Как заставить человека чувствовать стыд

Чувство стыда. Терапия в гештальт-подходе.

Статья будет полезна тем, кто интересуется методами гештальт-терапии. Из лекции «Стыд и другие чувства, останавливающие контакт» (Коссе, Заец).

На терапии мы проводим диагностику клиента: способен ли он испытывать те или иные чувства (злость, стыд, вину). Механизмы у всех разные. У многих существует токсическая вина или стыд. У кого-то мы не наблюдаем страха там, где он, казалось, должен быть.

О природе чувств

Как возникают чувства? Любые чувства имеют регуляторное значение.

Иногда клиент не может что-то сказать, терпит, так как привык, что его чувства не принимаются его окружением.

О природе чувства стыда

Стыд -ощущение того, что я должен быть каким-то другим =>не могу себе позволить выразить себя настоящего => не вхожу в контакт => не существую. (Так как существование определяется моментом взаимодействия).

Сигнальное значение стыда -вы вышли за пределы своих границ сделали что-то, не соответствующее вашему представлению о себе. Стыд -ориентир в нашем внутреннем мире.

Стыд можно испытывать так же, когда мы просто пробуем что-то новое, что раньше не делали в своей жизни. Например, девушка, которая раньше прятала свою красоту, решила стать более заметной, надев привлекательный и соблазнительный наряд. Выходя к людям, она может испытывать стыд.

Токсический стыд и синдром самозванца

Токсический стыд возникает часто у детей, воспитанных оценивающими и обесценивающими родителями. Ты появился на свет и уже не соответствуешь их ожиданиям. «Почему не пять баллов? Почему не первое место?» Притом это может быть в любой семье. Например, красавица может стыдиться своей внешности, если в семье было принято быть маленькой и полненькой, как мама. Отсюда и синдром самозванца— отсутствие принятия в детстве. Человек не верит в свои успехи и думает, что его сейчас разоблачат.

Токсический стыд испытывает человек, которому не было места в семье таким, какой он есть. У родителей интровертов рождается шумный, активный ребенок. Или наоборот- у активных родителей рождается спокойный или меланхоличный сын. Возникает нестыковка с родительскими ожиданиями и ожидания оказывают давление, все это приводит к стыду. То, что не поддерживается родителями, убирается из контакта.

Работа с токсическим стыдом занимает годы. Но очень важно, чтобы клиент нравился терапевту, был принят, необходимо доверие и принятие. Стыд в терапии уходит через знакомство с собой.

Телесные симптомы стыда

У ребенка возникают чувства, но форму его реакции родители не принимают: «мальчики не плачут» «девочки не дерутся». В этом случае срабатывает механизм -форма меняется на невротическую, и если эмоция никак не может проявиться, то она остается в теле и становится телесным симптомом. Тело -место фиксации нашего стыда.

(Мы защищаемся телом, например, плохая кожа -чтобы не общаться с людьми)

У стыда есть социальная характеристика — для испытывания стыда необходим взгляд Другого (впрочем, это может быть и не реальный человек, а, например, Внутренний Родитель). К слову, и излечивается стыд только в контакте с другим -близким человеком, терапевтом.

Стыд терапевта

На терапии чувство стыда возникает нередко. Пришел на терапию -со мной уже что-то не так. Но стыд возникает не только у клиентов, стыд испытывают терапевты — от бессилия, чувства некомпетентности.

Откуда возникает чувство унижения

Когда мы испытываем чувство унижения? Когда я вдруг оказался меньше, чем ситуация.

Начальник все время общается со своими подчененными и вдруг выходит в люди, где никто перед ним не заискивает и каждый не смеется его шуткам. И неожиданно оказывается «меньше».

Чувство унижения возникает в ситуациях сексуального насилия, плена, обращения жестокого начальника. Унижение испытывают тогда, когда ожидают от себя большего. Человек приспосабливается к ситуации -не борется, но думает, что должен был бороться, себя защищать, быть каким-то другим.

