусаки, бездомной собаки. Она переживает своё одиночество, но с наступлением лета на даче появляются дачники, они берут её к себе. Читая этот эпизод испытываешь неподдельную радость и даже счастье.

Но после радостных и счастливых моментов наступает горечь, боль от предательства. Кусаку бросают и мы, читатели переживаем это вместе с ней.

Рассказ очень печальный, читая испытываешь сопереживание, жалость к Кусаке. Её хочется пригреть, подарить ей заботу и ласку.

«Кусака» — это замечательный трогательный рассказ Л. Андреева о собачке по прозвищу Кусака. У главной героини непростая судьба. Разобидевшись на людей, которые поступили с ней жестоко и несправедливо, Кусака стала остерегаться их, нападать, за что и получила свое прозвище.

Однако потом она знакомиться с хорошими людьми, Кусака даже с ними сдружилась, но они тоже ее предают, оставив одну.

Этот рассказ вызывает бурю эмоций. Мы переживаем за собаку, удивляемся, откуда среди нас столь жестоких и безразличных людей. Рассказ учит нас быть более внимательными и дружелюбными к братьям нашим меньшим, заставляет задуматься о своем поведении.

Рассказы о таком обращении с животными приводят в ярость. Кусака — несчастная собака, которая была никому не нужна, все ее сторонились и даже не пытались приласкать. В одно время ей повезло: ее приютили, но лишь на лето. Рассказ наводит тоску и обиду, животные сильно зависят от людей, им практически не выжить без нашей помощи. После прочтения у меня остался горький осадок от такой судьбы Кусаки. Людям надо заботиться о животных и не брать их к себе на время. Они ведь живые существа и нуждаются в постоянной заботе. Полагаю, что и сама Кусака переживала самые неприятные чувства от такой участи, когда осталась вновь одна.

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» вызывает разные переживания. Сначала это грусть от того, как относятся к бездомной собаке люди. Собаку жалко, когда она зимует одна на даче.

Затем радуешься тому, что на дачу приезжают люди и они хорошо относятся к Кусаке, кормят ее и играются с ней.

В конце — совсем грустно из-за того, что собаку бросили. Грусть, тоска, пустота, разочарование, обида и одиночество. В то же время определенная злость на людей, которые ее бросили, обида, негодование.

Пускай рассказ вызывает довольно мрачные ощущения и переживания, но он заставляет задуматься о жизни животных.

Чувства жалости к собаки бездомной.

Собака в одиночку зимует на даче, но на дачу приехали люди, они кормят её, играют, но опять бросают.

Тут уже грустно за собаку, за ней читатель начинает переживать, читатель разочарован и даже зол на этих людей.

Источник

Сочинение на тему: какие чувства вызвал у вас рассказ «кусака»

В рассказе Андреева «Кусака» речь одет о проблеме совести и человеческой доброты. Человек считает себя добрым и благородным, но при этом не замечает преданности братьев своих меньших, относится к ним, как к игрушке. Красивая девочка Леля, сама того не желая, нанесла собаке огромную обиду. Собака доверилась ей всем своим собачьим сердцем и получила в ответ предательство.

Кусака была злой и дикой собакой. Но приехавшие на дачу люди заставили ее измениться, научили доверять окружающим, и собака почувствовала себя счастливой. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?»

Человек совершает предательство, сам того не замечая. Сначала ему кажется, будто это пустяк. Затем такое поведение входит в норму. Девочка Леля сначала вызывает у читателя огромную симпатию. Она проявила внимание к бездомной собаке, согрела ее своим теплом. Но девочка и ее мама так и не осознали, что за существо, прирученное ими, они теперь несут ответственность. В рассказе говорится, что «приехавшие дачники были очень добрыми людьми». Но их доброта действует только тогда, когда это удобно им самим. Когда им хотелось играть и забавляться с Кусакой, они это делали. А потом они решили, что дворняжка им не нужна. И они с легкостью вычеркнули верную собаку из своей жизни. Мама пообещала Леле красивого породистого щеночка, и девочка согласилась. Перед отъездом девочка даже не простилась с Кусакой.

