- Евгений Базаров в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
- Роль в сюжете
- Происхождение
- Образование
- Внешность
- Характер
- Убеждения
- Прототип
- Евгений Базаров («Отцы и дети»)
- Портрет: описание внешности, характеристика речи
- Происхождение, образование
- Нигилистические взгляды героя
- Взаимоотношения Базарова с другими персонажами
- Базаров и Одинцова
- Характер Базарова
- Заключение
Евгений Базаров в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Молодой (около 30-ти лет) лекарь-студент, «разночинец» (интелегенты «разного чина и звания»), нигилист, отрицающий авторитеты и традиционные порядки.
Роль в сюжете
Евгений базаров является центральным персонажем романа «Отцы и дети»: он присутствует в большинстве сцен произведения, и именно его смертью заканчивается основное повествование.
В начале романа Базаров прибывает в поместье Кирсановых вместе со своим другом Аркадием Кирсановым. Здесь он знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и между ними сразу возникает неприязнь: Базаров относится к нигилистам не признающим авторитетов, и отрицающим традиции и устои, а Павел Петрович — представитель традиционного дворянства. Оба мужчины уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними регулярно возникают яростные споры. Именно в этих спорах наиболее ярко выражено различия во взглядах на жизнь двух поколений — «отцов» и «детей».
Также в романе присутствует любовная линия Базарва и Одинцовой: нигилист, высмеивающий всяческое проявление чувств, влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову, с которой познакомился на балу. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у Евгения — он «уверовал» в любовь. Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Девушка также симпатизирует ему, но их отношение не складываются, так как спокойствие для нее дороже любви.
Аркадий восхищающийся своим другом-нигилистом также влюбляется в Одинцову, и на фоне ревности к Базарову, выходит из-под его влияния. В итоге бывшие друзья расстаются на всегда.
Базаров возвращается в родительский дом. Здесь он работает лекарем, и однажды, при вскрытие трупа, заражается тифом. Он смертельно заболевает и вскоре умирает. Перед этим он посылает за Анной и прощается с нею.
Цитатная характеристика Базарова:
Происхождение
Евгений Базаров родился в российской глубинки в семье полкового лекаря Василия Ивановича Базарова и потомственной (столбовой) дворянки Арины Власьевны:
Сам Евгений не является дворянином, так как дворянство только по отцовской линии. Есть вероятность, что он мог получить дворянство благодаря службе отца, но в романе подчеркивается, что он «разночинец», то есть интеллигент не принадлежащий к дворянству, и сам себя не относит к простым людям:
При этом Базаров гордится своим простым происхождением:
Дворянских черт нет и в его поведении:
Он уверен, что может на равных общаться с простыми мужиками, хотя, на самом деле, мужики воспринимали его барином, «чем-то вроде шута горохового»:
А вот слуги помещиков воспринимали его своим:
Образование
Базаров пошёл по стопам отца и 3 года учился в Петербурге, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора:
Примечательно, что в отличии от своего друга Аркадия он не мог учиться в престижном Санкт-Петербургском университете, так как на тот момент в нем не было медицинского факультета. Вероятно Базаров обучался в Медико-хирургичесой академии, для разночинного люда. Отсюда и возникает пренебрежительное отношение Павла Петровича к «этому лекаришке».
Он смеется над современной медициной, хотя и учится на врача:
Отец Базарова, опытный лекарь, признает профессионализм сына:
Судя по всему, Базаров подготовлен не только теоретически, но и практически. После дуэли с Павлом Петровичем он искусно бинтует ногу раненного противника:
Он постоянно упражняет. Даже находясь в гостях у Кирсановых, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами.
Внешность
Евгений Базаров относительно молод — ему около 30 лет. Известно, что он был высокого роста:
Походка «твердая и стремительно смелая»:
Лицо его, длинное, худое, с высоким лбом, омрачала некоторая резкость и холодность больших зеленоватых глаз. Когда Базаров оживлялся, его лицо часто преображалось улыбкой. В спокойном состоянии оно выражало самоуверенность и ум.
Волосы — длинные и густые:
Особенно обращали на себя внимание его висячие бакенбарды песочного цвета:
К своей одежде относился с некоторым пренебрежением, но носил её гордо, с достоинством. Запоминающейся деталью его одежды был длинный балахон с кистями, а основной гардероб состоял из простых, но опрятных вещей.
Характер
Базаров умен, самолюбив, высокомерен, и эгоистичен. Не отличается вежливостью, очень часто ведёт себя слишком вызывающе, не уважает старших. Даже с родителями, которые безмерно любят его, общается холодно, и мало думает об их чувствах: 22 июня он вспоминает, что сегодня обещал навестить родителей, но, хотя три года не видел их, отправляется «поразвлечься» в город. Лишь после того как его навещает приказчик (помощник, поверенный) отца, Евгений ненадолго едет в родительский дом.
