- Лирический герой в произведения М. Ю. Лермонтова
- Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- 15. Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова «Из под таинственной холодной полумаски. »? 16. В каких произведениях поэзии автор рисует образ идеальной возлюбленной и как эти образы соотносятся со стихотворением Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)
- Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова
- Вариант 2
- Из-под таинственной, холодной полумаски
- Возможно вам будет интересно
Лирический герой в произведения М. Ю. Лермонтова
В стихотворных произведениях М.Ю. Лермонтова, как и у других поэтов, образ лирического героя занимает ведущую позицию, благодаря которому поэту удается оценивать и описывать происходящее, а также через этого героя выражать, своё отношение к той или иной ситуации, к персонажам, к предметам, к обстановке и т.д.
Лирический герой Лермонтова – герой романтический. Поэтому практически во всех произведениях поэта присутствуют темы присущие романтизму: одиночество, борьба, трагичность любви, отчаяние и мечтательность.А также сам лирический герой наделен отличительными чертами романтика – он и скиталец, и поэт, и мятежник, и влюбленный.
Каждое из этих романтических начал лирического героя Лермонтова раскрывается в творчестве поэта по отдельности, но вместе собранные, они создают полный, довершенный и неповторимый образ лермонтовского героя романтика.
Тема неразделенной и несчастной любви занимает главное место в творчестве поэта, а также в формировании образа лермонтовского героя.
В любви героя постоянно появляются препятствия, мешающие ему насладиться счастьем и разделить любовь со своей возлюбленной.
Трагичность любви лермонтовского героя видим на примере отрывка из стихотворения «Нищий»:
«Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»
Любовь, надежды и мечты героя были обмануты любимой женщиной, отчего он чувствует непреодолимую тоску и «окутывающую» его печаль, которые настолько сильны, что герой не в силах сдерживать их у себя в душе, и проливает «горькие слезы» отверженного влюбленного.
Тема одиночества, отчаяния и грусти занимают второе место в произведениях Лермонтова и в создании образа лирического героя.
Герой творчества поэта очень часто выступает, как одинокий и никем не понятый человек, что дополняет его образ, добавляя к неразделенной любви еще и трагичность, и мрачность почти всего окружающего.
Тема одиночества лермонтовского героя присутствует во многих его стихотворных произведениях, однако особенно сильно отслеживается отчужденность, одиночество и тоска в стихотворении «И скучно, и грустно», мы видим это на отрывке из стихотворения:
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»
Здесь мы видим сильную тоску лирического героя, его страдания от того, что он одинок и от того, что ему «некому даже руку подать», когда это так необходимо.
Эта тоска, печаль, грусть дополняют трагичный образ лермонтовского героя.
Тема борьбы в творчестве Лермонтова также участвует в создании образа лирического героя, но здесь можно сказать, что она не трагична и несчастна,
а наоборот является одной из важных составляющих, которые определяют целеустремленную и волевую личность. Борьба с установленными порядками, с самим собой, борьба за любовь – является самой сущностью романтической натуры лермонтовского героя. Тема борьбы присутствует в стихотворении «Парус», где внутреннее состояние борьбы лирического героя сравнивается со стихией и одиноким парусником:
«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой».
Все выше представленные темы, формирующие романтизм и образ лирического героя, отражали глубокую тоску, одиночество и трагичность судьбы лермонтовского героя, однако еще одной важной составной является нежная, «тонкая» душа героя, способная чувствовать «высокое» и прекрасное, что мы видим на примере отрывка из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»:
«Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
…Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога».
Лирический герой в творчестве М. Ю. Лермонтова – человек одинокий, страдающий от тоски и безразличия по отношению к нему большинства людей.
Это трагическое ощущение одиночества лишает его любви, радости жизни и даже всё окружающее по большей части враждебно и неприятно герою. Одной отрадой является его свободолюбивые намерения, которые постоянно идут бок о бок с темой борьбы в творчестве Лермонтова, и также любовь к русской природе, её величию и неповторимости, делающие героя хоть на мгновение, но счастливым в его трагичной и несчастной жизни.
Источник
Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова
Средняя оценка: 4.9
Всего получено оценок: 15.
Средняя оценка: 4.9
Всего получено оценок: 15.
Стихотворение «Из-под таинственной холодной полумаски…» М. Ю. Лермонтова поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной холодной полумаски…» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Из-под таинственной, холодной полумаски.
История создания – написано в 1840 или 1841 году, возможно под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной на балу. Впервые было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.
Тема стихотворения – влюблённость в таинственную красавицу.
Композиция – Стихотворение состоит из четырёх строф, условно делится на смысловые части: портрет встреченной на балу таинственной красавицы, мечта лирического героя о созданном в его воображении видении.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей».
Эпитеты – «таинственная холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «живые речи».
Сравнение – «голос твой отрадный, как мечта».
