- Ждем и встречаем ребенка с радостью и без стресса
- Рекомендации семейного консультанта-психолога
- Ожидание без нытья (как научить ребенка ждать)
- Процесс ожидания
- Как учить ребенка ожиданию
- 1. Поддерживайте ребенка
- 2. Визуализируйте время
- 3. Учите ребенка «сокращать» время
- 4. Мотивируйте ожидание
- 5. Подавайте правильный пример
- 6. Хвалите ребенка за терпение
- 7. Приводите пример плохого и хорошего поведения
- 8. Отслеживайте состояние ребенка
- «Родила, а радости материнства нет». Психиатр — о том, почему это нормально
- «Но я должна чувствовать себя иначе!»
- Почему после родов так трудно
- С ребенком на свет рождается мать
Ждем и встречаем ребенка с радостью и без стресса
Рождение первого ребенка приводит, как правило, всех членов семьи в некое паническое состояние. Особенно остро появление первенца переживает женщина. Мужчина чаще сталкивается с проблемой непонимания или неосознанности всей ситуации. Ведь новорожденная кроха — вовсе не смышленая, беспомощная, несамостоятельная персона, и требует от мамы максимум внимания, заботы, ласки и времени, соответственно, для попечительства над мужем попросту у жены не хватает сил.
Очень важна грамотная подготовка молодой семьи к рождению ребенка на стадии планирования беременности или в период ожидания первенца. Следует грамотно подойти к выбору консультанта-психолога, который поможет морально подготовиться к гармоничной жизни без стресса и избавит женщину от послеродовой депрессии. Если, по каким-либо причинам, обратиться к профессионалу нет возможности, то можно повысить свою родительскую и супружескую компетентность самостоятельно.
Рекомендации семейного консультанта-психолога
Совет 1. Страх и волнение обычно возникают перед неизвестным, ранее не переживаемым. Материнство и отцовство — нормальное естественное состояние, не надо его бояться. Чаще люди страшатся ошибиться, сделать что-то неправильно, причинить вред ребенку. Сегодня необходимо менять формат мышления, ведь в природе не бывает ошибок, все произошедшее — новый опыт. Действия и поступки с успешным или неудачным результатом накапливаются и становятся опытом личности, и человек со временем приобретает жизненную мудрость. Но это правило соблюдается только тогда, когда особа осознает свой опыт и объективно его оценивает. Этому необходимо научиться, тогда родительство доставит массу удовольствия, а не проблем, позволит насладиться воспитанием ребенка.
Совет 2. Следует избавляться от негативных мыслей касательно взаимоотношений с ребенком немедленно. Психика человека устроена так, что даже самая незначительная мысль с отрицательным содержимым автоматически становится подсознательной разрушающей установкой. Личность старается избежать катастрофической неприятности, но, не осознавая, движется по направлению к реализации данной мысли. У будущих родителей, особенно женщин, нередко возникают деструктивные мысли касательно процесса родов. Роды являются естественным процессом, и бояться момента появления ребенка на свет не стоит. Сегодня организуется огромное количество различных курсов для будущих родителей, проводятся специальные занятия по йоге и другим видам гимнастики, на которых тренер объяснит, как правильно дышать, как расслаблять нужные мышцы и как научиться управлять болью. От позитивной установки и настроя в первую очередь самой женщины зависит то, насколько легко и быстро пройдут роды, какое состояние будет после них, с каким настроением произойдет первая встреча с ребенком.
Совет 3. В человеческой психике заложен уникальный механизм самоконтроля и самоуправления в стрессовой ситуации. У некоторых людей психологическая способность устойчивости в стрессовой ситуации (стрессоустойчивость, нервно-психическая или морально-психологическая устойчивость) получила развитие в большей степени, у других в меньшей. Развивать ее не только можно, но и нужно. Это можно сделать при помощи повышения своей интеллектуальной грамотности в конкретных вопросах (например, при прочтении специальной литературы или видеороликов подробно разобраться в том, как проходят роды, как ухаживать за новорожденным ребенком, какие трудности могут возникнуть в первые месяцы жизни малыша), а также при помощи волевого компонента. Волевой компонент напрямую зависит от способности к самоконтролю, самообладанию, сознательной саморегуляции действий в определенной ситуации.
Совет 4. Необходимо еще до появления ребенка распределить зоны ответственности между родителями. Хорошей практикой будет составить перечень обязанностей на бумаге, это сократит силы и время в будущем. Если в процесс ухода за ребенком будут включены третьи лица (бабушки, дедушки), то лучше заранее обговорить с ними данный вопрос, чтобы в будущем не возникали конфликтные ситуации.
