Какие чувства испытывает григорий мелехов наблюдая сцену расправы над чернецовцами

Сравнительный анализ эпизодов «Расправа над чернецовцами» и «Казнь Подтелкова» (Шолохов М. А.)

Эпизод расправы над чернецовцами начинается с ссоры Чернецова с Подтелковым. Их взаимная ненависть, презрение и отвращение друг другу принимает форму стычки. Чернецов стал наступать на Подтелкова, тихо ругаясь. Но громкая фраза, вылетевшая из его уст, сработала как спусковой крючок для Подтелкова: он резко схватился за эфес своей шпаги и рубанул Чернецова.

Приказ убить всех тут же был исполнен.

Атмосфера жестокости усугубляется подробным описанием кровопролитных жертв.

Читатель видит события глазами Григория, шокированного происходящим. Он хватается за наган, в бешенстве направляясь к Подтелкову, но его останавливает Минаев со словами: «А ты думал — как?». И в этих словах сосредоточена вся отвратительность гражданской войны, с которой приходится мириться. Григорию претит жестокость, убийства, однако по-другому нельзя.

В эпизоде казни Подтелкова красноармеец показан храбрым и бесстрашным. «Подтелков мужественно, гордо подняв голову, взобрался на табурет, расстегнул на смуглой толстой шее воротник сорочки и сам, не дрогнув ни одним мускулом, надел на шею намыленную петлю».

Произнося свою предсмертную речь, он остается верен идее революции, он свято верит в её победу.

Эти сцены казни объединяет настрой Подтелкова и Чернецова: оба были до конца верны своей идее, мужественно встретили смерть и не сожалели о содеянном. Однако расправа с чернецовцами полна деталей портретов казнимых офицеров, создавая настроение зверской безжалостности, тогда как сцена казни Подтелкова преисполнена спокойного величия.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

урок литературы 11 кл. по роману М. Шолохова «Тихий Дон» — «Мир расколотый надвое»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок разработан с применением ИКТ ( в папке находится разработка урока, презентация)

Скачать:

Вложение Размер
mir_raskolotyy_nadvoe_polomannye_sudby.docx 31.54 КБ
mir_raskolotyy_nadvoe.pptx 299.09 КБ
assotsiatsii.docx 12.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Кондинского района, Ханты- Мансийского Автономного округа- Югры

ФИО педагога: Штергер Виктория Александровна (учитель русского языка и литературы)

Открытый урок по литературе в 11 классе.

Тема: Мир, расколотый надвое .

определить видение событий гражданской войны

на примере романа Шолохова «Тихий Дон»

развивать умение анализировать текс, развивать критическое мышление учащихся.

способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории.

Добрый день! Мы продолжаем изучать роман М.Шолохова «Тихий Дон».

Звучит песня «Там вдали за рекой засверкали штыки» (1 слайд)

О каком событии романа М.Шолохова «Тихий Дон» пойдет речь на уроке? (гражданская война)

сообщение темы и цели , урока. ( 2 ,3 слайд)

Проблемный вопрос (4 слайд)

ответить на вопрос может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру, людям.

Война… Какое значение вложено в это слово?

Давайте обратимся к толковому словарю: ( 5 слайд)

«Война- это вооруженная борьба между государствами , народами, классами; враждебные отношения »

А) гражданская война с исторической точки зрения .

историческая справка (подготовленная учащимися класса в виде высказываний знаменитых людей).

О гражданской войне существует много высказываний, Борис Васильев писал так: « В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов…Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей… В ней есть только побеждённые- мы все, весь народ, вся Россия.»

Б) гражданская война в романе «Тихий Дон» (7 слайд)

Какой же описывает войну М. Шолохов в романе «Тихий Дон»?

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

(вспомните кинофильмы «Неуловимые мстители», «Опасные гастроли» ).

Михаил Шолохов был одним из первых , кто заговорил о гражданской войне, как о величайшей трагедии. В процессе работы он обращается к архивам, мемуарам, личным впечатлениям, к воспоминаниям людей, переживших эту войну.

Аналитическая работа с текстом, сценами из к/ф «Тихий Дон»

Давайте обратимся непосредственно к тексту романа (книга 2 части 5, гл.1) Стр. 463 Тихий Дон 1. Москва.: Слово., 2001

Шолохов использует рассказ- предварения. (8 слайд)

Предварение- т.е. сделать что-то раньше, забегая вперед.

