Психология. Эмоции и чувства. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций …
Кеннона — Барда
Джемса — Ланге
К.Изарда
П.В. Симонова
2. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются)…
мобилизация ресурсов организма
потребности
сила и длительность проявлений
знак
3. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как …
настроение
стресс
тревога
гнев
4. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами без решающего смыслового влияния, называется …
внушением
идентификацией
заражением
подражанием
5. Более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека называется ….
собственной эмоцией
аффектом
настроением
чувством
6. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой – это…
горе
стыд
гнев
страх
7. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется …
аффектом
страстью
настроением
чувством
8. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается … функция чувств.
экспрессивная (выразительная)
сигнальная
регуляторная
интерферирующая
9. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию (и):
только приспособительную
только мобилизационную
только приспособительную и интегративную
приспособительную, мобилизационную и интегративную
10. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля – это …
аффект
страсть
фрустрация
стресс
11. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательные — когда не соответствуют, согласно теории…
П.К.Анохина
когнитивного консонанса
когнитивного диссонанса
Ч.Дарвина
12. Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями согласно …теории эмоций
информационной
периферической
кибернетической
когнитивной
13. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме согласно теории …
Кеннона — Барда
Джемса — Ланге
К.Изарда
П.К.Анохина
14. Эмоции, как оценка величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассматриваются в …
биологической концепции эмоций Ч.Дарвина
биологической теории эмоций П.К.Анохина
информационной теории эмоций П.В.Симонов
теории эмоций Джемса — Ланге
15. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются … чувствами
моральными
интеллектуальными
эстетическими
практическими
16. Показателем аффекта является …
незначительное изменение сознании
нарушение контроля воли за своими действиями
сохранение самообладания
сохранение контроля воли за своими действиями
17. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется …
рефлексией
идентификацией
эмпатией
симпатией
18. Чувства, связанные с переживанием прекрасного или уродливого в окружающем мире называются…
познавательные
эстетические
моральные
практические
Источник
Какие чувства связанны с познавательными потребностями, деятельностью?
10. Сильное, стойкое, длительное эмоциональное состояние, которое захватывает человека и владеет им, называется .
11. Сильное кратковременное бурно протекающее эмоциональное состояние, влияющее на всю личность, сопровождающееся изменением сознания и нарушением волевого контроля, – это .
12. Эмоциональное состояние, которое возникает при наличии реальных непреодолимых или кажущихся таковыми препятствий на пути достижения цели – это .
13. Эмоциональное состояние характеризующееся наличием непреодолимого страха конкретных ситуаций это …
14. Стенические чувства и эмоции .
а) увеличивают активность человека;
б) снижают активность человека;
в) в зависимости от ситуации могут как снижать, так и повышать активность;
г) на активность не влияют.
15. Последствия стресса .
а) исключительно положительные;
б) исключительно отрицательные;
в) положительные и отрицательные;
16. С удовлетворением или неудовлетворением потребностей связаны .
в) все эмоциональные процессы и состояния;
17. Отличие чувств от эмоций состоит в том, что эмоции .
а) более устойчивы;
в) носят обобщенный характер;
г) включают в себя различные чувства.
18. При стрессе фаза мобилизации характеризуется .
а) увеличением защитных сил организма;
б) ярко выраженной неуверенностью в себе;
в) изменением сознания;
г) снижением возможностей организма по адаптации к наличной ситуации.
19. Стрессорами могут быть .
а) только реально действующие факторы;
б) только вероятные, воображаемые факторы;
в) только физические раздражители;
г) только психологические раздражители;
д) реальные и воображаемые психические и физические стимулы;
е) реальные физические и психические факторы;
ж) воображаемые психические и физические факторы.
20. К способам снятия эмоционального напряжения, вызванного стрессом, конфликтами, не относятся(ится) .
а) интенсивные физические упражнения;
б) переключение на другую деятельность;
в) написание писем, беседа – выражение эмоций в словах;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны;
21. Возникновение у человека эмоции (переживания) определяется .
а) только объективными факторами;
б) только субъективными факторами;
в) как объективными, так и субъективными факторами;
г) нет правильного ответа.
