- Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский)
- История создания
- О чем?
- Жанр и направление
- Главные герои и их характеристика
- Тематика
- Главная мысль
- Чему учит?
- «Лесной царь» — анализ баллады Василия Андреевича Жуковского
- История создания
- Направление и жанр
- Характеристика героев
- Тема и основная мысль
- Мораль баллады
- Тайны баллады И.В. Гёте «Лесной царь»
- 6–7-й классы
Анализ баллады «Лесной царь» (В. Жуковский)
Автор: Guru · Опубликовано 06.09.2017 · Обновлено 08.10.2017
В эпоху романтизма в Европе весьма широк интерес к фольклорным сюжетам. Они нашли своё отражение, как в прозе, так и в поэзии: в новеллах Гофмана, сказках братьев Гримм. В поэзии – это баллады Гёте, Бюргера. Например, всемирно известную балладу Гёте «Лесной царь» нередко интерпретируют, и не только в литературе. На русской почве образцовым является художественный перевод Жуковского, который получился настолько самобытным, что стал самостоятельным произведением по мотивам творчества немецкого поэта.
История создания
Иоганн Вольфганг фон Гёте написал балладу «Лесной царь» в 1782 году. Сам образ злобного лесного духа поэт заимствует из датской легенды о Короле Эльфов, которую перевёл на немецкий Иоганн Гердер. Жуковский создаёт свой вариант «Лесного царя» в 1818 году.
Если сравнить его балладу с оригиналом, то можно увидеть массу принципиальных отличий в создании образов. Например, у Гёте острее переданы переживания отца, а Лесной царь предлагает более подходящие для ребёнка соблазны: материнскую заботу, игры, хороводы. У Жуковского же мы встречаем более традиционное для русского восприятия, ласковое обращение к отцу «родимый», а сам Лесной царь изображен не с хвостом, а «с густой бородой», что опять же привычнее для русского сознания. Всё это позволяет считать, что русский поэт создал своё уникальное произведение, лишь опираясь на немецкий образец.
Жуковский создавал свои произведения тогда, когда читающая публика полагала, что русской литературы не существует, а на родном языке писать произведения – невозможно. Поэтому образованные люди читали и «Лесного царя», и многие другие шедевры западноевропейской литературы в оригинале. Перед поэтом стояла весьма трудная задача: доказать, что русский язык способен встать на одну ступень вместе с такими великими языками, как французский, немецкий и английский.
О чем?
Сквозь ночную тьму мчится на коне отец с тяжело больным сыном. У мальчика высокая температура, если говорить медицинским языком того времени, горячка, он бредит. Ребёнку кажется, что за ними гонится Лесной царь, и он признаётся папе в своих страхах. Встревоженный отец понимает, что это значит, но он мужественно не даёт отчаянию взять верх над собою и всё сильнее погоняет коня. Как любящий и заботливый родитель, он старается успокоить сына: шёпот злого духа – шелест листьев, дочери царя – серебристые ивы.
Далее Лесной царь обещает своему потенциальному пленнику золото и игры, но мальчик боится его и продолжает противостоять его уговорам. Когда надежда на спасение уже близко, настойчивый властитель угрожает взять ребёнка силой. Отец доскакал, надеялся, что успел, но ребёнок был мёртв.
Жанр и направление
Баллада берёт своё начало в устном народном творчестве, французские писатели 14-15 вв. активно разрабатывали этот жанр в литературе, а поэзию романтизма без этих сказочных стихов представить невозможно. «Лесной царь» — баллада – стихотворное сюжетное произведение, которое может носить напевный характер. Обычно в балладе присутствует фантастический элемент, происходящий из фольклора.
Участник литературного общества «Арзамас» В.А. Жуковский имел в этом окружении прозвище Светлана, что неслучайно. Среди всего его наследия баллады считаются самыми лучшими и непревзойдёнными произведениями. Притом, по большей части они переводные. Но не только он писал фантастические стихотворные рассказы на русском языке, интересовались этим жанром и Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, обращались к данной форме и наследники Жуковского – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
Главные герои и их характеристика
В балладе Жуковского «Лесной царь» присутствуют три главных героя: отец, сын и кажущийся больному ребёнку Лесной царь.
Отец в варианте Жуковского представлен уже стариком, что придаёт ещё больший трагизм происходящему. Он изо всех сил пытается мужественно противостоять опасности, нависшей над его семьёй, но болезнь победила ребёнка.