Совет 5. Важно научиться контролировать свою речь и мысли. Каждое слово несет смысловую нагрузку и накладывает отпечаток на жизнь семьи в целом. Главная задача женщины, когда она выходит замуж, сделать мужчину мужем и отцом, а себя женой и матерью. Эти понятия должны быть четко разделены в лексиконе супругов. Муж не должен обращаться к жене «мама», и наоборот, жена не должна обращаться к мужу «папа». Супруги приходятся матерью и отцом только по отношению к ребенку. Жена не выступает матерью мужа, а муж не может стать отцом жены. Важно для супругов стать женой и мужем, а не мамой и папой, иначе это негативно скажется на сексуальной жизни партнеров и приведет к соперничеству между мужем и ребенком (особенно мальчиком).
Все решения о методах воспитания и развития ребенка должны приниматься по обоюдному согласию супругов. В спорных вопросах лучше находить компромисс, который устроит обоих. Важно говорить о том, что вызывает недовольство, а не терпеть и не копить обиды, которые рано или поздно приведут к разладу в семейных отношениях.
Источник
Ожидание без нытья (как научить ребенка ждать)
Вам случалось находиться в детской поликлинике, где десятки детей ждут своей очереди на прием к врачу? Тогда вы поймете суть проблемы ожидания детьми. Чего здесь только не увидишь: слезы, истерики, визг, баловство. А уж детское нытье здесь просто самых разных конфигураций. Оно оправдывается детской подвижностью, но это не всегда так. Процесс ожидания в жизни неизбежен, и ребенка нужно учить ждать без нытья.
Процесс ожидания
Родители стараются избегать ситуаций, в которых ребенку пришлось бы долго чего-то ждать. Они не берут детей в магазины, привозят в поликлиники непосредственно ко времени приема. И все-таки в жизни возникают ситуации, которые вынуждают детей длительное время ждать чего-то:
- общественного транспорта;
- очереди в поликлинике;
- очереди в кассе магазина;
- отложенного перелета;
- окончания длительной поездки.
Поведение ребенка в процессе ожидания зависит от его выдержки и умения найти себе занятие.
Некоторые дети справляются с трудностями, находя себе занятия, другие ведут себя некрасиво. При этом реакции родителей также разнообразны: одни пытаются занять детей, другие успокоить, а третьи просто не обращают внимания на детское поведение, погружаясь в гаджеты или разговаривая с другими людьми.
Если избежать ситуации с ожиданием невозможно, то нужно учить ребенка ждать без нытья.
Как учить ребенка ожиданию
1. Поддерживайте ребенка
Способность к длительному ожиданию тождественна способности к самоконтролю. Нервная система ребенка должна быть достаточно устойчивой, чтобы от нескольких минут до нескольких часов ребенок мог контролировать свое поведение. Но сваливать только на устойчивость детской психики – неправильно. Нужно понимать чувство ребенка, который скучает по папе, а поезд задерживается, или очень хочет эскимо, а киоск закрыт на перерыв, или ребенок просто устал и хочет спать, а нужно попасть к врачу. В этих ситуациях важно сопереживать ребенку. Реакция на его неадекватные выходки должна быть соответствующей. Задача взрослого – помочь ребенку пережить дискомфорт. Вместо «злобного шипения» и бесконечных замечаний можно предложить ребенку интересные рассказы, чтение книги, игру в искателей или наблюдателей.
Не стоит ожидать от ребенка невозможного. Взяв его на трехчасовую лекцию о бухгалтерском учете, не следует думать, что он будет просто спокойно сидеть. Для детской психики это невозможно. Взрослые должны поддерживать ребенка в длительном ожидании.
2. Визуализируйте время
Чувство времени у детей развито очень плохо. Фразы «скоро», «еще чуть-чуть», «через полтора часа», «минут пятнадцать-двадцать» ни о чем не говорят. Ребенок не знает, когда наступает «потом», и почему «сейчас» тянется бесконечно.
Попробуйте придумать визуализацию времени: можно показать стрелки на часах, которые должны добраться до определенных цифр, или понаблюдать за тенью от дерева, которая должна подвинуться к краю крыши. В больнице визуализацией может служить наблюдение за очередью: сначала пройдет девочка в белой кофточке, потом мальчик с мишкой, а потом мы.
Чувство времени нужно развивать. Для этого акцентируйте внимание на времени работы микроволновки или духовки, засекайте время пути от дома до парка, обращайте внимание на длительность мультфильмов или передач для детей. Вскоре ребенок поймет, что 10 минут – это немного, а полчаса равны одной прочитанной сказке.
