- Воспитание сочувствия у дошкольников
- Эмоционально чувствительные дети: воспитание
- Родители должны научить чувствительного ребенка справляться с эмоциями и развить у него уверенность в себе и навыки общения
- Эмоциональное развитие детей: какими должны быть чувства ребенка?
- Какими должны быть чувства ребенка?
Воспитание сочувствия у дошкольников
наталья волкова
Воспитание сочувствия у дошкольников
Воспитание сочувствия у дошкольников.
Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, мы, взрослые, не всегда понимаем, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого,с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», или «Котенок-котёнок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?» и т. п. Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает её, но девочка не перестает плакать,и вдруг ей говорит: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено»? В этих словах и сочувствие и желание разделить горе подруги, её боль. И вот с умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Однако дети не всегда выбирают правильный путь для того, чтобы быть самым хорошим. Одни бескорыстны в своем желании помочь сверстнику, искренне сочувствуют, скромны. Другие, стараясь показать себя самым лучшим, сравнивают себя со своим товарищем таким образом, что товарищ всегда оказывается хуже. Например,дети говорят о себе: «Я лучше тебя строю», «Я лучше тебя рисую», «У меня платье лучше» и т. п. Часто когда вечером приходят родители,дети жалуются: «Вашего Колю сегодня наказали, а меня нет». В голосе этих детей нет ни тени сожаления, они даже как будто рады, что их товарищ вел себя плохо. В таких случаях очень важны слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно. Здесь может вмешаться воспитатель и сказать: «Завтра вы расскажете Колиной маме, как он хорошо рисует на занятиях, и мама очень обрадуется.» Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым, формируются чувства ребенка. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на своего сверстника до тех пор, пока его не накажут, или же взрослый не сделает ему замечание. Ведь дети знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны пожалеть товарища. А вот не жалеют. Почему? Их ведь не учили сочувствию, но их и не учили злорадству. В этом вина нас взрослых. Да мы специально этому их не учили. Но при этом и не замечали, не останавливали, не разъясняли каждый пусть и незаметный, но неблагородный поступок ребенка. Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство сочувствия, желание совершить хороший поступок, вызвать у него стыд, раскаяние, когда поступил плохо, очень важно найти такие приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживал его сверстник. И здесь большое значение имеет художественное слово. Читая детям художественные произведения,мы вызывает у детей различные чувства: радость, желание подрожать положительным героям, чувство осуждения отрицательным. И дети постепенно начинают понимать, что такое совесть, стыд,в чём выражается зло.
Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно, дети узнают о том, что добрый человек, никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей и взрослых. Добрый человек не мучает животных.
Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются чувства у ребенка. Ребенка с первых своих дней нужно сознательно учить относиться к жизни и понемногу узнавать обо всем, что создано для него. Детям нужно рассказывать обо всем происходящем, только так мы сможем привить ребенку чувство любви и сочувствия к ближнему.Перед взрослыми стоит целый ряд вопросов: как преподнести ребенку плохое? О чем он должен знать и о чём не должен? В каких случаях у него нужно вызывать чувство сочувствия, сожаления, а в каких- нет? Почему ребенок должен сочувствовать тому, кому плохо? На все эти вопросы нет однозначного ответа, да его и не может быть. В каждом случае взрослые должны использовать свои соответствующие приемы воздействия на ребенка. В детском коллективе нужно воспитывать негативное отношение к плохому, но, ни в коем случае, нельзя способствовать появлению озлобленности, чувства превосходства, злорадства у остальных детей. Нужно объяснять детям, почему вы так поступаете по отношению к плохому.
Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует на ребенка сильнее, чем грубые замечания, наказание. В коллективе, где к ребенку относятся с уважением, а недостатки искореняют доброжелательным смехом и шутками, как правило, нет озлобленных детей. Шутка порой может вызвать чувство обиды, слёзы, но достаточно ребенку объяснить, почему с ним так пошутили, и слезы высыхают. Мы знаем, что маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека-это одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
«Гендерное воспитание дошкольников» Советы родителям как правильно воспитывать сыновей и дочерей. Свершилось долгожданное чудо, и вашей семье появился ребёнок. В это самое.
