Какие чувства испытал мцыри

Что показала встреча Мцыри с грузинкой ? = анализ глав 12- 14 поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Итак, в конце 11 главы, почувствовав жажду, Мцыри решает покинуть прекрасный сад.

Встреча с грузинкой в следующих главах играет важную роль, поскольку показывает чувствительность души Мцыри к любви, и в то же время его готовность жертвовать даже любовью ради обретения свободы.

Глава 12. Мцыри услышал песню девушки

Рискуя жизнью, Мцыри спустился к бурному речному потоку. Он пока лишь услышал ее веселый голос, поющий песню, и, совсем растерявшись, прячется в скале.

Первое, во что влюбился юноша – это именно голос девушки, «так безыскусственно живой, Так сладко вольный». Именно по этой причине Мцыри до конца жизни хранит в душе ее голос и ее песню:

Глава 13. Портрет грузинки

Она выглядит как девушка простого (крестьянского) сословия, что видно из ее загара и бедной одежды. В отличие от Мцыри, она знает верную тропу спуска к реке и потому спускается смеясь и не особо опасаясь.

И самая важная деталь ее образа — глаза ее говорят о любви, и оттого живая, пылкая душа героя чувствует неведомый трепет:

Портрет ее набросан самыми смутными, легкими линиями, поскольку Мцыри в своем крайнем смущении и не мог ничего разглядеть подробно:

Мы узнаем о ней лишь то, что она «Стройна под ношею своей, Как тополь, царь ее полей!».

Мцыри пугается своего чувства и бежит от него. Об этом мы узнаем из следующей главы.

Глава 14. Уход Мцыри от места встречи с девушкой

Изнуренный от жары, герой засыпает в тени и опять видит грузинку во сне, чувствуя порывы любви и пробуждаясь от незнакомой тоски. Он просыпается уже глубокой ночью и видит огонек в сакле девушки, мерцающий подобно звезде, но не разрешает себе познакомиться с ней и пускается в путь прямо посреди ночи.

Любовь – это тоже узы, тоже несвобода. Герой не готов к этому. Ему кажется, что он хочет прийти к своим родным, потому что только там может почувствовать себя свободным, принадлежащим самому себе.

Но, пустившись в путь ночью, герой начал сбиваться с пути, потеряв в темноте родные горы из виду, мучимый голодом и усталостью:

Таким образом, герой уходит и от любви, и от самой свободы, и начинает уже с этого момента возвращаться к своей «тюрьме», к монастырю.

Со следующих глав начинается и вторая часть пребывания героя на свободе, во время которой он познает теневую, страшную сторону природы. Читайте их анализ в статье «Что означает встреча с барсом? Главы 15-18 поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»».

Источник

Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода.

Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2019.

1. Организационный момент.

3. Организация совместного целеполагания.

4. Проверка домашнего задания.

А) лексическая работа.

Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).

5. Формирование знаний и умений.

А) аналитическая беседа

Б) выборочное чтение

В) самостоятельная работа

Г) Групповая работа

6. Закрепление знаний и умений.

А) создание проблемной ситуации.

Б) эвристическая беседа

8. Организация домашнего задания.

Читайте также:  Почему после гулянки депрессия

Учитель. Уважаемые мои современники, в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Я счастлив, что вместе с вами я в очередной раз прикасаюсь к бессмертным страницам романтической поэмы Лермонтова «Мцыри». Будучи в вашем возрасте образ героя был от меня очень далек. Для меня он был очередным литературным героем в череде сменяющихся образов. Вы спросите почему? Вероятно, в силу возраста я не понимал всей значимости героя, его роли в творчестве Лермонтова. С годами я осознал всю глубину Мцыри, его внутренний мир, его желание стать счастливым, обретя свободу.

Итак, какой он романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри»: каковы особенности его характера, какими способами художественной выразительности удалось Лермонтову добиться глубины образа. Обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Учитель. Мцыри- романтический герой, для него характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Послушаем отрывок из поэмы, в котором раскрывается страстность натуры Мцыри, его мятежный характер.

