Какие чувства развивает литература

Влияние художественной литературы на развитие эмоций

Татьяна Антонова
Влияние художественной литературы на развитие эмоций

Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребенка.

Восприятие художественного произведения-очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание. мышление, память, эмоции и воля.

Воображение, т. е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям. Фантазия и чувство связаны очень тесно. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств.

Книги, спектакли, сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения т моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые.

Волнение, сострадание и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны осуждаться.

Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное-они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Из произведений искусства ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке формируются первые представления о справедливости и несправедливости. Литература и искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Роль искусства в эмоциональном развитии ребенка огромна. Как правило, дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес. Чтение сказок особенно пробуждает активность ребенка, т. к. она настраивает малыша на сопереживание,сочувствие: ребенок мысленно проходит весь путь с героем произведения. Детей захватывают сказочные события, им порой бывает трудно оставаться в роли слушателя и зрителя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,-это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональноеотношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.В связи с этим перед взрослыми встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-то новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развиться его активность, его содействие персонажам произведения.

Читайте также:  Gif желаю отличного настроения

Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что осовено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей. Книга прочитана, но она еще долго должна жить в семье в виде различных игр, драматизаций, разговоров. необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет воспитательный процесс.

Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы Актуализация выбранной темы. Что такое литература? Литература – это произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение;.

Развивающие функции художественной литературы Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важны и благодарная память о книге, и творческий поиск возможностей укрепления.

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста» План работы по самообразованию Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя ЯЦКИНОЙ МАРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ на 2016-2017 учебный год на тему: » Влияние художественной.

Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы». Хочется отметить, что в работе с книгой выделяют следующие задачи:.

Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять,.

НООД по восприятию художественной литературы «С. Маршак «Багаж» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) по приобщению.

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи.

Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Источник

Какие добрые чувства пробуждает литература? — сочинение

Люди знакомятся с литературой с раннего детства. Сначала это — сказки и детские стишки. Стишки про мишку, которому оторвали лапу, и зайку, которого бросила хозяйка. Стишки простые и незатейливые, но очень понятные и хорошие: и смысл хороший, и рифма чудесная. И ведь всем было жалко мишку с зайкой, а многие даже плакали. А как жалко было трех поросят! И страшно тоже! Вместе с тремя поросятами. И все сочувствовали и сопереживали вместе с ними. А глупый колобок, усевшийся на нос лисе? Разве не хотелось ему помочь и подсказать, как вести себя?

И позже, читая про гадкого утенка, превратившегося в красивого лебедя, и про мудрую царевну-лягушку, разве мы не радовались справедливости и победе добра? А как здорово, что Герда нашла Кая и победила злую Снежную Королеву. И многие плакали, читая Каштанку: было жалко и ее, и внезапно заболевшего гуся Ивана Ивановича до слез. А как здорово, что умный мальчик Чиполлино победил противного Помидора и выручил Вишенку!

И позже, читая по школьной программе и вне ее, мы открывали для себя много нового, переживали вместе с Томом Сойером и Геком Финном. И всем хотелось быть похожими на умелого Робинзона Крузо с его смекалкой и мастерством – так все «вкусно» было описано в книге. И мы злились вместе с Алешей Пешковым на жадного дедушку, считавшего чаинки, и радовались, что есть добрая и мудрая бабушка. А как всем хотелось верить, что письмо Ваньки Жукова, отданного в ученье к сапожнику, все-таки дошло, несмотря на неверно написанный адрес. Ведь есть же хорошие почтальоны: Печкин, например.

Читайте также:  Парни стесняются своих чувств

Со временем, читая рассказы Конан Дойла, мы хотели быть похожими на неутомимого Шерлока Холмса или, в крайнем случае, на Ватсона. А Жюль Верн и его чудесные произведения давали возможность побывать нам в самых далеких уголках и додумать то, что хотелось. У взрослых есть «Двенадцать стульев», а у детей – «Кондуит и Швамбрания», настоящий шедевр и кладезь юмора: один Оська чего стоит. Да и зовут его почти так же, как Остапа Бендера.

И удивительное открытие после прочтения «Над пропастью во ржи»: оказывается, комплексы не у одного тебя!

А потом – «взрослые» произведения о любви: «Легкое дыхание» и «Дама с собачкой», «Письмо незнакомки» и «Солнечный удар». Как завораживал сюжет, как хотелось быть похожими на главных героев, как переживали мы вместе с ними, любили, страдали, хотели быть счастливыми. А потом – просто разные интересные книги разных авторов: Маркеса и Хейли, Кронина и Сологуба, Моэма и Золя. И, оказывается, очень интересно читать не только разговоры и диалоги, а и описание природы. И про «простую» жизнь тоже очень интересно.

Какие замечательные рассказы у Куприна и Бунина. А произведения Булгакова! И никакие фильмы не сравнятся с этими произведениями. Ведь весь текст нельзя вставить в фильм, как ни старайся. Да разве можно все перечислить! А есть еще и иностранная литература. Например, Брэдбери и его «Марсианские хроники» и рассказы — нежные, немного грустные, полные любви и сочувствия, надежды и веры, что все будет хорошо. И, конечно, с налетом фантазии и вымысла, которые нужны всем – и большим, и детям.