Экологическое воспитание дошкольников Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Воспитатель Товпеко Ольга Михайловна. Разработчик: старший воспитатель Дашкова Елена Леонидовна.
Экологическое воспитание дошкольников Мало кто осознаёт, насколько важно поддерживать чистоту в городе, заботиться о природе. Как можно научить ребёнка не на словах, а на деле.
Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.
Патриотическое воспитание дошкольников Близится праздник -День защитника Отечества. Наши мальчишки,будущие защитники нас с вами нуждаются в знаниях о нашей армии,о нашем героическом.
Полоролевое воспитание дошкольников. Первые 5-6 лет жизни- это период когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики.
Умственное воспитание дошкольников «Умственное воспитание дошкольников» Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Каждого надо только открыть. Умственное воспитание.
Воспитание трудолюбия у дошкольников Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство. (Уэйтли) Трудолюбие.
Экологическое воспитание дошкольников Жизненный путь человека с самого начала немыслим вне мира живого. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью.
Экологическое воспитание дошкольников Невозможно воспитать детей без привлечения в помощники воспитателю природы нашей планеты, природы родного края — самого естественного источника.
Источник
Эмоционально чувствительные дети: воспитание
Родители должны научить чувствительного ребенка справляться с эмоциями и развить у него уверенность в себе и навыки общения
Родители знают, что дисциплина чрезвычайно важна для воспитания здоровых детей. Но как прививать дисциплину ребенку, который воспринимает окружающую реальность намного острее, чем остальные?
В эмоциональной чувствительности ребенка нет ничего плохого. Более того, чувствительные дети чрезвычайно добры и сострадательны. Но в воспитании чувствительного ребенка могут возникнуть определенные трудности. Чувствительные дети легко испытывают эмоциональную перегрузку. Они часто плачут, беспокоятся о том, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, и часто не уверены в себе.
Эмоционально чувствительный ребенок часто беспокоится о мелочах и моментально расстраивается по пустякам. В местах большого скопления людей (например, в магазине или на людной улице) чувствительный ребенок обычно держится за мамину руку и не отходит от мамы ни на шаг. Если к вам домой приходят гости, ребенок может расплакаться, увидев много незнакомых людей. Такое поведение ребенка вызывает у родителей растерянность – они просто не понимают, чем оно вызвано.
Некоторые чувствительные дети не просто эмоционально чувствительны, но и остро воспринимают физические объекты, которые вызывают у них какие-либо чувства. Громкие звуки или яркие цвета могут вводить их в ступор. Чувствительные дети могут бояться больших скоплений людей и противиться любым изменениям.
Многие люди воспринимают эмоционально чувствительных детей как просто застенчивых, однако, дело не только в этом. Такие дети намного сильнее переживают чувства, чем другие дети. Это означает, что они могут испытывать сильное возбуждение, сильно сердиться и пугаться. Поэтому они не решаются пробовать что-то новое и изо всех сил стараются избегать эмоциональных расстройств. Им трудно налаживать взаимоотношения со сверстниками, потому что их часто воспринимают как «мальчика, который постоянно плачет» или «девочку, которая впадает в истерики».
Хотя строгая дисциплина может помочь детям изменить свое поведение, для эмоционально чувствительных детей наказания могут принести больше вреда, чем пользы. Поэтому родителям важно найти подходящий способ воспитания такого ребенка, чтобы он вырос здоровым и успешным.
Чувствительным детям бывает чрезвычайно сложно справляться со своими эмоциями, однако родители, следуя определенным рекомендациям, могут помочь ребенку в этом. Это требует от родителей большого терпения, ведь эмоционально чувствительные дети часто бывают капризными и легковозбудимыми. Рассмотрим несколько рекомендаций, как обращаться с эмоционально возбудимым ребенком:
1. Примите эмоциональную чувствительность ребенка. Не пытайтесь изменить природу ребенка и учитывайте его темперамент. Постарайтесь найти в темпераменте ребенка сильные стороны.
