Что испытывает человек, когда покидает свою Родину? (ЕГЭ по русскому)
Что испытывает человек, когда покидает свою Родину? Именно над этим вопросом предлагает задуматься писатель Роман Сенчин.
Размышляя над проблемой, автор рассуждает над тем, какую боль испытывают люди, покидая родные места, и какая тоска пребывает в их сердцах, когда они находятся далеко от отчего дома. В своём произведении автор описывает состояние одного из жителей деревни, которому пришлось ее покинуть. Он не хочет встречаться с односельчанами, потому что считает, что их встреча будет «только душу бередить». Он старается интересоваться окружающим его миром, однако любое упоминание о родной деревне заставляет «всё внутри заныть», потому что «пустоту залила тоска». Этот пример показывает, как тяжело приходится человеку, когда он находится далеко от родного дома.
Не только люди ощущают тоску по родному месту.
Сенчин обращает внимание на Трезорку — собаку родителей главного героя. Привезенный на новое место, пес тоскует по своему родному, начинает скулить и лаять на всех в округе. Он так и не смог обжиться на новом месте, стал грустным, нежизнерадостным: «слегка шевельнет хвостом, но не выберется на воздух, не заулыбается, как раньше…». Так автор передает тоску своих героев по Родине.
Позиция писателя ясна: он убеждён, что каждому живому существу важно знать, что у него есть родное место, куда он всегда может вернуться. А у наших героев его не было, на месте их деревни построили электростанцию
Нельзя не согласиться с писателем. Действительно, покидая место, дорого сердцу испытываешь тоску по нему.
В жизни многих писателей и поэтов тоска по Родине имела место быть. К примеру, Сергей Есенин, находясь в Москве или даже за границей, постоянно думал о своем отчем доме, хотел вернуться в родное село Константиново, которое было для него источником огромного вдохновения.
Таким образом, я пришла к выводу, что Родина, родной дом играют ключевую роль в жизни людей. Покидая их, люди испытывают сильную тоску, и, бывает, никакие посторонние дела не могут заглушить мысли людей об этом.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Русский вдали от Родины
Пасха в Окленде. Новая Зеландия |
Бог нужен всем, но не все одинаково это чувствуют. Бывает, что человеку нужно утратить всякую опору, всякие ориентиры и ощутить себя беспомощным и одиноким, для того чтобы Бог стал первой и главной реальностью, а душа обратилась к Нему, не отвлекаясь ни на что и по сторонам не оглядываясь.
Так бывает не только у обычных людей. Из общего закона не изъяты и такие «любимцы» Господни, как апостолы. Павлу Христос сказал: «Сила Моя в немощи совершается». И сам Павел затем говорил «Когда я немощен, тогда силен». В этих словах скупо, но очевидно проявляет себя закон Господень, согласно которому человеку необходимо терпеть смиряющие неприятные обстоятельства. Иначе он, как необрезанная лоза, будет неспособен к плодоношению.
Что смиряет человека? Список пространен. Это болезни, старость, житейские нужды, злоба человеческая, обжигающая везде: и на работе, и по соседству, и дома. Это беды, случающиеся с теми, кого ты любишь. И это, конечно, разлуки и расставанья. Одной из видов разлук является беженство, изгнанничество, вынужденное прощание с Родиной. Войны, бедность и болезни вкупе с частными и личными причинами не перестают вырывать людей из привычного быта и переносить на большие расстояния в поисках хлеба, счастья, безопасности. Беде этой не видно конца, хотя человечество и стало терпимее, милосерднее, гуманнее. Так, по крайней мере, само человечество о себе думает. Видимо, есть в странничестве какой-то высший смысл, раз нравы смягчаются и комфорт увеличивается, а скитания по миру огромных масс людей не прекращаются.
Странником и беглецом на этой печальной Земле был во дни Своего младенчества Господь Иисус Христос. Злоба Ирода согнала с места Его Мать и старца Иосифа и повела их в Египет.