Он со всеми ведет себя по-простому и не любит церемоний:
Проявление чувств также несвойственно Базарову:
Евгений называет себя бедным, но гордым человеком:
Он ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:
У него очень высокое мнение о самом себе:
Самолюбие Базарова отмечают и братья Кирсановы, но Павел Петрович считает его «шарлатаном», а более мягкий Николай Петрович все же признает его ум:
Самомнение и высокомерность Базарова, в сочетании с резкостью суждений и честностью, иногда пугают даже Аркадия искренне восхищающегося им:
Даже находясь при смерти, и признавая свою безмерное самомнение, он не теряет гордости:
Прямолинейность Базарова — одно из качеств, которые привлекли Одинцову:
При этом он совсем не вспыльчив, и даже хладнокровен:
Главный антагонист Базарова, Павел Петрович Кирсанов, считал его «гордецом, нахалом, циником, плебеем»:
Убеждения
По своим убеждениям Базаров относится к нигилистам (Нигили́зм — философия, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как знание, существование и смысл жизни), отрицавшим взгляды «отцов»:
Он решительно отрицает общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство, литературу и любовь. Базаров не признает духовного начала ни в природе, ни в человеке. Большую роль в этом сыграли естественные науки. Он думает, что если больного человека можно вылечить лекарствами, то таким же образом можно излечить и больное общество.
Базаров гордится тем, что сам себя воспитывает, и считает что так должен поступать каждый:
Он не воспринимает серьёзные чувства, ценность любви для него заключается только в физическом её проявлении:
Не верит Базаров и в брак, считая его пережитком прошлого:
При этом он неуважительно, пренебрежительно называет женщин «бабами», в частности так он называет Одинцову:
Он считает, что красивые женщины не должны быть умными:
Базаров не признает искусство, считая, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:
Он не признает всего возвышенного. Так, услышав как его друг произносит высокопарные слова, Базаров высказывает мнение о том, что говорить красиво — неприлично:
При этом Базаров не признает и науку, в классическом ее понимании:
Также он считает, что все люди похожи друг на друга словно «деревья в лесу», и следовательно, нет смысла изучать каждого человека в отдельности:
По мнению Базарова, нравственные болезни человека происходят от «безобразного состояния общества»:
Прототип
Персонаж Базарова не имеет определенного прототипа. Скорее, его можно считать собирательным образом из многих представителей людей новых взглядов. Так, в «Формулярном списке действующих лиц новой повести», под рубрикой «Евгений Базаров» сам Тургенев отмечал:
Также в образе Базарова прослеживаются черты многих других молодых критиков и публицистов середины XIX века. К примеру, фраза «На бой, на бой, за честь России», приписанная Базаровым Пушкину, была позаимствованна у писателя-разночинца Николая Успенского:
Тем не менее, по словам Тургенева, основным же прототипом главного героя стал провинциальный молодой врач, в котором писатель заметил зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время:
Источник
Евгений Базаров («Отцы и дети»)
Евгений Базаров, главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» — представитель молодого поколения середины девятнадцатого века. Характеристика образа Базарова неоднозначна, поэтому у читателей могут быть об этом герое совершенно противоположные мнения. Евгений учится на доктора, ценит только полезные дела, презирает чувствительность, красноречие, поэзию, искусство. Для него не существует красоты, главным в жизни он считает пользу и разумность. Он не признаёт авторитетов, резок в своих суждениях и считает себя всегда правым.
Портрет: описание внешности, характеристика речи
Евгений Базаров — высокий молодой человек с умным, самоуверенным выражением худого, длинного лица. Глаза у него большие, зеленоватые, лоб широкий, губы тонкие. Длинные, густые тёмно-белокурые волосы не скрывают крупных выпуклостей черепа. На щеках Евгений отрастил бакенбарды песочного цвета.
Голос у него мужественный, когда этот герой говорил, «в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи Евгения ленивы, немногосложны, он не любит рассуждать на отвлечённые темы, говорит только по делу и терпеть не может красивых фраз.
Происхождение, образование
Отец Базарова — отставной армейский хирург, а мать — небогатая дворянка. Они были религиозны, а их сын, к их огорчению, отрёкся от веры.
Родители очень любили Евгения и постарались дать ему хорошее образование. В университете он изучал естественные науки и собирался держать экзамен на доктора.
Нигилистические взгляды героя
Евгений Базаров предстаёт перед читателями очень гордым и крайне самоуверенным человеком. Для него нет авторитетов, он полностью уверен в своём превосходстве над другими персонажами романа и, в первую очередь, над Павлом Петровичем Кирсановым.
Главный герой романа отрицает все общепринятые нормы и ценности: он не признаёт искусство, равнодушен к любви, к красоте природы. По его мнению, окружающий мир является лишь средством для достижения человеком определённых целей, особой мастерской для учёных. Сам он постоянно проводит различные опыты и испытания.
Любые проявления чувств Базаровым также осуждаются: дружба для него не более чем приятельство, а любовь не более чем физиологическое влечение. Герой уверен, что время романтизма канула в Лету и наступило время дельных людей. Он считает, что человек должен делать полезные дела, а не витать в облаках. Приоритетом для него была не красота, а польза. Евгений желает быть полезным обществу: поэтому он связывает свою жизнь с наукой, а именно — медициной.