2. Давайте ребенку достаточно времени, чтобы успокоиться и справиться со своими чувствами. Его могут угнетать большие скопления людей, и поэтому в определенных случаях ему может понадобиться некоторое время, чтобы расслабиться и прийти в нормальное эмоциональное состояние. Не заставляйте ребенка принимать участие в групповых играх и занятиях, если ему это не нравится. Предложите ребенку заняться чем-то, что его успокаивает: почитать книгу, порисовать или послушать спокойную музыку.
3. Устанавливайте для ребенка определенные ограничения. Если вы будете полностью принимать поведение ребенка, он не захочет ничего в нем менять. Обучайте ребенка ответственности за свое поведение, устанавливая для него ограничения, и учите его взаимодействовать с реальным миром.
4. Хвалите усилия своего ребенка. Эмоционально чувствительные дети могут быть застенчивы и не уверены в себе. Поэтому хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается справиться со своими эмоциями. Дайте понять ребенку, что вы цените его усилия и что они достойны похвалы. Ваша похвала мотивирует ребенка хорошо себя вести в будущем и повысит его уверенность в себе.
5. Дайте ребенку чувство безопасности и мотивируйте его. Для этого ребенка можно вознаграждать за достижения в учебе, спорте или какой-либо другой сфере. Это повышает его настроение и вызывает положительные эмоции.
6. Развивайте у ребенка навыки решения проблем. Это будет для них чрезвычайно полезно в будущем. Жизненные проблемы вызывают у чувствительных детей сильные отрицательные эмоции, поэтому их следует научить эффективно решать текущие вопросы.
7. Развивайте у ребенка навыки общения. Эмоционально чувствительные дети часто испытывают проблемы с общением и не умеют выражать своих чувств. Поэтому родителям следует научить ребенка выражать свои эмоции и высказывать свое мнение.
8. Прививайте ребенку ответственность за свои решения. Эмоционально чувствительные дети бывают чрезмерно зависимыми от родителей. Однако ребенка следует научить брать ответственность за свои решения. Это очень важно для того, чтобы ребенок стал самостоятельным и уверенным в себе.
Источник
Эмоциональное развитие детей: какими должны быть чувства ребенка?
Здравствуйте, дорогие родители!
Все мы живем в обществе и наша жизнь состоит из взаимоотношений с окружающим миром и отношений друг к другу. Эмоциональное развитие детей очень важно и чем раньше вы будете прививать своему дитятке те или иные чувства, от этого зависит его взаимоотношение со сверстниками, родственниками, домашними животными и пр.
От этого напрямую будет зависеть легко ли ему будет прибывать в обществе. Или это будет ему в тягость, и он будет стремиться к одиночеству. Об этом и пойдет речь в этой статье.
Какими должны быть чувства ребенка?
Так уж устроено природой, что человеческий детеныш совсем не приспособлен к само выживанию. Если он останется один, он погибнет. С самого рождения вы заботитесь о своем малютке, кормите его, одеваете, любите.
К году ребенок осознает то, что все его потребности немедленно или хотя бы в скором времени выполняются, и он намерен думать, что так будет всегда.
Ему незнакомо чувство сочувствия, что мама устала от его криков сегодня, что папа занят более важными делами в этот вечер, что сестренка не хочет делать уроки и пр. С раннего возраста уже нужно объяснять ребенку, почему так происходит.
Одним из первых чувств у ребенка, которое формируется примерно к концу первого году жизни — это сочувствие или сострадание .
У одного ребенка отняли игрушку, он заплакал, мой сын это наблюдает и тоже начинает плакать, казалось бы почему? Он еще не осознает себя как отдельную единицу в этом мире, его эмоции носят глобальный характер.
И он реагирует на произошедшее с другим человеком событие, как — будто оно произошло с ним. Зачастую мы можем наблюдать, как один ребенок заплакал и начинает плакать и другой.