Долго не имел на земле пристанища Авраам. Ни к чему не привязанный, свободный, как небесные тучи в стихотворении М.Ю. Лермонтова, этот праведник жил Богом и ходил перед Богом, будучи вечным странником.
Страннику нужен Бог. Странник не пускает в почву корни и не обрастает мхом, как лежащий на месте камень, но, как звезда, он находится в движении и тоскует по той тишине и покою, какие дарятся Духом Святым.
Вот и наша Родина, спустя уже скоро столетие после революционного 1917 года, не устает выталкивать за свои пределы волну за волной своих детей – эмигрантов первого, второго, третьего, четвертого поколений. Одних выгнали озверевшие строители всемирного счастья, других – голод и разруха, третьих – страх репрессий, четвертых – вынужденный плен. Потом пришла пора диссидентства, а вскоре за ней – развал страны и полное смятение в миллионах голов. Эта последняя волна эмиграции самая горькая. Она без всякой войны и идеологических преследований разрушила множество семей и рассеяла по миру тысячи, десятки тысяч наших людей, поехавших кто куда в поисках счастья, денег, куска хлеба, смысла жизни.
Может ли быть в этом печальном явлении хоть какая-нибудь польза? Может!
Люди, теряя все, становятся способными обрести Бога. А обретя Бога, становятся способными вновь обрести все: смысл жизни, радость, друзей, Родину. Так Иов, потерявший все, был испытан и получил обратно то, что ранее утратил. Так и наш соотечественник, оказавшись под жарким солнцем другого континента или под яркими звездами другого полушария, начинает по-новому или даже впервые любить свою землю, интересоваться ее историей, вникать в ее веру.
Рассеяние – не только русская беда. Костлявая рука истории сеяла по ветру не один народ. Но всякий раз это были разные посевы. По степени человеческого горя они похожи или одинаковы. Но по степени влияния на жизнь мира – различны. Если рассеянный народ хранит в своей душе нечто далеко превосходящее этнографический материал, если в душе народа есть нечто всемирно-ценное, то его рассеяние несет миру благо посреди самих несчастий.
Если русские чем и богаты, то только Православием. До революции Православие могло казаться культурным придатком народной души, опорой царизма и привычной стихией. После революции вынужденные эмигранты первой волны ощутили в странах изгнания, что они обладают великой силой и огромным богатством. По-разному религиозные «во время оно», эти беженцы стали организовывать приходы везде, куда ни забросила их судьба. А вместе с приходами – газеты, фонды взаимопомощи, пастырские курсы и прочее. Они не спились, не деградировали, не растворились в иноязычном море, владея многими языками. Они сохранили Русь в изгнании и познакомили мир с Православием.
Уже было сказано, что нынешние, последние волны эмиграции самые печальные. Печальны они также и потому, что, покидая Родину, нынешние эмигранты никакой особой культуры и традиции с собой не уносят. Только тоску и боль, смущение и смятение уносят они. Все остальное приходится открывать и приобретать в новой земле и под чужим небом.
Великая тоска (вечный спутник любого мигранта) заставляет наших людей искать Бога. Так получается, что вдали от Родины, среди пальм, а не березок, нынешний искатель счастья находит молитву, Евангелие, икону Богоматери и воскресную службу в одном из бедных и зарождающихся приходов. И эта находка, быть может, и есть то самое, для чего человек покинул Родину. Живи он там, Церковь была бы для него облеплена ярлыками расхожих предрассудков и отгорожена забором привычности. Родную Мать в Церкви легче узнать среди скорбей и вдалеке от привычного быта.
И еще одну пользу усматривает око в положении изгнанника. Изгнанник вольный или невольный учится во всех людях видеть братьев. Дома мы ослеплены национальной гордыней или просто бытовой спесью. Мы дома ограниченны. По крайней мере, так бывает часто. За рубежом мы в людях узнаем людей. Мы пользуемся гостеприимством туземцев, принимаем их любовь и участие в нашей судьбе. Мы видим вблизи их жизнь со своей спецификой и неизбежными тяжестями. Общечеловеческая драма, одетая в местные одежды, бросается нам в глаза. Наша мысль и чувство вырастают до всечеловечности. И если кто-то при нас со временем унизит человека другого цвета кожи, другой культуры, мы восстанем против этой узости и мелкой спеси, потому что мы уже разглядели брата в бывшем чужаке. Это наша беда так нас смирила и научила уму-разуму.