Оставленная собака страдает. И напрасно думает человек, что только он один обладает чувствами. Братья наши меньшие страдают ничуть не меньше человека. Рассказ оставляет тягостное впечатление. И снова начинаешь задумываться о том, имеет ли право человек считать себя умным, возвышенным, благородным, если он равнодушен к тем, кто его окружает. Наверное, нет. Истинная доброта распространяется на все живое, в том числе и на братьев наших меньших.

Источник

Анализ рассказа «Кусака» (Л.Н. Андреев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.09.2020 · Обновлено 18.02.2021

Рассказы Леонида Андреева отличаются особой эмоциональностью и реалистичностью. Исключением не стало и произведение «Кусака» — история о тяжёлой судьбе бездомной собаки, о жестокости мира и роли сострадания в жизни каждого. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа «Кусака» по плану, чтобы рассмотреть важные моменты произведения и углубиться в идеи, высказанные автором.

История создания

Рассказ «Кусака» был написан в 1901 году и опубликован в издании «Журнал для всех». Примечательно, что впоследствии Андреев в письме К.И. Чуковскому объяснял, почему центральным персонажем его произведения стала собака. Он подчёркивал, что героем произведения может быть кто угодно, важно лишь передать его чувства. Животные тоже испытывают эмоции, тоже сталкиваются с жизненными трудностями. Именно поэтому и собака может быть главным героем рассказа.

Читайте также:  Какие признаки чувств у мужчины

Андреев решил привлечь внимание читателя к тому, как легко сделать зло, руководствуясь благими или псевдо-благими помыслами. Эту идею он развивал и в других своих работах.

Жанр, направление

«Кусака» представляет собой рассказ, принадлежащий реалистическому направлению. Жизненные ситуации, реальная обстановка, «естественные» персонажи – всё это позволяет читателю ощутить себя рядом с происходящим. Для рассказа типичны ограниченное количество персонажей и сюжетных линий (в этом случае – два центральных героя и один мотив; побочные ответвления создаются только для развития основного повествования). Также о происходящем сообщается через одно лицо. Им может выступить кто-то из героев или сам рассказчик.

Рассказ не отличается большим объёмом, однако захватывает несколько сезонов года, тем самым раскрывая чувства центрального героя в полном масштабе. Как и во многих произведениях, здесь используется символичная композиция: весна олицетворяет надежду, лето — счастье, осень — печаль, зима — страдание.

Относительно направления можно сказать следующее: Леонида Николаевича считали родоначальником русского экспрессионизма. Данному модернистскому литературному течению были присущи трагизм, чрезмерное преувеличение (гротеск), сосредоточение на эмоциях и ощущениях, контрастность. Эти черты вполне можно найти в рассказе. Вместе с тем он довольно реалистичен за счет психологизма, так как автор подробно исследует эмоции живого существа, достоверно изображает душевные переживания.

Композиция и конфликт

Рассказ «Кусака» состоит из пяти глав, каждая из которых включает важные изменения в жизни собаки.

  1. В первой главе автор описывает трудную и бесцельную жизнь животного, упоминая о тех или иных причинах поведения собаки. Действия этой части относятся к зиме, такой же холодной и «злой», как пьяница, повстречавшийся животному в то время. На тот момент собаку звали Жучка.
  2. Вторая глава символизирует наступление весны – изменений в привычной действительности собаки. В этой части рассказа животное знакомится с новыми людьми, в частности с гимназисткой Лёлей, при первой встрече с которой Кусака повела себя агрессивно. Именно тогда Кусака обретает новое имя, а также встречает ласку от людей – неиспытанную ранее.
  3. Третья глава посвящена лучшему периоду в жизни Кусаки: она любима, сыта и счастлива, хотя всё ещё не доверяет незнакомым людям.
  4. Четвёртая же часть рассказа символизирует наступление осени – поры грусти и увядания. И эта нелёгкая пора перехода от чего-то тёплого и счастливого к чему-то холодному и печальному омрачается отъездом людей, так полюбившихся Кусаке.
  5. Окончательное осознание своего одиночества приходит к собаке лишь в пятой главе: когда она не находит своих хозяев, не видит никого в доме и на улице. Это ощущение безысходности и бессилия напоминает состояние Кусаки в первой главе.

