7 Чувств зимы
Чтобы понять и полюбить зиму нужно ощутить ее каждой клеточкой тела
Чтобы понять и полюбить зиму (как люблю ее я! ) нужно ощутить ее каждой клеточкой тела, вобрать в себя всеми чувствами… И потом много раз в любом месте и любую погоду вытаскивать из памяти эти моменты, перекатывать на языке и выдыхать: зима прекрасна! Впервые о своем ощущении зимы начала писать в сезоне 2017/18 для проекта SNOWKITERUSSIA , закончила год спустя и решила сохранить сюда.
1. Зрение
Однажды белого цвета становится очень много. Ты встаешь с утра, смотришь в окно, а там — все белое. И какое-то удивительное волнение рождается внутри. И там за окном как будто появился новый мир и ты невольный свидетель этого. Унылая куча рубленных веток за окном, скамейки с облупившейся краской, свежеуложенный асфальт — все становится наполненным светом и белым до боли в глазах.
Кроме белого в зиме много серебра. Особенный восторг — это когда отдельные, ладные снежинки густо сыплются с неба в солнечный день. Как будто там, на небе, кто-то неловко открыл банку с блестками и стряхнул ее содержимое на землю. И все становятся каким-то праздничными и немножко волшебными в этих снежных блестках.
Впрочем, рано или поздно белый утомляет и хочется яркости. И похоже не тебе одному, потому что в окнах внезапно загораются цветные гирлянды. А ты внезапно задумываешь о необходимости добавить той (или тому) кто отражается в зеркале немного цвета. И идешь за новой шапочкой с рыже-бирюзовыми полосками, курткой цвета майской зелени или синими варежками с непременными оленями на них. А потом вкрадчиво пишешь в тайном чатике тем, кого не видел с прошлого снега: «А не пора ли нам…». «Пора!» — откликаются они и вы мчите туда, где белый еще белее и яркие цвета еще ярче.
2. Вкус
Мандарины, оливье, шампанское. тут можно ставить знак равенства к слову «зима» и не продолжать. Но оливье доступен даже летом, а открыть шампанское можно не дожидаясь двенадцати любого дня.
Кажется, главный вкус зимы спрятан в дальнем уголке твоей памяти. Там, розовощекий карапуз (едва ли похожий на тебя теперешнего) ловит языком снежинки. Да что там снежинки! Важнее украдкой схватить побольше свежевыпавшего снега похожего то ли на ванильный сахар, то ли на клочья сахарной ваты и запихнуть в рот. Вкусно! Вкуснее только сосульки. Вожделенная добыча всех зимующих детей мира. Лучше всех «барбарисок» на свете и шоколадных конфет с вафельками! Да что там — они были сосредоточием лучших вкусов на земле! Сегодня сосульки уже не те. В них токсины, болезнетворные бактерии и прочее непотребное.…
Теперь главный вкус зимы для нас, выросших из детских штанишек, — глинтвейн. Обжигающе горячий, с пряной горечью, и фруктовым послевкусием, проникающий теплом в каждую клеточку…. Напиток — настроение и верный спутник припорошенных снегом счастливых безумств.
Примирить во вкусах нас тогдашних — из далекого детства- и нынешних могут только только мандарины. Кисло-сладкие с небольшим перевесом в ту или иную сторону. И редко ведь попадается идеальная пропорция кислого и сладкого. Но, определенно, мандарины — это праздник, который всегда с тобой, стоит только поддеть тонкую корочку. И этим праздником всегда можно поделиться, отломив несколько долек.
3. Слух
Зима звучит. То громко до боли в ушах, то едва слышно, почти на ультразвуке…
Идешь по берегу спящей реки и ухо невольно ловит этот звук: то ли полусонное ворчание, то ли сдержанный ропот. Шшшррр-шш-ахх! Желтоватые льдины в нерешительности топчутся у самого берега и толкают друг друга. Шшшррр-ахх! — догоняет и обгоняет тебя едва уловимое. Шшш- ррршш…
Выйдешь на толстый лед и где-то вдалеке от берега тебя обязательно настигнет новый звук. Тяжелый, болезненно-протяжный. То ли стон, то ли неземной крик из темной глубины. И, словно откликаясь на него, обязательно заноет где-то в районе солнечного сплетения (говорят, там живет душа). И только тонкая трещина, прорезавшая лед под твоими ногами, станет единственным доказательством: не показалось…
Но самое зимнее из всего звучащего в это время года — это, конечно, скрип снега под ногами. Звук из далекого детства. И, кажется, единственное неизменное с того времени, когда деревья были большими… Какой-то особенно дерзкий и вместе с тем умиротворяющий. Скрип-скрип-скрип…
4. Обоняние
Впервые этот запах появляется поздней осенью. Когда холод, наконец, сковывает влажные ветви и листву, полирует лужи и легким инеем оседает на деревьях — в прозрачном воздухе разливается какая-то особая свежесть. А потом начинают кружить снежинки, свежесть становится колкой, но дышится особенно легко и с удовольствием. Это запах снега. На какое-то время он заполняет все свободное пространство.