22. Интенсивные и продолжительные стрессы приводят …
а) к состоянию общего утомления;
б) могут стать причиной неврозов;
в) к различным соматическим заболеваниям;
г) к неврозам и соматическим болезням;
д) все ответы верны.
23. Из перечисленного ниже не является источником психического напряжения …
а) информационная перегрузка;
б) дефицит времени;
в) недостаток информации для принятия решения;
г) физическая нагрузка;
д) сенсорная изоляция;
е) межличностная несовместимость.
24. Психические состояния проявляются в сферах …
г) все ответы верны.
25. Страсти человека характеризуются .
а) сильными и глубокими переживаниями;
б) неясностью причин;
д) нет правильного ответа.
26. Интенсивность эмоциональных переживаний, вызванных горем или невосполнимой утратой, можно уменьшить если …
а) успокаивать словами;
б) побуждать к любой активности;
в) дать возможность выполнять стереотипные действия (традиции, обряды и т.п.);
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
27. Снять у себя эмоциональное напряжение можно быстро если …
а) мышечным расслаблением (релаксацией на 5-10 минут);
б) кратковременным сном (не более 30 минут);
в) релаксацией на 20-30 минут;
г) переключением на другую деятельность;
д) все ответы верны;
е) нет правильного ответа.
28. Для правильной оценки личной значимости события и уменьшения связанного с этим эмоционального возбуждения нужно …
а) увеличивать объем информации о событии (проблеме);
б) заранее продумывать возможные исходы;
в) заранее готовить отступные стратегии;
г) все ответы верны.
29. Психическими состояниями .
а) в определенной мере можно управлять;
б) полностью можно управлять;
в) абсолютно нельзя управлять;
г) нет правильного ответа.
Тема: Волевая сфера личности
1. Воля – это . регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
г) внешне управляемое;
д) все ответы верны.
2. Показателем проявления воли является(ются) .
а) способность преодолевать препятствия при достижении цели;
в) борьба мотивов, выбор и реализация принятого решения;
г) неспособность самостоятельно принимать решения;
д) все ответы верны.
3. Свойство личности, характеризующее способность человека самостоятельно принимать решения и реализовывать их, называется …
в) уверенность в себе;
д) все ответы верны.
4. Человеку, который, чрезмерно волнуясь, не может продуктивно включиться в работу можно помочь если …
а) попросить его успокоиться;
б) потребовать от него собранности;
в) обратиться к нему за советом или помощью;
г) нет правильного ответа;
д) все ответы верны.
5. Для эффективного самоуправления эмоциями наиболее важно …
а) владение методами аутогенной тренировки;
б) знание приемов мышечной релаксации;
в) знание техники самовнушения;
г) осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных жизненных ценностей.
6. Для развития волевых качеств важно .
а) преодолевать только сложные препятствия, поскольку ежедневно возникающие небольшие трудности не влияют на развитие воли;
б) учиться объяснять свои неудачи действием не зависящих от нас факторов, чтобы поддерживать уверенность в себе;
в) наличие максимальной помощи со стороны окружающих по преодолению препятствий;
г) сформировать привычку самостоятельно преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия, постепенно увеличивая сложность целей.
7. Свойство личности, которое характеризует способность человека неуклонно продвигаться к достижению намеченной цели, несмотря на наличие препятствий это …
в) уверенность в себе;
д) все ответы верны.
8. Простые волевые действия отличаются от сложных тем, что простые волевые действия .
а) всегда осуществляются бессознательно;
б) всегда оказывают меньшее влияние на процесс выполнения действия;
в) не включают этап планирования и борьбу мотивов;
г) редко проявляются в поведении взрослых;
д) всегда связаны только с внешне заданными, а не самостоятельно сформулированными целями.
9. Воля предполагает .
а) преодоление только внешних препятствий на пути достижения цели;
б) преодоление только внутренних препятствий;
в) поиск способов «обойти» внешние препятствия;
г) преодоление внешних и внутренних препятствий.