Мальчик же не понимает, что ему лишь мерещится злой дух, он принимает видения за реальность. Он умирает не с ощущением физической боли, но с чувством страха перед Лесным царём. Можно представить себе, что так к ребёнку приходит смерть, ведь согласно датским легендам, именно лесной дух навещает тяжело больных и забирает их с собой.
Тематика
- Смерть. Эта тема представлена в балладе глазами взрослого и ребёнка. Детское сознание еще не способно воспринять угасание, поэтому мальчику не страшно умирать: он боится Лесного царя, ему страшно разлучиться с отцом. Совершенно иначе видит ситуацию несчастный родитель. Он понимает, что жизнь его, может быть, единственного наследника в опасности: сын бредит, а это плохой знак.
- Мистика. Образ Лесного царя читатель волен воспринимать по-разному. Может быть, это лишь галлюцинации ребёнка в горячке, но ничто не мешает предположить, что это гораздо больше, чем страшный мираж. Лесной царь символизирует собой смерть, зло, тьму и самое главное – страх.
- Борьба. И отец, и сын пытаются пройти испытание, каждый — своё. Отец хочет помочь своему ребёнку, он старается как можно скорее доставить его к доктору. Попробуем вообразить, что домашнее лечение или живущий неподалёку лекарь не помогли, а только усугубили состояние мальчика. И теперь отец «не скачет, летит» в другой город за помощью. Дитя же борется с самим Лесным царём, он не соглашается ни на какие его соблазны, ищет защиты у папы, но не всем открывается злой дух. Демон борется со слабеющим малышом, желая забрать его в свои темные дремучие владения.
Главная мысль
Одной из популярнейших идей для романтизма является судьба героя — предопределение, злой рок. Эта же мысль пронизывает балладу «Лесной царь». Трагедия имеет, как это ни печально, вполне реальный и распространённый сюжет для своего времени. Возможно, и это послужило большой популярности произведения, как в Европе, так и в России. Герои – отец и сын, судьба – Лесной царь. И ничто не в силах изменить то, что должно неизбежно случиться. Ещё больший драматизм придаёт финал баллады: отец уже доскакал, мальчик сражался до последнего, но в шаге от спасения – умер.
Чему учит?
В.А. Жуковский своей балладой «Лесной царь» призывает читателя быть смелым и стойким, бороться до конца, несмотря ни на что. Хоть и надежда порой умирает, но всё-таки последней. Нельзя терять силу духа и приходить в отчаяние, особенно когда в опасности находится жизнь близкого человека. Отец потерял своего ребёнка, но, тем не менее, он выглядит героем, а не проигравшим страдальцем. Он сделал всё, что мог, а не ждал печальной участи, сложа руки, однако понимал: шансов на спасение практически нет. Жуковский убеждает нас: только веря и надеясь возможно противостоять судьбе.
Источник
«Лесной царь» — анализ баллады Василия Андреевича Жуковского
История создания
В 1782 году Вольфганг фон Гете вдохновился на написание баллады «Лесной царь» История создания связана с сюжетом старинной датской легенды. Она рассказывает о короле Эльфов и злобном лесном духе. Переводом сказки занимался Иоганн Редер, а на русский язык балладу перевел В. Жуковский в 1818 году. Хотя он отступил от оригинального текста для того, чтобы сделать свой вариант более выразительным и ярким, критики приняли стихотворение благосклонно.
Принципиальные отличия легко заметить в образах персонажей. Гете более остро передал волнения отца, а Лесной царь заманивал мальчика более интересными способами — он сулил ему игры и хороводы со сверстниками, материнскую заботу и ласку. Жуковский же адаптировал балладу к простому русскому народу: сын называют папу родимым, а дух выглядит как леший, а не напоминает черта.
Русский поэт не менял содержание произведения, но оно только опирается на немецкий оригинал. Жуковский в стихотворной форме доказал, что писать на родном языке возможно. Хотя в те годы думали, что русской литературы не существует. Образованная интеллигенция читала «Лесного царя» и другую поэзию в оригинале. А писателю пришлось донести мысль, что русский язык может заслуженно стоять на одной ступени вместе с европейскими — немецким, английским, французским.
Направление и жанр
Баллада появилась еще в устном народном творчестве, а в XIV—XV вв. еках французские писатели начали активно разрабатывать ее в романтической литературе. Произведение «Лесной царь» носит не просто стихотворный, а напевный характер. В нем присутствует главная черта баллады — фантастические образы, мистическая атмосфера.
