- Как эффективно работать, когда нет настроения: 10 приемов
- 1. Отстранитесь
- 2. Ищите триггеры прокрастинации
- 3. Обратите внимание на то, что происходит у вас в голове
- 4. Разрешите себе сделать дело плохо
- 5. Уменьшайте свою работу
- 6. Ставьте границы
- 7. Смените обстановку
- 8. Отключитесь от интернета
- 9. Дайте себе взятку
- 10. Примите свою непродуктивность
- Как заставить себя работать?
Как эффективно работать, когда нет настроения: 10 приемов
Крис Бейли год ставил эксперименты над собой и своей производительностью, а теперь делится результатами изысканий в своем .
Я думаю, это очень по-человечески: периодически сопротивляться делам.
В ходе недели ваш уровень энергии и падает в зависимости от того, сколько вы спите, сколько кофеина потребляете, или сколько времени проводите с людьми. Поэтому неизбежно возникают моменты, когда вы чувствуете себя не в силах довести что-то до конца — пусть даже все идет по правилам, — и тогда вам приходится сопротивляться желанию тянуть время. Например, сегодня ночью я проспал положенные восемь часов, с утра пошел в спортзал, спланировал свой день и съел здоровый завтрак. Но хотя я сделал все, чтобы нарастить свой уровень энергии, мне просто не хватало энергии, чтобы делать свою работу хорошо.
К счастью, за последние годы (и особенно за время моего «года производительности») я отточил методы борьбы с этим сопротивлением. Когда нужно доводить дела до конца, но энергии не хватает, попробуйте перечисленные ниже 10 приемов.
1. Отстранитесь
Когда вы перестаете четко фокусироваться на текущей задаче и пытаетесь подумать, как она вписывается в более общую картину вашей жизни, вы можете увидеть с более высокой точки обзора, почему же важно довести это дело до конца.
Готовитесь к скучному промежуточному экзамену? Он поможет получить диплом с более высокими оценками, а затем и работу, которую вы хотите. Пишете нудный отчет по работе? Он поможет нарастить бизнес и сделать еще один шаг к захвату мира. Пишете заметку для блога о производительности? Она, будем надеяться, поможет вашим читателям стать более производительными, и они высвободят время для более осмысленных задач.
А если окажется, что у задачи нет конкретной цели или она не окажет влияния на вашу жизнь, то наверное, следует ее снять, делегировать или сократить.
2. Ищите триггеры прокрастинации
По словам Тима Пичила, который исследовал прокрастинацию больше 20 лет, у неприятных задач есть семь характеристик, которые подталкивают к прокрастинации. Это задачи:
— скучные;
— разочаровывающие;
— сложные;
— двусмысленные;
— неструктурированные;
— не имеющие смысла лично для вас;
— лишенные внутреннего смысла.
Когда вы отвлекаетесь от надоевшей задачи и спрашиваете себя, какие из этих черт ей присущи, вы можете составить план их изменения (сделать задачу более увлекательной, внятной или простой), чтобы «разогреться» и наконец добить ее.
3. Обратите внимание на то, что происходит у вас в голове
Если бы большинство людей разговаривали со своими друзьями так же, как с самими собой, друзей у них осталось бы немного. К сожалению, когда вы давите на себя, чтобы сделать дело, когда работа не спорится, ваши негативные слова, обращенные к самому себе, могут зашкаливать. У меня так нередко бывает.
В порядке эксперимента в следующий раз, когда вы затягиваете с каким-то делом, обратите внимание на то, что вы говорите самому себе. Если звучат слова вроде «Я не могу это сделать», «У меня это плохо выходит», «Почему же я все трачу и трачу время впустую?», вы только ухудшаете дело.
Исследования показали, что наши внутренние разговоры с самими собой бывают негативны на 80%. Поэтому когда вы давите на себя, лучше задуматься о том, чтобы стать добрее к себе.
4. Разрешите себе сделать дело плохо
Когда я начинаю тормозить со статьей, идеей или проектом, я просто разрешаю себе сделать работу совершенно отвратительно. Поскольку я единственный, кто когда-либо увидит оригинальную версию этого моего труда, после разрешения сотворить нечто отстойное я всегда придумываю более достойные идеи, чем когда я дожидаюсь, пока хорошая идея сама не всплывет в голове. Когда идеи неизбежно начинают возникать, я отбрасываю те дурацкие варианты, что пришли в голову с самого начала.
