Какие чувства испытывал солдат сочинивший письмо богу

Письмо солдата к Богу

В про­стре­лен­ной шине­ли рус­ско­го сол­да­та, погиб­ше­го в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, было най­де­но его послед­нее в зем­ной жиз­ни, про­щаль­ное поэ­ти­че­ское пись­мо. Не к род­ным и близ­ким обра­ще­но оно, а к Все­мо­гу­ще­му Богу, в Кото­ро­го свя­то уве­ро­вал воин в свой пред­смерт­ный час.

Как труд­но быва­ет чело­ве­ку, вос­пи­тан­но­му в мате­ри­а­лиз­ме, при­вык­ше­му к мыс­ли, что нет Бога, вдруг при­знать, что Бог есть. Как пра­ви­ло, одних дово­дов рас­суд­ка и разум­ных аргу­мен­тов здесь недо­ста­точ­но. Пото­му что ум чело­ве­че­ский будет изво­ра­чи­вать­ся и искать контр­дово­ды, сопро­тив­ля­ясь воз­мож­но­сти изме­нить при­выч­ное миро­воз­зре­ние. Нуж­но, что­бы чело­век вдруг во вспыш­ке оза­ре­ния уви­дел исти­ну — Бог суще­ству­ет и Бог любит его, чело­ве­ка, и хочет, что­бы чело­век жил праведно.

Но что нуж­но для того, что­бы такой чело­век вдруг почув­ство­вал бытие Божие? Навер­ное, не при­выч­ная жизнь с ее раз­ме­рен­ным тече­ни­ем, с ее суе­той и забо­та­ми, и не бла­го­по­лу­чие и ком­форт, но какое-то силь­ное душев­ное потря­се­ние, стра­да­ние, осо­зна­ние конеч­но­сти сво­е­го зем­но­го бытия. В такие мгно­ве­ния чело­век пере­оце­ни­ва­ет всю свою жизнь и может, нако­нец, прий­ти к убеж­де­нию, что Бог суще­ству­ет. А в неко­то­рых слу­ча­ях пони­ма­ние при­хо­дит после встре­чи со свя­ты­ми людь­ми, спо­соб­ны­ми сво­им лич­ным при­ме­ром убе­дить в истине Божия бытия. Но ред­ко кому пове­зет встре­тить на жиз­нен­ном пути свя­то­го человека…

Здесь мы пове­да­ем о слу­чае, когда имен­но душев­ное потря­се­ние, вне­зап­ное ясное осо­зна­ние конеч­но­сти сво­е­го зем­но­го бытия и виде­ние потря­са­ю­щей кра­со­ты миро­зда­ния при­ве­ли неве­ру­ю­ще­го чело­ве­ка к вере в Бога

О «Пись­ме сол­да­та к Богу» я узнал совсем недав­но от вете­ра­на бое­вых дей­ствий Андрея Ефре­мо­ва. Вот что он пишет: «В сбор­ни­ке «Свет и жизнь» (Брюс­сель. 1990г.) было опуб­ли­ко­ва­но пись­мо про­сто­го совет­ско­го сол­да­та Алек­сандра Зай­це­ва, погиб­ше­го в бою с немец­ко-фашист­ски­ми окку­пан­та­ми. Это пись­мо было най­де­но в кар­мане про­стре­лен­ной шине­ли. Меня это пись­мо потряс­ло тем, что оно отли­ча­ет­ся от всех дру­гих подоб­ных писем». И далее Андрей, не пона­слыш­ке зна­ю­щий вой­ну, заме­ча­ет: «На Войне мож­но при­вык­нуть к стра­ху смер­ти и даже не заме­чать его. Но мыс­ли о том, что в любую секун­ду ты можешь поте­рять жизнь, конеч­но же при­хо­дят. И чаще все­го при­хо­дят такие мыс­ли имен­но в мину­ты или часы пол­но­го зати­шья — это хоро­шо отра­же­но в пись­ме. Ещё это пись­мо отли­ча­ет­ся от дру­гих подоб­ных тем, что оно обра­ще­но не к мате­ри, не к отцу, не к люби­мой, а к Богу».