Терапия стыда

Во время диагностики клиента мы исследуем, как возникают переживания клиента. Клиенту вдруг стало стыдно. Кажется, это от воспоминаний о событиях, о которых он рассказывал. Но только ли от этого?

Работа со стыдом в терапии

Из книги Гештальт-терапия шаг за шагом

Ранимым клиентам присуще чувство стыда. Поддержку и стыд можно рассматривать как два полюса. И то, и другое является способами регулирования контакта, движения по направлению к желаемому или от отвергаемого. Хотя обычно поддержка воспринимается как нечто хорошее, а стыд как плохое, в определенных условиях, слишком сильная поддержка может расхолаживать, а недостаток стыда мешать. В этом, позитивном смысле, стыд позволяет человеку избегать или защищаться от ситуаций, которые не дают поддержки или даже несут опасность.

Читайте также:  Когда чувствуешь себя старой бабкой

Якобе подчеркивает опасность стыда в отношениях между консультантом и клиентом. Неравные отношения, вероятность переносов, уязвимая позиция клиента и неосознанная защита терапевта от своего собственного стыда — все это вместе делает возникновение стыда весьма вероятным. Мы уже упоминали феномен защиты терапевта от собственного стыда, когда говорили о его уходе в отпуск.

Крис чувствовал себя очень уязвимым, поскольку его терапевт собирался на долгие летние каникулы. Обычно, когда Крис выражал на сессии боль и утрату, это вызывал у терапевта эмпатию и желание внести ясность. Но на этот раз он почувствовал возмущение и давление по поводу того, что он должен объяснять законность и необходимость отпуска.

Застигнутый врасплох этой своей реакцией, терапевт беспомощно промолчал и упустил момент. Однако позже, на супервизии, стало ясно, что Крис пробудил в нем чувство стыда за то, что тот покидает ранимого клиента и неосознанной реакцией терапевта явилась защита.

У некоторых клиентов стыд настолько глубоко укоренен, что регулярно проявляется в отношениях с терапевтом. Маккейн называет это «узами стыда», сформированными в детских отношениях. Когда ребенок энергично сообщает о своей потребности или по иной причине возбужденно обращался к окружению, те, кто были рядом, отзывались неуважительно, пренебрежительно или даже агрессивно. Неприятие со стороны окружения и уменьшение энергетического уровня переживалось как стыд. Если это случалось часто, чувство стыда оказывалось сложным образом увязано с первоначальной потребностью.

Вот что говорит Маккейн: «Возникает прочная связь между стыдом и отвергнутой потребностью, и как следствие — потеря необходимого нам признания. Потребность немеет. Связанная со стыдом потребность не исчезает. Каждый раз, когда она неосознанно проявляется, человек чувствует стыд, который помогает ему, во-первых, переживать потребность как «не мое», а во-вторых, сохранять гармонию с окружением, которое по-прежнему отказывается признать эту потребность».

Предложения по работе со стыдом

Выше сказано, что стыд может сигнализировать о том, что клиент не находит поддержки, достаточной для того, чтобы справиться с ситуацией. Также это сигнал терапевту о том, что и в терапевтических отношениях клиенту не хватает поддержки. Никогда не заставляйте клиента следовать дальше в том направлении, которое вызывает стыд.

Поставьте себя на место клиента.

Любой человек знает, что такое стыд. Стыдясь, мы чувствуем себя очень одинокими. Как будто находишься в луче прожектора и некуда сбежать. В такой ситуации гештальт-интервенции, подчеркивающие дистанцию с терапевтом: развитие осознавания, комментарии по поводу позы или по поводу дискомфорта клиента — только усилят ощущение клиента, что он находится в луче прожектора и что его продолжают стыдить.