Каждый работает по-своему, но если вы отвечаете за множество сложных личных задач, попробуйте дать себе разрешение выполнить их плохо. Если не верите, что это сработает, послушайте меня: вы не видели, каким был первый черновик этой статьи.
5. Уменьшайте свою работу
Пытаясь работать слишком усердно или слишком много, когда у вас никак не клеится, вы лишь отобьете у себя остатки энтузиазма. Вместо этого лучше сократите время своей работы над тем или иным делом, пока не почувствуете, что вам комфортно. К примеру, если вы работаете над отчетом, но ничего не выходит, спросите себя: «Могу я поработать над ним два часа? Нет, слишком долго. А час? Получше, но все равно многовато — сама эта мысль сбивает с толку. А 45 минут? Знаете что, звучит прекрасно. Так и сделаю».
Это один из моих любимых приемов, помогающих начать работу над чем-то, к чему нет настроения. К тому же как только процесс пойдет, может оказаться, что вы проработаете дольше, чем собирались.
6. Ставьте границы
Как я убедился на собственном опыте во время попытки работать 90 часов в неделю, когда вы отводите больше времени на дело, это часто снижает производительность. Если же, например, вы отведете на подготовку отчета всего час, вместо того, чтобы сидеть над ним целый день, вы внушаете себе ощущение срочности дела и вынуждаете себя работать в течение часа более упорно, чтобы закончить отчет до поставленного дедлайна. Этот метод также сокращает вашу работу, но иным образом, чем прием номер 5.
7. Смените обстановку
Мы ведем себя по-разному в зависимости от среды, в которой находимся. Часто все, что нужно, чтобы выбраться из ямы и снова начать работать — это смена обстановки. К примеру, если вы работаете в офисе, попробуйте прийти на работу пораньше, когда там еще мало людей, или же поработайте из дома или из кофейни, если вам разрешают.
Когда я начинаю тормозить, работая из дома, я почти всегда ухожу в коворкинг или в кафе, чтобы сменить фон. Всякий раз это очень сильно влияет на мою энергию и сосредоточенность.
8. Отключитесь от интернета
Это один из самых недооцененных способов стать продуктивнее. Исследования показывают, что около половины времени, проведенного в интернете, уходит на прокрастинацию, и когда вы не в подходящем для работы настроении, бывает даже больше. Отключиться от сети — пусть даже на час-два — поможет взяться за дело, тратить меньше времени и стать продуктивнее, даже когда нет настроения.
9. Дайте себе взятку
Когда остальное не работает, попробуйте подкупить себя — вознаградить себя за выполнение рабочих целей. Это может быть что угодно — кофе, 15 минут в Фейсбуке, 30-минутный перерыв. Как объяснил мне Чарльз Дахигг, автор книги «Сила привычки», эта награда должна быть для вас действительно наградой.
Это не самая моя любимая стратегия в этом списке (потому что она подразумевает, что вы должны схитрить в общении с собой), но порой она оказывается чертовски сильным мотиватором. Особенно когда речь о еде.
10. Примите свою непродуктивность
Нереалистично ожидать, что вы будете производительны круглосуточно и 7 дней в неделю. Иногда «нет настроения» — это четкий знак, что вам стоит отвлечься от работы, подзарядиться, а в это время побыть непродуктивным человеком. Попробуйте понять, это просто прокрастинация или реальная потребность в перерыве.
Перерывы помогают освежиться, ослабить свою внутреннюю самокритику и подготовиться к задачам, которым вы сопротивляетесь. В конечном счете это позволяет работать более производительно — и если вы следите за своим уровнем энергии, отвлекаясь от работы, вы можете выбрать подходящее время, чтобы закончить перерыв и начать работать снова.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Как заставить себя работать?
В понедельник утром за неделю до Нового Года этот вопрос, думаю, актуален для многих.
Есть куча статей на эту тему. Вот основные советы:
- Начинайте с самой сложной задачи
- Сделайте первый шаг — продолжать будет уже легче
- Составьте план и неукоснительно ему следуйте
- Занимайтесь любимым делом
- Не отвлекайтесь
Всё просто. Закройте Хабр и приступайте к работе!
Только почему-то на меня все эти советы не действуют. Вроде правильные вещи люди говорят, но — не работает. Кстати, на тему «Почему не получается заставить себя работать?» тоже есть статьи. В них проблема описывается с точки зрения психологии и предлагаются решения вроде «избавьтесь от внутренних противоречий и страха перед неудачей». Наверное, если это сделать, то всё получится, но где найти эту волшебную кнопку «Избавиться от. »?
