- Детство не только яркая, но и очень важная, ответственная пора. По рассказу В.Солухина «Ножичек с костяной ручной»
- Урок-размышление по рассказу А.В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»
- Тема урока: Великая Отечественная война и ее отражение в детских судьбах в рассказе В. И. Белова «Мальчики»
- 6 — 7 класс Предмет: литература (внеклассное чтение)
Детство не только яркая, но и очень важная, ответственная пора. По рассказу В.Солухина «Ножичек с костяной ручной»
Разделы: Литература
Эпиграф к уроку.
Стыдно – это хорошо, это знаешь ли благородно, это значит, что такого больше не сотворишь. В.Железняков |
1. Вступительное слово учителя
Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 г. в селе Алепино Владимирской области. Родился в крестьянской семье. Маленькое село Алепино, будто мощное увеличительное стекло, через которое видна вся Россия. «Обычное владимирское село из тридцати шести дворов – одно для меня на всей земле, я в нем родился и вырос»,– пишет сам автор. В 1938–1942 учился во Владимирском механическом техникуме. В годы Великой Отечественной войны служил в Москве в воинской части. Окончил Литературный институт им. М.Горького.
Творческий путь начинал как поэт. Выпустил сборники стихов. Главные темы произведений В.Солоухина – раздумья о судьбах Родины, красоте ее природы, любовь, философское осмысление жизни. Отличительной особенностью прозы Солоухина является приверженность к невыдуманным сюжетам, свободное построение произведений, лирическая манера повествования.
В.Солоухин умер 4 апреля 1997 года, а похоронен на своей родной земле – селе Алепино.
Посмотрите на тему урока. Какое главное слово в этой фразе?
У. Какие ассоциации, впечатления, мысли, ощущения вызывает у вас слово «детство»?
Д. Детство – это игрушки, мультфильмы, качели, сказки, санки…
У. Какие произведения о детстве вы читали?
Д. В.Драгунский «Денискины рассказы», Л.Н.Толстой «Детство»…
У. Мир детства предстает иногда как нечто особенное. «Детство – самая счастливая пора». Можете ли вы согласиться с этим утверждением? Можно ли слово «счастливая» заменить словами «безоблачная», «беззаботная», беспечная»?
Д. Все же некоторые из взрослых считают, что и в детстве есть много проблем. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые.
У. Сегодня у нас необычный урок – урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над рассказом В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой».
Рассказы В.Солоухина разнообразны по содержанию; нравственные проблемы их актуальны и остры: писателя прежде всего интересует человек, его мир.
Сегодня перед нами стоит непростая задача. Нам необходимо разобраться в сложном жизненном вопросе: «Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?
И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра, справедливости? Что этому должно сопутствовать?
Рассказ автобиографический. Писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий. Рассказ написан от первого лица, авторское «я» – это Вова Солоухин, он и автор, и повествователь.
На сколько смысловых эпизодов можно разбить текст? Составьте простой план. Формулировки дайте в виде повествовательного предложения.
- Из Москвы Вове привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой.
- Ножичек имел много преимуществ.
- На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли.
- Федор Петрович пытается выяснить, кто из ребят взял нож.
- Учитель тщательно обыскивает детей.
- На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек.
- Предстояло решить одну из самых трудных психологических задач.
- Хотелось отлежаться, отплакаться вдалеке от людей.
Анализ содержания произведения
1. Какое детское воспоминание легло в основу рассказа?
Воспоминание о том, как из Москвы Володе привезли красивый ножичек, а на одном из уроков он пропал. Мальчик решил, что ножичек украли, а потом пропажа нашлась, и было очень стыдно перед детьми и учителем.
Небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями; одно лезвие побольше, другое– поменьше; на каждом ямочка, чтобы зацеплять ногтем; пружины новые, крепкие; лезвие летит само, даже еще и щелкает.
Почему так много места в начале рассказа уделено описанию ножичка? Что значит ножичек для Вовы?
«Ножичек превратился в бесценное сокровище».