Таким образом, автор использовал кольцевую композицию в рассказе «Кусака». Кроме того, он провёл главного героя через все времена года, что подчеркнуло переменчивость жизни.

В рассказе «Кусака» можно выделить несколько конфликтных линий: внутренний конфликт Кусаки, внутренний конфликт Лёли и конфликт между центральным героем и обществом. Особенно важным в рассказе является конфликт между собакой и обществом. Изначально обиженная людьми, Кусака переносит свои обиды и на незнакомцев, которые проявляют к ней заботу. Горький опыт заставляет собаку мучиться от недоверия и бояться человека как такового.

Смысл названия

Смысл названия рассказа «Кусака» заключается в сужении повествования до личности самой собаки. Именно её образ полноценен и завершён. Именно её переживания и чувства выходят на первый план рассказа.

Смысл заглавия рассказа «Кусака» можно трактовать и в плане восприятия имени собаки как её характеристики. Она озлоблена, она кусается, набрасывается. Но ведь «собака бывает кусачей только от жизни собачьей».

Суть: о чём?

Рассказ «Кусака» – это история о тяжёлой судьбе собаки. Изначально безымянная, собака терпит гонения и агрессию со стороны людей. Но особенно жестоко с ней обошёлся один мужчина, возвращавшийся домой из кабака. Он убедительно и долго приманивал собаку к себе, чтобы погладить. И в последний момент, вспомнив всё плохое в своей жизни, мужчина сорвался на собаку и ударил её. Все те горечь и обида, испытанные Жучкой, сделали её озлобленной и нелюдимой.

Лишь гимназистка Лёля и дачники сумели изменить отношение собаки к миру, а также дали ей новое имя – Кусака. Испытав любовь и заботу людей на себе, Кусака жила счастливо. Но очередное предательство – отъезд дачников – вернули собаку в изначальное положение. Но теперь Кусака не бросалась на людей, она просто смирилась и выла от отчаяния.

Эта история затрагивает не только судьбу одной собаки. Это рассказ о бесчеловечности, о жестокости, о бессердечности. В то же время «Кусака» повествует о сострадании и заботе. Такой контраст и смена «тональностей» показывает нестабильность мира и его неоднозначность.

Главные герои и их характеристика

Чтобы проследить изменения в характере собаки в зависимости от её положения и понять, чем же руководствовалась Лёля, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с краткой характеристикой главных героев рассказа «Кусака». Анализ по плану вмещает в себя таблицу с описанием персонажей.

Кусака Бездомная собака, терпящая издевательства со стороны людей, потеряла всякое доверие к человеку после эпизода с пьяницей. Озлобленная, агрессивная, нелюдимая – такой нам предстаёт Жучка в первых главах рассказа. Последующие события изменят отношение собаки к людям. Однако в ней навсегда останется недоверие и излишняя подозрительность по отношению к человеку. Даже когда она доверилась людям, её мучили мысли о своём неумении выражать благодарность или удовольствие. Кроме того, Кусака всегда охраняла дом, выбранный ею, даже когда в нём не жили люди. В этом проявляется её врождённое желание быть полезной и нужной. Кусака также отличается своей преданностью.
Лёля Гимназистка Лёля приехала на дачу только с наступлением весны. Она полна восторга и радости, и только нападение собаки омрачило первые минуты пребывания за городом. Несмотря на агрессивное поведение собаки, Лёля пересилила свой страх и решила окружить Кусаку лаской и заботой. Девочка понимала, что озлобленной собаку сделала сама жизнь. Лёля – искренняя, заботливая, милосердная и сопереживающая. Она не хотела оставлять собаку на произвол судьбы, потому что понимала, как трудно и плохо будет животному. В этом проявляется безграничная доброта и человечность Лёли.