3. Учите ребенка «сокращать» время
Конечно, время – это объективная единица. Но взрослые знают, что оно может восприниматься по-разному. Понаблюдайте за черепахами и белками. В обоих случаях время наблюдения – 10 минут, но воспринимается оно неодинаково. За белками наблюдать интереснее, и время «пробегает». Монотонные движения черепах неинтересны, поэтому наблюдение за ними кажется долгим. Вывод, чем интереснее занятие, тем быстрее пролетает время.
4. Мотивируйте ожидание
Процесс ожидания должен всегда заканчиваться чем-то приятным. Например, ожидание прибытия поезда несет в себе положительный момент: встреча папы, поездка на море или в гости. Если теоретически это невозможно, то придумайте поощрительный момент. После посещения врача пойдем в кафе есть пирожные или в детский мир. Ребенка должно ждать что-то приятное, это мотивирует на правильное поведение .
5. Подавайте правильный пример
Помните, что дети берут пример с родителей. Если вы находите себе занятие в поезде, общаетесь с соседями по купе, правильно распределяете время, то и ребенок будет стараться найти себе занятие.
Если же родители тратят время на возмущение, жалобы на неправильно построенный процесс очереди, то, очевидно, что и дети будут вести себя так же.
Вооружитесь тем, что может заинтересовать ребенка: раскраски, книжки, игрушки. Возьмите с собой еду для ребенка и воду. Делать это нужно обязательно, так как в противном случае ребенок найдет повод для своего бесконечного нытья.
Пусть в вашем запасе всегда будут словесные игры, соответствующие возрасту детей, ручка и для игр в крестики-нолики. Важно, чтобы всегда было чем занять ребенка.
6. Хвалите ребенка за терпение
Установите личный рекорд ребенка по ожиданию. Хвалите за любое увеличение времени. Обратите внимание на все потенциально опасные ситуации, возможные в процессе ожидания. Например, в транспорте оградите ребенка от попытки трогать стоп-кран, подходить к горячему титану, играть с замком на двери, хлопать дверью. Хвалите ребенка за то, что он услышал ваши предостережения и послушался.
7. Приводите пример плохого и хорошего поведения
Обратите внимание на поведение окружающих детей. Наверняка найдутся примеры хорошего и плохого поведения. Расскажите ребенку о чувствах родителей: как им стыдно, как они гордятся детьми. Попросите своего малыша отнестись с уважением к вам. Время от времени просите ребенка наблюдать за окружающими и делать вывод о плохом и хорошем поведении.
8. Отслеживайте состояние ребенка
Замечайте, когда ребенок доходит до грани своего терпения, и отвлеките его от негативных мыслей переключением на другой вид деятельности: предложите попить, дайте ему доступное задание, задайте вопрос. Любую проблему легче предотвратить, чем исправить.
Умение держать паузу имеет большое значение для воспитания характера. Терпеливый человек многого добивается в жизни благодаря терпению и выдержке. Мало кто задумывается, что эти важные черты закладываются в детстве в умении не ныть, а терпеливо ждать.
Источник
«Родила, а радости материнства нет». Психиатр — о том, почему это нормально
«Но я должна чувствовать себя иначе!»
Александра Сакс. Фото: expectful.com
Помните себя во время гормонального всплеска, когда ваше настроение то и дело менялось? На коже появлялись прыщи, странным образом и очень быстро менялось тело, и в то же время окружающие ждали от вас поведения взрослого человека? Я говорю о подростковом периоде.
Все те же изменения происходят в организме женщины, когда она ждет ребенка. Мы знаем, что чувствовать себя не в своей тарелке в подростковом возрасте считается нормальным. Так почему же мы не говорим о том, что это нормально и во время беременности? Сегодня о процессе взросления написаны целые трактаты, но для описания процесса становления женщины как матери у нас нет даже определенного термина. Нам нужен такой термин.
Я психиатр, работаю с беременными женщинами и молодыми мамами. За те 10 лет, что я проработала в этой области, я заметила одну закономерность.
Обычно происходит следующее: мне звонит женщина, говорит, что она недавно родила ребенка и ее гложет беспокойство. Она продолжает: «У меня ничего не получается. Я не испытываю радости от материнства. Наверное, у меня послеродовая депрессия?»
