Какие чувства эмоции этикетные формулы передаются с помощью смайликов
Общение, как один из важнейших факторов формирования современного человека, считается естественной потребностью любого социального существа. Эта черта все время была присуща и человеку, поэтому специфика и форма общения всегда характеризовалась историческим этапом развития общества. Так на данный момент времени жизнь каждого индивида, входящего в состав социального общества, каким-либо образом, в большей или меньшей степени, связана с современными телекоммуникациями, интернет-технологиями и характеризуются новым видом виртуального сетевого взаимодействия посредством сети интернет, которое стало частью нашей расширенной реальности.
Характерный виртуальный окрас процесс общения между людьми начал обретать еще со второй половины 20-го века, когда появление новых компьютерных Интернет-технологий способствовало реструктуризации и модернизации всех сфер жизни общества [1]. В указанном временном промежутке компьютерные технологии ускорили не только передачу информации, но и внесли существенные изменения в сущность и содержание самой информации. Всемирная паутина стала не просто хранилищем массива информации, но и превратилась в многомерное коммуникативное пространство, где происходит непрерывное взаимодействие огромного числа людей, которое год от года неимоверно увеличивается. В большей степени это связано с тем, что люди выходят в Сеть не только для поиска информации, но и для общения и развлечения. К тому же эти виды занятия внимания и времени человека, связанные с необходимостью использования Интернета, подчас серьезно конкурируют между собой.
Вследствие этого глобального процесса компьютеризации общества серьёзной трансформации подверглись и многие составляющие процесса общения, в том числе и сопровождающие его необходимые и вспомогательные элементы, например, те же эмоции и чувства – любовь, горе, печаль, радость и многое другое. В связи с этим возникла потребность в дополнительных сетевых инструментах, помогающих объективно, быстро, эмоционально ярко и адекватно отразить свои эмоции и чувства в передаваемых, посредством компьютерных технологий, сообщениях.
Именно это стало толчком к изменению традиционного языка общения и формированию его особой окраски, которая неизбежно эволюционирует вместе с обществом. В этой новой форме общения слова, словосочетания и даже целые предложения с выражением эмоционального состояния заменяются условным, общепринятым для участников этого же общения набором букв, словосочетаний, либо графическим изображением с использованием особых знаков – смайлов. Смайл от английского (smile-улыбка) – стилизованное графическое изображение, или набор определённых символов, выражающий какую-либо эмоцию, присущую людям.
Существует теория, что в нашем мире все циклично. В связи с этим возникает вопрос: «Действительно ли использование графической интерпретации эмоций в виде смайлов является новеллой сетевого общения или все это пережитки прошлого в новой форме?» Ответить на него можно, проанализировав историческое развитие процесса общения.
Элементы, подобные смайлам, использовались ещё в древнем мире, когда люди на стенах пещер зарисовывали карикатуры и пиктограммы, условно обозначающие их традиции, жизненный уклад, происходящее событие и сопровождающее его эмоциональное состояние. Письменности тогда не было, а потребность в самовыражении присутствовала. В связи с этим люди древних времён использовали примитивные образы для описания той информации, которую они пытались передать в будущее (рисунок 1).
Рис.1. Информация из мира древности
Отличие современных смайлов от настенных пиктограмм древности лишь в том, что содержащаяся в них информация передаётся имманентно (мгновенно) и на большие расстояния, в то время как сообщения древних людей, состоящие из пиктограмм, передавались в основном только в относительно коротком пространственном диапазоне и с довольно большой задержкой во времени.
Элементы, подобные смайлам, можно найти и в Древнем Китае. Источники, подтверждающие факт наличия указанных дополнительных элементов общения, датируются еще XVI столетием до Рождества Христова [2]. Применительно к сегодняшнему дню эти смайлы выглядят довольно несовременно (что, в общем-то, и понятно), но тем не менее основную свою функцию они выполняли c уверенностью. Кроме того, особо следует отметить, что даже на современном этапе развития общества китайские иероглифы имеют большое подобие со смайлами виртуального общения (рисунок 2).
Рис.2. Китайские иероглифы – «смайлы»
На последующем этапе исторического развития человечества графические смайлы постепенно утратили свою актуальность и ушли в небытие. На их место пришла письменная форма передачи информации, которая ускорила и упростила процесс передачи и восприятия информации.