Ученик. Выразительное чтение наизусть «Старик! Я слышал много раз…»

Учитель. «Ты жил,- я также мог бы жить!». Сколько экспрессии, сколько желания жить и страдать, чтобы жить свободной, полноценной жизнью.

Мцыри, чтобы осуществить свою мечту обрести родину и быть свободным, выбрав грозовую ночь, бежит из монастыря. Для монахов гроза-это Божий знак, предостережение о расплате за грехи. Гроза для Мцыри — Три дня на свободе. Три дня глотка свежего воздуха. Три дня счастья. Обратимся к тексту.

Вопросы: 1.Какую роль играет пейзаж в поэме? 2.Как он соотносится с мечтой Мцыри?

Прочитаем фрагменты из поэмы.

Ты хочешь знать, что видел я

Как братья в пляске круговой .

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтиться никогда!

Когда в час утренней зари

Их выси в небе голубом,

Покинув тайный свой ночлег,

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

Вопросы по тексту

1.Что увидел Мцыри на воле? ( Мцыри увидел первозданную природу, умытую дождем: поля, холмы, шумящие от ветра деревья, бурлящий поток воды в реке, разбуженной грозой, горные хребты, бегущие по небу облака.)

2. Какие чувства испытывает Мцыри? (Мцыри испытывает двойственные чувства. Первая картина — разделенные потоком берега- передает его одиночество, отчаяние. Заключительная картина — восторг от увиденной картины. Природа показана в движении.Она вторит мыслям и чувствам Мцыри, который стремится обрести родину.

3. Назовите детали, которые подчеркивают желание героя,как можно скорее оказаться в родимом краю?( « И облачко за облачком// Покинув тайный свой ночлег// К востоку направляло бег…», «В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ»).

4.Назовите изобразительно-выразительное средство в тексте, которое помогает передать восторженное состояние героя.( Сравнения передают восторг Мцыри, его радость чувствовать себя частью природы. Олицетворение: «Шумящих свежею толпой»).

5. Почему Мцыри чувствует себя легко?(Он видит Кавказ. Там его родина. Там его ждут.)

Вывод: Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, — «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою.

Вопрос1. Как вы думаете, почему Лермонтов сравнивает Мцыри с сонными цветами? ( Мцыри – это цветок, выросший в монастыре, в неволе. Для него годы, проведенные в монастыре были сном. Все это время в нем жила мечта. И вот он проснулся, проснулся для новой свободной жизни).

Читайте также:  Мама во время депрессии

III. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри. Обратимся к фрагменту текста, который начинается со слов «Кругом меня цвел Божий сад…»

Кругом меня цвел божий сад ;

Хранил следы небесных слез ,

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Вопрос: 1.Подумайте, почему автор называет уголок природы «Божьим садом»? Найдите в тексте слова, которые помогут ответить на этот вопрос. (Божий сад-это рай. Рай бывает не только на небе, куда стремится душа монаха, но и на земле. Мцыри восторженно сравнивает свободу с раем, поэтому мы можем продолжить данный ряд: «небесный свод», «ангела полет».

2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогает передать эмоциональное состояние героя.( Мцыри испытывает чувство радости, поэтому в его речи употребляются эпитеты: «радужный наряд», «небесных слез», «взор прозрачно глубок»; сравнения( «грозды… серег подобье дорогих»), метафоры( «кудри виноградных лоз»,).

Вывод: Мцыри пробуждается от долгого сна. Он пробуждается к новой жизни вместе с природой, омытой живительной влагой ночного дождя.

Вопросы: 1. Через понимание природы раскрывается еще одна из черт характера Мцыри. Какая? ( Чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.) 2 .На каком приеме построена эта черта? ( Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы. Природа выступает контрастом монастырской жизни )

Вывод : Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

IV. Учитель: На пути к свой мечте Мцыри встречает грузинку, которая спускается к реке, чтобы набрать воды в кувшин.

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей.

И беден был ее наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. Летние жары

Покрыли тенью золотой

Лицо и грудь ее; и зной

Дышал от уст ее и щек.