В наши храмы за пределами Родины ходят жители всех стран, среди которых живут наши люди. Это естественная и ненавязчивая форма миссии. Ф.М. Достоевский говорил, что «русский человек без Православия – дрянь». Он имел право на такие слова. Зато с Православием русский человек если и не сразу Серафим Саровский, то хотя бы келейник его. Русский человек в святоотеческом Православии мягок и глубок, задумчив и отзывчив. Его нельзя не полюбить, и веру его не полюбить нельзя. Поэтому приходят и будут больше приходить, если мы будем самими собой, в наши зарубежные храмы гостеприимные туземцы на всех континентах. И мы будем вставлять ради них в службы молитвы и чтения на местных языках. Мы будем проповедовать им, крестить и венчать их, будем причащать их. Мы сможем принести свежее дыхание апостольской веры в новые земли, туда, куда еще сотни лет не добрались бы наши миссионеры. Это уже есть, и это уже чудо!
Поэтому за каждой частной бедой и отдельной историей нам предлагается ныне увидеть Божий Промысл, неусыпно и неустанно действующий в мире. Одна из граней этого Промысла заключается в том, что русский человек, живущий вдали от Родины, призван к тому, чтобы открыть для себя впервые или заново сокровище веры, хранимое святой соборной и апостольской Церковью. Открыв это сокровище, он не удержит его в себе, но, в силу широты и простоты душевной, поделится этим сокровищем со всеми нуждающимися, и это будет похоже на огонь малой свечи, от которой зажгутся миллионы новых лампадок.
Источник
Конспект урока музыки в 6 классе «Вдали от Родины. Ф. Шопен»
Учитель музыки: Лентикова Ольга Валерьевна.
Разработка урока для 6 класса по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П .
Тема урока: Вдали от Родины. Фридерик Шопен. Этюд № 12 («Революционный»)
(Тема четверти «Мир образов камерной и симфонической музыки»)
Цель урока : На примере «Революционного этюда» Ф. Шопена показать, как музыка может раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, выразить переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками.
• ознакомление с жизнью, личностью Ф. Шопена, с историей создания Этюда № 12, с польской народной музыкой;
• формирование эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
• развитие умения устанавливать ассоциативные связи, выявлять общности между художественными образами музыки и живописи;
• развитие креативного мышления, творческих способностей учащихся;
• формирование уважительного отношения к культуре и ценностям другого народа;
• развитие эмоциональной чуткости, способности к сочувствию, сопереживанию.
Оборудование : компьютер, мультимедиа, экран, презентация, баян.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Вид урока – урок-путешествие.
Основной метод — «метод сопереживания» (Н.А.Ветлугина, А.А.Мелик-Пашаев). Сущность метода – осознанию, пониманию музыки предшествует чувственно-эмоциональный опыт слушателя, когда учащиеся находят аналогии духовному содержанию музыки в собственном внутреннем опыте.
Межпредметные связи : история, география, изобразительное искусство.
Урок разработан с применением ИКТ — технологий.
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи. Самоопределение к учебной деятельности.
Начнем урок с поэтических строк. Послушайте и скажите, как называется это стихотворение.
Вся на глазах она
С юга до севера!
Вторая часть стихотворения звучит как ответ:
(«Родина» Вадим Николаевич Семернин)
«Родина» — это понятие сегодня на уроке будет центральным.
Что такое Родина?
А лично для вас?
Работа в тетрадях . «Родина для меня – это …» Представьте, что вы надолго уехали в другую страну. О чем будете вспоминать, по чему будете скучать, чего вам будет не хватать, какие образы будут всплывать в памяти?