И вновь, спустя несколько тысячелетий, как бы «замыкая циклический исторический процесс», использовать двоеточие, дефис и скобку для обозначения улыбки в тексте на компьютере предложил профессор американского университета Карнеги-Меллон Скотт Фалман, а именно 19 сентября 1982 года. Этот набор символов и был официально назван «смайлик», и за три десятка лет стал неотъемлемой частью общения в интернете [3].
Набор основных знаков – смайлов, в тексте выглядит следующим образом:
🙂 – самая часто встречающаяся улыбка. Обозначает шутку, расположение собеседника к общению или просто улыбку. Но так как при скорописи приходится сокращать содержание слов и знаков, то же самое, но в сокращенном виде, приобретает форму 🙂 или просто используется скобка ). Следует отметить, что именно последний вариант приобрел наибольшую популярность;
😉 – подмигивание. Скорее означает азарт, флирт и все другие действия, соответствующие подмигивающему человеку в реальности;
🙁 – означает грустное выражение лица, огорчение в чем-либо;
:-I – мимика, означающая, что не все так плохо, но и не очень хорошо, неоднозначность в решении;
:-> – саркастическое замечание, угрожающая, резкая, ехидная улыбка;
>;-> – подмигивающая грозная физиономия;
;-O – данный смайл несет в себе контекст завершения разговора, заменяет слова «До встречи!», «Пока!»;
(^__^) – горизонтальная улыбка, которая используется редко, в основном при флирте, для проявления оригинальности в общении [5].
В настоящее время и текстовые смайлы начинают уходить в прошлое, а им на смену приходят графические, ещё более похожие на своих прародителей, графические картинки, изображающие лица, предметы, знаки и т.п. [ 4 ]. И если символьные смайлы были понятны не многим, то графические позволили расширить круг людей, используемых данный инструмент виртуальной реальности для придания эмоциональности своим сообщениям. Это объясняется тем, что визуально сами смайлы стали более интереснее и, главное, понятнее для людей различного возрастного диапазона. Они представлены на рисунке 3.
Рис.3. Основной набор смайлов клиента QIP
Однако и шаблонные смайлы не являются пределом оригинальности передачи чувств и эмоций собеседнику на расстояния. Простор и свобода самовыражения, креативность и творчество позволяют сейчас каждому человеку индивидуально выражать свои чувства, используя для этого набор некоторых специальных программных инструментов социальной сети. Например, можно нарисовать, что-то оригинальное, снабдив при этом изображение соответствующим комментарием (рисунок 4).
Рис.4. Нестандартные смайлы
Можно утверждать, что без такого дополнительного элемента как смайлы наше общение в виртуальной сети выглядело бы однообразным, более похожим на деловую переписку. Было бы трудно передать эмоции, приходилось бы расписывать многие вещи словами, что занимает слишком много времени, а некоторые вещи, к тому же, словами элементарно не передаются, как говорится, «не в сказке сказать, ни пером описать». Можно развести антимонию словосочетаний на половину страницы машинописного текста, как упражнялись Великие русские писатели и философы, а можно, как современный человек, обусловленный повальной компьютеризацией, вставить один или набор смайлов в текст и тем самым мгновенно объяснить что-либо собеседнику. В сетевом общении без смайлов были бы затруднения с юмором, так как иногда сообщения могут выглядеть обидно – но смайлик в конце сообщения все меняет и делает виртуальное общение более насыщенным, оригинальным и эмоциональным.
Также нельзя не обратить внимание на видимые проблемы и недостатки, которые присущи данной форме общения с использованием вспомогательных элементов для интерпретации эмоций посредством смайлов. В новом понимании контекста сетевого общества общение складывается подобно общению детей на этапе, когда они ещё только научились говорить простые фразы, а более сложные передают мимикой, жестами, выражением лица. Есть лишь одно существенное отличие – ребёнок не может солгать, а взрослый человек, напротив, очень часто злоупотребляет смайлами. К наиболее безобидному примеру можно отнести фальсификацию плохого настроения, завуалированного умелым оперированием слов и набором смайлов.