Какое словосочетание ключевое в данном отрывке?

Горшие беды . Именно они сломают привычный уклад донской жизни, отразятся на судьбах людей.

Шолохов раскрывает нам правду через героев романа.

Поисками правды обеспокоен Григорий Мелехов, являясь человеком малограмотным и политически наивным, он живёт стремлением найти правду, найти своё место в жизни, найти то, чему стоит служить. (красным- белым)

Правда необходима герою для решения проблемы жизненного выбора, т.к. происходит противостояния различных политических сил, решающих судьбу казачества и всей страны.

Слова брата Григория Мелехова (3-6-2)

«Ты гляди, как народ разделили , гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом. Чёртова жизня и время страшное!»

В романе мы сталкиваемся с зеркальными сценами:

1.Расправа над чернецовцами (2-5-12) (9 слайд)

Вопросы 10 слайд

  • Какие чувства испытывает Григорий, наблюдая сцену расправы над чернецовцами?
  • Почему он единственный среди всех присутствующих так поступил?

(в нем побеждает человек, гуманные качества)

(Только Григорий пытается защитить безоружного врага от кровавой расправы: «у него дрожало всё внутри», «Григорий тронул коня, прыгнул, забыв про рану, с седла и, простреленный болью, упал навзничь».

Это делает поступок Григория психологически оправданным:

не за неприятеля вступается герой, а за человека.)

2.Казнь подтелковцев (2-5-30) (слайд 11)

Просмотр эпизода х/ф «Тихий Дон» (сцена казни)

Вопросы слайд 12

*Как Григорий воспринимает сцену казни Подтелкова?

* Что испытывает при этом?

Григорий воспринимает эту казнь как справедливое возмездие , о чём свидетельствует его страстный монолог, обращённый к Подтёлкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!» (мщение)

Но, несмотря на это, он уходит с площади, не дождавшись казни, ибо для Григория-гуманиста, расправа над безоружными отвратительна, чем бы она ни была вызвана .

Григорий ищет правду, которая могла бы примирить всех, и не находит её ни у белых, ни у красных.

Это определило трагичность его судьбы, в которой отразилась трагедия народа, разделённого на два враждующих лагеря.

Недавно мирно живущие бок о бок казаки становятся врагами, идут на братоубийственную войну.

Рождается взаимная жестокость ныне враждующих сторон. (13 слайд Кошевой расстреливает Мелехова, Дарья убивает Котлярова)

3.-Сравнительная характеристика (индивидуальное домашнее задание)

Михаил Кошевой (14 слайд)

Митька Коршунов (15 слайд)

Заклятые враги, Кошевой и Коршунов, совершают поступки чрезвычайно похожие – в первую очередь неимоверной жестокостью и цинизмом :

-Мишка убивает Петра Мелехова, гонит из родного дома Григория, что не мешает ему жениться на Дуняшке, на его совести и смерть деда Гришаки;

-Митька первым вызывается казнить подтёлковцев, зверски уничтожает семью Кошевого.

Григорий Мелехов в разговоре с Прохором Зыковым признаётся: «По мне они одной цены»).

Во всем этом мы видим взаимную жестокость враждующих сторон.

4.Как меняется человек в условиях войны? (задать вопрос классу)

Для многих героев, даже положительных, нравственные критерии в годы войны смещаются.

Григорий, например, воспринимает казнь Подтёлкова как справедливое возмездие.

Но он же пресекает расправы над пленными, когда узнаёт, что в Вешенской в тюрьму посадили женщин, стариков и детей, чьи родные ушли с красными, он открывает тюрьму, выпуская всех арестованных на волю.

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и ту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война всё из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота , как в пустом колодезе…»

  • Что вы можете сказать о своеобразной самохарактеристике Григория Мелехова?

Не только изменился, но понял что стал другим- его сломала война.

Война утверждает свои собственные законы , жестокие и бесчеловечные, и каждый живущий вынужден подчиняться им. Война вносит разногласия в семейные отношения. Всеобщая разруха уничтожает казачий мир не только извне, но и изнутри.

Трагедия казачьих семей в том, что они не видят выхода из этой войны. Никакая власть не даёт им возможности возвратиться к мирному крестьянскому труду.