Прежде чем приступать к решению какой-то проблемы, надо разобраться в ее причинах. Этим мы сейчас и займемся. Сразу скажу, что какого-то общего рецепта я предложить не смогу, поскольку причины проблемы у каждого будут свои. Продемонстрирую только сам метод ее решения.
На мой взгляд, рассматриваемую в данной статье проблему можно разделить на две:
- Не хочется заниматься конкретной задачей
- Не хочется работать вообще
При этом состояние «Не хочется работать вообще» часто возникает из-за того, что накопилось слишком много задач, которыми не хочется заниматься. Есть и другие варианты — не нравится сама работа или просто устал — но тут вроде всё понятно: смени работу или выспись. Поэтому в дальнейших рассуждениях будем предполагать, что работа в целом нравится, самочувствие в норме, а работать не получается именно из-за каких-то «неправильных» задач.
Для начала составим список задач, которые нужно прямо сейчас делать, а вместо этого я пишу статью, читаю Хабр, смотрю видео, общаюсь с друзьями, играю, пью кофе или курю (нужное подчеркнуть). Составили? Хорошо. Теперь по каждой задаче задаем себе вопрос «Почему я ее не делаю?» Ответы в стиле «не хочу / не могу» дополняем до «не хочу / не могу, потому что. ». Если при этом удается осознать какие-то общие причины неделанья всех записанных задач — фиксируем их тоже. В итоге получится список значимых именно для вас проблем, приводящих к отлыниванию от работы. У меня получился вот такой:
- Задача слишком простая. В уме она продумывается за считанные секунды и воспринимается уже как решенная, так что выполнять ее после этого на самом деле становится совсем не интересно.
- Задача слишком сложная. Казалось бы, этот пункт противоречит предыдущему, но если расписать более подробно, то станет понятно, что никакого противоречия нет. Мне не нравятся однотипные задачи с заранее известным алгоритмом решения — мне нужно пространство для творчества. Однако если задача настолько выбивается из привычных рамок, что я вообще не представляю, с какой стороны к ней подступиться, то это убивает всякое желание экспериментировать.
- Задача важная, но не срочная, поэтому всё время отодвигается другими — не такими важными, зато более срочными. В этом случае, как правило, рекомендуют делегировать все эти неважные задачи сотруднику, для которого они будут достаточно важными — но что делать, если делегировать некому?
- Решение задачи явно можно автоматизировать, но сейчас ее приходится выполнять вручную. Такая ситуация возникает, когда второй-пятый-десятый раз делаешь то, что уже делал, видишь закономерность и понимаешь, что ее можно легко запрограммировать, чтобы всё делалось само. При этом бросаться программировать прямо сейчас тоже не хочется, потому что смотри пункт 1.
- Для решения задачи требуется выход в реальный мир со всеми вытекающими последствиями. Например, отправить клиенту оригиналы документов Почтой России. Этот и предыдущий пункт, пожалуй, являются следствием профессиональной деформации айтишника, но факт остается фактом — такие проблемы мешают решению некоторых задач, и с этим надо как-то бороться.
- Нет внешнего стимула. Нет четких сроков. Или есть, но до дедлайна еще несколько дней, а работы там на пять минут — по крайней мере, так кажется сейчас. Никому не нужно отчитываться о выполнении задачи, потому что начальник вам доверяет и каждый чих не отслеживает, или вообще вы сам себе начальник.
- В задачу нужно погрузиться полностью и надолго — боюсь, что могу увлечься и потерять контроль над другими текущими задачами.
- Задача противоречит внутренним убеждениям. Например, мне трудно напоминать людям, что они мне что-то должны, а делать это периодически приходится.
- Ненадолго переключаюсь на чтение почты или разных полезных статей на Хабре — и на целый час работа встает.
- Задач слишком много. Выделить из них одну-две самые важные и срочные — не получается. Возникает ощущение «всё равно ничего не успеть» и происходит автоматическое переключение на более приятное времяпрепровождение.
Вот, целых 10 причин удалось выявить. Можно продолжить это увлекательное занятие и найти еще штук 10, помельче, но давайте лучше разберемся с этими. Пойдем так же по пунктам.