Современное поколение большую часть своего времени проводит в мире виртуальности, постоянно используя и дополняя «смайловый» запас слов, эмоций. В связи с этим представитель сетевого интернет общества при общении с собеседником уже не расписывает словесно то, что думает, что чувствует, а просто использует шаблон изображения эмоции или комплекса эмоций (рисунок 3,4), приготовленной кем-то заблаговременно. Общаясь таким образом в просторах сети интернет, у многих людей возникают трудности при реальном общении, поскольку само общение в интернет сети, конструктивно основанное на использовании коротких сообщений и различных смайлов, с каждым годом становится всё более упрощённым. Да и действительно, зачем думать, как правильно выразить мысль, чувства, эмоции, если можно просто поставить смайл. С одной стороны, он несёт в себе упрощение общения, с другой, ведёт разум человека к атрофированию мыслительной деятельности, при этом существенно сокращая запас оперативно используемых слов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать неоднозначный вывод об инновационном способе смайлового общения. Отчасти данный элемент виртуальной формы общения очень удобен и информативен, именно при имманентном общении в рамках сетевых интернет сервисов. Однако за всё время развития общения в сетевом интернет обществе образовалась индивидуальная культура, в которой, преимущественно, ценится оригинальность при общении с собеседником, впрочем, как и при живом общении. Поэтому расширять нужно не только коллекцию смайлов, но и, в первую очередь, свой словарный запас, повышая общий культурный уровень на основе ценностей реального мира. При выполнении данной рекомендации умелое использование сочетания текстовой и смайловой информации гарантированно обеспечит наибольшую оригинальность и правильность самовыражения в виртуальной среде.
Рецензенты:
Мартынова Е. А., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск.
Писачкин В.А., д.соц.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва», г. Саранск.
Источник
Коммуникативная функция смайлов в современном интернет и SMS-общении
Дата публикации: 15.12.2016 2016-12-15
Статья просмотрена: 2409 раз
Библиографическое описание:
Коренец, Илья. Коммуникативная функция смайлов в современном интернет и SMS-общении / Илья Коренец, Илья Щербаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28.1 (132.1). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36785/ (дата обращения: 12.10.2021).
Статья посвящена изучению коммуникативных функций смайлов в современном интернет-дискурсе современной молодежи и особенности их использования. Статья предназначена для широкого круга читателей, вызовет большой интерес у молодого поколения, а также обязательно заинтересует читателей, изучающих коммуникативные стратегии.
Ключевые слова: смайл, коммуникативное общение коммуникативная функции, SMS, Интернет.
Общение, как один из важнейших факторов формирования современного человека, считается естественной потребностью любого социального существа. Эта черта все время была присуща и человеку, поэтому специфика и форма общения всегда характеризовалась историческим этапом развития общества. Так, на данный момент времени жизнь каждого индивида, входящего в состав современного социума, связана с современными телекоммуникациями, интернет-технологиями, которые характеризуют новым видом виртуально сетевого взаимодействия посредством сети Интернет.
В процессе интерактивного общения, ни мимики, ни жестикуляции друг друга — всего того, что способствовало бы адекватному пониманию. Тем более, что во время интернет-общения использование длинных периодов текстов, абзацев, описывающих эмоции, чувства, переживания, является некорректным. Приоритетным считается построение фразы более лаконично и информативно достаточной. Так как, основное назначение интерактивного общения — передача информации с максимально возможной скоростью. Но при этом собеседники стремятся к максимально понятности, этикетной и толерантности в процессе коммуникации. С этой целью используются такие средства невербального общения, как параграфемы, в частности смайлики.
Ведь, как и в литературе, в сети Интернет всевозможные человеческие чувства — гнев, радость, сострадание — изображались длинными блоками текста, причем авторы кроме непосредственно слов могли использовать только знаки препинания. Это было долго и неэффективно. И, чтобы сэкономить время, но в то же время выразить чувства и эмоции пользователи стали привлекать к разговору театральные ремарки. Но и это оказалось слишком длинным. Вскоре ремарки были заменены короткими сочетаниями стандартных компьютерных символов — смайликами [2].