В послед­ние часы, а может быть, мину­ты сво­ей зем­ной жиз­ни сол­дат вдруг осо­знал бытие Божие. Вот текст это­го уни­каль­но­го письма:

Послу­шай, Бог… Ещё ни разу в жизни
С Тобой не гово­рил я, но сегодня
Мне хочет­ся при­вет­ство­вать Тебя,
Ты зна­ешь, с дет­ских лет мне говорили,
Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.
Тво­их я нико­гда не созер­цал творений.
И вот сего­дня ночью я смотрел
Из кра­те­ра, что выби­ла граната,
На небо звёзд­ное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любу­ясь мирозданьем,
Каким жесто­ким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе ска­жу, и Ты меня поймёшь:
Не стран­но ль, что средь ужа­са­ю­ще­го ада
Мне вдруг открыл­ся свет, и я узнал Тебя?
А кро­ме это­го, мне нече­го сказать,
Вот толь­ко, что я рад, что я Тебя узнал.
На пол­ночь мы назна­че­ны в атаку,
Но мне не страш­но: Ты на нас глядишь…
Сиг­нал. Ну что ж? Я дол­жен отправляться.
Мне было хоро­шо с Тобой, ещё хочу сказать,
Что, как ты зна­ешь, бит­ва будет злая
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Поз­во­лишь ли Ты мне вой­ти, когда приду?
Но, кажет­ся, я пла­чу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной слу­чи­лось то, что нын­че я прозрел.
Про­щай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь.
Как стран­но, но теперь я смер­ти не боюсь!

Наше­го совет­ско­го сол­да­та вос­пи­ты­ва­ли с убеж­де­ни­ем, что Бога не суще­ству­ет, ибо он рос в годы воин­ству­ю­ще­го ате­из­ма. Но на войне, перед самой смер­тью, он вдруг познал Бога. Бог вне­зап­но открыл­ся его уму и серд­цу. И какой Бог! Не бог — абстракт­ный Абсо­лют, а Бог — Лич­ность, к Кото­ро­му мож­но обра­тить­ся, Кото­рый слы­шит голос наше­го серд­ца, Кото­рый при­мет с любо­вью нашу пока­яв­шу­ю­ся душу…

Но есть скеп­ти­ки, кото­рые про­чи­тав «Пись­мо сол­да­та к Богу», гово­рят, что во вре­мя вой­ны мно­гие ста­ли веру­ю­щи­ми, а потом, вер­нув­шись с фрон­та, под вли­я­ни­ем ате­и­сти­че­ской про­па­ган­ды, от Бога отрек­лись. Воз­мож­но, так оно и было. Мно­гие люди не стой­кие в сво­ей вере. Но Бог сту­чит в душу каж­до­го чело­ве­ка, при­зы­ва­ет к Себе каж­до­го. И этот сол­дат Алек­сандр Зай­цев уже не отре­чет­ся. Ибо он вско­ре после вне­зап­но­го оза­ре­ния закон­чил свой зем­ной путь. Хоро­шо это или пло­хо? С хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния хоро­шо, ибо теперь его душа созер­ца­ет Боже­ствен­ный свет и совер­шен­ству­ет­ся в позна­нии Бога и Его Цар­ствия, в позна­нии Хри­ста, Его Мате­ри Марии и всех свя­тых, кото­рых он не успел познать в жиз­ни земной…

Читайте также:  Как эффективно справится со стрессом

Вера сол­да­та была еще несо­вер­шен­ная, но уже искрен­няя. Это еще непол­ное совер­шен­ство веры пра­виль­но под­ме­тил Андрей Ефре­мов, кото­рый про­ком­мен­ти­ро­вал так: «Про­щай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вер­нусь», — это сло­ва всю жизнь не веро­вав­ше­го, вер­нее уве­ро­вав­ше­го в послед­ние мину­ты сво­ей зем­ной жиз­ни, чело­ве­ка, и это про­сти­тель­но. Поз­во­лю себе закон­чить пись­мо, через шесть­де­сят пять лет после Побе­ды над нацист­кой чумой, по-дру­го­му: «Здрав­ствуй, Бог, иду! Сего­дня я вер­нусь!» «. Дей­стви­тель­но, «Здрав­ствуй Бог, к Тебе иду, к Тебе воз­вра­ща­юсь» — это уже сло­ва пра­во­слав­но­го христианина.

От пер­вых рост­ков веры до ее раз­ви­тия и совер­шен­ства — дол­гий путь, путь тру­дов, скор­бей и радо­стей. На этом пути быва­ют сомне­ния, быва­ют и паде­ния. Но если чело­век искренне стре­мит­ся к Богу, то Бог помо­га­ет ему и укреп­ля­ет его веру и вра­зум­ля­ет его. И на пути бого­по­зна­ния чело­ве­ку на зем­ле может посчаст­ли­вить­ся, и может быть откро­ет­ся исти­на, что путь к Отцу Небес­но­му идет через Хри­ста, через Его Цер­ковь. Сол­дат Алек­сандр Зай­цев, навер­ное, не успел постиг­нуть это здесь, на зем­ле. Но у нас, пра­во­слав­ных хри­сти­ан, есть все осно­ва­ния наде­ять­ся, что душа сол­да­та по мило­сти Божи­ей позна­ет это там, в том мире, ибо Бог при­мет ее — душу защит­ни­ка Роди­ны, душу чело­ве­ка, познав­ше­го перед смер­тью Бога.