Взаимоотношения Базарова с другими персонажами
Самонадеянность Базарова отражается на его поведении и манере общения с людьми: он запросто может начать диалог, но, кажется, не особо заинтересован в его развитии, по сути, этого человека вообще сложно увлечь чем-то по-настоящему. Кроме того, герой ведёт себя весьма развязно, возможно, из-за своего происхождения: он занимает промежуточное место между дворянами и простыми людьми, а потому, не всегда комфортно чувствует себя с теми, кто превосходит его в социальном статусе. Силясь скрыть это, Базаров прикрывается маской безразличия и небрежности.
Главным антагонистом главного героя среди персонажей является Павел Петрович Кирсанов, представитель старого русского дворянства, которое, по мнению Базарова, давно изжило себя. Павел Петрович презирает молодого нигилиста, считает его самовлюблённым, дерзким гордецом и нахалом. Евгений, в свою очередь, тоже презирает Павла Петровича, ведущего праздный образ жизни. Когда тот рассуждал о важности чувства собственного достоинства аристократов, Базаров сказал ему, что от того, что вы уважаете себя, для общественного блага нет никакой пользы.
Николай Петрович Кирсанов, в своём немолодом возрасте оставшийся чувствительным человеком, любящим поэзию и музыку, вызывает у Базарова сожаление. Он считает, что то, что Николай Петрович читает стихи Пушкина и играет на виолончели — «это никуда не годится». Евгений посоветовал Аркадию дать его отцу почитать какую-нибудь дельную книгу, например, «Материю и силу» Бюхнера. Николай Петрович уважает Евгения, считает его очень умным, знающим человеком.
Аркадий тоже уважает своего старшего друга, разделяет его убеждения, гордится дружбой с ним. А Базаров считает Аркадия человеком робким, с нежной душой. Для Евгения его друг — «либеральный барич», способный только говорить красиво.
С пренебрежением относится Базаров и к Ситникову и Куклину, понимая, что их увлечение нигилизмом поверхностно, что для них это своеобразная дань моде.
Отца и мать Евгений любит, но скучает в их обществе, так как они ему неинтересны. Родители обожают своего единственного сына, отец гордится его умом, а мать даже немного побаивается сына.
Фенечка, слуги Кирсановых, дворовые мальчишки относятся к Базарову с симпатией и доверием. Но в глазах мужиков он был вроде шута горохового, хотя полагал, что понимает их и знает, как с ними общаться. Мужики слушали и говорили с ним снисходительно. Они были уверены, что он ничего не смыслит в их жизни.
Взаимоотношения Базарова и Одинцовой заслуживают более подробного рассмотрения.
Базаров и Одинцова
История любви Базарова к молодой помещице Анне Сергеевне Одинцовой составляет центр романа. Встреча Евгения с этой героиней как бы делит роман на две части. В первой части перед нами Базаров предстаёт самоуверенным, сильным духом человеком, а во второй части ему пришлось бороться со своим чувством любви к Анне Сергеевне.
Базаров был уверен, что любовь — чепуха, романтизм, художество, но жизнь оказалась сильнее этих теоретических взглядов. Отрицая существование настоящей любви, Евгений вдруг сам влюбляется и с ужасом осознает, что он довольно романтичный человек. Его железная воля и могучий разум оказались побеждены любовью, которую он отрицал. Трагедия Базарова не только в том, что его любовь осталась безответной, но и в том, что она была сильнейшим ударом по нигилистическим воззрениям героя. В разговорах с Одинцовой он с презрением отзывался о романтиках, но понимал, что сам он стал относиться к ней как романтик, от этого его охватывало негодование, и он старался победить любовь усилием воли. Базаров начинает понимать, что все его рассуждения не стали чем-то большим, чем просто слова, они попросту не выдержали испытания реальной жизнью.
Он находит в себе силы, признать, что нигилизм оказался ложной теорией. Это особенно видно в последнем эпизоде романа: теперь уже Базаров не представляется гениальным человеком, гигантом философской мысли. Он сам вдруг понимает, как далёк от тщательно создаваемого им образа. Перед смертью Базаров окончательно понял, что стихия жизни сильнее всяких теорий и признался Анне Сергеевне, что любил её.
Характер Базарова
К положительным чертам характера Базарова относится трудолюбие, интерес к науке (эти качества он перенял от отца). Он презирает паразитический образ жизни, фразёрство, уважает крестьян. Этот герой привык трудиться и зарабатывать на жизнь честным трудом: он резко порицает праздное времяпровождение, не любит балы и светские вечера, никогда не танцует.
К отрицательным чертам характера героя можно отнести его излишнюю бескомпромиссность, циничность, пренебрежение к любви, поэзии, искусству и философии.
Противоречивость характера Базарова состоит в том, что этот герой и созидатель (он деятелен, трудолюбив, занимается наукой), и разрушитель (отрицает авторитеты и всё прекрасное, что есть в жизни).
Заключение
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» — это образ бунтаря, появившийся на сломе эпох, когда одна общественная сила (демократы) сменяет другую (аристократов). Автор показал, что крайние взгляды героя на жизнь, нигилистические убеждения вступили в борьбу с его человеческой природой. И победа в этой борьбе осталась за натурой Базарова, а не за его сознательными убеждениями.
Источник