И мрак очей был так глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои

Смутились. Помню только я

Кувшина звон, — когда струя

Вливалась медленно в него,

И шорох. больше ничего.

Когда же я очнулся вновь

И отлила от сердца кровь,

Она была уж далеко;

И шла, хоть тише, — но легко,

Стройна под ношею своей,

Как тополь, царь ее полей!

Недалеко, в прохладной мгле,

Казалось, приросли к скале

Две сакли дружною четой;

Над плоской кровлею одной

Дымок струился голубой.

Я вижу будто бы теперь,

Как отперлась тихонько дверь.

И затворилася опять! ..

Тебе, я знаю, не понять

Мою тоску, мою печаль;

И если б мог, — мне было б жаль:

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Вопросы: 1.Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете? Какое чувство испытал Мцыри? Почему он не поддался соблазну?( Встреча с грузинкой вызывает сладостную тоску: Мцыри испытывает чувство любви к девушке. Вот почему так подробно Лермонтов дает описание внешности девушки. Мцыри смущен. Он никогда ничего подобного не испытывал. )

Комментарий учителя: Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность.

2. Почему Мцыри не последовал за девушкой? На пути Мцыри, как перед человеком, который готовился принять постриг, т.е. стать монахом, возникает искушение. Это грех. Но Мцыри порвал с прежней жизнью, его теперь ничего с ней не связывает. Так почему же он лишает себя счастья любви? Мцыри отказывается от возможного счастья любви, потому что у него есть цель — вернуться на родину. Грузинка- принадлежит к другому народу. Это не его родина, это «не край его отцов». Он преодолевает искушение и остается один.

Читайте также:  Если девушка без эмоциональная

Вывод.Одиночество — это его привычное состояние.Лермонтов неоднократно это подчеркивает в поэме. В данном фрагменте мы отмечаем характерную деталь, которая подчеркивает одиночество Мцыри: «Казалось приросли к скале//Две сакли дружною четой…» Их пара. Он один. Сакли приросли к скале, стали ее частью-здесь их родина. Мцыри одинок. Он не сам выбрал этот путь, ему его навязали. В этом отличительная особенность романтического героя Лермонтова.

V. Учитель. Далее, если вы помните, Мцыри засыпает. Во сне он видит девушку: « И странной сладкою тоской// Опять моя заныла грудь» . Он пробуждается…

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Хотелось мне. но я туда

Взойти не смел. Я цель одну —

Пройти в родимую страну —

Имел в душе и превозмог

Страданье голода, как мог.

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Учитель: Главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дает свободу своим чувствам. После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с природой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять к нему враждебность.

VI. Учитель. Кульминацией поэмы является «Бой с барсом». Послушаем отрывок из поэмы.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он , и вой

Раздался вдруг. и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

Мне страшной смертью грозил.

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек.

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье. Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я — и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык.

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз.

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно — и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу! ..

Учитель. Какая динамика! Какое напряжение сил!

1 .Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете?Какие качества проявляются в Мцыри в битве с барсом? Какие скрытые черты характера проявляются в схватке с барсом? ( Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу раскрываются в битве с барсом.) Почему его не страшит смерть?( Он знал, что возврат в монастырь-это продолжение прежних страданий.Он хочет вкусить сладость жизни, понять смысл своего существования, поэтому ради достижения своей цели он готов пойти на смерть.)

2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогают передать эмоциональное состояние героя, находящегося в смертельной опасности, динамику боя. Определите их роль в тексте.

3.Образцы ученических творческих работ

Учитель: Спасибо вам за проникновенно глубокие работы.

1. Учитель. Подведем итоги урока.

Рефлексия. Подумайте и запишите: «Мцыри- это…»

2. Учитель: Я хочу, чтобы лермонтовский герой стал нам ближе, а его стремление быть свободным, в своих мыслях, чувствах, желаниях, быть независимым от чужого навязанного мнения стало чертой нашего характера.

2. Выставление оценок.

3.Д/зПеречитать поэму, подготовиться к тесту.

Источник

Оцените статью