В это время наоборот следует «включиться» и представить, как бы вы себя чувствовали и чего бы вы хотели на месте клиента. Это время для сонастроенности, для того, чтобы быть чутким партнером рядом с клиентом, а не наблюдателем. По-настоящему полезными в этой ситуации могут быть слова о совместном переживании, а не стороннее комментирование.

Весли вспомнил и как бы заново пережил поведение отца и свое собственное отвращение по этому поводу, и буквально весь сжался от стыда.

Полным эмпатии голосом консультант сказал: «Это действительно тяжело, я понимаю».

Распознавание чувства.

Природа стыда такова, что он часто оказывается вне осознавания. То, что на самом деле зачастую является всего лишь ситуационно-обусловленной трещиной в отношениях, может восприниматься и переживаться как абсолютная ин-валидизация всей личности такой, какая она есть] как подтверждение того, что личность плохая и не представляет никакой ценности. Частью работы терапевта является помощь клиенту в распознавании конкретного переживаемого им чувства, иногда называемого стыдом, и в осознании того, что это всего лишь часть его личности (см. выше о присвоении себе своего опыта). Другая часть — в формировании понимания того, что это чувство может быть пережито, принято и им можно поделиться с другими людьми. По словам Кепнера, эти чувства «…должны быть, по крайней мере, замечены и артикулированы с тем, чтобы перейти из непроговариваемого фона в проговариваемый контекст». Исцеление же приходит с отношениями.

Принятие проекций.

Одной из составляющих реакции стыда может быть не уход, а наоборот злость или ярость на терапевта, который своим комментариями или интервенциями вызвал это чувство. Это бывает тяжело вынести, но в каком-то смысле это более здоровая реакция на воспринимаемую угрозу. Опасность состоит в том, что у терапевта эта злость и критика также могут вызвать стыд. Следует избегать вполне понятного желания мгновенно отреагировать защищаясь или оправдываясь, а постараться принять и выдержать атаку. В таком случае вы создадите лучшие условия для диалога с клиентом, в котором вы сможете осмыслить происшедшее и присвоить свою часть совместно пережитого опыта.

Читайте также:  Пламя отпылало остается пепел радость миновала остается грусть

Настройка на невербальные сигналы. Важно научиться распознавать первые сигналы надвигающегося чувства стыда. Многие из реакций стыда берут начало в том возрасте, когда клиент был слишком маленьким, чтобы артикулировать или понять свой стыд и был способен выражать его только невербально. Клиент может проявлять признаки смущения, ежиться, меняться в лице, замирать или стараться стать как можно менее заметным. Это поможет вам отреагировать раньше и уменьшить вероятность ухудшения ситуации.

(Замечание: таким образом, консультант намеревался решить четыре задачи: во-первых, озвучить свой «вклад» в чувство дискомфорта у Молли и, таким образом, взять на себя ответственность за него. Во-вторых, он прояснил ее чувство и со-пережил его. В-третьих, он помог Молли осознать, как серьезно допущенная им ошибка повлияла на ее самоподдержку. И, в-четвертых, он помог ей принять его ошибку и сохранить само-поддержку).

Принятие клиентского образа самого себя за отправную точку.

Склонный к самокритике клиент подталкивает терапевта к тому, чтобы занять противоположную клиентской позицию и постараться вытащить клиента из его ответов основанных на чувстве стыда, особенно если очевидно, что клиент к себе несправедлив. Однако, пытаясь убедить клиента, что тот никак не может быть «во всем виноватым», «самым глупым в своей семье» или «совершенно нелюбимым», консультант снова стыдит его, сообщая ему, что тот не прав и ошибается.

Ро долго страдала от пищевого расстройства и тщательно скрывала это. По мере того, как росло ее доверие к терапевту, она постепенно обнаруживала, сколь беспощадно она воспринимает себя — она ощущала себя уродливой, жирной и глупой. Терапевт, обладавший хорошей самоподдержкой, сохранял творческую невовлеченность и любопытство и продолжал расспрашивать ее о деталях и степени этих ощущений. Казалось, что Ро все больше расслабляется по мере тош, как она рассказывала о своем самовосприятии. Внезапно она остановилась и сообщила, что впервые ее просто слушают и не пытаются переубедить.