Источник

«Письмо к Богу» неизвестного солдата

1) Содержание материала.

Прочитайте (прослушайте) «Письмо к Богу», найденное в шинели солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945).

Стихотворение найдено в шинели солдата Александра Зацепы, погибшего в Великую Отечественную Войну в 1944 году.

Послушай, Бог…
Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

2) Домашнее задание: ответь на вопросы, напиши НАЗВАНИЕ произведения музыки, которую подобрали и КОМПОЗИТОРА.

1) Какие чувства испытывает солдат, сочиняющий письмо к Богу?

2) Почему солдат пишет о том, что он не боится смерти?

3) Какой музыкой вы озвучили бы это послание к Богу неизвестного солдата? напиши НАЗВАНИЕ произведения, которое подобрали и КОМПОЗИТОРА.

3) Готовимся к празднованию Великой Победы. Слушаем. Подпеваем. Учим!

Брестская крепость — это был первый укрепрайон, который дал Вермахту отпор. При взятии ее Вермахт понес потери, как при взятии Франции. СЛАВА ВАМ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ГЕРОИ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ!

«Ты же выжил, солдат»

«День Победы» композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова

Источник

Прощальное письмо солдата Богу

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
С Великим праздником, дорогой читатель, — ДНЁМ ПОБЕДЫ.

В простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в 1944 году, было найдено его последнее в земной жизни, прощальное письмо.
В День Победы я со слезами слушала по радио «Радонеж» это прощальное письмо воина к Богу. Всё необычно в найденном листочке, всё дышит такой подлинностью:

Читайте также:  Что является второй ступенью чувственного познания

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни
С Тобою не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь…, с детских лет всегда мне говорили,
Что нет Тебя…, и я, дурак, поверил.
Твои я никогда не созерцал творения,
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной;
Я понял вдруг, любуяся мерцанием,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя,
А кроме этого мне нечего сказать.
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал…
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь.
Сигнал… Ну что ж, я должен отправляться…
Мне было хорошо с Тобой… Ещё хочу сказать,
Что, как Ты знаешь, битва будет злая
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но… кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что ныне я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду… и вряд ли уж вернусь.
Как странно, – но теперь я смерти не боюсь.

«Бог рядом, ближе, чем можно представить, — говорит протоиерей Павел Карташев. — А человек всегда находится на границе двух миров: видимого и невидимого; идёт сквозь ночь навстречу дню, пересекает день и входит в ночь. Из уже далёких, всё удаляющихся с каждым годом лет Великой Отечественной войны до нас дошло свидетельство внутреннего, как будто внезапного, преображения.
Не к родным и близким обращено оно, а к Всемогущему Богу, в Которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час.
А сколько возносилось к небу из воронок и окопов, с больничных коек и из горящих самолётов: «Господи, прости меня за всё!» Во все времена, и сегодня, человеческие сердца, как цветы, раскрываются навстречу свету, но не все».

Помяни, Господи, во Царствии Твоем воинов, погибших за свое Отечество.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ, КТО ЗАЩИЩАЛ НАШУ РОДИНУ.
Низко кланяюсь погибшим воинам, ветеранам фронта и тыла.

Источник

Письмо Богу.

Стихотворение найдено в шинели солдата Александра Зацепы, погибшего в Великую Отечественную Войну в 1944 году.

Послушай, Бог…
Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Тайны «Письма солдата Богу»

