- Какие чувства пробуждает пьеса тройка при прослушивании
- Анализ музыкального произведения Григория Свиридова тройка
- Гимн русской душе: великий «Романс» Свиридова из сюиты «Метель». Как можно после такой музыки не любить Россию?
- А.С. Пушкин «Метель»: судьба или случайность?
- Музыка – действующее лицо кинофильма
- Симфония-сюита «Метель»
Какие чувства пробуждает пьеса тройка при прослушивании
Георгий Свиридов «Тройка»
«Метель — музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина». С этим замечательным творением выдающегося советского композитора Георгия Свиридова , являющимся бесценным образцом мирового фонда симфонической музыки, хорошо знакомы не только в нашем отечестве, но и за его пределами. Девять входящих в сюиту прекрасных композиций, обладающих невероятной изобразительностью, с первых звуков очаровывающее воздействуют на слушателей. Среди музыкальных зарисовок Свиридова к пушкинскому творению, каждое из которых композитор превратил в самостоятельное произведение, необычайно ярко звучат «Вальс», «Романс», «Марш» и, конечно же, «Тройка» — пьеса, весьма живописно отображающая чувственный и порывистый образ русской души.
Историю создания «Тройки» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
Вне всякого сомнения, что история создания композиции «Тройка» неразделимо связана с созданием Свиридовым знаменитой симфонической сюиты « Метель — музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина ».
В начале шестидесятых годов творческая и общественная активность Георгия Свиридова достигла пика своего подъёма. В ту пору из-под пера композитора выходило одно сочинение за другим, однако не только вновь созданные, но и ранее написанные его произведения с завидной регулярностью звучали не только со сцен концертных залов, но и транслировались по радио и телевидению. Творчество талантливого музыканта приобрело обширный круг почитателей. Статьи Георгия Васильевича о проблемах музыкальной жизни страны печатались на передовицах центральных газет и, кроме того, он регулярно встречался со слушателями и участвовал в дискуссиях по творческой тематике. В итоге авторитет Свиридова возрос настолько, что в 1960 году он стал членом Правления Союза Композиторов РСФСР.
К тому времени Георгий Васильевич, являясь автором многочисленных вокальных, вокально-симфонических, а также инструментальных произведений, с большим удовольствием писал музыку для театральных спектаклей и кинофильмов. Поэтому когда к нему в 1964 году обратился известный актёр и режиссёр Владимир Басов с предложением о сотрудничестве в работе над экранизацией повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель», композитор с радостью согласился.
Образный мир пушкинских произведений всегда привлекал Свиридова, ведь недаром одними из первых его творений были романсы на стихи именно этого гениального поэта. А в данном предложении режиссёра Георгия Васильевича привлекла возможность отобразить провинциальную Россию времён Пушкина, тем более, что на протяжении последнего десятилетия композитор при выборе литературной основы для своих сочинений уделял внимание лишь тем поэтическим текстам, в которых воспевалось всё русское. Помимо того, по выводам музыкальных экспертов Свиридов в своём творчестве большее предпочтение отдавал именно зимнему времени года.
Долго не раздумывая, композитор сразу приступил к сочинению музыки к кинофильму. Его завораживала возможность поэтизировать простую жизнь маленьких провинциальных городков, которая была так близка Георгию Васильевичу и чтобы отобразить это бытие как можно реалистичнее, он использовал интонации близкие к тем, что звучали в России в начале девятнадцатого века. И жанры в основном композитор использовал только те, которые во времена Пушкина пользовались наибольшей популярностью, то есть вальс, марш и романс.
Пропитанные вдохновением композитора все музыкальные зарисовки к киноленте, в числе которых была вышеупомянутая «Тройка», в скором времени были написаны. Фильм сняли и в феврале следующего года выпустили в прокат. Милая музыка, ностальгирующе звучащая с экранов, сразу очаровала публику, и её теперь частенько можно было услышать в радио и телепередачах. Популярность композиций из «Метели» в короткий срок достигла такой высоты, что Свиридов в 1973 году задумал перередактировать партитуру музыкальных иллюстраций к фильму и составить из них сюиту. Так, уже в следующем году появилось произведение, названное композитором «Метель — музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина», которое зажило счастливой самостоятельной концертной жизнью.