-Посмотрите в тетрадь, то, что вы написали, это важно именно для вас, это сокровенное, личное, то, что может не понятно другому человеку, но дорого вам. Вот что для вас Родина! Можете ли описать чувства, которые испытали, когда выполняли это задание?
(Трепет, волнение, радость, грусть…)
-А теперь представьте, что вы не можете вернуться. И больше никогда не переступите порог родного дома, не пройдете по улицам, по которым гуляли в детстве, не встретитесь с лучшим другом ………… Что чувствуете? Тоскливо, правда?
-Так случилось с одним молодым человеком. В 20 лет он покинул Родину, и уже не суждено ему было вернуться домой, никогда. Звали его Фредерик Шопен. (Слайд – портрет Шопена Э. Делакруа)
— Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?
+ Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.
-Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве.
— Давайте посмотрим, какой же была его жизнь.
(фрагмент документальной энциклопедии «Ф. Шопен»).
— Великий польский композитор, пианист-виртуоз, произведения которого с замиранием сердца слушают во всем мире и по сей день.
Ребята, именно в творчестве Шопена мы можем найти ответ на вопрос, какую эмоциональную окраску приобретает чувство любви к Родине у человека, который вынужден жить на чужбине, и найти отклик чувствам и переживаниям людей, оказавшихся вдали от своей Родины . А эпиграфом к нашему уроку будут служить строки современного поэта Джелала Кузнецова
В букет цветов страстей накал,
Он завернул без всяких правил.
Свой Гений миру он оставил,
А сердце – Польше завещал.
-Что имеет в виду автор, говоря о букете цветов? – Музыку Ф. Шопена.
-Почему писал без всяких правил? – эпоха Романтизма, чувства важнее правил
-О чем говорят последние строки? – об огромной любви к Родине…(Мы знаем, что завещание Шопена было выполнено. После смерти Шопена вернулось на родину его сердце, привезенное его сестрой Людвикой из Парижа в сосуде со спиртом. Теперь оно замуровано в одной из колонн Костела Святого Креста в Варшаве.)
Погружение в проблемное содержание. Изучение нового материала .
— Итак, чтобы наиболее полно понять чувства Ф. Шопена, отправимся в Польшу.
Польша расположена в Центральной Европе. Она соседствует на западе с Германией, на юге с Чехией и Словакией, на востоке с Украиной и Беларусью, на севере с Россией и Литвой. Северное побережье страны омывается Балтийским морем. Польша всегда была мостом между Западным миром и Восточным. Родина таких великих людей, как Папа Иоанн Павел II, Николай Коперник, Фредерик Шопен и Валенса, она поражает культурным богатством, архитектурным великолепием городов и красотой деревенских пейзажей.
Фредерик Шопен родился 1 марта1810 года недалеко от столицы Польши Варшавы в местечке Желязова Воля. Семья жила в имении графа Скарбека, где отец Фредерика служил домашним учителем.
— Ребята, погружение в культуру другой страны происходит через язык и искусство. Погрузиться в мир, в котором рос маленький Фридерик, нам поможет польская народная песня.
Польская народная колыбельная. Слушание. Исполнение .
-Определите жанр. – Колыбельная.
-Можно ли понять смысл песни? О чем поется? – Мать укачивает сына, говорит ему ласковые слова, нежно баюкает.
-Почему именно колыбельную я дала вам послушать? — Близка и понятна человеку любой национальности.
-Какой образ создает песня? – Образ мира, покоя.
Наигрываю мелодию. Пропеваем с закрытым ртом по фразам.
-Давайте почувствуем себя немного поляками и исполним 1 куплет песни на польском языке. В нем говорится о том, как милая девушка баюкала сына с великой любовью, напевая ему ласковые слова: мое дитятко, милый мальчик.
Gdy śliczna Panna Syna kołysała, Гди слична панна сына колысала
z wielkim weselem tak Jemu śpiewała: С вельким веселем так ему шпевала
Lili lili laj, moje Dzieciąteczko, Лили лили лай, мое дитётэчко,
lili lili laj, śliczne Paniąteczko. Лили лили лай, сличне панётэчко.