10. Расположите в правильной последовательности этапы сложного волевого действия:
а) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих возможности, принятие одной из возможностей в качестве решения, цель и стремление достичь ее, борьба мотивов и выбор, осуществление принятого решения;
б) цель и стремление достичь ее, борьба мотивов и выбор, принятие одной из возможностей в качестве решения, появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих возможности, осознание ряда возможностей достижения цели, осуществление принятого решения;
в) цель и стремление достичь ее, принятие одной из возможностей в качестве решения, появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности, борьба мотивов и выбор, осуществление принятого решения.
Источник
Обозначьте роль чувств в познавательной и практической деятельности специалиста.
Познавая действительность, человек, так или иначе, относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, называемые эмоциями. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда вообще незаметны. Чувства, напротив, внешне весьма заметны. Они являются продуктом культурно-исторического развития человека, в жизни и деятельности выполняют мотивирующую роль.
Чувства человека носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств.
В зависимости от направленности чувства делятся на:
· моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);
· интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);
· эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни);
· практические (чувства, связанные с деятельностью человека).
Говоря о переживании человека, употребляют два термина — «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова — это синонимы. В узком — под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими.
Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил напряжением, называются стрессовыми.
Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику.
Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определённый объект. Чувства влияют в свою очередь на эмоции.
Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека.
Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре, однако велика и роль подкорки, так как в подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желёз внешней (слюнные, слёзные, потовые) и внутренней секреции. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент. Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, подкожная мышца шеи.
В мимике улыбки участвуют те же мышечные группы, что и в мимике искреннего смеха. Однако степень сокращения их иная, а поэтому менее сближены веки и менее сужена глазная щель, рот лишь слегка приоткрыт или сомкнут, мышцы шеи не напряжены.
В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца.
В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта.
Человек испытывает лёгкость или трудность, удовлетворённость или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния.
На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный характер. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.
Электрофизиологические исследования установили огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный «настрой» личности в значительной мере определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимб чёской системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Подтверждена громадная роль эмоций в жизни высших животных и человека.
Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Ч. Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.
Выразительные движения животных, как показал Ч.Дарвин, носят приспособительный характер. Оскал зубов, например, или раздувание ноздрей, сжатие пальцев во время сильного гнева в свое время были, по его мнению, необходимы, так как содействовали непосредственной борьбе животных друг с другом.
На основе дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающей среде.
Эмоции человека и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно теории Дарвина, являются рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений животных.
Из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений следует, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции И развывшиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они были вредны либо бесполезны для жизненно важных функций Животного.
В животном мире возникновение эмоций также связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, но вследствие ограниченности потребностей животных, обусловленных узким кругом инстинктов (самосохранения, продолжения рода, пищевого и ориентировочного), их эмоции соответственно ограниченны и бедны.
У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, радость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.
Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутри органических изменений в организме.
Близка к рассматриваемым теориям теория эмоций, предложенная американским философом и психологом Джемсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило их выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Джемс трактовал эти изменения как причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно этой точке зрения,— это источники, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он отметил, что телесные изменения, возникающие при различных эмоциональных состояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы объяснять качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека, а искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что и телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одновременно.
Согласно теории Хебба эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы
В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними .
Биологическая теория эмоций П.К. Анохина построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции.
Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции возникают в том случае, если обратная информация совпадает или превышает ожидаемую, и наоборот, недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции.
Исследования психофизиологии эмоций (П.В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. Это подтверждает высказывание И.П. Павлова о том, что человеческие чувства находятся под «сурдинкой» коры.
Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования, исторически обусловлены, возникли на основе совместной трудовой деятельности, выполняют важнейшие сигнальную и регулирующую функции.
Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.
Рассмотрение проблемы эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции (по мере развития) закреплялись как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.
Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего — это слово. Причём важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т. д.
У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят определённые изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).
Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне,— это не внешний лишь спутник или сопровождение, а компонент эмоций, неотъемлемый от них самих. Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.
Познание человеком окружающей действительности будет неполным, если оно ограничено только рассудочным, рациональным знанием, оно немыслимо без так называемой Эмпатия, т. е. способности сочувствовать, сопереживать, разделять радость и огорчения других, особенно это важно для педагога.
Богатыми экспрессивными возможностями обладают мимика, жест, поза, вообще пантомимика.
В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения, аффекты, страсти, стрессы.
Источник