Чтобы поставить диагноз, я пытаюсь выявить симптомы, но скоро мне становится ясно, что женщина не страдает клинической депрессией, о чем я ей и сообщаю. Но ей трудно в это поверить. Она настаивает: «Но ведь я должна чувствовать себя иначе». Я уточняю: «Хорошо, расскажите мне, каких ощущений вы ожидали». Она отвечает: «Я думала, что, став матерью, я почувствую себя полноценной и счастливой женщиной. Я ожидала, что материнский инстинкт подскажет мне, что делать. Думала, что я всегда буду стремиться ставить ребенка на первый план».
Такие ожидания от перехода к материнству совершенно нереалистичны. И это не единичный случай. Мне звонили и задавали подобные вопросы сотни женщин, обеспокоенные, что с ними что-то не так, потому что их ощущения не соответствовали ожиданиям.
И я не очень понимала, как же помочь им, ведь от того, что я уверяла их, что они не больны, легче им не становилось. Мне очень хотелось найти способ помочь им во время их становления как матерей, объяснить, что не всегда их ощущения следует трактовать как болезнь.
Почему после родов так трудно
Именно поэтому я решила изучить психологию материнства. Но в медицинской литературе об этом написано мало, потому что врачи, как правило, пишут о болезнях. И я начала искать ответы в антропологии.
Лишь спустя два года мне в руки попала не издающаяся больше работа Даны Рафаэль, написанная в 1973 году. Это эссе и помогло мне найти правильный термин: материнское созревание. Совсем не случайно этот термин созвучен с половым созреванием, характерным для подросткового периода. В обоих случаях в организме происходят физиологические и гормональные изменения, в результате чего наблюдается эмоциональная неустойчивость и переосмысление своего места в мире.
Материнское созревание, как и подростковый период, не является болезнью, но поскольку этот термин не встречается в медицинской литературе и врачи не разъясняют пациентам происходящих изменений, часто это состояние путают с более серьезным расстройством: послеродовой депрессией.
Основываясь на учебниках по антропологии, в разговорах с пациентами о материнском созревании я начала использовать понятие «притяжение и отталкивание».
Сначала расскажу о притяжении. В отличие от других представителей животного мира, новорожденный человек весьма зависим от родителей. Он не умеет ходить, не может самостоятельно питаться, за ним очень трудно ухаживать. В процессе эволюции природа позаботилась, чтобы у человека вырабатывался гормон окситоцин. Это происходит во время родов, а также при телесном контакте, то есть уровень гормона может повыситься и без родовой деятельности. Благодаря окситоцину мозг женщины настраивается, сосредотачивая внимание на ребенке, который становится для нее центром Вселенной.
Но в то же время в сознании женщины происходит некоторое отторжение, ведь она помнит и другие составляющие своей личности: иные взаимоотношения, свою работу, хобби, духовную и интеллектуальную жизнь, не говоря уже о физиологических потребностях: спать, есть, заниматься спортом и сексом.
Во время материнского созревания происходит непрекращающаяся эмоциональная борьба. И женщины, которые мне звонили, испытывали это эмоциональное напряжение. Именно поэтому они полагали, что нездоровы.
С ребенком на свет рождается мать
Но если бы женщины понимали, что материнское созревание — это естественный процесс, если бы они знали, что «притяжение и отталкивание» тяжело дается большинству молодых матерей, если бы они осознали, что в их ситуации нормально иметь противоречивые чувства и что этого не сто́ит стыдиться, они бы чувствовали себя менее одиноко, не боялись бы порицания со стороны и, я думаю, это снизило бы процент женщин, страдающих от послеродовой депрессии. Когда-нибудь я хотела бы изучить этот вопрос.
Я верю в эффективность терапевтических бесед. И если мы хотим, чтобы общество стало внимательнее относиться к процессу созревания женщины как матери, женщины должны начать разговаривать друг с другом, а не только со мной. Поэтому, мамы, заведите беседу о материнском созревании с другими мамами, с вашими друзьями и, если рядом есть такой человек, с вашим партнером, чтобы и они осмыслили процесс собственного становления и могли лучше поддержать вас.
Но суть здесь не столько в том, чтобы сохранить ваши отношения. Если часть вашей личности продолжает развиваться самостоятельно, вы оставляете место и для формирования личности вашего ребенка.
С рождением ребенка рождается и мать — и каждый рождается по-своему неуверенно. Созревание матери — это серьезный процесс и в то же время тяжелый, и на это способен лишь человек.
От редакции. В материале идет речь об эмоциональном напряжении и, возможно, усталости в первые месяцы после рождения ребенка. Но у некоторых женщин действительно возникает послеродовая депрессия. Прочитайте, как ее распознать:
Источник