-Кто знает, может именно эту колыбельную пела мама Фредерику, качая его в колыбели. Фредерик очень любил народные польские песни, отзвуки этих песен будут встречаться в сочинениях Шопена снова и снова.
«Революционный этюд» Шопена. Слушание .
Второго ноября 1830 года, в 20-летнем возрасте, Шопен, будучи уже признанным на Родине, решается покинуть Польшу и отправиться с концертами в Европу. С собой он берет кубок, наполненный польской землей. Как вы думаете, о чем это говорит? – Он не хотел уезжать, не хотел расставаться с друзьями, родными.
А через некоторое время после отъезда Шопен узнает: в Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен рвется домой, но родные и друзья удерживают его от этого шага. Послушайте, как о своих чувствах пишет Шопен в своем дневнике:
«Если б не то, что отцу и без того тяжко, я бы немедленно вернулся. Я проклинаю час своего отъезда, все эти обеды, вечера, концерты, танцы, которыми я сыт по горло, надоели мне: так мне тут тоскливо, глухо, мрачно. [. ] Я не могу поступить, как мне хочется, а должен наряжаться, завиваться, обуваться; в гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано. Никто мне не близок, со всеми я вынужден быть любезным».
-В начале сентября Шопен приезжает в Штутгарт. И здесь он узнает о падении Варшавы и разгроме польского восстания. Ему не с кем даже поговорить об этом, некому излить накопившиеся горькие чувства. Его собеседники — только фортепиано и бумага, и им он поверяет то, что терзает его душу. В эти дни создается потрясающий по силе драматизма этюд до минор, впоследствии названный “революционным”.
Первое прослушивание. Послушайте этот этюд.
-Скажите, какие чувства владели композитором?
-Какое настроение стремился передать Шопен слушателям?
+ Взволнованность, возмущение, сильные чувства, гнев, ненависть к врагам…
-Этюд – это пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на инструменте, проще говоря, упражнение для пальцев. Просто ли упражнение для пальцев хотел создать Шопен?
— Нет, конечно! Это полноценное глубокое по мысли концертное произведение, пробуждающее в душе слушателя бурю чувств и переживаний.
Слышим ли мы отдельно музыкальные партии правой и левой руки? Как звучат эти партии? Разделите лист бумаги на два поля. В верхнем поле изобразите графически партию правой руки, в нижней части – партию левой руки. Объясните изображенное.
В левой руке быстрые стремительные пассажи, в правой руке – основная мелодия, твердая, героически. Партия левой руки – низвергающиеся, бурные, рокочущие волны звука.
-Когда мы говорим, что у нас внутри все бурлит, кипит? — Когда испытываем ярость, гнев, злость, возмущение, когда эмоции перехлестывают через край, когда человека переполняют чувства. Партия левой руки создает напряжение, которое захватывает человека и заставляет его проживать эти чувства вместе с композитором.
А как же звучала основная мелодия? (наигрываю) – Твердо, мужественно, гневно, призывно, громко. Можно представить, что она звучит тихо? – Нет! Это крик души!
Внимание, в мелодии две интонации — восходящая (громкая) и нисходящая, которая звучит тише, слабее. Что они выражают? (Пропеваю эмоционально, сопровождая выразительными жестами). – Удар! И поражение!, Попытка вырваться из под гнета, и отчаяние, невозможность победы… А дальше? — Призыв не останавливаться, бороться, бороться….
-Ребята, Фредерик жил в очень дружной семье, нежные чувства связывали Шопена с его родителями и сестрами всю жизнь. У него в Польше было очень много друзей, настоящих, преданных, с которыми можно поделиться самым сокровенным, которые помогут в трудную минуту. Представьте состояние Шопена, когда он узнает, что восстание жестоко подавлено. И неизвестно, что с его семьей, с его домом, живы ли его друзья.