Она чувствовала, что ее принимают и понимают. На следующих сессиях она сообщила, что по-прежнему ощущает облегчение, и что хотя она сохраняет о себе тебе же представления, беспокоят они ее меньше.

Источник

Стыд и стесни́тельность! Как навсегда избавиться от стыда!

Тема сегодняшней статьи стыд и излишнее стеснение, которое отравляет качество жизни и лишает полноты свободы действий людей! Цель — понять как образуется стыд и как его преодолевать. Информационно-практический материал для всех желающих разобраться. Постараюсь сделать его легким для восприятия.

Перейдем сразу к делу. Ниже я представляю небольшой план:

1) Эмоция стыда. Что это?

2) Как образуется стыд. Психологическая конструкция.

3) Как преодолеть стыд. Практика.

4) Итоги и рекомендации.

1) Стыд — это деструктивная эмоция свойственная только человеку. Почему только люди могут испытывать стыд вы поймете в пункте 2.

Данная эмоция выражается как ощущение собственной неполноценности и порой собственной никчемности по сравнению с другими людьми. Эмоция стыда тесно связана с другими людьми и их оценками. Ведь стыд можно испытывать, только, перед какими-то конкретными людьми. Простая проверка: дома мы ведем себя более свободно и непринужденно, можем позволить себе ходить в старой одежде, с немытой головой и вообще выглядеть не лучшим образом. Не думаем о том, как выглядим со стороны и т. д. Но в обществе других людей , особенно посторонних, мы пытаемся соответствовать определенным нормам и правилам.

Плавно мы перешли к пункту два

2) Невозможность соответствовать принятым нормам и правилам + требования к себе соответствовать им + низкая оценка себя за несоответствие — создает эмоцию стыда. Теперь вы понимаете почему животные не испытывают стыда? У них нет самосознания, внутреннего диалога и размышлений. Следовательно животное на биологическом уровне не может требовать от себя соответствовать правилам , к тому же оно не может себя оценивать.

Вернемся к людям. Причина стыда мысли. Это отличает стыдливых людей от пофигистов. Они по разному оценивают ситуацию. По разному мыслят. Важно отметить, что это автоматические мысли и пролетают они мгновенно, они отработаны до автоматизма.

Схема мышления чаще всего состоит из нескольких когнитивных (мыслительных) ошибок. Это долженствование, оценочное суждение, чтение мыслей.

Долженствование это когда вы говорите себя что «я не должен или наоборот должен». Ошибочность этой установки состоит в том, что долженствование подразумевает единственную форму поведения, а как можно убедиться на практике существует и другие варианты развития событий. Например, вы говорите: я должен всегда выглядеть хорошо. Но практика показывает что это невозможно. Чем сильнее вы будете сопротивляться объективной реальности, что невозможно выглядеть всегда хорошо, тем выше будет чувство стыда. Но это в случаи если вы выглядите в этот день неважно.

Но просто требование не вызовет именно эмоции стыда, требование должно быть подкреплено оценкой себя. Если я выгляжу плохо значит я урод. Получается низкая оценка, которое подразумевает, что человек хуже, чем другие люди. Этого уже достаточно что бы чувствовать себя неуверенно и неполноценно в обществе других людей.

Читайте также:  Если во рту чувствуется вкус железа что это

Но еще больше ситуацию может усугубить мыслительное искажение под названием чтение мыслей. Это особенность психики, которая называется проекцией. Ее суть в том что вы, как будто знаете, что думают о вас другие люди. На самом деле вы знаете только то, что вы сами думаете о себе и приписывает свои мысли другим людям.