2. Для деревенского мальчика это было «бесценное сокровище», т.к. ножичек имел много преимуществ. Назовите их.
Можно «срезать ореховую палку, а лоза висит почти что на кожице»; можно «перерезать палку толщиной с большой палец», можно «вырезать свисток», «выходили чистенькие, аккуратные свистки»; можно «зачинить карандаш».
3. На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли. Почему он так решил?
«Для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь завидовали моему ножу».
Опишите чувства, которые испытывает мальчик.
«Рука судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там»; «под ложечкой неприятно засосало»; «ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины», «растерялся, вид мой был достаточно жалок».
4. Почему, выясняя, кто украл ножик, Федор Петрович всех учеников называет не по имени, а по фамилии? А приятеля Вовы: «Юрий»?
В первом случае учитель называет учеников по фамилии, чтобы подчеркнуть официальный характер «допроса». Во втором, назвав мальчика полным именем, он хотел, чтобы все в классе поняли, что они совершили серьезный проступок и что он, учитель, очень сердит на них.
5. Остановимся на эпизоде «Обыск».
Идет подробное описание обыска – через внутренний монолог Вовы – тревожных мыслей, чувств мальчишки, который по неосторожности подверг своих товарищей такому унижению.
Как ведет себя каждый из них, что чувствует?
Ученики: «покрасневшие лица моих товарищей», « растерянные, пристыженные», «каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя».
Нельзя не заметить «прямые» оценки автора, в которых он высказывает свое сочувствие к детям: « в простеньких деревенских платьишках и рубашонках», «их ручонки», «проверял их портфелишки», «копался в вещичках», «обшарив пиджачки».
Учитель: «оглядывал класс злыми глазами», «хотел уличить в воровстве», «выстроил в линейку около классной доски», «кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун», «копался в вещичках ребятишек с пристрастием», «тщательно обыскав все сумки и парты, проверив карманы, обшарив пиджачки, заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки».
Вова: «я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом, может быть, будет не так просто»; «мне было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку».
Еще не понимает, но уже осознает, что жизнь более сложна, чем ему представлялось до этого.
Попробуйте пересказать эпизод обыска от лица одного из учеников.
6. На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек.
Опишите душевное состояние мальчика после того, как он нашел ножичек. Найдите в тексте слова и выражения, которые подтвердят ваш ответ.
«Это не была радость от того, что пропажа нашлась»; « я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю»; «из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок унизительно обыскивали, подозревали», «из-за меня их оскорбили, обидели, ранили».
7. Вова оказался в сложной ситуации. Ему предстояло решить нравственный вопрос.
Что такое нравственность?
Словарь Ожегова: «Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».
Так какой же нравственный вопрос предстояло ему решить?
«Если я сейчас не признаюсь, что ножик нашелся, все для меня будет просто».
«Но значит, так и останется впечатление, что в нашем классе учится воришка».
«Если же я сейчас признаюсь… О, подумать об этом было ужасно. Из-за меня их обидели, оскорбили, ранили»
Здесь и чувство вины перед ребятами, и злость на себя.
Герой рассказа еще маленький и не умеет найти правильного решения при «столкновении неопытного мальчишеского сердца с жизнью, только еще начинающейся».
Ему было очень стыдно, но он нашел в себе мужество признаться.
«Я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек».
У. Понравился ли вам рассказ. Поделитесь своими впечатлениями. Какие жизненные уроки постигает Вова в этой ситуации? А как бы вы поступили на месте мальчика? Приходилось ли вам заново оценивать собственные поступки? Расскажите, что произошло, каковы были ваши действия? Что вы думаете о своем поведении?
Выслушиваются ответы детей.
– Перечитайте эпиграф к нашему уроку. Объясните его смысл. Подходит ли он к тому, о чем мы говорили на уроке.
У. Что вы открыли на нашем уроке для себя?
Д. Сегодня на уроке я узнал…
– Сегодня на уроке мне было интересно…
У. Единственным желанием мальчика в позорную для него минуту было «провалиться сквозь землю», но он нашел в себе силы выслушать от каждого из ребят: «Эх, ты!»