С начала эпохи перестройки в СССР широкой советской общественности стало известно стихотворение, имеющее название «Письмо солдата Богу». С тех лет и по сей день при публикациях оно предваряется чаще всего такими словами: «В сборнике «Свет и жизнь» (Брюссель, 1990 г.) было опубликовано письмо простого советского солдата Александра Зайцева, погибшего в бою с немецко-фашисткими оккупантами. Это письмо было найдено в кармане простреленной шинели».
По сути, одинаковые аннотации завершаются разными фразами: сообщаются различные места гибели этого солдата (либо финский фронт, либо под Москвой), приводятся скупые сведения, что погиб он в 1944 году, что письмо из кармана простреленной шинели погибшего солдата достал неизвестный санинструктор, и, наконец, фамилия автора «Письма» по имени Александр в различных публикациях указывается разная: либо Зайцев, либо Зацепа.
Конечно, все эти загадочные нестыковки дают повод для размышлений. Почему разные фамилии? Фамилии Зайцев и Зацепа никак не синонимы. Может путаница произошла однажды при устной передаче информации о «письме», либо при письме под диктовку – по принципу «испорченного телефона»? В таком случае, какая же из фамилий правильная? Можно только предположить: Зацепа – довольно редкая фамилия, и при устной речи вполне может восприняться слушателем как Зайцев. Долгие поиски достоверного первоисточника информации о легендарном солдате-поэте до сих пор никаких результатов не дали. Но найдено множество малоизвестных предположений, вплоть до того, что это произведение – удачный графоманский опус, приписанный не существовавшему герою. С чем согласиться никак нельзя. Воин-поэт вне сомнений обладал неординарным талантом.
Написано это произведение в ожидании смерти, – и под воздействием чувственности и красоты этого «письма», я когда-то написал отзыв о нем, который был опубликован в газете «Спас. Слово веры» в 2011 году, привожу выдержку: …«Меня это письмо потрясло тем, что оно разительно отличается от всех других подобных, написанных на фронтах второй мировой войны. На войне можно привыкнуть к страху смерти и даже не замечать его. Но мысли о том, что в любую секунду ты можешь потерять жизнь, конечно же приходят. И, чаще всего, именно в минуты или часы полного затишья (это хорошо отражено в письме). Ещё это письмо отличается от других подобных тем, что оно обращено не к матери, не к отцу, не к любимой, а к Богу. Александр пришёл к Богу, скорее всего, в последние часы, если не минуты, своей земной жизни. Здесь нет пафоса и картинности, здесь разговор с Богом: «Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь», – это слова всю жизнь не веровавшего, вернее уверовавшего в последние минуты своей земной жизни, человека, и это простительно ».
По одной из версий получается, что автор Александр Зацепа (Зайцев) вовсе не советский солдат. Владимир Бондаренко в предисловии к книге Виктора Филатова «Власовщина. РОА: белые пятна» вышедшей в 1995 году в приложении к журналу «Молодая гвардия», пишет о том, что ему передал это предсмертное стихотворение русского офицера (не солдата!) некто Петр Паламарчук. И далее потрясающее открытие – с какой же стороны окопа находился этот воин – совершенно не согласуется с «советской» версией: стихотворение было найдено американцами у погибшего власовца из состава русских батальонов, воевавших против них. Автором этого стихотворения был унтер-офицер 642-го батальона армии генерала Власова – Александр Зацепа, который был убит в 15 километрах от берега Атлантического океана. Большинство источников утверждают, что воин-власовец – все же солдат, не офицер.
Также есть и такая версия: впервые это стихотворение было прочитано по американскому радио в июне 1944 года! Но никаких документальных подтверждений ни этой, ни другим версиям не имеется. Так как «Письмо солдата» без чьей-либо аннотации идеологически никак не выдержано, нельзя однозначно утверждать – против кого воевал солдат, и кто был его смертным врагом. Кто он – «предатель» или «герой»? Любая из противоборствующих сторон в условиях информационной Тайны «Письма солдата Богу» войны может «приписать» погибшего поэта в свои ряды. Анализируя текст, смысл, и дух этого «Письма», а также имея пусть и противоречивую информацию, можно предположить: автор воин был интеллигентным и грамотным человеком, из интеллигентной семьи. Возможно родители его из «бывших», вероятнее всего были верующими людьми, и, возможно, были репрессированы. Атеистическое мировоззрение он мог получить только в советской школе. Отсутствие политической подоплеки и образа «врага» в стихотворении может говорить о том, что солдат был все-таки воином генерала Власова, где присутствовала религиозная поддержка воинского духа в лице служащих в полевых церквях священников из русской эмиграции. Однозначно можно утверждать одно – солдат был действительно поэтом, много писавший, но не публиковавшийся.
Вполне может быть и такое: это стихотворение с указанием имени и фамилии автора были у части русских солдат и офицеров по обе стороны окопа, произведение просто переписывалось и распространялось по принципу самиздата в разных местах фронта и в разное время. Что, в принципе, было явлением распространенным. Таким образом, можно понять, почему в аннотациях к произведению воина-поэта указываются различные места гибели солдата. И, так как талантливое стихотворение имело запрещенный в СССР явный религиозный оттенок, то, в отличие от власовских, в среде советских воинов оно тщательно скрывалось. Описываются случаи, когда во время жесточайших боев, советские солдаты и даже офицеры вставали на колени и молились Богу, запрашивая пощады и избавления от смерти.

Читайте также:  Категории мужчин по темпераменту

Андрей Ефремов, Якутск
(первая редакция: журнал «Профсоюз Полиции 5/2015»)

Источник

Оцените статью