Ближе к Новому году он уже становится неуловим. Скорее всего потому, что вытесняется другими, более выразительными запахами: хвои, имбирного печенья, меда и корицы. К ним добавляются ароматы мандаринов и шоколада, терпкий запах серы от фейерверков, хлопушек и бенгальских огней… А к новогодней ночи и вовсе начинается полный сумбур: изысканные духи смешиваются с ароматом домашних пирогов, запах вин соперничает с разносолов на столе. Потом наступает первое утро, затем и второе…и начинает отпускать это навязчивый запах Нового года.
Совершенно особняком стоит запах зимней деревеньки. Эдакий ядреный дух дыма от печи. Густой, насыщенный — хоть ложкой ешь! Вдох, другой … и вот уже кружится голова, ноги становятся ватными и внутри как будто что-то оттаивает. В такие минуты понимаешь: зима пахнет счастьем!
5. Осязание
Зима — это контрасты. Самое яркое из них, пожалуй, тепло-холодно. И холод, конечно, главное ощущение зимы! Тут и щекотливое пощипывание носа легким морозцем, и уютная нежность снежинок скользящих по щекам или замеревших на ладони за секунду до того как растаять.
Но есть и другой холод. Он подбирается внезапно: в пальцах ног появится ощущение легкого дискомфорта, дальше о себе напомнят и руки и вот уже плечи, живот начинают замерзать. Потом начинает казаться, что холод настолько проник в тебя, что даже сердце не стучит — звенит, превратившись в ледяную стекляшку.
И как же тут приятно пить горячий чай из термоса … Первый глоток, самый вкусный. Когда оживляющее тепло накрывает пуховым одеялом все тело – от макушки до пяточек, проникая в каждую клеточку тела возвращая ее к жизни. Все же зима – это маленькая жизнь полная контрастов.
6. Баланс
Зимой много воздуха. Он повсюду: в тебе и вокруг тебя. Невесомый и щекотливый как пузырьки лимонада, проникает в легкие, разгоняет кровь и, как будто приподнимает над землей. Один шаг, другой — и вот ты уже не идешь, а летишь, едва касаясь носками белого глянца под ногами.
Степенным зимой быть невозможно. Зима — это время полетов.
Помнишь, свой первый (а может и второй и десятый, но он был все равно как первый), когда ты катился с горки, зажмурив глаза и вцепившись в неловко подсунутую ледянку? И тогда точно чувствовал там, между лопаток шелест крыльев, своих собственных крыльев. И потому повторял это раз за разом.
А потом ты вставал на коньки. Учился делать эти длинные скользящие шаги, потирал ушибленные коленки, а потом все получалось и снова — полет! Уже не такой спонтанный как в детстве с горки, а иной, управляемый. Он требовал от тебя какой-то особой ловкости в управлении собственным телом, нащупать центр тяжести, поймать баланс. Потом ты менял коньки на сноуборд, пробовал горные лыжи. Искал горы повыше и склоны покруче и все это для того, чтобы в очередной раз расправить крылья и раствориться в мгновенье полета.
7. Чувство снега
Если ты однажды решишь, что в этом мире совсем не осталось волшебства-посмотри на падающий снег. В хаосе летящих снежинок есть какая–то необъяснимая магия. Самое лучшее — смотреть сквозь густой снег на свет фонаря. Или выйти из дома и позволить снегу опуститься на голову и плечи. Белая пелена будет мягко окутывать, создавая ощущение полной нереальности мира. И вот ты уже не идешь, а летишь, не касаясь земли. И уже непонятно: целый ты или разлетелся на бесконечное множество разновеликих снежник.
А можно сесть за руль и гнать вперед, пробивая длинным лучом фар дорогу в этом кружащемся космосе. И будет полное ощущение, что ты одновременно стоишь и движешься во всех направлениях сразу вслед за снежными комочками. И нет этому ни конца ни начала. Ты здесь и повсюду. Един и бесконечен.
Еще приятнее отдаться соблазну нырнуть в свежевыпавший снег. Легко и с удовольствием как это делают собаки и дети. И барахтаться в холодном пухе, изображая снежного ангела. А потом просто лежать и ни о чем не думать. И тогда мир замирает. Даже холода не чувствуется. Ты просто лежишь, открывая и закрывая глаза. А снег идет. И снежинки падают на лицо, цепляются и тают. Подумать только в каждой снежинке — капли воды со всего мира. Они касались кого-то в той далекой стране, в которой ты никогда не был. Разные люди, звери, птицы, растения и рыбы — все они в каждой снежинке. И ты часть этого круговорота и часть большого мира. Он перемешивается не спутываясь. Великий порядок переходящих друг в друга форм.