История создания
Стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1840 или 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной дамы списан с Варвары Лопухиной (в замужестве Бахметевой), в которую поэт был влюблён в юности.
В декабре 1840 года Лермонтову разрешили приехать в отпуск в Петербург. Он хотел использовать его для того, чтобы подать в отставку, а затем посвятить себя литературе. Но в отставке молодому офицеру было отказано. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Этот отпуск оказался последним в жизни поэта.
Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.
В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта, в которых отражён трагизм обманутого чувства. О высшем свете также Лермонтов часто писал с ненавистью и презрением. Но эти стихи совсем другого плана: они говорят о домысленном фантазией героя образе красавицы и наполнены тёплым, сердечным, мечтательным чувством.
В центре стихотворения – лирический герой и красавица в маске. Он вспоминает, как когда-то заслушивался приятным голосом женщины. Лицо дамы скрыто под маской, но она не могла спрятать красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белизну шеи. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.
Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Её образ поселился в душе мужчины. Герой признаётся, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюблённый герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последней строфе мужчина выражает надежду, что когда-то сможет ещё раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения нельзя, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья» .
Композиция
Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: портрет женщины, воспроизведённый после встречи с красавицей, и образ, созданный в воображении лирического героя. Эти части равны по объёму. Произведение состоит из четырех строф.
Жанр стихотворения – элегия, так как в нём поэт возвышенно и романтично описывает встречу с женщиной, которая вызвала у него воспоминания и сердечные чувства. В произведении также чувствуется нескрываемая грусть, вызванная пониманием невозможности развития отношений. Стихотворный размер – шестистопный ямб. В тексте использована перекрёстная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времён Лермонтова.
Поэт вплетает метафоры: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи» . Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная холодная полумаска» , «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «своевольный локон» . Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта» .
Источник
15. Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова «Из под таинственной холодной полумаски. »? 16. В каких произведениях поэзии автор рисует образ идеальной возлюбленной и как эти образы соотносятся со стихотворением Лермонтова? (ЕГЭ по литературе)
Рассмотрим образ героини в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски».
Лирическая героиня — прекрасная девушка, к которой лирический герой испытывает романтические чувства. Она представлена как непостижимая и загадочная особа. Лирический герой восхищается красотой возлюбленной, замечает каждый штрих во внешности героини, скрытой под таинственной полумаской: «шеи белизна», «девственные ланиты».
Для передачи образа привлекательной и таинственной девушки автор использует такие красочные эпитеты, как «таинственной полумаской», «голос отрадный», «лукавые уста». Девушка, что скрыта под маской, пленила лирического героя. Метафора «Светили мне твои пленительные глазки» доказывает это. Она дарит лирическому герою радость, воодушевление, на что он указывает в сравнении: «голос твой отрадный как мечта».
Таким образом, портрет лирической героини состоит из широкого многообразия эпитетов, метафор и сравнения. Благодаря этому у читателя складывается образ таинственной и прекрасной девушки.
Во многих произведениях русской лирической поэзии авторы рисуют образ идеальной возлюбленной.
Так, например, в стихотворении «Незнакомка» А. А. Блока, подобно стихотворению М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…», лирическая героиня изображена прекрасной мечтой, музой: «Смотрю за темную вуаль / И вижу берег очарованный и очарованную даль». Однако, если образ возлюбленной в стихотворении Лермонтова реален, то у Блока это всего лишь воображение, которое рисует лирический герой в своём воображении. Стоит упомянуть, что Блок приверженец символизма благодаря чему упоминание образа тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки.
Аналогичный пример в стихотворении А. С. Пушкина «К***». Автор создаёт идеальный образ возлюбленной. Лирический герой воспевает свою любимую: «Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты», также как и лирический герой в стихотворении Лермонтова. Отличие в том, что в конце произведения лирический герой Пушкина надеется на встречу, которая вновь пробудит прошлые чувства в отличие от лирического героя Лермонтова, который соглашается не пересекать черту дружеских отношений: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».
Таким образом во многих произведениях русских классиков изображены образы идеальных возлюбленных, однако каждый автор рисует их по-своему.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова
Стихотворение «Из-под таинственной холодной полумаски…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 г. Биографы поэта едины во мнении, что оно посвящено Варваре Лопухиной (по мужу Бахметевой) – женщине, которую поэт любил до конца своих дней. Варвара Лопухина отвечала поэту взаимностью. Но семья девушки была против их брака. Варвара вышла замуж за помещика Бахметева, у них были дети.
Поэт не мог примириться с замужеством любимой. На конвертах он зачеркивал ее фамилию по мужу и ставил ее девичьи инициалы.
В. Лопухина была также прообразом Веры в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени». Ей посвящены первая и последняя части стихотворения «Валерик».
Впервые стихотворение «Из-под таинственной холодной полумаски…» было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 г. уже после гибели поэта.
