- Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
- Презентация «виды предложений по эмоциональной окраске»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске 4 класс
- Предложения по эмоциональной окраске
- Технологическая карта «ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.
По эмоциональной окраске предложения бывают:
- восклицательные
- невосклицательные
Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например: Подожди! Откуда ты это достал?!
Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.
Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)
Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)
Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)
Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.
Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.
Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)
Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)
Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Презентация «виды предложений по эмоциональной окраске»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Вопросительные, побудительные и повествовательные предложения могут произноситься со спокойной интонацией, без эмоций, а могут – с особой интонацией, выражающей сильные чувства.
Бесконечен мир человеческих чувств: радость, удивление, страх…
Прослушайте предложения, запишите и определите, какие чувства выражаются в них: 1.Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло! (Выражение злости, зависти, раздражения) 3.Что за диво!Всё так чисто и красиво. (Восхищение)
Какие бывают предложения по интонации?
Какой пунктуационный знак скрывает в себе бурю эмоций?
Для передачи чувств на письме люди используют восклицательный знак.
Восклицательными предложения становятся в тех случаях, если произносятся с особым чувством.
Типы предложений По интонации Примеры по цели высказывания Повествовательное невосклицательные восклицательные Вопросительное невосклицательные восклицательные Побудительное невосклицательные восклицательные
Параграф 30 с.73 выучить правила Упражнение 155 на с.74 письменно
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-1420030
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх
Время чтения: 2 минуты
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Какие бывают предложения по эмоциональной окраске 4 класс
Предложения по эмоциональной окраске
По эмоциональной окраске повествовательные, вопросительные и побудительные предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
По эмоциональной окраске повествовательные, вопросительные и побудительные предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательные — это предложения которые имеют определённую эмоциональную окраску (могут выражать радость, восхищение, веселье, восторг, гнев, удивление, страх, опасение и другие). В конце таких предложений стоит восклицательный знак. Например:
Как легко дышится после грозы!
Не взбирайтесь высоко!
Восклицательными могут быть разные по цели высказывания предложения: повествовательные, побудительные и вопросительные. В конце вопросительного восклицательного предложения ставится вопросительный и восклицательный знак. Например:
И тут случилось чудо!
Данное предложение по цели высказывания является повествовательным, по интонации – восклицательным.
Не медлите, ни минуты не медлите!
Предложение по цели высказывания является побудительным, по интонации – восклицательным.
И вы считаете это в порядке вещей?!
Это предложение по цели высказывания является вопросительным, по интонации – восклицательным
Невосклицательные — это предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). Например:
Сейчас рано темнеет.
Речка заросла жёлтенькими кувшинками.
Умение различать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске помогает понять смысл предложения, правильно прочитать его и поставить знак препинания в конце.
Повторим
По эмоциональной окраске повествовательные, вопросительные и побудительные предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательные — это предложения которые имеют определённую эмоциональную окраску (могут выражать радость, восхищение, веселье, восторг, гнев, удивление, страх, опасение и другие). В конце таких предложений стоит восклицательный знак. В конце вопросительного восклицательного предложения ставится вопросительный и восклицательный знак.
Невосклицательные — это предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств).
Источник
Технологическая карта «ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ»
Урок 7
Тема урока: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию с помощью схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; передавать содержание текста
в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности
Организационная структура урока
Формируемые способы
деятельности
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Что такое чистотел? Как образовалось это слово?
– Прочитайте задание 19. Объясните написание пропущенных букв.
– Соедините линией каждое предложение с его видом по цели высказывания.
– Составьте и запишите ответ на вопрос, заключенный в вопросительном предложении.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
– Чистотел – растение семейства маковых с желтыми цветками и едким млечным соком, используемое в медицине.
Определяют тип предложения по цели высказывания.
Отвечают на вопрос:
Подосиновик растет под осинами.
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Проводит минутку чистописания.
– Рассмотрите на доске табличку с переплетенными буквами. Назовите буквы, которые здесь «спрятались». Какие звуки обозначают данные буквы?
– На какие две большие группы делятся буквы?
(Гласные и согласные.)
Выполняют чистописание. Рассматривают рисунок из букв.
– Составьте и запишите буквосочетания.
Мн Нм Тш Шт ЯВФ Яфв Вфя
Работа над словами с непроверяемым написанием
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Прочитайте словарные слова «хозяин», «хозяйство» по слогам. Какие орфограммы нужно запомнить?
– Запишите словарные слова в индивидуальные словарики.
– Подберите однокоренные слова к слову «хозяйство»
Читают слово «хозяин» по слогам. Записывают слово в тетрадь, подчеркивают непроверяемые орфограммы. Записывают словарные слова в свои словарики, используя прием крестослова.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову «хозяйство». Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Что такое предложение?
– Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.
– Какие знаки препинания ставятся в конце этих предложений?
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня на уроке будем учиться определять вид предложения по интонации
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. ( См. РМ, Приложение 3.)
и сохранять учебную цель
и задачу
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Вспомните, что такое предложение? (В предложении слова связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)
– Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
на, созрел, урожай, поля
как, быстро, пролетело, лето
наступает, золотая, осень
– Почему вы считаете, что это предложения?
– Задайте вопросы по теме «Предложение».
– Запишите предложения в тетрадь.
– Почему в конце предложений разные знаки препинания?
– Итак, по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Составляют предложения и записывают в тетрадь.
Как быстро пролетело лето!
Наступает золотая осень.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Аргументировать свою
Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
– Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки.
– Дайте характеристику каждому предложению. Какое оно по цели высказывания?
– Спишите сначала повествовательные предложения, затем вопросительные, потом побудительные.
– Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы.