Так и остается Вова один на один со своими угрызениями совести. Нам остается только догадываться, как сложатся его отношения с одноклассниками.
Попробуйте написать продолжение рассказа. Какой разговор состоялся между детьми утром? Какой урок вынес Вова из этой непростой жизненной ситуации.
Источник
Урок-размышление по рассказу А.В.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»
Тема: «Детство- это синоним счастья?»
Предмет «Живое слово» , 6 класс
- Обучающие: кратко познакомить учеников с биографией В.Солоухина; обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста; активизация мышления учащихся.
- Развивающие : формирование интереса к изучаемому материалу; развитие образного мышления; развитие устной монологической речи, диалогической речи и навыков общения.
- Воспитательные : -раскрыть нравственный смысл рассказа;
- подвести учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также к способности переосмысления своего поведения
- показать, что человек, ребенок способны сделать трудный, но правильный нравственный выбор;
- Оборудование: Презентация «О детстве и о себе» А.В. Солоухин; листы бумаги
Стыдно – это хорошо,
это знаешь ли благородно,
это значит, что такого больше не сотворишь.
В.Железняков
Ход урока
- Вступительное слово учителя (возможна презентация)
В. А. Солоухин – удивительный писатель и человек. Слышали ли вы когда-нибудь о том, чтобы в наше время кто-то ходил по своей стране пешком, с рюкзаком за плечами и предпринимал это путешествие для того, чтобы изучить свою страну, свою Родину. А Солоухин отправился по своей родной владимирской земле, где когда-то родился в крестьянской семье в маленькой деревеньке Алепино из 36 дворов. И о том, что ему удалось увидеть, услышать, узнать во время этого довольно длительного путешествия, Солоухин написал повесть «Владимирские проселки».
В своем доме в деревне Алепино Солоухин собрал уникальную коллекцию редких икон, отреставрировал их.
Как попали иконы к писателю? Он их спас. Удивлены? Спас от смерти в полуразрушенных церквях, забытых деревенских избах.
Сегодня в Москве возвышается храм Христа Спасителя. Первым заговорил о необходимости его восстановления не кто иной, как В. А. Солоухин. Он был президентом комитета по возрождению храма. И в еще недостроенном храме Патриарх отпевал его в 1997 году.
Главные темы произведений В. Солоухина – раздумья о судьбах Родины, красоте ее природы, любовь, много рассказов о детях и для детей.
В них, как и во всех произведениях Солоухина, написанных не только для детей, герои действуют в таких обстоятельствах и ситуациях, когда им необходимо совершить выбор, пересилить себя, принять менее выгодное на первый взгляд для себя решение
-Ребята, посмотрите на тему урока. Какое главное слово в этой фразе? (Детство. Счастье)
—Какие ассоциации, впечатления, мысли, ощущения вызывает у вас слово «детство»? Детство – это игрушки, мультфильмы, качели, сказки, санки…
— Какие произведения о детстве вы читали?
Мир детства предстает иногда как нечто особенное.
Говорят:«Детство – самая счастливая пора».
-Можете ли вы согласиться с этим утверждением?
-Можно ли слово «счастливая пора» заменить словами «безоблачная», «беззаботная», «беспечная»?
-А все ли так «безоблачно» в детстве ? Неужели ли нет проблем в детстве? Живем «без сучка и задоринки»? Гладко? А какие могут быть проблемы? Обиды, ссоры, непонимание…
-Всегда ли получается выходить из сложившейся ситуации достойно, без «потерь»? Или остается что-то в душе? Осадок…ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью тоже.
-Возможно и с выбором? Были уже такие случае в жизни?
Сегодня перед нами стоит непростая задача:
Нам необходимо разобраться в сложном жизненном вопросе:
-Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?
-И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра, справедливости?
-Легко ли делать выбор?
И прекрасным примером из жизни будет сегодняшнее произведение, над которым мы попробуем поразмышлять- это рассказ В. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой».