В рассказе «Кусака» можно выделить такую тематику:

  1. Тема жестокости человека по отношению к животным выдвигается автором на первый план. Уже в самом начале произведения писатель обозначает причину страха и озлобленности собаки: дети бросали в неё камнями, а взрослые намеренно пугали. И эта тема проходит через всё повествование, объясняя то или иное поведение собаки: нападение на Лёлю, ожидания удара от гладивших собаку детей, желание угодить и понравиться дачникам. Бездомная собака, не представляющая опасности, желающая лишь быть нужной, верная и разумная – терпит побои и плохое отношение. Автор обращает внимание читателей на то, что всему есть своя причина. И причина тяжёлой жизни Кусаки в жестокости людей по отношению к ней.
  2. Тема сострадания раскрывается в линии взаимоотношений Кусаки и Лёли. Девочка абсолютно бескорыстно, более того – преодолевая свой страх, стремится сделать жизнь собаки лучше с помощью своей любви и заботы. Это сострадание, понимание чувств обездоленной собаки, доброта и желание просто помочь выделяются автором как прекрасные качества, которые улучшили положение дел Кусаки. Если бы не сострадание Лёли, собака так бы и не узнала, каково это – быть любимой, нужной и окружённой лаской.
  3. Тема доверия и постепенной привязанности не менее значима. Поведение собаки изменило лишь отношение дачников к Кусаке: они не только простили её за злость при первой встрече, но и кормили её, играли с ней и просто заботились о её благополучии. Кусаке было очень трудно вновь поверить людям, но она преодолела свой страх и поддалась ласке Лёли. Несмотря на огромный шаг в сторону доверия к человеку, Кусака всё ещё боялась и избегала незнакомых людей.
  4. Тема человечности. В невыплаканных слезах Лёли, в её переживаниях и сомнениях заключается внутренний конфликт: взять собаку в квартиру нельзя, но и оставить её не хочется. Девочка искренне сочувствует собаке, в чём проявляется её человечность.
Читайте также:  Радость бизнеса симон миласас

Проблемы

Основная проблема, рассматриваемая Андреевым в рассказе «Кусака», – это проблема несправедливости жизни. Кусака не выбирала бездомную жизнь, не хотела быть опасной, не желала быть одинокой и вечно прячущейся. Однако так сложилась её судьба. Цепь событий, произошедших вне зависимости от неё, привела Кусаку к отчаянию и смирению. Подобная несправедливость наталкивает на мысли о том, что необходимо помогать всем тем, кто в этом нуждается. Нужно обращать внимание на тех, кто не может даже попросить об этом. Автор намеренно подводит Кусаку к такому финалу. Он делает это для того, чтобы читатель увидел не только прямую зависимость поступков и их последствий, но и ощутил, что жизнь может обращаться несправедливо с тем, кто меньше всего этого заслуживает. Именно поэтому человек должен сделать всё, что в его силах, чтобы оттенить несправедливость жизни путём милосердия и доброты по отношению к братьям нашим меньшим.

Проблематика рассказа «Кусака» еще шире:

  1. Одиночество. Переломным становится момент осознания собакой своего одиночества. Очень трудно вновь стать ненужным и оставленным, когда тебе показали, что может быть иначе, и это «иначе» – лучшее, что с тобой случалось. Автор подчёркивает печальное состояние Кусаки описанием её воя – болезненного, беспрерывного и безнадёжно спокойного.
  2. Недоверие. Изначально бездомная и ненужная собака не была озлоблена на людей, но всё же остерегалась их из-за их агрессивного поведения. Данное отношение изменил случай с пьяницей, приманившим Кусаку лаской, а затем ударившей её. Собака стала озлобленной и недоверчивой.
  3. Неумение выражать свои чувства. Ещё одной проблемой, волновавшей собаку, было её неумение «ласкаться». Хоть она и старалась угождать дачникам, уподобляясь тому, что видела в поведении других животных, она не могла выразить свои чувства в полной мере.
  4. Равнодушие. Родители девочки показали ей ужасный пример, показав свое безразличие по отношению к животному, за которое они взяли на себя ответственность. Читатель убеждается в нежелании Лёли оставлять Кусаку. Девочка полюбила собаку, и теперь она не видела для себя варианта оставить животное на произвол судьбы. Несмотря на предложение мамы взять породистого щенка, Лёля думает лишь о своей дворняжке Кусаке, которую ей удалось приручить за время пребывания на даче.
  5. Предательство. Обретя хозяев, Кусака с трудом доверилась им. И в конце, когда полюбившиеся ей дачники всё же уезжают, она разочаровывается в людях снова. Человек вновь и вновь предаёт собаку, а животное отвечает ему на это агрессией и недоверием.

