Какие чувства испытывает рассказчик после гибели матрены

«Не стоит земля без праведника»

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

п. Медвеженский Красногвардейского района

«НЕ СТОИТ ЗЕМЛЯ БЕЗ ПРАВЕДНИКА». Рассказ «Матрёнин двор».

Урок посвящается 90-летию со дня рождения писателя.

Урок подготовила и провела

Тема урока: «Не стоит земля без праведника». Солженицына «Матрёнин двор»

Цели урока: показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Оборудование урока: портрет , его книги.

Методические приёмы: лекция учителя, аналитическая беседа; сопоставление текстов.

Александр Исаевич Солженицын дебютировал как писатель в 44 года и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Он стал известен всей стране в 1962 году, с выходом «Одного дня Ивана Денисовича». Солженицын – фигура, несомненно, культовая для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Во второй половине 1989 года журналы «Новый мир», «Даугава» печатают «Архипелаг ГУЛАГ», а на протяжении 1990 года журналы «Новый мир» и «Звезда» печатают романы А. Солженицына «В круге первом», «Август 14-го», «Раковый корпус». Кроме того, сам писатель, вернувшись тогда ещё в Советский Союз, обнародовал свою принципиально значимую работу «Как нам обустроить Россию», которая вызвала и общественный, и политический интерес,- первый президент СССР уже на следующий день оспорил идеи солженицынской статьи, при этом назвав «Самого» — «Великим». Явление Солженицына во всех смыслах явилось рубежом – Солженицын был последним, кого советская власть не допускала до читателя. С его возвращением период возврата ценностей в литературе и культуре был завершён; возвращение Солженицына в новую Россию очень многими воспринималось, как надежда обрести всеобщего духовного наставника. Обращаясь к народному характеру в рассказах, опубликованных в первой половине 60-х г. г., Солженицын предлагает литературе новую концепцию личности. Его герои, такие, как Матрёна, Иван Денисович – люди не рефлектирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, заранее и не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. Потерять его – значит погибнуть, то есть, выжив физически, перестать быть человеком, утратить не только уважение других, но и уважение к самому себе, что равносильно смерти. Рассказ «Матрёнин двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой. Рассказ «Матрёнин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». Попробуем разобраться в феномене этого рассказа.

2.Проверка домашнего задания. (Сопоставление рассказов «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича»).

3.Беседа по рассказу «Матрёнин двор». Какова тема рассказа? (Тема традиционна для русской литературы – судьба русской женщины-крестьянки.) Как раскрывается характер героини в сюжете рассказа? Приведите примеры.

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрёна раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминает свою молодость так: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала. Свёкор кричал: «Матрёна! Спину сломаешь!» Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить». Оказывается, Матрёна когда — то была молодой, сильной, красивой, из тех некрасовских крестьянок, что «коня на скаку остановят» : «Раз конь с испугу сани понёс на озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…» . И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

Читайте также:  Бродяга парень без настроения

Какое значение в раскрытии характера героини имеет её рассказ о любви?

Матрёна в рассказе о своей любви раскрывается совсем с неожиданной стороны: «В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, — прошептала она. – Тут роща была.… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну… Пошёл он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…». Рассказчик пишет: «В первый раз совсем по-новому увидел Матрёну… Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны — как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором». Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрёны. Пережить то, что пришлось пережить Матрёне Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не обозлиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» — какие же душевные силы нужны для этого! Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная Матрёна оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.

Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрёны? (Рассказчик испытывает острое чувство вины: «Нет Матрёны. Убит родной человек. И в день последний я укорил её за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)

Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника» и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом

Каков символический смысл рассказа «Матрёнин двор»?.

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матрёнина двора». Да и само название «Матрёнин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрёны – то пристанище, которое обретает в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира. В судьбе дома как бы повторена судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибли во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом — стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека, — « по рёбрышкам», и «всё показывало, что ломатели — не строители и не предполагают, чтобы Матрёне ещё долго пришлось здесь жить». Словно противится разрушению дома сама природа — сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрёны необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка — окончательно разрушается дом. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб,- похоронили. Символический характер носит и страх Матрёны перед железной дорогой, ведь именно поезд, символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации, расплющит и горницу, и саму Матрёну.