Рассказ автобиографический. Писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий.
Рассказ написан от первого лица, авторское «я» – это Вова Солоухин, он и автор, и повествователь.
Чтение отрывка…( 5 мин)
1.Анализ содержания 1-го отрывка:
1.Какое детское воспоминание легло в основу рассказа?
Воспоминание о том, как из Москвы Володе привезли красивый ножичек, а на одном из уроков он пропал. Мальчик решил, что ножичек украли, а потом пропажа нашлась, и было очень стыдно перед детьми и учителем.
С каким чувством описывает рассказчик свой ножичек? Почему он им так дорожит и гордится? Понимает ли вы чувства мальчика, его гордость тем, что у него такой ножичек?
«Небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями; одно лезвие побольше, другое– поменьше; на каждом ямочка, чтобы зацеплять ногтем; пружины новые, крепкие; лезвие летит само, даже еще и щелкает.»
3.Почему так много места в начале рассказа уделено описанию ножичка? Что значит ножичек для Вовы? «Ножичек превратился в бесценное сокровище».
4.Почему это было «бесценное сокровище»,? ножичек имел много преимуществ.
5.Назовите их. Можно «срезать ореховую палку, а лоза висит почти что на кожице»; можно «перерезать палку толщиной с большой палец», можно «вырезать свисток», «выходили чистенькие, аккуратные свистки»;можно «зачинить карандаш», даже учитель пользовался им!
6.И вдруг….На уроке ножичек пропал, Вова решил, что его украли. Почему он так решил?
«Для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь завидовали моему ножу»
7. Опишите чувства, которые испытывает мальчик.
«Рука судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там»; «под ложечкой неприятно засосало»; «ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины», «растерялся, вид мой был достаточно жалок».
2. Остановимся на эпизоде ( 2-й ) «Обыск».
Идет подробное описание обыска – через внутренний монолог Вовы – тревожных мыслей, чувств мальчишки, который по неосторожности подверг своих товарищей такому унижению.
1.Как ведет себя каждый из них, что чувствует? Ученики: «покрасневшие лица моих товарищей», « растерянные, пристыженные», «каждый из них краснел, когда вставал на окрик учителя».
2.Как автор описывает ребятишек ? Он высказывает свое сочувствие к детям: « в простеньких деревенских платьишках и рубашонках», «их ручонки», «проверял их портфелишки», «копался в вещичках», «обшарив пиджачки».
3.Поведение учителя? Учитель: «оглядывал класс злыми глазами», «хотел уличить в воровстве», «выстроил в линейку около классной доски», «кто из вас не только вор, но еще и трус и лгун», «копался в вещичках ребятишек с пристрастием», «тщательно обыскав все сумки и парты, проверив карманы, обшарив пиджачки, заставил разуваться, развертывать портянки, снимать чулки».
4.А где же в этот момент Вова? «я остался один сидеть за партой, почудилась мне некая отверженность, некая грань, отделившая меня ото всех, грань, которую перейти мне потом, может быть, будет не так просто»; «мне было стыдно за то, что я невольно затеял всю эту заварушку».
3.Обрывая чтение, «И вот что произошло, когда учителю осталось обыскать трех человек. …ставлю вопрос:
Что случилось дальше? Ваши версии? Нашелся нож…«На колени из тетради выскользнул злополучный ножичек…»
Что же делать? Как бы вы поступили вы? Поставьте себя на место этого восьмилетнего мальчика. Попробуйте «услышать» его внутренний монолог, сомнения и возможные аргументы в пользу или против того или другого выбора.
4.Работа в группах Запишите этот внутренний монолог, как если бы вы сами оказались в подобной ситуации. Вариант I – «Признаюсь, потому что…»;Вариант II – «Не признаюсь в находке, потому что…».
Чтение учениками монологов, обсуждение, сопоставление с авторским текстом.
5.Работа с текстом и обсуждение: Чтение текста учениками с остановками «Предстояло решить одну из самых трудных человеческих психологических задач».