– Прочитайте правило на странице 15 учебника
о том, когда в конце предложения ставится восклицательный знак
Выполняют упражнение по учебнику: читают и от-
гадывают загадки, характеризуют предложения, записывают их в указанном порядке, выделяют изученные орфограммы в словах; читают правило
V. Первичное закрепление знаний.
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте. Какие чувства выражены в этих предложениях? Передайте их интонацией.
– Определите, каким по цели высказывания и по интонации является каждое из данных предложений.
– Выполните звуко-буквенный разбор слова «мёд».
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «мёд».
Мёд [м’от] – 1 слог;
м – [м’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
ё – [о] – гласный, ударный;
д – [т] – согласный, глухой парный, твердый парный.
3 буквы, 3 звука
Осуществлять анализ произведения. Договариваться
к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа
Осуществлять контроль по результату
– Работу выполните в парах.
– Какие из данных вопросительных предложений можно перестроить в повествовательные, изменяя только их интонацию и заменяя вопросительный знак на точку?
Выполняют работу в парах. Перестраивают вопросительные предложения в повествовательные.
Мы пойдем сегодня в театр. Около школы есть речка.
VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Запишите предложения. Укажите, какие они по цели высказывания и интонации.
1. Пушистый зверек прыгнул на ель.
2. Ты был в Москве?
3. Мойте руки перед едой.
4. Сколько грибов в лесу!
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Определяют вид предложения по интонации и по цели высказывания.
1. Повествовательное, невосклицательное.
2. Вопросительное, невосклицательное.
3. Побудительное, невосклицательное.
4. Повествовательное, восклицательное.
Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою
точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
– Определите по началу предложения, каким оно будет по цели высказывания.
2. Перестаньте дразнить…
5. Почему подснежники…
Определяют вид предложения по цели высказывания.
1. Кто стучится… (Вопросительное.)
2. Перестаньте дразнить… (Побудительное.)
3. Однажды мы… (Повествовательное.)
4. Мойте фрукты… (Побудительное.)
5. Почему подснежники… (Вопросительное.)
Работа в тетради
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
– Какие художественные средства использует автор для выражения своего отношения к осенней поре? (Эпитеты.)
– Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.
– Впишите в характеристику предложений стихотворения пропущенные слова.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Указывают слова, которые употреблены в переносном значении.
Блещут и горят леса, янтарные леса, золотые переливы.
Дают характеристику предложениям.
– Предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации – восклицательные.
Работа в тетради
– Прочитайте. Составьте предложения по данному началу. Запишите их.
– Дайте характеристику каждому предложению.
Записывают предложения. Дают каждому предложению характеристику.
Работа в тетради
– Прочитайте отрывок стихотворения А. Твардовского. Вставьте пропущенные буквы.
– Сколько предложений в этих строках? Поставьте знак препинания в конце каждого предложения.
– Составьте и запишите вопрос ко второму предложению
Расставляют знаки препинания, вставляют пропущенные буквы.
Записывают вопрос ко второму предложению.
VII. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что нового узнали на уроке?
– Какие бывают предложения по цели высказывания?
– Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
– Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
– Какова цель высказывания у побудительного предложения?
– Какую цель поставили на уроке? Удалось ли ее достичь?
– Что было самым интересным на уроке? Встретились ли трудности?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
Оценивают свою работу «с места», когда очевидны расхождения, неточности, ошибки, что способствует объективности самооценивания.
Отмечают в чем добились успеха, какие трудности встретились, что помешало при выполнении задания, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 23 в рабочей тетради , упражнение 19 в учебнике
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Больше не вертитесь.
Мы урок начнём сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно
Поймёшь всё обязательно.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Работа над словами с непроверяемым написанием
Хозяйство – 1. Всё то, что служит для производства, составляет производство.
2. Отрасль какого-либо производства.
3. Совокупность предметов, необходимых в быту.
4. Работа по дому.
Слово «хозяйство» произошло от слова «хозяин», которое, в свою очередь, образовалось от старинного ХОЗЯ – «господин».
Однокоренные слова : хозяйственный, хозяйственность, хозяйственник, хозяйствовать.
Пословицы и поговорки:
В хозяйстве и верёвочка пригодится.
В большом хозяйстве и малое сгодится.
Не хозяин, кто своего хозяйства не знает.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве.
В охотничьем хозяйстве мне показали редкостный глухариный ток.
Я люблю заниматься хозяйством.
Лесник показал ребятам лесное хозяйство.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение.
Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах.
Торжество, тревога, ужас –
Восклицательный здесь знак!
С почемучкой дружишь ты?
Значит, и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет всё в порядке!
Схема «Виды предложений»
– Я читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.
1. С деревьев опадают листья.
2. Подул холодный ветер.
3. У народа глаз верен, а ум догадлив.
4. Давай помолчим.
5. Девочка, почему ты плачешь?
6. Не утонет в речке мяч!
7. В нашей школе три этажа.
8. Сегодня идёт дождь.
9. Не обижайте маленьких и слабых.
10. Какие книги вы прочитали летом?
11. Как чудесен русский лес!
12. Мы шли по узкой тропе.
13. Лужи покрылись льдом.
14. Под деревьями спрятались грибы.
15. Наступило ясное солнечное утро.
Работа в тетради
Задание 21 . Как хороша рябина зимой! (Повествовательное, восклицательное.)
Однажды мы пошли в лес за грибами. (Повествовательное, невосклицательное.)
Почему стрекозу относят к хищным насекомым? (Вопросительное, невосклицательное.)
Не ломайте деревьев! (Побудительное, восклицательное.)
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
— Где зашумела ярко-жёлтая листва?
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Планируемые предметные
результаты
Познакомятся с видами предложений по интонации; научатся определять вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное); сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения; различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте из 2–3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию с помощью схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; передавать содержание текста
в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности
Источник