В. Жуковский был членом литературного общества «Арзамас», среди всего его наследия выделяются именно баллады. Он больше переводил их с иностранных языков, чем писал сам. Но Жуковский отмечал, что и в таком случае поэт должен проявить свой талант, ведь не так просто составить красивое стихотворение на уже готовой основе.
К особенностям жанра баллады можно отнести то, что произведение должно передать основную мысль предания или легенды, весь колорит страны или народа. Жуковский сумел выразить мрачный, готический смысл немецких сказок.
Характеристика героев
Начать анализ стихотворения Жуковского «Лесной царь» лучше с характеристики всех персонажей. Сюжет завязан на действиях нескольких героев:
- старый ямщик;
- его больной сын;
- Лесной царь;
- его дочери.
Автор в произведении проявляет свои чувства, отношение к разным персонажам. С самого начала он держит читателя в напряжении, создает мистическую атмосферу. Драматический оттенок произведение получает благодаря образцу отца. Это уже старик, но он старается сохранить и защитить свою семью. Над его ребенком нависла опасность — он серьезно заболел.
Вместе с сыном он поскакал через чащу, где царил дух, но мальчику было неспокойно. К нему явился злой царь леса. Старец в темной короне и с густой бородой соблазнял ребенка весельем, цветами бирюзовыми, жемчужными струями, золотыми чертогами. Но отец пытался развеять фантазии сына, ведь это только ветер колыхнул листву.
Царь не оставлял своих попыток заполучить мальчика. Он пообещал познакомить его со своими дочерями, с которыми ребенок смог бы играть при свете месяца. И опять ямщику не понравились слова сына, ведь не девушки из чащи леса появились, а седы ветлы.
Разозлился лесной дух, решил силой заполучить мальчишку. Больной младенец мучился от жара и удушья, жаловался отцу. Ямщик мчался дальше, летел верхом через лес, добрался до места назначения. Но эпилог по-настоящему пугает читателя — несчастный старик держал в руках мертвого ребенка.
И полное, и краткое содержание баллады наполнено фантастическими образами. Читателям непонятно, действительно ли мальчик видел злобного духа или ему все мерещилось из-за жара. Композиция стихотворения выстроена так, чтобы до самого конца не было понятна, как завершится поездка. При разборе становится ясным отношения автора к своему произведению — нельзя избежать своей судьбы.
Жуковский написал балладу, немного изменив ее окончание. Его произведение гуманнее, чем оригинал Гете.
У русского поэта ребенок умер от болезни, а у немецкого его убил царь леса. Дух все-таки смог забрать мальчика в свои чертоги, оставив отца в одиночестве скорбеть о своей потере.
Тема и основная мысль
Баллада содержит в себе описание чувств автора и всех персонажей. Она раскрывает сразу несколько тем:
Смерть представлена через восприятие взрослого мужчины и его сына. Ребенок не может понять, что ему придется умереть. Он боится не самой кончины, у него возник страх перед Лесным царем и разлукой с отцом. Но не так видит смерть мальчика ямщик. Он знает, что его сыну плохо — он бредит, а это является плохим признаком.
Мистическая картина для каждого читателя представляется по-своему. Образ властителя леса можно воспринимать как галлюцинации больного ребенка. Но для некоторых он является предвестником беды — злым ангелом, который отбирает жизнь. Царь символизирует страх, тьму, зло, саму смерть.
Родственники должны пройти тяжелые испытания, в этом и выражается борьба. Отцу страшно потерять сына, он мчится с ним ночью через лес к доктору. Он стремится помочь беззащитному ребенку, относится к нему бережливо, но не воспринимает всерьез его видения. Мальчику приходится в одиночку бороться с соблазняющим его духом. Лесного царя видит только он, поэтому он ищет защиты у отца. Но душа ребенка слишком слаба, чтобы противостоять злым силам. Он борется с ними до самого конца — до своей смерти.
В литературе эпохи романтизма главной мыслью произведений была судьба человека, злой рок, который преследовал его всю жизнь. По такому плану писал свою балладу и Жуковский. Сюжет этой трагедии хотя и печальный, на самом деле вполне реальный для того времени. Множество детей погибало в небольших селениях из-за невежества знахарей и лекарей, а довезти их в город к настоящему доктору родители не успевали или вообще не имели возможности.