А теперь представим человек попал в ситуацию, когда он плохо выглядит и у него нет возможности привести свой внешний вид в порядок. При этом он требует от себя отлично выглядеть, без вариантов, только отлично и никак иначе. Так как ему это не удалось он называет себя уродом и при этом он приписывает эти мысли окружающим людям. У любого человека при таких условиях будет сильнейшее напряжение , стыд и ощущение собственной неполноценности.

3) Так что делать? Нужно изменить схемы мышления. Нужна прорабатывать три когнитивные ошибки которые были описаны выше: долженствование, оценочное суждение и чтение мыслей.

Необходимо в ситуации стыда уловить ели заметные автоматические мысли. Это приходит с практикой. Найти в них 3 когнитивных искажения и заменить их на объективные.

Долженствование заменяется на пожелания. Вместо «я должен» или «я не должен» сказать себе — я хотел бы. Или было бы лучше. Или было бы неплохо.

Оценочное суждение. Просто прекратить себя оценивать. Вы не можете объективно оценить себя как человека в целом. Ведь поступок не характеризует вас. Поступков много они разные. Это продукт вашей деятельности, а не вы сами. Вы это вы, а ваш поступок это ваш поступок. Грубо говоря вы не равно ваш поступок. Оценивайте свои поступки любым образом, осуждайте их , критикуйте, но не переносите это на себя.

Чтение мыслей: как вы поняли это проекция ваших мыслей и что думают другие вы не знаете. Не верите? Убедимся на практике. Спросите знакомого человека о чем он думал в ситуации и проверьте свои догадки. При этом попробуйте предсказать позитивные мысли людей. В общем на практике вы точно убедитесь, что читать чужие мысли вы не умеете и очень часто ошибаетесь. Ведь у разных людей разные схемы мышления. Человек без стыда и вас не оценит плохо в неловкой ситуации.

Человек боится начать разговор. Он думает о том , что скажет какую-то глупость и будет выглядеть нелепо. Его когнитивные ошибки будут такие: Я не должен никогда говорить глупости (долженствование). Если я выгляжу глупо другие люди думают что я дурак (чтение мыслей). Если я веду себя глупо я и есть дурак. (оценка себя).

Объективные мысли , на них надо заменить свою привычную схемы мышления:

Я привык считать себя дураком за нелепое поведение, но на самом деле это не так. Это лишь привычка так думать. Возможно мое поведение и слова покажутся глупыми, но это точно не означает что глупый я. Это лишь поведение такое.И я имею право иногда вести себя глупо. Это нормально. Многие люди иногда ведут себя глупо, потому что в этой жизни невозможно вести себя идеально. Это вовсе не докажет что я дурак. Как я могу быть дураком , если физически невозможно не совершать глупости никогда. Что подумают другие люди, я не знаю, я не умею читать мысли других людей. Вариантов много, но я по привычке думаю о самом неприятном. В худшем случаи действительно кто то подумал что я дурак. Это маловероятно, но если кто-то так подумал это его право и вовсе не доказывает что он прав. Это его мнение не более того. Я не равно чужое мнение.

4) Главный секрет преодоления стыда это постоянная практика. Вы должны фанатично менять свои жесткие требования и оценки на объективные, соответствующие реальности. Самое главное делать так как вы не делали. Изменить привычную форму поведения. Сказать, где молчали, сделать то, чего не делали. Менять поведение. И когда в вашем мозге образуются новые нейронные связи, вы не будете испытывать чувство стыда или сильного стеснения. Гибкое мышление станет автоматическим и не надо будет прилагать усилия что бы побороть стыд каждый раз.

Тема обширная, но я постарался уместить ее в рамки этой статьи. Думаю многим будет полезна эта информация. Как минимум вы задумаетесь.

Если вам понравилась статья подписывайтесь на мой блог. Делитесь материалов в соц сетях.

Вопросы присылайте на почту (указана в конце 1 статьи)

Источник

Оцените статью