На втором году жизни, ребенок взрослеет и начинает понимать, что больно не ему, не у него отняли игрушку, не у него сломался велик и пр. И может уже утешить плачущего и пожалеть его, поделиться своими игрушками к примеру.
Все эти чувства формируются у ребенка путем взаимоотношений с мамой и папой, с сестренками и братишками, кто в самом младенчестве был около него.
Потом мы объясняем малышу, что его поступки могут отражаться на этих самых окружающих. Ты кинул игрушку и попал в сестру, ей больно, пожалей ее. Мы не пойдем с тобой играть, пока вместе с тобой не соберем игрушки, которые ты разбросал по всей комнате.
Подобные объяснения порождают у ребенка чуткость, соболезнование, сопереживание, стремление помогать другим и оказывать помощь, что в наше время немаловажно.
Когда общаетесь с ребенком, говорите о своих чувствах. Важно научить его различать эмоции других людей.
Посмотри, у этого зайчика слезки в глазах, его бросила хозяйка; а у этого мишки сердитое лицо, брови нахмурены, рот зажат, у него украли мед.
Так же в раннем возрасте сначала у малыша закладывается чувство гордости .
Если я похвалю своего сынулю, он голову задерет и улыбочка до ушей, что мама его похвалила. Вы тоже наверняка замечали подобное и у своего ребенка.
Это чувство закрепляется у малыша от родительской похвалы, из него в дальнейшем будет формироваться чувство самоуважения к себе и к окружающим, чувство собственного достоинства.
Ребенок, который в детстве постоянно недополучал похвалы и родительской ласки, будет в жизни довольствоваться малым и вряд ли «поведет за собой корабли».
Чуть постарше появляется смущение , когда например, увидел незнакомую тетю и забыл как машет «до свидания»; как в песочницу подошел еще один малыш и мы забыли, что делали до этого.
Когда взрослые говорят регулярно ребенку — как тебе не стыдно? Почему ты так сделал?
Ты сделал плохо и пр. — все это развивает в ребенка чувство стыд а . Это в дальнейшем может наложить негативный отпечаток на него, как на личность.
Все эти чувства дают представление маленькому ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Изначально, детки не знают — какие они, хороши или плохие.
Эти понятия навязываем им мы. Если ребенок провинился, мы говорим, какой плохой мальчик, раскидал свои игрушки, и так постоянно, изо дня в день.
Тогда у ребенка падает самооценка, и он вообще ничего не хочет делать, потому что все его начинания он будет связывать с тем, чтобы он ни сделал, все равно он плохой мальчик.
Вместо этого говорите, что такой хороший мальчик, а разбросал все свои игрушки, сейчас мы это все исправим. И помогите ему их прибрать, но не делайте все за него, о приучении ребенка к порядку мы говорили в этой статье.
Развивайте в нем хорошее, а не акцентируйтесь на плохом, и плохого будет меньше.
Рассказывайте, от чего возникают те или иные чувства, и называйте их словами.
Учите ребенка выражать чувства и эмоции словами вместо того, чтобы биться в истерике в магазине от не купленной игрушки, а находить тем самым компромисс в сложившейся ситуации.
Любой ребенок способен испытывать сострадание, сочувствие, сопереживание к другим людям. Злость и агрессия появляются в нем от неправильно воспитания.
Еще немного постарше, примерно в возрасте около трех лет, детишки начинают осваивать эстетически чувства.
Та или иная музыка вызывает определенные эмоции, могут вдохновляться красотой или звуками природы, пением, танцами.
Развить эти чувства помогает рисование, пение, аппликация, поделки, игра на музыкальных инструментах. Но при условии, что ребенок сам этого хочет, а не дубиной вы его туда гоните.
Отсутствие у ребенка эстетических чувств порождают в нем внутренний дисбаланс, приводит к неполноценной личности. Он не имеет возможности оценить духовные и культурные ценности.
Любите ваших деток и уважайте их!
Пишите в комментариях, как прививаете своему ребенку позитивные чувства и намерения.
Источник