Жанр произведения
По жанру это стихотворение является элегией – лирическим стихотворением, проникнутым грустью. Печаль поэта связана с невозможностью быть рядом с любимой. Он понимает, что его искреннее чувствоникому не даст счастья.
Размер стихотворения – шестистопный ямб. Рифмы являются перекрестными: АВАВ.
Тема произведения
Главной темой стихотворения является любовь поэта к героине
Сюжет произведения
Повествование ведется от первого лица. Поэт вспоминает первую встречу с любимой женщиной на бале-маскараде, когда ее лицо было скрыто полумаской. Он не может забыть девушку и надеется встретиться с ней вновь.
Система образов произведения
В стихотворении два персонажа: поэт, влюбленный в незнакомку, который выступает в роли лирического героя, и сама девушка.
Композиция произведения
Стихотворение можно условно разделить на две части.
В первой части поэт вспоминает случайную встречу с незнакомкой на балу. О том, что это было в прошлом, свидетельствует употребление глаголов в прошедшем времени.
Вторая часть посвящена мечтам о будущей встрече.
Художественные средства
В стихотворении используются метафоры: светили пленительные глазки; локон, покинувший волну кудрей; видение, носимое в душе.
Также присутствуют эпитеты, которые придают стихотворению яркую, эмоциональную окраску: таинственной, холодной полумаски; голос отрадный; пленительные глазки; живые речи.
Имеется сравнение: голос, отрадный, как мечта.
Для создания облика героини используется контраст: под холодной полумаской пленительный взгляд, лукавая улыбка и теплый, чарующий голос.
Литературное направление
Стихотворение сочетает романтизм и реализм.
Признаки романтизма: восторженность поэта, любовные переживания. Символом произведения является маска, которая не может скрыть любимые черты.
Реализм проявляется в реальности сюжета произведения и переживаний автора.
Вариант 2
Творчество Михаила Лермонтова очень интересно, каждое написанное им произведение открывает читателю, все его душевные переживания. Сам поэт казался весьма мечтательным, но несмотря на это, своему творчеству он отдавал все свои силы. Он с трепетом относился к каждой написанной им строки. Женщины, которым Лермонтов посвящал свои произведения, всегда занимали его мысли и чувства.
В 1841 году, было написано его стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски». Оно относилось к более позднему творчеству поэта. Лермонтову надоело общество, в котором он находился и все чаще он предпочитал находиться один, нежели в окружении. Единственный человек, ради которого он выходил на светские мероприятия, была его возлюбленная Варвара. Он посещал балы, только ради того чтобы вновь встретится с ней. Именно этой женщине было посвящено это произведение.
Лермонтов общался с братом и сестрами, своей возлюбленной, в дальнейшем он знакомится и с самой Варварой. Ее родители не хотели принимать Лермонтова, и она была вынуждена принять предложение состоятельного Бахметова.
В этом произведении поэт и реалистичен и романтичен одновременно. Романтика этого произведения посвящена его любимой женщине и его чувств к ней. А реализм в том, что поэт очень трагично переживает ситуацию, которую он не в силах изменить.
Варвара стала для поэта музой, он очень болезненно переживал то, что не мог быть с ней вместе. Он узнавал любимую даже под маской, это и стало символом данного произведения. В ту пору как раз были в моде баллы маскарады, на одном из таких торжеств у Лермонтова появляется возможность встретиться со своей любовью. К тому времени Варвара уже была замужней девушкой, и поэт понимал всю трагичность этой ситуации. Он уже не имел возможности быть рядом с ней и мечтать о каких-то отношениях. Это очень расстраивало поэта, он чувствовал себя подавленным.
Первое четверостишие стихотворения говорит о том, что Варвара отвечает взаимностью на чувства поэта. Именно это вдохновляло поэта на написание произведение. Читателю становится очевидно что, как и Лермонтов, Лопухина сохраняет свою любовь до конца жизни. Поэтому гибель Михаила была огромной трагедией для его возлюбленной.
Михаил Юрьевич Лермонтов подошел к написанию этого произведения очень серьезно. Чувства и эмоции, которые наполняли его на тот момент к своей любимой женщине, он выразил в своем стихотворении. Именно поэтому его творение получилось очень романтичным.
Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски по плану
Из-под таинственной, холодной полумаски
Возможно вам будет интересно
По жанровой направленности произведение относится к элегии, раскрывающей взаимоотношения природы и человека в разрезе высоких эстетических чувств.
Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.
Юный Лермонтов страдал от любви, свои страдания он выразил в своих Стансах посвященных с высокой вероятностью своей возлюбленной Екатерине Сушковой, с которой он имел довольно трудные отношения
Произведение является одним из стихотворений, вошедших в поэтический цикл под названием «Тайны ремесла», раскрывающий тематику взаимоотношений творческого процесса и поэта.
Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.
Источник