1.Рад ли герой находке? Почему? «Это не была радость от того, что пропажа нашлась»; «я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю»; «из-за меня каждого из этих мальчишек и девчонок унизительно обыскивали, подозревали», «из-за меня их оскорбили, обидели, ранили».
2.Какой эпитет появляется рядом со словом «ножичек»?
3.Какая психологическая задача (нравственная) (Что такое нравственность?
Словарь Ожегова: «Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».) встала перед героем, когда он обнаружил ножичек? (Не признаться / признаться в обнаружении пропажи, а главное –сделать этот выбор.)
6.Сопоставление ответов с текстом автора
Для варианта I: «Если же я сейчас признаюсь… провалиться сквозь землю казалось мне самым легким, самым желанным из того, что предстояло пережить в ближайшие минуты».
Для варианта II: «Если я сейчас не признаюсь… каждый будет думать на своего товарища, на соседа по парте… О, подумать об этом было ужасно. Из-за меня их обидели, оскорбили, ранили»
Вова оказался в сложной ситуации. Как вам кажется, что сделает герой? Почему?
Ему было очень стыдно, но он нашел в себе мужество признаться.
«Я, как лунатик, вышел из-за парты и побрел к учительскому столу, вытянув руку вперед: на ладони вытянутой руки лежал ножичек».
Здесь и чувство вины перед ребятами, и злость на себя. Герой рассказа еще маленький и не умеет найти правильного решения при «столкновении неопытного мальчишеского сердца с жизнью, только еще начинающейся».
Единственным желанием мальчика в позорную для него минуту было «провалиться сквозь землю», но он нашел в себе силы выслушать от каждого из ребят: «Эх, ты!»
Так и остается Вова один на один со своими угрызениями совести. Нам остается только догадываться, как сложатся его отношения с одноклассниками.
Обратите внимание: рассказчик лишь один раз говорит «нож», но всегда использует это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «ножичек». Это не только оценочный суффикс, передающий гордость мальчика своим ножиком.
Очевидно, для В.Солоухина нарочитое повторение этого слова – способ обратить наше внимание: такой любимый, драгоценный маленький предмет «отрезал» героя от коллектива, стал причиной сложнейшего нравственного выбора. Так часто бывает в жизни: мелочь, ничтожная малость оказывается поводом для проверки нас и наших жизненных ценностей.
7.Подведение итогов
- Понравился ли вам рассказ?
- Перечитайте эпиграф к нашему уроку.
- В чем его смысл? Подходит ли он к тому, о чем мы говорили на уроке?
-Возвращаемся к вопросам в начале урока (слайд)
-Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?
-И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра, справедливости?
-Легко ли делать выбор? Какие жизненные уроки постигает герой в этой ситуации?
Рефлексия -Зачем нам рассказал эту историю В. А. Солоухин?
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал и открыл для себя…
Попробуйте написать продолжение рассказа: «Какой разговор состоялся между детьми утром?»
Тема урока: Великая Отечественная война и ее отражение в детских судьбах в рассказе В. И. Белова «Мальчики»
6 — 7 класс
Предмет: литература (внеклассное чтение)
Цель урока:
основываясь на литературоведческом анализе текста, уяснить главную мысль рассказала, помочь детям понять, что мотивы совести, сострадания, доброты, любви сохранять трудно, но возможно.
Задачи:
1.Обучать литературоведческому анализу текста.
2.Развивать умение вчитываться в текст, замечать важные художественные детали.
3.Воспитывать в детях высокие нравственные качества, любовь к книге, чтению.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Семьдесят лет минуло с той поры, когда отгремел салют, возвестивший о нашей Победе в Великой Отечественной войне, но память вновь и вновь возвращает нас в огненные военные годы.
Сегодня военная тема в литературе воспринимается как глубоко современная, потому что нет задачи более важной на земле, чем задача сохранения мира. Огромный вклад в решение этой задачи вносят писатели войны, они призывают вглядеться в ее жестокое лицо и отказаться от нее навеки.