Дополнительные вопросы классу. Итоги работы и выводы.

Источник

Почему рассказчик понимает, что Матрёна — праведник, лишь после её смерти? (А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»)

Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной
нищеты и нравственного уродства современной
советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне
единственную праведницу Матрену .

Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей
и забот у неё и сегодня. Из всего хозяйства — колченогая
кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена.
Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с
болот, потому что продавать его местным жителям было
«не положено».
А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день?
Вот и не заживает спина старой женщины:
«Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе. »
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны:
шестеро детей не дожили даже до трех месяцев,
муж не вернулся с войны.
Но она находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь
по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной.
Ничего не жалея для родственников, соседей и просто
чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил,
ни времени для себя, для ведения своего хозяйства.
Помочь колхозу вывезти навоз- к Матрене, помочь соседям
в пахоте или уборке урожая-все идут к Матрене Васильевне,
зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно
посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего,
даже благодарности.
Но односельчане не ведают о ее утаенной святости,
считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит
высшие черты русской духовности.

Читайте также:  7 чувств с уилл смитом

Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных
и корыстных колхозников.
Даже после смерти Матрены, сделавшей для всех так много добра,
соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли
с детьми, будто на спектакль. «Те, кто считал себя покойнице
роднее, начинали плач еще с порога, а достигнув гроба,
наклонялись голосить над самым лицом усопшей».

Ушла Матрена из жизни, так никем и не понятная,
никем по-человечески не оплаканная.
На поминальном ужине много пили, громко говорили,
«совсем уже не о Матрене».
По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы,
розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память

уже не вкладывал чувства».
«Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она
никогда не молилась, но который жил у нее в душе и,
наверное, помогал ей в жизни».
Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили
рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город. Ни вся земля наша».
Смерть героини — это некий рубеж, это обрыв еще
державшихся при Матрене нравственных связей.
Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев,
которые крепила своей жизнью Матрена.

Источник

Какие чувства испытывает рассказчик, после смерти Матрены?

Рассказчик после смерти старушки Матрены от ее золовки (к которой тот потом переселился) узнает, почему Матрена такая необычная в ее глазах. Оказывается, она ни хотела держать никакую скотину, кроме своей козы. А ведь могла бы и поросенка держать. ради мяса только. А еще она не гналась за модой, не копила имущество, помогала другим бесплатно, не жила ради себя только, заботилась о козе и даже о фикусах.

Все это вызывает у рассказчика чувства сожаления о том, что Матрена была не оценена и не понята другими людьми, ее родственниками, односельчанами, соседями. А ведь среди них она как тот человек, благодаря которому держится и это село, и вся страна.

Это как я понимаю вопрос из домашнего задания, правда не знаю какого класса.

Ответить можно так:

-он испытывает чувство вины, причем очень сильное. Ведь больше нет Матрены, и убит самый родной человечек. Только после смерти, начинают понимать что «все они жили с Матреной, рядом с ней, что Матрена и была праведником, без которого теперь не стоит город».

Рассказ «Матрёнин двор» был написан писателем А.И.Солженицыным в 1959 году, а напечатали его только через 5 лет. В некотором роде этот рассказ в чём то автобиографичен. После возвращения из лагеря Солженицын оказался в ситуации, описанной в этом произведении. То-есть, все события в рассказе являются подлинными, а главную героиню на самом деле звали Матрёна Васильевна Захарова.

Писатель поднимает в своём произведении трагичную жизнь Матрёны.

Эта добрая и сильная женщина всю жизнь оказывала посильную помощь всем нуждающимся. Своему постояльцу она рассказывает о пропавшем без вести муже. По каким-то неписаным законам, Матрёна обязана выйти замуж за старшого брата мужа, но тот также пропал. Она вышла замуж за младшего брата и родила 6 детей. Но все дети умирали, не прожив и 3 месяцев от роду.