Интересные факты
- «Метель» — это прозаическое произведение великого русского поэта Пушкина, вошедшее в цикл под общим названием «Повести Белкина», написано Александром Сергеевичем во время вынужденного пребывания в поместье Большое Болдино, расположенного в Нижегородской губернии. В 1830 году поэту перед своей свадьбой с Натальей Гончаровой для решения некоторых финансовых вопросов необходимо было съездить на неделю в родовое имение, однако вспышка смертоносной холеры вынудила его остаться там на несколько месяцев. В этот период, особо выделяемый в творчестве поэта и называемый искусствоведами золотой порой или «Болдинской осенью», Пушкиным было создано немало великолепных литературных шедевров.
- Повесть «Метель», сочинённую Александром Сергеевичем всего за день, с одной стороны можно рассматривать как анекдот о молоденькой девице, а с другой – как историю, в которой по воле капризной судьбы человек попадает в ловушку непредвиденных обстоятельств.
- «Метель» — это история о семнадцатилетней провинциальной девушке, которая вопреки воле родителей захотела пойти под венец со своим возлюбленным, однако в судьбу молодых людей вмешиваются силы природы и всё непредсказуемо меняют. Девушка непреднамеренно выходит замуж за другого, но в конечном итоге оказывается очень счастлива.
- Идею объединить музыкальные эпизоды к фильму «Метель» в симфоническую сюиту подсказала Свиридову его жена Эльза Густововна Клазер.
- Свои первые шесть романсов на поэтические тексты Пушкина Свиридов написал в 1935 году, тогда композитору не исполнилось и двадцати лет. Эти вокальные миниатюры и сегодня причисляются к лучшим произведениям Георгия Васильевича, а тогда благодаря им студент музыкального техникума был принят в Союз композиторов СССР.
- Свиридов никогда не имел собственного рояля, и свои музыкальные шедевры он создавал на инструменте, арендованном в Союзе композиторов.
- Помимо «Метели» Свиридов написал музыку ещё к двадцати двум спектаклям и кинофильмам.
Содержание «Тройки»
«Тройка». Эта задорная колоритная композиция и в фильме «Метель», снятого по повести Александра Сергеевича Пушкина, и в сюите Георгия Свиридова, составленной из музыкальных иллюстраций к киноленте, имеет особое значение. Рисуя образ быстро несущейся среди заснеженных просторов кибитки, запряжённой тройкой резвых коней, она становится главным символом как фильма, так и сюиты, которые начинаются и заканчиваются звуками этого произведения. В этой звукоизобразительной музыке есть всё: перезвон маленьких колокольчиков, топот копыт, передающийся неизменно пульсирующим ритмом, и красивая мелодия, звучащая как печальная песнь ямщика.
«Тройка», написанная композитором в тональности соль минор, четырёхдольном размере и с авторским темповым указанием «con moto» (с движением) имеет две основные темы. Видимо автор, представляющий произведение в виде песни, одну из них определил как куплет, а другую – припев.
Композиция начинается со вступления, которое на фоне тремоло литавр, чёткой барабанной дроби и звуков бубна , имитирующего звучание колокольчиков, открывают мощные аккорды группы медных инструментов. Через два такта к звучанию духовых так же на фортиссимо подключается весь оркестр. Так продолжается ещё шесть тактов, и вдруг аккорд на сфорцандо, внезапное пианиссимо, и на первый план, сопровождаемая пульсирующим аккомпанементом струнных инструментов, в исполнении гобоя выходит очаровательная лиричная мелодия.