Может чудес и не бывает, но частичка чего-то волшебного явно существует в этом мире. И мы называем это снегом.
Источник
Ознакомление с окружающим миром. Тема: Каким бывает снег, свойства снега.
Руслана Здор
Ознакомление с окружающим миром. Тема: Каким бывает снег, свойства снега.
Цель:Познакомить со свойствами снега.Задачи: Учить детей выделять существующие свойства снега. Развивать практическое знание в процессе опытнической деятельности. Развитие познавательной деятельности.
Ход занятия.
Ребята вы любите отгадывать загадки?
Тогда послушайте внимательно.
— Снег на полях, вьюга гуляет
— Лед на реках, когда это бывает.
— Одеяло белое, не руками сделано
— Не ткалось ни кроилось, с неба на землю свалилось.
А теперь послушайте ребята вот такой рассказ:
— Перед прогулкой мама посмотрела в окно и сказала «давайте возьмем санки, уже наступила настоящая зима».- Как мама догадалась что наступила зима?
Да ребята зимой много снега на улице. И вот сегодня мы с вами на занятии посмотрим каким же бывает снег.
Звонок по телефону. Cсейчас мне звонил снеговик и сказал, что он прислал нам посылку, вы сидите тихо а я пойду ее заберу ее.
Вот она посылочка. посмотрим что в ней есть?
Что это ребята? — Снеговик узнал,что сегодня на занятии мы с вами, будем говорить о снеге.
А теперь ребята вам такое задание.
Саша,Петя, Вова. Галя, Света потрогайте друг у друга руки, какие ладони?
А теперь подойди ко мне Вова- потрогай снег, теперь дай свои руки потрогать Пете. Петя какие руки у Вовы стали?
Галя потрогай снег а теперь дай свои руки Свете. Какие руки Света руки у Гали?
Так какой снег? Так скажите мне дети какой снег? (холодный).
Да ребята снег холодный.
— А есть снег можно?
А теперь давайте встанем, я буду читать стихотворение и делать движения а вы за мной повторяйте.
Ветер дует нам в лицо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
А теперь подойди ко мне Вова- потрогай снег, теперь дай свои руки потрогать Пете. Петя какие руки у Вовы стали?
Галя потрогай снег а теперь дай свои руки Свете. Какие руки Света руки у Гали (вытираем руки полотенцем) .
А теперь подумаем хорошо каким еще может быть снег кроме холодного?
Так какой снег? Так скажите мне дети какой снег холодный и мокрый?- правильно, молодцы.
Теперь трудный вопрос для вас всех:
Что можно еще делать из снега? (лепить, строить.)
— снежную бабу сможем мы слепить с вами на прогулке?
А теперь вы подойдите ко мне по одному, и каждый из вас слепит снежок и положит на тарелочку.
Посмотрите дети какие вы молодцы. Какие у вас получились снежки.
А теперь давайте с вами поиграем.
Вот вам по снежку, вы становитесь друг за другом и будем бросать их в корзинку.
Молодцы вы все справились с заданием хорошо.
А теперь давайте сядем по удобней закроем глазки и послушаем меня.
— Белый снег пушистый в воздухе кружится,
— И на землю тихо, падает ложится,
— И под утро снегом, поле забелело,
— Стали дни короче, солнце светит мало,
— Вот пришли морозы и зима настала.
Вам понравился стишок?
А теперь я еще хочу вам почитать небольшой рассказ, а вы его внимательно послушайте.
Была снежная зима. Выпал пушистый снег. Дети играли на улице в снежки. Коля слепил снежок и спрятал его в карман. После прогулки Коля пообедал, поспал и пошел в раздевалку искать снежок. Но его не где не было. Из кармана капала вода.
— Куда делся снежок?
— Давайте посмотрим на наши слепленные с вами снежки.
Посмотрите, что с ними стало?- снег тает и превращается в воду.
Итак,что вы сегодня ребята узнали из нашего интересного и занимательного занятия:
— какой бывает снег? (холодный, мокрый, из него можно лепить снежки, он быстро тает в тепле, его нельзя кушать.)
Сегодня каждый из вас хорошо поработал, все молодцы, большое вам спасибо.
На следующем занятии мы с вами узнаем какой бывает вода.
Конспект экспериментального занятия во второй младшей группе «Знакомство со свойствами снега» Программноеи содержание. 1. Продолжать знакомить детей с предметами окружения. 2. Формировать интерес к явлениям природы. 3. Учить определять.
Стихотворение для детей «Снежок» Снежок Дети вышли на прогулку За снежком понаблюдать С неба падает снежок Белый и пушистый Он ложится на поля, На деревья и дома Ах, какая.
Источник