Основная идея

Смысл рассказа «Кусака» заключается в том, что жестокость людей оставляет отпечаток и на судьбах животных. Собаки тоже испытывают чувства, у них есть свои переживания и эмоции, на которые люди зачастую не обращают внимания. Писатель призывает читателя нести ответственность за свои поступки, ценить животных и обращать внимание на то, что они чувствуют. Ведь жестокий по отношению к животным человек жесток и по отношению к людям – как пьяница, ударивший Жучку, а затем избивший жену.

Но главная мысль рассказа «Кусака» проглядывает именно в поступке семьи Лели. Герои сначала привязали к себе животное, не подумав об ответственности за него, а потом бросили. Руководствуясь благими намерениями, они повели себя не лучше злобного пьяницы: приманили и ударили. Но один удар — ничто по сравнению с одиночеством, которое испытала Кусака после отъезда хозяев. Получается, что люди обманывают себя и других, делая добро лишь наполовину и когда им это выгодно. Когда же благородство требует жертв, даже минимальной уступки в комфорте, герои отворачиваются от того, кого называли другом. Мнимая доброта еще хуже откровенного зла, потому что она еще и обманывает нас.

Чему учит?

Произведение «Кусака» учит читателя быть ответственным и внимательным по отношению к животным. Кроме того, важно понимать, что любая помощь может оказаться спасительной. Писатель призывает читателя не столько «исправлять» то, что привело к плачевным последствиям, сколько предотвращать ситуации, способные стать роковыми в судьбе кого-либо. Быть добрым, милосердным и сострадающим – это основа человечности.

Рассказ «Кусака» заставляет задуматься о том, как важно «быть в ответе за тех, кого приручили». Не стоит создавать привязанность от скуки или ради развлечения, чтобы потом просто ее разорвать. Обман больно ранит всех живых существ. Разочарование от предательства время не лечит. Герои рассказа сыграли в добрых людей, но потом уехали, и их благой поступок обернулся ужасными последствиями.

Художественные особенности

В произведении Андреева примечательно активное использование средств художественной выразительности: эпитетов («заснувшая дача», «чуткая весенняя ночь»), сравнений («как капельки разбежавшейся ртути», «как крылья ласточки»), метафор («огнём ласк», «звенящей, острой… нотой ворвался этот вой»).

Автор использует эпитеты, позволяющие создать более красочную картину происходящего (тихая дача, обледеневший неподвижный сад, хорошенький носик, наивно-прелестное личико, туманная даль), можно встретить олицетворения (дождями заплакало небо, огнями загорелась осень, застонали половицы) и сравнения («…луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным», «…звенящей, острой, как отчаяние, нотой…», «дети быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути»).

Вместе с тем почти все диалоги содержат в себе либо восклицательные, либо вопросительные предложения. Благодаря использованию этого приема речь становится эмоциональной («Не ходите в сад: там собака! Огромная. Злюу-щая!», «Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!»)

Также выделяются подробные описания природы, особенно – при смене времён года. Подобная красочность повествования позволяет читателю погрузиться в атмосферу рассказа, что помогает прочувствовать настроения героев.

Критика

Современники признавали литературный талант Андреева, хоть он сам и говорил, что так и не сумел по-настоящему узнать и понять своего читателя. Н. К. Рерих, М. Горький, А. Блок, например, отмечали глубину мысли в произведениях писателя, его широту мировоззрения. Отобразилось это и в рассказе «Кусака».

Согласно одному широко известному выражению, человек должен нести ответственность за «братьев меньших». Собака издавна олицетворяла верность и преданность, и то, как животное ведет себя в начале – вина людей, плохо с ней обращавшихся.

«…ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали…»

Полная ярости, Кусачка нападала на случайных прохожих, стараясь единственно понятным ей способом отомстить за причиненную боль. То, что в итоге помогло ей измениться – искренняя любовь. Сначала ее одаривает лаской одна девочка, затем за ней повторяют другие дети. Постепенно Кусака приучается к существованию среди людей.

На примере истории животного Андреев призывает задуматься над тем, какое влияние оказывают на остальных совершаемые нами поступки.

Источник

Оцените статью