Что же такое смайлик? Смайлики (от англ. smile — улыбка) — это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-либо эмоции. Смайлик, если посмотреть на него, повернув голову на 90 градусов, — это рожица, сложенная из цифр, букв, знаков препинания и других клавиатурных символов. На сегодняшний день смайлик является, пожалуй, лучшим способом передать чувства и эмоции при виртуальном общении. Маленькие забавные рожицы, которые вставляются в текст, избавляют от необходимости писать длинные тексты о ваших переживаниях — одним-единственным смайликом можно описать целое событие. Сложно сказать, кто первым придумал смайлик. Наиболее интересная версия приписывает авторство его создания В. В. Набокову, который в апреле 1969 года сказал в интервью корреспонденту газеты ―The New York Times Олдену Уитмену: ―I often think there should exist a special typographical sign for a smile — some sort of concave mark, a supine round bracket / «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку». Другие утверждают, что ещѐ в декабре 1963 года американский художник Harvey Ball создал первое графическое изображение эмоции в виде 2 точек и дуги в жёлтом круге по заказу компании The State Mutual Life Assurance. Это изображение впоследствии использовалось во многих компаниях, торговых марках и слоганах. Но известным всему миру смайлик стал лишь в 1970-е, когда был придуман слоган ―Have a Happy Day. Улыбка с таким девизом сразу стала хитом, и вскоре смайлик появился на эмблемах, открытках, футболках и бейсболках — одним словом, на всем, что может быть быстро продано. Ну, а привычный компьютерный смайлик:-) изобретен профессором Скоттом Фалманом (англ. Scott E. Fahlman), его и считают «официальным отцом» смайлика. Сегодня смайлики можно увидеть в электронной почте, в социальных сетях, на сайтах, на значках, на календарях, а также на любой поверхности, где их только можно нарисовать.
В коммуникативном общении, в том числе и интерактивном, важным является впечатление, произведенное на собеседника или слушателя. Внешнее впечатление складывается не только из вербальной составляющей, но и из целого ряда паралингвистических элементов (жестов, мимики, интонации), которые, по крайней мере, при первом контакте воспринимаются бессознательно. В эмоциональном воздействии смайлика как элемента паралингвистики следует различать бессознательное воздействие и намеренное. Возможность бессознательного невербального воздействия связана, по-видимому, с возникновением у коммуникантов инстинктивных ассоциаций. Возможно, успех смайликов обусловлен еще и тем, что они напоминают нам наши первые детские рисунки. Ведь рисование — один из главнейших приемов риторики, оно делает речь наиболее доходчивой и запоминающейся, поскольку затрагивает не только разум, но и эмоции читателей. Психологический и нравственный опыт детства, как известно, в значительной мере определяет инстинктивные реакции человека на те или иные воздействия в течение всей жизни. Неосознанная знаковость детских впечатлений надолго (или навсегда) определяет выбор приоритетов. Вследствие этого информация, передаваемая смайликом, воспринимается неосознанно, нашим подсознанием. Таким образом, она затрагивает не только разум, но и чувства реципиента.
Нам представляется очень важным то обстоятельство, что смайлик передает чаще всего именно улыбку. На роли улыбки в коммуникации следует остановиться отдельно. Не случайно многие современные пособия по психологии общения советуют своим читателям как можно чаще улыбаться и демонстрировать всякого рода положительные эмоции, уверяя, что это существенно влияет на самоощущение и способствует коммуникативному успеху. Участники реальной коммуникации довольно часто прибегают к такому методу, в том числе как к средству маскировки негативных эмоций. Интересно еще и то, что смайлик как символ улыбки может быть введён в коммуникацию намеренно, например, для маскировки чувств или эмоций. Известно, что в Америке, на родине смайлика, характерно открытое и яркое выражение положительных эмоций, пусть даже не всегда искренних [1].
Азиатский смайлик принял совсем другой вид — его можно прочесть, не переворачивая, он содержит больше символов. Характерной чертой азиатских смайликов является акцент на глазах, а не на губах, как это принято в Америке. Связано это, очевидно, с тем, что в восточных культурах возбраняется открытое проявление эмоций. Это прослеживается во всей культуре Востока, даже японские мультфильмы аниме или манго являются показательными в этом смысле. Герои этих мультфильмов изображаются с неестественно большими глазами и маленьким ртом, глаза занимают практически всё лицо. Все эмоции в этих мультфильмах выражаются изменением формы глаз и символами возле них. Такие же символы можно встретить и в азиатских смайликах. Нужно отметить, кстати, что азиатские смайлики в сети не прижились [2].
В заключение следует подчеркнуть, что невнимание к иной культуре, навязывание другому народу собственных культурных ориентиров, существующих в своей стране в качестве нормы поведения, становится источником непонимания, нежелания взаимодействовать, неприязненного отношения представителей различных народов друг к другу. Для России, к сожалению, характерна бытовая неулыбчивость, она также является пока еще нормой в нашей стране. Смайлики же позволяют выражать эмоции, не опасаясь осуждений за чрезмерную открытость. А улыбка, как известно, способствует налаживанию продуктивной коммуникации не только в сети Интернет, но и в жизни.
Источник