- После того, как составлен такой внушительный список проблем, становится ясно, что слишком простые задачи — это просто подарок. Решаются они легко и быстро — возможно, на решение нескольких таких задач вы потратите меньше времени, чем на прочтение этой статьи и составление своего списка. А найти в них интерес теперь тоже несложно — раз мы начали разгребать завалы накопившихся дел, значит хотим, чтобы количество нависших над нами задач сократилось, а маленькими шагами это делать легче. Кстати, и проблема № 10 в результате станет не такой острой.
- Со слишком сложными задачами будет сложнее. Тут главное понять, что если задача есть, то решать ее так или иначе всё равно придется (вряд ли она рассосется сама собой). Поэтому надо закрыть глаза и сделать первый шаг (где-то нам такое уже советовали, да). Возьмем простой пример. Надо сделать презентацию для выступления на конференции, а опыта такого нет. В голове вроде есть мысли (тема хорошо знакома, иначе бы нам не поручили выступать), но как сделать презентацию, непонятно. Можно сидеть и жалеть себя. А можно открыть PowerPoint и сделать первый слайд — с темой и именем докладчика. А в конце сделать слайд «Спасибо за внимание» с указанием контактных данных. Вот, уже кое-что. На этом этапе главное не увлекаться проработкой деталей — подбором шрифтов и т.п — потому что нужно двигаться дальше. А дальше начинаем думать, о чем будем рассказывать — и на каждый тезис делаем отдельный слайд с заголовком. Потом станет понятно, что где-то нужны картинки, схемы, анимация… В итоге сами не заметите, как презентация будет готова. Конечно, вы можете возразить, что нет ничего сложного в том, чтобы сделать презентацию, а вот реально сложная. Тем не менее, попробуйте такой подход — наверняка дело сдвинется с мертвой точки, а там уже будет стыдно не доделать до конца.
- Переходим к важной, но не срочной задаче. Для начала определим, почему она, собственно, важная. Возможно, некоторые задачи только кажутся важными, и на этом этапе благополучно отсеются — т.е. станет ясно, что их можно не отодвигать постоянно, а отменить совсем. Такое действительно бывает. Если все-таки задача оказалась важной, то надо понять, на что повлияет ее успешное завершение. Возможно, вы сможете выпустить новую версию продукта и ваши пользователи будут счастливы. Или сможете заняться другой задачей — интересной и приятной. Это уже само по себе стимулирует покончить наконец с тем, что мешает такому светлому будущему, плюс могут проявиться какие-то сроки — например, новую версию планируется выпустить до нового года, значит у задачи есть вполне обозримый срок.
- В случае, когда задачу, которую можно автоматизировать, приходится выполнять вручную, думаю, остается только смириться с несовершенством мира — не всё всегда получается так, как хочется. Надо сделать эту задачу вручную. И потом еще одну такую же. А когда терпеть станет уже невмоготу, тогда все-таки взять и автоматизировать ее. Вот и всё.
- Выходить в реальный мир на самом деле даже полезно. После этого становится ясно, что не такие уж и сложные эти задачи в пункте 2. Можно воспринимать это как дополнительную мотивацию для решения привычных задач.
- Если у задачи нет внешнего стимула, можно придумать его самостоятельно. Придумать некий вызов для себя. Например, сказать коллегам, что вы готовы вот эту самую задачу сделать за N часов (срок должен быть реальный, но не позволяющий лениться). И вперед!
- Если со всеми предыдущими задачами вы уже разобрались, то нет ничего страшного в том, чтобы в какую-то задачу погрузиться полностью. Отдайтесь интересному захватывающему делу — вы это заслужили.
- Менять убеждения ради одной задачи, которая им противоречит, конечно не стоит. А вот мужественно решить ее и гордиться тем, что преодолел эту сложность — чем не вариант? Однако тут надо более тонко подходить к вопросу — если противоречие очень сильное или таких задач много, то, возможно, лучше не ломать себя, а задуматься о смене вида деятельности.
- Ненадолго переключаться не только можно, но и нужно. Но лучше переключаться на что-то заметное начальству — например, чай попить или выйти
покуритьпогулять. Во-первых, так вы отдохнете лучше, во-вторых, всё тот же внешний стимул добавляется — пить чай целый час вам вряд ли позволят. - Задач слишком много? Уже нет! Двигаясь небольшими шагами, к этому моменту вы уже решите большинство проблем, так что последняя исчезнет сама собой.
Вот как-то так. Успехов в работе и с наступающим!
Источник