Но, когда мы говорили о войне, о ветеранах войны, об их ратных подвигах, мы не должны забывать еще об одном поколении «ветеранов» Великой Отечественной – о детях. В тяжелое лихолетье они заменили в тылу врага отцов, взвалив на свои худенькие детские плечики груз взрослой ответственности. Сколько детских судеб и недетского горя проходит перед нами в произведениях о войне. Какая великая сила духа, вопреки всему, светлого, чистого ощущения мира, любви и добра открывается в характере маленького человека из большой войны!
Именно об этом рассказ В.И.Белова «Мальчики», читать который и размышлять о котором нам сегодня предстоит (Запись темы урока)
- Чтение рассказа. Анализ текста.
Учитель. В рассказе нет описания боев, герои его -дети, а мы тем не менее понимаем, что этот рассказ о войне, о военном лихолетье.
-Как автору удается погрузить читателя в атмосферу военного времени? (Учительница плачет на уроке, т.к. «убило на фронте ее мужа». «Ваня Серегин -эвакуированный из Ленинграда», «задачник был на двоих», очень хотелось есть», «ноги под партой мерзли» -все это усиливает ощущение сурового быта.)
Ленька Комлев и Ваня Серегин –главные герои рассказа
-Каковы ваши представления о них в начале рассказа?
(Ленька-человек добрый и отзывчивый. Он любит жизнь и находит в ней свои маленькие радости: радуется решеной правильно задаче, интересной книге, его душа открыта в мир. Он умеет прощать других-Соню-ябеду, к примеру. Ленька готов делиться со своим другим Ваней всем, проблема лишь в том, что кроме задачника делиться нечем.
Чувство сострадания-одно из главных его качеств. Когда Ване делают укол, он чувствует сам эту боль. Ваня Серегин-мальчик смелый).
Уколы –первая в рассказе «экстремальная ситуация» в рассказе, в которой происходит проверка героев на мужество.
-Как ведут себя герои в этой ситуации?
-Дает ли нам право побег Леньки говорить о его трусости?
Ленька, возможно, сбежал под впечатлением прочитанной книги.
-Кстати, какой? Автор не только повторил название чеховского рассказа, но и дал этот рассказ в руки своему герою.
Учитель. Да, вы правы, дети. Ленька, как и многие мальчики мечтает о подвигах, приключениях, а книги для него-дверка в этот мир мечты.
Упоминание о только что прочитанной книге – интересный авторский прием, который требует сравнения героев Белова В.И. с героями А. П. Чехова, а сравнив, глубоко их осмыслить и понять.
— Сравним и мы героев А. П. Чехова и В. И. Белова.
-Давайте приглядимся к взаимоотношениям Леньки и Вани:
Ленька | Ваня |
Удивительна и трогательна забота Леньки о друге. Вернувшись домой, он пытается отвлечь Ваню от боли, хотя понимает, что словами не поможешь. Он страстно желает накормить друга, согреть. Увидев, что угля нет, «Ленька подрастерялся, но ненадолго», не задумываясь побежал «добывать» уголь. | Хорошо понимает, как стыдно Леньке за побег, как неприятно думать о том, что за это будет завтра. Он пытается улыбнуться и действительно находит «лекарство» для Ленькиной души, рассказав о побеге двух ребят |
Учитель. Может быть, забота о друге и помогает ребятам выстоять такое трудное время. Ведь думая о других, меньше думаешь о себе и меньше обращаешь внимания на сложности и горести жизни. Может быть, герои «В кадре» — мальчики –и героини «за кадром» — тетя Нина и Клава- сильны общей заботой и добротой, любовью друг к другу, памятью о близких людях.
-Почему тетя Нина и Ваня хранят папины рукавицы? Ведь, в такое голодное время их можно было давно продать или обменять. (Рукавицы хранятся как память о близком человеке. Ведь память и любовь дороже буханки хлеба и теплого одеяла, т.к. согревают человеческие души)
-Что еще помогает ребятишкам выстоять?