И никто из героев стихотворения не смог избежать того, что должно было произойти. Особое драматическое настроение появляется в последних строках произведения: ребенок боролся со смертью всеми силами, но погиб в шаге от спасения.
Жуковский ловко играет со словами и фразами. С помощью диалогов он передает трагизм ситуации, а также эмоциональную окраску, используя ласкательно-уменьшительные формы. Лесной царь пытается запутать ребенка, называя его так же, как и отец — дитя, младенец. К концу баллады читатель чувствует ускорение действий — автор пытается заставить видеть рисунок летящего галопом коня с отцом и сыном. А в последних строках отражается отчаяние ямщика, который держит на руках умершего сына.
Мораль баллады
С помощью своего произведения Жуковских призывает читателей быть смелыми и решительными. Бороться со своей судьбой нужно до самого конца, надежда должна умереть последней.
В стихотворении отец, потерявший ребенка, выглядит не страдальцем, а героем. Ведь он делал все для спасения сына, не ждал его смерти дома, утешаясь молитвами и слезами. Он верил в исцеление, хотя и знал, что шансов у мальчика практически нет. Автор пытался доказать, что только сильные духом люди могут противостоять злым силам и року. Перед смелым человеком могут стихнуть все проблемы, но и в случае поражения нужно жить дальше.
Творчество Жуковского изучается школьниками в 7−8-х классах. Особое внимание уделяется его балладам — собственным и переводам. Перевод стихотворения Гете — «Лесной царь» — стало наиболее известным из его произведений. А дополнение рисунками и иллюстрациями в некоторых сборниках позволяет читателю полностью погрузиться в трагический сюжет.
Источник
Тайны баллады И.В. Гёте «Лесной царь»
6–7-й классы
1. Сегодня на уроке из века XXI перенесёмся в век XVIII, в последнее его двадцатилетие. (На доске нарисована лента времени, на ней отмечается нужная дата.) В культуре и литературе это эпоха романтизма (под датой появляется табличка «Романтизм»). Для романтизма, как литературного направления, характерен интерес к таинственному, потустороннему миру, отказ от обыденного, недаром основной чертой романтизма исследователи считают двоемирие, взор поэта-романтика прикован к мятущейся душе человека, её порывам.
У каждого литературного направления есть любимые жанры; в романтизме одним из любимых жанров была баллада.
2. Каковы жанровые признаки баллады? (Вопрос ученикам; по ходу их ответов на доске появляется определение жанра.)
Баллада — лиро-эпическое произведение; сюжет развивается динамично, он раскрывает, какую-то тайну; диалог; нарастание чувств героев баллады, на них сосредоточено внимание автора.
3. Одна из самых известных баллад — баллада великого немецкого поэта И.В. Гёте «Лесной царь», созданная в 1782 году (лента времени). Я прочитаю её, а вы попытайтесь проанализировать свои чувства. (Чтение баллады.)
4. Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему? Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады?
Постичь тайны баллады Гёте — цель нашего урока, а тему так и определим — «Тайны баллады Гёте “Лесной царь”». (Запись в тетрадях.) Чтобы постичь эти тайны, приоткроем дверь в мастерскую великого поэта.
1. Итак, один из признаков баллады — динамично развивающийся сюжет. Сюжет литературного произведения обычно состоит из экспозиции (повествование о судьбах героев до начала описываемых событий), завязки (событие, благодаря которому события начинают развиваться), действие развивается обычно по нарастанию и стремится к кульминации (момент наивысшего развития действия), после кульминационной точки действие ниспадает и завершается развязкой. (По ходу объяснения на доске возникает сюжетная схема.)
2. Найдём в нашей балладе названные элементы сюжета.
— Какое событие заставило всадника пуститься в путь?
(Это неизвестно, то есть нет завязки.)
— А какова судьба персонажей до начала этой езды?
(Неизвестно, мы не можем этого даже предположить, то есть отсутствует экспозиция.)
— Что же известно о них?
(Они скачут куда-то по ночному лесу, причём эта езда убыстряется: скачет–мчится–летит; это зависит от чувств малютки: приник–тоскует–кричит, нарастает чувство страха; поэту интересны не события и герои, а то, что они чувствуют, гамма их чувств; персонажи — отец-старик и малютка-сын; сын слышит голос лесного царя.)
— Какое событие является кульминационным?
— Есть ли в балладе развязка?
(Она совпадает с кульминацией.)