Затем переходящая к кларнету тематическая линия возвещает о появлении в произведении второй не менее трогательной темы, той, которой отведена роль припева. После первого четырёхтактового проведения её мотив эстафетно передаётся фаготу . Далее вновь, но уже в исполнении первых скрипок , повторяется мелодия первого напева и за ней следует тема припева, в которой к звучанию струнных изначально присоединяется голос гобоя, сменяемый потом тембром фагота. В третьем, последнем проведёнии тема куплета, украшенная подголосками, динамично развиваясь, подводит к кульминации произведения, которую композитор заключил в вытекающую затем тему вступления. Завершает произведение дважды повторенная тема припева, на проведении которой динамический накал композиции постепенно снижается: тройка ускакала и кибитка скрылась из глаз.
«Тройка» — это удивительное произведение ярко отображает особенности русского человека с его широкой загадочной душой, силой духа и характером, который невозможно сломить. Эта композиция, едва представ перед слушателями, сразу завоевала их признание и любовь. Она пользуется большой популярностью и постоянно входит в репертуар многих знаменитых симфонических оркестров.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Георгий Свиридов «Тройка»
Источник
Анализ музыкального произведения Григория Свиридова тройка
Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Г.П. Сергеева предлагает ученикам прочитать отрывки из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели. Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести
Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе(1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным (1967, музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован) .
В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды)
Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен» , но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ. — Делайте на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера» . Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и «Арлезианки Жоржа Бизе» . В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола
Источник
Гимн русской душе: великий «Романс» Свиридова из сюиты «Метель». Как можно после такой музыки не любить Россию?
Одна из жемчужин классической музыки с невероятно красивой мелодией — «Романс» из симфонии-сюиты Георгия Свиридова по мотивам повести А.С. Пушкина «Метель». Аккомпанемент рояля, привычный для начала – середины XIX в., скрипка, гобой, флейта.… От этой музыки сжимается и трепещет душа. И нет сомнений в том, что она… о любви.
А.С. Пушкин «Метель»: судьба или случайность?
Из-под пера великого поэта прозаический цикл «Повести Белкина» вышел Болдинской осенью. В числе пяти произведений была сентиментальная и немного ироничная повесть «Метель». Незамысловатая история родилась очень быстро – всего за 1 день – 20 октября 1830 г. Сюжет повести короткий и простой: Мария, дочь провинциального помещика, любит прапорщика Владимира, который не мил родителям барышни из-за его бедности. Героиня воспитана на французских романах, поэтому и свою ситуацию молодые люди пытаются решить «по роману»: бежать и тайно обвенчаться. Но… природа неожиданно вторгается в планы влюбленных, внося свои поправки. Метель приводит и к счастливой развязке.
Музыка – действующее лицо кинофильма
Задумка экранизации повести созрела у режиссера Владимира Басова в 1964 г. Музыкальное сопровождение к фильму он предложил написать Г. Свиридову. Писать «абстрактную» музыку композитор никогда не любил, а для кино и театра работал с удовольствием.
И режиссер, и композитор через 130 лет после написания повести должны были увидеть в ней нечто новое, чего «не видел» Пушкин, создавая «Метель». И это «нечто» нашлось. Вряд ли в середине ХХ в. романтические возвышенные чувства героев «облеченные в пушкинскую иронию» были бы уместны, поэтому музыка Свиридова становится полноправным «действующим лицом» киноповести.
Сам фильм красив и романтичен. Взаимоотношения героев наполнены благородством и нежностью. Колорит эпохи, поэтичный образ аристократической провинциальной усадьбы XIX в., музыка Г.Свиридова передает посредством пьес в жанре вальса и романса. А военный марш подчеркивает особую атмосферу ликования после победы в Отечественной войне 1812 г.
Фильм вышел в прокат в феврале 1965-го, но особого впечатления на зрителей не произвел. А вот музыка Г. Свиридова полюбилась сразу.
Симфония-сюита «Метель»
Девять лет спустя (1973 г.) композитор вернулся к музыке, написанной для киноленты «Метель» по настоянию своей супруги Эльзы Клазер, которая вдохновила его переработать партитуру. Так появилась симфоническая сюита «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». В нее вошли 9 музыкальных, логически завершенных пьес, прямо не соответствующих сюжету литературного произведения.
Начинается сюита-симфония пьесой «Тройка» .
Далее – утонченный «Вальс» провинциальной усадьбы XIX в., а не пышного придворного бала.
Источник