(Ленька с сестрой –круглые сироты. Тетя Нина и Ваня – эвакуированные из Ленинграда, «ничего не успели взять. А что и успели, то давно поменяли на карточку, либо на гороховую муку» Песня, слова которой для Леньки мало что значит, но она помогает ему пережить свое душевное состояние: то растерянность, то сострадание, то решительность, то отчаянную смелость.
Юмор: озорно и весело смеясь над Гитлером на плакате, ребята легче переносят собственные беды .
Люди: сторож последнюю горбушку хлеба делит с Ленькой пополам).
Учитель. Да именно Доброта, как эстафета, передается от одного человека к другому. Вот и Ленька, незаметно для себя проглотив горбушку и не ставив Ване половину, ворует жмых для друга. Кстати, в рассказе не раз встречается слово «воровство», и возникает некое противоречие толкование его смысла. –
-Вам так не показалось? Ленька не может, «как шпана», воровать пирожки на базаре, но он ворует жмых, уголь.
-Как вы восприняли эти моменты рассказа?
(Воровать пирожки Ленька не будет, потому что это для себя. Когда очень хочется есть, он просит хлебушка. Жмых крадет, чтобы покормить друга, рискуя жизнью, крадет уголь, чтобы согреть и порадовать близких.
Так же и Ваня себя ведет: рукавицы очень дороги ему, но он жертвует ими ради Леньки)
-Как раскрывается характер Леньки в эпизоде с поездом?
Учитель. Вернемся к началу рассказа, к нескольким не отмеченным нами деталям. Обратим внимание на две фразы: «Надо было самостоятельно решить задачу про встречные поезда» и «За окном школы то и дело грохали поезда». Так внезапно для читателя в рассказ входит лейтмотив железной дороги – дороги жизни, на которой скрещиваются судьбы разных людей (Лейтенанта из Киева, Николая Серегина из Ленинграда, Леньки в 608 км от Воркуты). Задачка из учебника превращается в настоящую жизнь с непредсказуемыми встречами и «невстречами», смертельными опасностями и огромными проблемами, с координатами: война-судьба-личности.
Меняется почерк писателя, возрастает смысловой потенциал. Возникает множество вопросов. Попробуем их задать:
-Почему лейтенант не слышал выстрелов?
-Стрелял или нет Серегин?
-Если стрелял, то почему Ленька остался цел и невредим и отделался только испугом?
Писатель оставляет читателя наедине с этой загадкой,
-Каков финал рассказа?
— Случайно ли потеряна рукавица?
(Думается, не случайно. Но Серегин ее не узнал).
— Что из этого следует? (состоялась «невстреча» героев).
Учитель. Словно по иронии судьбы Николай Серегин проезжает мимо своей семьи. Ленька и рукавицы- связующее звено. Но Серегин не узнал рукавицу, значит, теряется связь с близкими людьми, и неизвестно, удастся ли родным людям снова когда-либо встретиться. Таково грозное следствие войны.
-Не заметили ли вы, ребята чего-то необычного в поведении Серегина?
-На какие детали в поведении Серегина хочется обратить внимание? (Две детали в голосе Николая Серегина – отца Вани: «хрипло сказал» и «глухо закашлял»)
-Почему «боец, привычный к папиросам, глухо закашлял»? (Возможно, боец узнал рукавицу, но виду не подал).
-Если он стрелял, если узнал рукавицу, то что теперь мы можем подумать? (Что убил собственного сына)
Учитель. Если это так, то как жестока судьба! Мы не можем точно предсказать дальнейшие события: война слишком жестокое испытание. И автор оставляет читателя на перекрёстке трудных военных дорог – этого требует правда жизни. Можно только надеяться на счастливый финал, ибо надежда умирает последней. Но что бесспорно для читателя- это то, что у мальчика в жизни есть переходящие нравственные ценности.
-Какие? (Доброта. Сострадание. Любовь. Совесть. Ценности, которые они хранят даже на пределе своих возможностей)
3.Домашнее задание: Как бы вы представили свой финал рассказа?
Источник