“ Я писал предыдущие страницы, ничего не зная о том, что враг в доме. Предместья разрушены, сожжены. Вилюсь, наверное, погиб на стенах. Марцелия я вижу в неволе. Совиньский, благородная душа, в руках этих мерзавцев! О боже, и ты существуешь! Существуешь и не мстишь! Мой бедный отец! Мой благородный, быть может, голоден, и ему не на что купить матери хлеба! Быть может, мои сестры подверглись ярости разнузданного московского сброда! [. ] А может быть, у меня уже нет больше матери. Может быть, ее убил москаль. замучил. Отец в отчаянии, не знает, что делать. А я здесь ничем не могу помочь, а я здесь безоружный, иногда лишь вою, изливаю боль на фортепиано…»
Второе прослушивание. (Слушайте внимательно. Как будет меняться музыка, какие новые интонации появятся. Как заканчивается произведение. Будьте внутри музыки, постарайтесь почувствовать ее.)
-Как звучала музыка? Что нового вы почувствовали в музыке? Что выражала музыка, когда звучала пиано?
+ Когда музыка звучала громко, мы чувствовали отчаянную решимость героя броситься в бой, его огромное внутреннее желание быть там, дома, защитить родных, близких, отомстить врагам. Мы слышали возгласы отчаяния, и жалобные интонации – когда мелодия слабела, затухала, и возникало ощущение безнадежности, безысходности. Особенно это чувствовалось в концовке пьесы. Но последние аккорды прозвучали непокорно. Мы понимаем, герой никогда не смирится с поражением. Последний аккорд прозвучал очень неустойчиво, не было ощущения завершенности, цельности. Шопен ошибся? – Нет! Борьба не закончена. И ясности нет. Неизвестность тревожит. Нет спокойствия душе.
-Молодцы, вы очень тонко прочувствовали состояние Шопена, поняли его чувства, переживания. Скажите, а это произведение выражает чувства только одного человека (самого Шопена)?
+Нет. Подобные чувства испытывали все его соотечественники. Подобные чувства испытывают все люди, когда в их родном доме, на их земле распоряжаются чужеземцы, диктуют, как жить тебе и твоим близким. Чувство несправедливости, негодования, возмущения испытывает каждый, кто родился и жил (живет) в стране, охваченной внутренними распрями.
—Если бы вы, уехав из дома, вдруг узнали, что ваш дом разграблен, а близкие люди схвачены, только потому, что они громко заявили о своих правах? (учащиеся высказываются). Чувствуете, как закипает все внутри? Те чувства, которые выразил Шопен, понятны любому человеку. Подобные чувства испытывает каждый человек, которого волнует судьба его Родины, его страны. Революционный этюд Шопена можно считать выражением мужества и решимости всех людей, которые борются за свободу и независимость своей страны.
А как бы вы ответили на вопрос, который у нас возник в начале урока: какую эмоциональную окраску приобретает чувство любви к Родине у человека, который вынужден жить на чужбине? –
Размышляют. Варианты ответов — Чувство может притупиться, если человек долго живет в другой стране, обостряется, если на Родине не все благополучно, если что-то случается с близкими людьми, невозможность помочь усиливает боль разлуки с Родиной и т.д.
Этап закрепления нового знания . (Цель – проверить, насколько учащиеся проникли в суть музыкального произведения.)
Учащимся предлагаются иллюстрации картин. Задание – проведите параллели между «Революционным этюдом» Шопена и живописными произведениями.
«Сумерки в пустыне» Фредерик Эдвин Черч – общее – настроение, стиль.
«Отказ от исповеди» Илья Репин – общее – идея, тема.
«Волна» Иван Айвазовский – общая направленность средств выразительности.
-Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность — одно из неотъемлемых свойств народно-музыкальной культуры Польши. Полонезы, вальсы, мазурки раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии.
— Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна! А для нас Родина – это Россия.
О Родине написано много прекрасных песен. одна из таких песен «Родина – моя Россия»
Работа над песней
Исполнение песни «Родина моя — Россия» ( авт . А.Церпята-С.Баяндин)
-Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена? Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?
А теперь сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл – поставьте оценку.
«Песня о Шопене» видео в исполнении Влада Каращука.
Источник