Читайте также:  Дерево сосна цветок чувство тест

Стоит отметить, что помогая односельчанам, он ничего не просила взамен. Но некоторые люди не понимают и не верят в её бескорыстие.

Зависть и жадность окружающих Матрёну людей стало причиной её смерти. В самом конце рассказа она погибает при перетаскивании через железную дорогу части собственной хаты.

Вся жизнь и судьба Матрёны весьма печальна и трагична.

Горева Матрена Петровна родилась в 1896 году в деревне Курбуково Ильино-Хованского района Ивановской области в крестьянской семье. По национальности она русская.

До своего ареста в 1936 году проживала в городе Ростов Ярославской области.

Третьего сентября 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР была осуждена по статьям 58–10 и 58–11 УК РСФСР. Обвинение звучит так: «активная участница к/р группы «ИПЦ», антисоветская церковная агитация, участие в сборищах на квартире архимандрита Симеона, помощь ссыльному духовенству».

Приговорили к 3 годам исправительно-трудов­ ых лагерей.

Ярославская о., Белогостицкая тюрьма

Год начала 1936

Ярославская о., г.Ростов, тюрьма

В период следствия содержалась сначала в Белогостицкой тюрьме, затем в тюрьме

Ухтпечлаг НКВД, пос.Чибью

Год начала 1936

Заключение отбывала в Ухтпечлаге. Дальнейшая судьба неизвестна.

27 октября 1989 года прокуратурой Ярославской области была реабилитирована.

Матрёнин двор. Рассказ Солженицына о нелёгкой и часто неблагодарной жизни и судьбе простой русской деревенской женщины, по имени Матрёна.

касаемо характера и поступков главной героини, то можно сказать, что женщина она была добрая и отзывчивая вплоть до самопожертвования.

По сюжету мы узнаём, что Матрёна всегда помогала односельчанам и никогда не брала за это платы, чем односельчане часто и пользовались, Матрёна безропотно выполняла и работу в колхозе, в том числе и в бесплатные субботники, Матрёна приютила автора рассказа за совсем уж небольшие деньги, хлопотала о своих родственниках перед постояльцем- учителем, воспитала практически неродную ей дочь Киру и опять же для Киры пожертвовала горницей, а потом ещё и кинулась помогать горницу перевозить, от чего и погибла.

В тексте практически все поступки Матрёны говорят о её доброте и отзывчивости.

Замечательное старинное имя Матрена! Родители все чаще дают его своим малышам. Особенно верующие, православные мамы и папы. Знаю одну маленькую девочку, она носит это имя, правда, более приемлемый для воцерковленных родителей вариант Матрона.

Имя имеет латинские корни, как и многие современные имена, и значит «почтенная», «уважаемая», «мать семейства».

Но пока Матрена еще юная проказливая девчушка или молодая девушка, то вполне уместно будет называть ее сокращенными и ласкательными вариантами этого имени — Мотя, Матреша или Матрешка.

Касаемо домашней работы Матрёны из рассказа Солженицына-Матрёнин двор, то автор так описывает её бытовые труды. Это огород, коза, печь, готовка и так далее. Нельзя сказать, что Матрёна сильно на это жаловалась. Просто всё делала по заведенному порядку.

Но были ещё у Матрёны и хлопоты по поводу оформления необходимых документов на предмет начисления пенсии. Вот это ей точно уж не нравилось, потому как проблемы одного маленького человека никого не интересовали, всех интересовали проблемы большой страны. Матрёне приходилось терпеть бюрократическую волокиту многочисленных чиновников и их пренебрежительное отношение.

Думаю всё-таки, что больше всего Матрёне не нравилось загатавливать торф на зиму, потому как эта работа была уж слишком тяжела, приходилось всё перетаскивать на собственной спине и кроме всего прочего, практически вся деревня незаконно запасалась торфом на местных болотах без официального на то разрешения. Практически, это было расхищением социалистической собственности и по законам того времени за это могли и осудить.

Всё вышепреведенное, это только личное моё мнение после прочтения рассказа.

Источник

Оцените статью