1-может ли война повлиять на отношение человека к окружающему миру, людям? (17 слайд)

Обратите внимания на слова-ассоциации .

Война- это борьба, враждебные отношения, трагедия, беда, разделение, страх, жестокость, цинизм, бесчеловечность, разруха, разногласие, братоубийственная, чернота, …. ( слова закрепляются на доске в ходе урока)

Какие ещё слова можно добавить в этот ряд?

(названные детьми слова записываются рядом) –раздать бумажки

2- определить видение событий гражданской войны на примере романа Шолохова«Тихий Дон»

Используя данные слова (слова, выписанные на доске )составьте синквейн ( работа по группам )на тему война

Определение синквейна (слайд 18)

Алгоритм ( 19 слайд)

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Несколько вариантов зачитываются(записываются на отдельных листах и закрепляются на доске ).

Ожесточает, угнетает, уничтожает

Война калечит судьбы людей

Данными синквейнами мы подводим итог сегодняшнего нашего урока и отвечаем на главный вопрос, что есть война .

Написать минисочинение, сочинить стихотворение на тему гражданская война в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Источник

Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится.

Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепри­нятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.

Мелехова отличает удивительная способность лю­бить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители. Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замуж­ней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним. «И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего. Пусто».

Бурные исторические события закрутили Григо­рия в своем вихре. Но чем больше он углубляется в во­енные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с люби­мой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.

Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с до­мом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи воз­вращает его в мир пошатнувшихся привычных пред­ставлений о смысле жизни, о казачьем долге.

Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ло­вил случай выказать беззаветную храбрость, риско­вал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к авст­рийцам, снимал без крови заставы». Со временем ге­рой меняется. Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело. ». Меняется и первоначальный портрет Григория: «. ввалились у него глаза и остро торчат скулы».

Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множест­венные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором. Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разны­ми людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее. Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевика­ми, он убежден в особой судьбе и предназначении ка­зачества и выступает за самостоятельную, автоном­ную жизнь Донской области. Он сепаратист. Григо­рий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин лег­ко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

Иные истины внушает Мелехову Подтелков, счи­тающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариа­том. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедитель­но и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить. По­сле разговора с Подтелковым герой «мучительно ста­рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмот­ном и политически неподкованном, несмотря на раз­ные внушения, все же активно пульсирует стремле­ние найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить. Окружающие предла­гают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

Наступает момент, когда Мелехов всей душой ста­новится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны. Мелехова шокиру­ет поведение Чернецова и Подтелкова в сцене распра­вы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защи­тить безоружного врага от беспощадной кровавой рас­правы. Не за неприятеля вступается Григорий — в ка­ждом из врагов он видит прежде всего человека.

Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво гово­рит эпизод убийства матросов. Однако Григорию не­легко дается такая бесчеловечность. Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался. «Неправиль­ный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

Неотступной истиной, непоколебимой ценно­стью всегда остается для героя родное гнездо. В са­мые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти вос­поминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что вос­стание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных. Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих по­ходах; казачество — лишь надежное средство в дости­жении их целей. Возмутительно для Григория хам­ское отношение к нему генерала Фицхелаурова, нена­вистны и отвратительны иностранные оккупанты.

Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рас­суждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Акси­нье, к детям. Он неожиданно проникается необыкно­венным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования. Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опо­ра. Насилие, многократно виденное и познанное, вы­зывает в нем отвращение. Не раз совершает он благо­родные поступки под воздействием ненависти к нему. Григорий отпускает из тюрьмы родственников крас­ных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы ус­петь спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидете­лем казни подтелковцев.

Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхо­да, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери. Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы ис­кать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла ка­кую-то ценность для него и для других».

Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с от­вращением обнаруживает, что ненавидя насилие, не­сет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.

Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, под­линных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод. Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом само­осуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем че­рез многие тернии герое можно с уверенностью ска­зать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами. Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дож­давшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки. Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Меле­ховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.

Путь Григория Мелехова к правде — это трагиче­ский путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и исто­рии. Этот сложный путь был пройден русским наро­дом в XX веке.

Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигу­ры Григория Мелехова. расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашед­шего своего пути в годы революции».

Источник

Читайте также:  Не важно как вы выглядите важно как себя чувствуете
Оцените статью