Говорят, что образованный человек не читает, а перечитывает. Да, перечитывать – это очень здорово. Но хорошо бы успеть хотя бы прочитать побольше, ведь интересных книг так много. И из них можно почерпнуть много доброго, умного, хорошего, нежного и преданного. А если коротко, просто научиться жить.

Сочинение 2

Родители приучают нас с детства читать книги, сказки, рассказы, стихотворения. Но в том возрасте мы еще не можем понять, зачем и для чего нам это.

Доброта, вот первое понятие, которое встречается в каждой книге, если быть конкретнее, война зла с добром. Добро всегда побеждает, говорят родители. Наши сказки пробуждают немного чувств, которые называют доброй, чуткостью и пониманием. Дальше, мы берем уже взрослые книги, может более запутанные, но всё же мы снова видим и добро, и зло.

Как назвать те чувства, которые в нас просыпаются после прочтения? Понимание, как в сказке Пушкина о рыбаке, чувство справедливости, как в сказке «Золушка», в Белоснежке, чувство сострадания, чувство гордости, отзывчивости в рассказах о Мальке, заботу в рассказе про слона, в Малефисенте забота, патриотизм в «Лев, колдунья и платяной шкаф», заботу о животных, любовь к братьям меньшим.

Во взрослых книгах наступает тема любви, по большей части. Но если брать фантастику, то это война между злым миром и добрым. Любовь, которая меняет человека в лучшую сторону. Друзья, которые полюбили друг друга, и стали более чуткими по отношению к миру. Много примеров добра и счастливой судьбы в книге «Счастливчики», много историй, о том, как же нам иногда везет, по – доброму. В книге «1000 историй. Бульон для души» Много историй доброты, как люди помогают друг другу в трудных ситуациях. Застряла машина, сломался телевизор, некому спустить бабушку с 3 этажа.

Читайте также:  Что такое чувственное познание какие формы чувственного познания вы знаете

Те чувства, которые обычно в нас могут спать крепким сном, мы начинаем будить в себе. Обычно в 21 веке это просмотры социальных роликов и кинофильмов, у детей мультфильмы, но больше всего мыслей нам даст литература. Будь то детские книги, даже если вы уже взрослые, либо фантастика, когда вы подросли, детективы или любовные романы.

В любой книге, даже о самых плохих героях, есть капелька добра, заботы, трепета, чуткости, терпения, понимания, гордости, патриотизма, толерантности, счастья, улыбок, любви, верности, чувства справедливости, любви к животным и природе в целом.

Дорогие родители, читайте книги детям, объясните зачем это им нужно в жизни, делайте их добрее, учите их добру на практике, а не только на словах, будите в них добро к жизни.

Какие добрые чувства пробуждает литература?

Популярные сочинения

Публикация произведения сразу же вызывает неоднозначную реакцию литературного общества, являющуюся противоречивой от бурных восторгов до яркого осуждения.

На дворе стоит середина зимы. Сегодня день выдался очень морозный и солнечный, и я оделся как можно теплее, ведь мне предстоит ехать по такому морозу в открытой повозке. Я одел теплый тулуп, шапку и валенки

Муму – главная героиня одноимённого рассказа Ивана Сергеевича Тургенева. Трагическая история

Источник

sochinyai.ru

Готовые сочинения на любую тему!

«Какие добрые чувства пробуждает литература?» — сочинение

Издавна литература была способом передачи знаний и мудрости не только между людьми, но и между поколениями и целыми эпохами. В литературных произведениях поднималось несметное количество проблем, волновавших людей в разные времена.

В каждой эпохе были признанные мастера или даже гении литературы, которые с помощью печатного слова наполняли сердца людей лучшими чувствами, а умы – важными мыслями.

Наша страна не стала исключением. Во все времена нам было, кем гордиться. Огромная плеяда выдающихся людей трудилась на литературном поприще, обучая нас вечным ценностям: честности, справедливости, доброте, милосердию, взаимопониманию, дружбе…

Когда читаешь проникновенную историю любви, сам понемногу начинаешь чувствовать нечто подобное. Военные рассказы заставляют нас гордиться своей родиной и героическими предками. А печальные истории пробуждают в нас сочувствие к судьбе героев. Конечно, хорошо написанная книга пробуждает в читателе не одно, а целую гамму разных чувств. Ты проникаешься к главному герою, сопереживаешь ему, радуешься его успехам и расстраиваешься из-за его неудач. И чем больше книга вызывает душевного отклика, тем она лучше.

К примеру, лирика Пушкина пробуждает в человеке гуманность, чувство справедливости и сострадания, любовь к родине. Многие его стихи пронизаны мотивом свободы. А Есенин заставляет нас увидеть и прочувствовать красоту окружающей природы. Читая его стихи, так и хочется упасть в траву под березами и вдыхать ее терпкий аромат.

Я очень люблю читать. Литература помогает многое понять и переосмыслить. Она дарит огромный простор фантазии, расширяет кругозор и помогает научиться жить в согласии с собой и своими чувствами. Это целый огромный мир, созданный человеком для человека. Достаточно просто открыть свой разум и позволить ему наполниться мудростью предыдущих поколений.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Источник

Оцените статью