3. Вывод. Героев окружает неизвестность, которая создаётся отсутствием экспозиции, завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета называется фрагментарным. Именно фрагментарность сюжета и есть первая тайна баллады. (Запись в тетрадь.)
1. Мы уже сказали, что внимание поэта приковано не к событиям, а к чувствам героев. Основное чувство героев?
(Ребёнок видит лесного царя, который зовёт его в своё царство; отец чувствует, что малютка покидает его, увлекаемый своим потусторонним видением.)
2. Смысловой центр баллады — диалог отца и сына; сына и лесного царя.
3. Попытаемся вместе войти в царство лесного царя. (Заполнение схемы с разделами: «Предметы мира», «Краски», «Звуки», «Температура».)
— Нравится ли вам мир лесного царя? Почему?
— А ребёнку? Как это показывает поэт?
(Лесной царь обращается к младенцу, но тот ни разу не отвечает на его слова, а обращается за помощью к отцу.)
4. А что видит отец?
Сделайте самостоятельно схему мира реального. Что у вас получилось?
Предметы мира | Краски |
Отец; Малютка; Конь; Лес; Вётлы; Ночь; Туман | Темнота, туман не даёт ничего разглядеть |
Звуки | Температура |
Шелест деревьев; Тревожные голоса | Холодно; Тепло человеческой любви |
— Вам не кажется, что потусторонний мир лесного царя гораздо привлекательнее мира реального? Что же отсутствует в его мире?
(Чувство любви: “родимый”, “прильнул”, “обняв”, “греет”, “ездок оробелый”, “не скачет, летит”. Заносим в схему: тепло человеческой любви.)
— Что значит “уйти к лесному царю”? (Умереть, лишиться тепла любви.) Так вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость и веселье ждут его у лесного царя, а отсутствие любви.
— Почему отец не сумел спасти сына?
(Поздно поверил в его грёзы, видимо, не от болезни должен был спасти ребёнка отец, а от наваждения.)
— Правильно ли мы отнесли ребёнка к миру реальному? (Пограничный мир.)
— Почему он видит мир лесного царя, а отец не замечает?
5. Какова же вторая тайна баллады?
(Двоемирие: сосуществование призрачного великолепного, но холодного царства лесного царя и непривлекательного внешне, но согретого теплотой чувства мира реального.)
1. Третью тайну баллады я открою сама. Баллада, которую мы читаем, — великолепный перевод В.А. Жуковского, сделанный им в 1818 году (отмечается на ленте времени). А.С. Пушкин назвал его “гением перевода”. А поэт XX века М.И. Цветаева сделала для сравнения подстрочный прозаический перевод баллады. Я прочитаю его, а вы попытайтесь найти отличия.
2. У Жуковского лесной царь — величественный старик, а у Гёте — чудовище, демон. У Жуковского он только искушает ребёнка, а у Гёте — показывает свою власть над ним.
3. Вот как писала об этом М.И. Цветаева: “Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”.
4. Лицо и мнение поэта как бы подменяются лицом и мнением переводчика.
— Что внёс Жуковский в перевод?
(Свою доброту по отношению к ребенку, отцу, читателю.)
— А что хотел показать нам Гёте?
(Реальность существования лесного царя.)
5. Вот третья тайна баллады в переводе: поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. (Запись.)
Итак, ребята, сегодня мы побывали в мастерской великого Гёте, открыли тайны воздействия баллады на наши души: они и во фрагментарности сюжета, и в двоемирии, а главное, в тех чувствах, которые испытывал поэт, создавая произведение. “Понять поэта можно, только побывав в стране поэта”, — считал Гёте.
Подстрочный перевод баллады И.В. Гёте «Лесной царь», выполненный М.И. Цветаевой
Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребёнком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребёнку у отца покойно, ребёнку у отца тепло. “Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?” — “Отец, ты не видишь лесного царя? Лесного царя в короне и с хвостом?” — “Мой сын, это полоса тумана!” “Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моём много пёстрых цветов, у моей матери много золотых одежд!” “Отец, отец, неужели ты не слышишь, что лесной царь мне шёпотом обещает?” — “Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве ветер шуршит”. “Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод — убаюкают, упляшут, упоют тебя”. “Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, лесного царя дочерей?” — “Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так сильно светятся. ” “Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!” “Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной царь мне сделал больно!” Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до дворца с трудом, через силу, — ребёнок в его руках был мёртв.
Источник